Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация юридического лица в 2022 году: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эта обязанность возложена на соответствующую инспекцию. Для них город условно делится на районы, для каждого из них выделен свой офис. Проще всего определить, какое именно отделение поможет в открытии предпринимательства, через специальный сервис от федеральной налоговой службы. Там достаточно будет ввести свой город и улицу, чтобы он выдал адрес ближайшего ФНС. Найти его можно, даже если просто спросить в поисковой строке. Обычно ближайшая будет именно той, что нужна.
Стоит отметить, что для ИП учитывается место жительства будущего владельца, а для других видов собственности это местоположение — юридический адрес фирмы.
Это деятельность по внесению изменений в государственный реестр. Они меняют данные, когда требуется создать новое ООО, изменить его, реорганизовать, ликвидировать или провести другие действия в отношении ОАО, ИП и иных предприятий. Когда они прекращают свою деятельность, то вносятся соответствующие сведения.
Для каждого из указанных выше действий есть отдельный регламент, который прописывается порядок, сроки и определенный пакет документов — один для регистрации юридического лица, другой для его ликвидации и так далее. Там же прописан срок, в течение которого госорган должен дать ответ и выдать подтверждение правомерного статуса или обоснованный отказ.
Комментарии к ст. 51 ГК РФ
Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.
Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
— документ об уплате государственной пошлины.
Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таковыми являются:
— непредставление необходимых для государственной регистрации документов;
— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Создание юридического лица
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет три способа образования юридических лиц.
1. Распорядительный способ. Предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления. Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. В настоящее время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др.
Государственная регистрация юридического лица: как проходит процедура
Согласно законодательству России, юридическое лицо – это организация, созданная с определенной целью, имеющая в собственности обособленное имущество. Юрлицо может осуществлять имущественные и неимущественные права, а также вправе быть истцом или ответчиком в суде.
К основным признакам юридического объекта можно отнести наличие обособленного имущества и самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях. В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридические образования делятся по:
- цели деятельности, например, получение прибыли;
- организационно-правовой форме;
- характеру отношений между юрлицом и его учредителями.
Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Первые являются участниками рынка и осуществляют свою деятельность ради прибыли. Деятельность некоммерческих организаций не имеет отношения к получению прибыли. Классификация как коммерческих, так и некоммерческих юрлиц выглядит следующим образом:
- хозяйственные товарищества и общества;
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- некоммерческие организации.
- В свою очередь, основные виды юридических лиц могут делиться на подвиды. Так, существуют следующие хозяйственные товарищества и общества:
- общества с ограниченной ответственностью (ООО);
- общества с дополнительной ответственностью;
- акционерные общества;
- дочерние и зависимые общества;
- полные товарищества;
- товарищества на вере.
С апреля 2018 года учредительные документы инспекции выдают в электронном виде. Однако по запросу пользователей в ведомствах выдают и бумажные документы. Если вы решили создать ООО (общество с ограниченной ответственностью), вам нужно будет подготовить следующие документы для государственной регистрации:
- заявление на регистрацию;
- решение о создании юридического лица;
- устав общества;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
- Создать ООО можно совместно с другими физическими лицами. В этом случае потребуется более серьезная подготовка и следующие документы:
- прошение о регистрации;
- протокол собрания учредителей;
- договор об учреждении коммерческой организации;
- устав компании;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
Помимо этого, нужно подготовить документы, которые смогут подтвердить юридический адрес. Если среди учредителей ООО есть иностранцы, нужно будет перевести на русский язык документы, удостоверяющие их личности. Подать обращение на регистрацию юридического объекта вправе как учредитель, так и представитель при наличии нотариальной доверенности.
Создание юридических лиц: способы и порядок. Государственная регистрация юридических лиц
Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц:
- Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным), он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица.
- Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).
Некоторые авторы также выделяют распорядительный способ создания юридического лица (см., напр., Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с.
С.130.). Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.
С выделением указанного способа создания юридического лица вряд ли можно согласиться, так как отграничение явочно-нормативного и разрешительного способов осуществляется по критерию необходимости получения предварительного разрешения органов публичной власти, а распорядительный способ выделяется на основании наличия (либо отсутствия) внутреннего распоряжения учредителя.
В качестве учредителей юридического лица могут выступать:
- их первоначальные участники (члены) (например, в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
- собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
- иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам.
Сумма государственной пошлины за открытие ООО в 2022 году составляет 4 000 рублей.
Дата оплаты в квитанции госпошлины должна быть обязательно позднее даты подписания решения единственного учредителя (если 1 учредитель) или протокола собрания учредителей (если 2 и более учредителя). Смысл в том, что сначала всегда принимается и подписывается решение или протокол о создании организации, а только потом оплачивается государственная пошлина.
Если учредитель один, то оплата госпошлины производится единственным учредителем. Если учредителей 2 или более, то произвести оплату может:
- Учредитель, назначенный в протоколе общего собрания и договоре об учреждении ответственным за регистрационные действия (самый простой и распространенный вариант).
- Каждый учредитель (правильный вариант с точки зрения закона). На каждого учредителя подготавливается своя квитанция, при этом общая сумма госпошлины делится в равных долях на всех учредителей. Заметьте, что если в результате деления сумма получилась с копейками, то ее необходимо округлить в большую сторону до целого рубля.
Открытие расчетного счета в банке
Регистрация фирм заканчивается открытием расчетного счета в банке. Некоторые фирмы не ограничиваются одним счетом и открывают расчетные счета в двух, трёх банках сразу.
Открытие расчетного счета в банке производится организациями для осуществления безналичных операций. Процедура открытия банковских счетов регламентируется Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И.
Счет в банке открывает Генеральный директор общества, он же подписывает все «банковские» документы, в том числе банковскую карточку с образцами подписей.
Подписи ставятся в присутствии лица, которое будет удостоверять их подлинность. Это может быть нотариус или уполномоченное лицо банка.
Как правило, для открытия расчетного счета требуется следующие документы (уточнять в выбранном банке):
- Заявление на открытие счета;
- Карточка с образцами подписей и оттиска печати;
- Анкета Клиента;
- Договор банковского счета;
- Копии ( и/или оригиналы) документов (протоколов, приказов, решений), подтверждающих избрание/назначение единоличного исполнительного органа юридического лица, а также документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор банковского счета (если договор подписан не руководителем);
- Копии (и/или оригиналы) документов (протоколов, приказов, решений, доверенностей), подтверждающих полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами. При отсутствии в штате юридического лица лиц, которым может быть предоставлено право второй подписи, — документ, подтверждающий возложение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на руководителя юридического лица;
- Копии документов, удостоверяющих личности лиц, наделенных правом первой и второй подписи (предоставляются вместе с оригиналом документа для установления соответствия представленных копий оригиналам);
- Копия и оригинал учредительного документа (устава);
- Копия и оригинал Свидетельства о государственной регистрации, заверенная нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
- Копия и оригинал (для ознакомления) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- Копия и оригинал информационного письма об учете в ЕГРПО. Письмо госкомстата;
- Копия ( и/или оригинал) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной не ранее чем за 30 календарных дней до даты предоставления в Банк, заверенная нотариально;
- Копии лицензий (разрешений), выданных юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, заверенные нотариально;
- Документы, подтверждающие местонахождение юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного лица или лиц, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности. (Договор аренды).
Как получить свидетельство о регистрации юр.лица
Данный документ подтверждает тот факт, что организация внесена в ЕГРЮЛ, в гос. реестр юр.лиц или же ЕГРИП.
Существование компании будет подтверждать данная запись и она будет способствовать оформлению бланка, имеющего форму Р51001 с водяными знаками.
В данном бланке будет указываться ниже представленная информация:
- Указывается ФИО предпринимателя или же наименование организации;
- Отмечается дата, когда была произведена гос.регистрация;
- Указывается гос. регистрационный номер, то есть ОГРН;
- Указывается наименование органа, которым было выдано свидетельство;
- Указывается номер и серия документа;
- Также вместе со свидетельством должна быть выдана выписка, в ней будут содержаться все данные о гос.регистрации юр.лица, данная выписка понадобится при действии передачи документов в банк, перед тем как вам будет открыт расчетный счет.
Выбираем юридический адрес
До регистрации ООО необходимо определиться с местонахождением организации.
Местонахождением общества может быть только нежилое помещение.
Документы относительно юридического адреса ООО в орган, осуществляющий регистрацию, не представляются, но юридический адрес необходимо указывать в уставе, а также в заявлении о госрегистрации.
Получить юридический адрес можно различными способами. Например, можно арендовать нежилое помещение, в этом случае лучше письменно оформить соглашение о предоставлении помещения для местонахождения общества. Подтверждением договоренности может быть, к примеру, предварительный договор аренды, гарантийное письмо.
Подготавливаем устав ООО
Для каждой конкретной организации Устав может быть разработан индивидуально, но при этом должен включать в себя обязательные сведения, указанные в статьях 14 и 92 Закона «О хозяйственных обществах».
В уставе ООО нужно указать:
наименование хозяйственного общества;
место его нахождения;
цели деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, и предмет деятельности;
размер уставного фонда;
права и обязанности участников;
структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов;
порядок управления деятельностью хозяйственного общества;
орган управления либо лицо (работника) хозяйственного общества, уполномоченных на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников;
порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством (не менее двух третей, трех четвертей) голосов;
условия и порядок распределения прибыли и убытков;
перечень представительств и филиалов;
ответственность общества, его участников;
порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственного общества (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе;
перечень участников общества с ограниченной ответственностью и сведения о размере долей в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью каждого из его участников;
размер и состав вкладов участников общества с ограниченной ответственностью в его уставный фонд;
указание на орган общества с ограниченной ответственностью, к компетенции которого отнесены вопросы создания и ликвидации представительств и филиалов этого общества;
порядок выхода участника общества с ограниченной ответственностью из этого общества, а также его исключения;
порядок перехода доли (части доли) в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью к другому лицу;
иные сведения, являющиеся обязательными в соответствии с законодательством или решением учредителя.
Учредители могут включить в устав и другие условия.
Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)
В процессе образования организации выделено несколько этапов:
- Первая стадия. В ходе нее определяется состав учредителей и проводится общее их собрание.
- Вторая стадия. На этом этапе выбирается организационно-правовая форма.
- Третья стадия. В ходе нее оформляются учредительные документы.
- Четвертая стадия. Она предполагает разработку наименования организации.
- Пятая стадия. На этом этапе определяется место, где будет находиться организация.
- Шестая стадия. В ходе нее формируется складочный (уставной) капитал, паевый фонд.
- На седьмом этапе осуществляется государственная регистрация.
Возникновение юридических лиц. Порядок образования, учредительные документы, государственная регистрация.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Регистрация юридического лица
Любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном на то органе – регистрирующий орган. Функции регистрирующего органа выполняет Федеральная налоговая служба в лице своих территориальных инспекций (для коммерческих организаций) и Министерство юстиций (для некоммерческих организаций). В Москве данная функция возложена на МИФНС № 46.
Сведения о созданном юридическом лице вносятся в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). ЕГРЮЛ является частично открытым для всеобщего ознакомления реестром, т.е. не все содержащиеся в нем сведения могут быть получены для ознакомления.
Регистрация предприятия: пошаговая инструкция
Любое юридическое лицо в Украине считается созданным со дня его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации урегулирован Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований».
Однако прежде чем отправляться к регистратору (где именно можно зарегистрировать вы прочтёте ниже) необходимо пройти два этапа.
Во время первого этапа следует предпринять несколько действий, касающихся деятельности будущего предприятия.
- Определитесь с видом предприятия, которое вы хотите создать, и составом учредителей. После того как предприятие официально зарегистрировано, учредители, так же и как новые члены юридического лица именуются участниками.
Учредителями могут быть как физические лица, так и юридические лица, то есть другие уже созданные предприятия, в том числе нерезиденты (то есть иностранные фирмы и иностранцы).
Конечно же, не обходится без нюансов. Например, учредителем и участником общества с ограниченной ответственностью (сокращенно — ооо) не может быть общество, в состав которого входит только один участник.
Если вы решили создать полное товарищество (к примеру, ломбард), то его участником не может быть человек, который уже участвует в другом полном товариществе и так далее. Что уже говорить об особенностях участия нерезидентов в создании фирмы.
- Определитесь с видами деятельности и адресом, где фирма будет осуществлять деятельность.
- Выберите, кто будет руководить предприятием и фактически организовывать его деятельность.
Как правило, в большинстве случаев, во главе фирмы находится единственный руководитель – директор. Однако законодательством предусмотрена возможность коллегиального управления в виде дирекции, когда руководителями являются сразу несколько лиц.
В любом случае определиться, как с формой, так и с конкретной кандидатурой (кандидатурами) необходимо на стадии создания предприятия. В дальнейшем руководство можно будет поменять.
- Изберите систему налогообложения (общая система или единый налог, плательщик налога на дополнительную стоимость или нет). Для этого вам нужно учитывать приблизительный объём годового дохода вашей фирмы, количество сотрудников и виды деятельности. Желательно уже на этой стадии подбирать бухгалтера и консультироваться с ним.
В зависимости от выбранной формы предприятия могут возникнуть и другие вопросы.
После того, как были сделаны все вышеперечисленными шаги, можно переходить ко второму этапу — подготовке пакета документов для регистрации. Перечень таких документов приведён ниже.
До недавнего времени в Российской Федерации не было ни всеобъемлющего правового акта, который регулировал бы процесс государственной регистрации юридических лиц, ни единой системы такой регистрации, хотя принятие соответствующего закона было предусмотрено еще в 1994 г. первой частью Гражданского кодекса РФ: «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц» (п. 1 ст. 51)[1]. В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Следовательно, нормами ГК РФ были декларативно определены лишь некоторые аспекты и требования к государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц определялся ст. 34, 35 Закона РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; Указом Президента РФ от 8.07.1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации»; рядом других специальных законов, принятых в соответствии с нормами ГК РФ. Например, Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[2] и Федеральный закон от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[3] содержат ряд положений, определяющих специальные требования к юридическому лицу соответствующей организационно-правовой формы. Кроме того, существовало множество подзаконных актов, издаваемых местными органами власти. По этой причине процедура регистрации в разных субъектах Федерации имела «местные» особенности, причем, весьма существенные.
С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»[4] (далее также — Закон о регистрации), который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра.
Закон о регистрации вслед за ГК РФ (ст. 51) исходит из необходимости государственной регистрации всех без исключения юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих). Законодатель обоснованно не принял позицию некоторых юристов, которые отвергают необходимость регистрации некоммерческих организаций, не имеющих права заниматься предпринимательской деятельностью.
Комментируемый Закон предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.
Закон основан на иной концепции, отличной от действовавшей до недавнего времени. Ранее многие регистрирующие органы полностью контролировали процесс создания юридического лица, включая регистрацию в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики; контролировали открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом круглой печати и т.д. Только удостоверившись в совершении этих и других требуемых законодательством действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации.
В основе нового Закона заложено то, что государственная регистрация — это совершенно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права.
В целях унификации законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Федеральным законом от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц»[5], вступившим в силу с 01.01.2004 г., предусмотрен общий порядок государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики названных субъектов).
С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который внес существенные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ (НК РФ) и Закон о регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, а также Изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ «О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» от 10.03.1999 г. № 266 и «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации» от 19 июня 2002 г. № 440.
Главное нововведение Федерального закона от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ «О внес��нии изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившего в силу с 1 января 2004 г., – система «одного окна». Налоговые органы, получившие заявительные документы от организации, обязаны обеспечить следующую последовательность действий: провести госрегистрацию налогоплательщика, внести сведения о нем в соответствующий государственный реестр, поставить на налоговый учет. И главное — в течение пяти дней со дня госрегистрации отправить необходимые документы для регистрации страхователя во внебюджетные фонды. В эти же пять дней налоговые органы должны выдать или отправить по почте «новообращенной» организации или предпринимателю свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, а также уведомление о совершении указанных действий. Сохранена обязанность по самостоятельной регистрации в качестве страхователей для организаций по местонахождению их обособленных подразделений, страхователей – физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, и страхователей — физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора. Перечисленные страхователи обязаны самостоятельно подавать заявления о регистрации во внебюджетные фонды.
Заявление о регистрации юридического лица по местонахождению обособленного подразделения подается в региональное отделение фонда не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения. Физические лица подают заявление не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников или со дня заключения гражданско-правового договора. К заявлению нужно приложить нотариально заверенные копии соответствующих документов. Если у страхователя уже есть счета в банке, то дополнительно прилагается банковская справка об открытых счетах. В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления и копий документов орган внебюджетного фонда России регистрирует нового страхователя и высылает ему заказным письмом страховое свидетельство и уведомление о размере страховых взносов.