Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вносим обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.
Расчет суммы обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Рассчитать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ можно, исходя из НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта). Определение конечной суммы будет зависеть от заказчика, но действовать он сможет в рамках рассчитанного диапазона значений.
Согласно 44-ФЗ, котировка обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной цены. Диапазон значений можно рассчитать по схеме:
Начальная цена контракта |
Размер обеспечения |
До 50 миллионов рублей |
от 5% до 30% от НМЦК, но не менее перечисленного заказчиком аванса. |
Свыше 50 миллионов рублей |
от 10% до 30% от НМЦК, но не менее суммы выплаченного аванса. |
Рассчитываем размер обеспечения исполнения контракта
Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.
Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].
Формы обеспечения исполнения контракта
Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.
Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.
У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.
Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта
Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ
Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливается денежный залог, перечисляемый на счет заказчика.
Варианты предоставления обеспечения контракта
Существует 2 варианта обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Участник закупки сам определяет наиболее удобный ему способ:
- Зачисление денежных средств на счет заказчика. Данная сумма будет «заморожена» до того момента, пока не будут выполнены условия контракта. Если контракт был выполнен, согласно всем условия, то вся сумма будет возвращена обратно поставщику;
- Независимая гарантия. Так с недавних пор называют более привычную всем кто интересуется тендерами банковскую гарантию. В данном варианте, всю ответственность за участника закупки несет гарант, то есть банк, который выдал гарантию.
Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Гарантия выполнения договора имеет своей целью предоставить заказчику инструменты и возможности для оперативного воздействия на поставщика, с целью надлежащего исполнения его обязательств. Поэтому госзаказчик имеет право удержать из гарантии выполнения договора суммы убытков, неустойки, а также аванса, если он есть. Порядок такого удержания может быть установлен контрактом и должен соответствовать требованиям законодательства.
Участник имеет право обжаловать решение, принятое госзаказчиком об удержании обеспечения исполнения договора, если он не признает такое решение и считает, что свои обязательства он исполнил надлежащим образом. Удержание обеспечения выполнения контракта по 44-ФЗ не отменяет иные формы и способы взыскания неустоек и убытков с поставщика. Это означает, что заказчик может воспользоваться таким способом, а может взыскать их с поставщика напрямую. Это может произойти, например, если срок действия гарантии истек, и требования к банку госзаказчик уже предъявить не может, но истечение срока не снимает с поставщика ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.
обеспечение контракта
Обеспечение (исполнения) контракта — денежный залог, который предоставляется победителем тендера при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, на случай неисполнения (некачественного исполнения) поставщиком своих обязательств. Размер обеспечения указан на странице заказа в ЕИС (в самом низу) и устанавливается заказчиком по его выбору в диапазоне от 5% до 30% НМЦ, а для тендеров дороже 50 млн. рублей — от 10% до 30% НМЦ, но всегда не менее аванса (если предусмотрен).
Исполнение контракта может обеспечиваться банковской гарантией или депозитом денежных средств на счёт заказчика. Способ выбирается участником самостоятельно.
В случае депозита этот перевод участник совершает самостоятельно перед заключением контракта (по реквизитам со страницы заказа), никаких счетов заказчик не выставляет.
При заключении контракта участник предоставляет либо бланк гарантии либо платёжку о переводе депозита.
Размер обеспечения исполнения контракта
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается стандартно в пределах 5% — 30% от начальной (максимальной) суммы контракта. Однако есть нюансы:
- Если контрактом предусмотрен аванс, величина ОИК не может быть меньше размера аванса.
- Если начальная стоимость более 50 000 000 рублей, то нижний порог обеспечения составляет 10%.
- Если в процессе торгов произошло снижение стоимости заказа на 25% и более, то исполнитель обязан предоставить обеспечение, в полтора раза превышающее сумму ОИК, указанную в контракте. У исполнителя есть возможность избежать такого повышения, если он представит доказательства своей добросовестности. Доказательства добросовестности берутся из реестра контрактов и предлагаются заказчику при подписании проекта контракта. Поставщик в течение года, предшествующего дню подачи заявки, должен иметь не менее 3 исполненных контрактов. Если их 3, то все они должны быть исполнены без нарушений. Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д. При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ представлен в таблице:
Стоимость контракта | Размер обеспечения |
Не более 50 млн. рублей | 5% — 30%, но не менее суммы аванса |
Более 50 млн. рублей | 10% — 30%, но не менее суммы аванса |
В результате торгов стоимость сниженане менее чем на 25% | 1,5 х ОИК (сумму указанную в контракте), но не менее суммы аванса |
Пример 1. Стоимость контракта 60 000 000 рублей с авансом 5 000 000 рублей. Сумма ОИК может быть от 6 000 000 до 18 000 000 рублей.
Пример 2. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 15 000 000 рублей. Требование ОИК может быть от 15 000 000 до 18 000 000 рублей.
Пример 3. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 20 000 000 рублей. Сумма ОИК, требуемая заказчиком — 20 000 000 рублей.
Что нужно знать представителям малого бизнеса, собирающимся стать исполнителями контрактов по 44-ФЗ
Подавая заявку, внимательно знакомьтесь с документацией и предоставьте требуемый пакет документов. Если заявка содержала ошибку, то нельзя подавать новую, это повлечет за собой исключение из участия в конкурсе. Исправляйте свою неверную заявку внесением изменений.
При подписании документов нужно помнить о том, что стоимость заказа, сроки, условия, размер ОИК – величины не изменяемые.
Определенная сложность для представителей малого бизнеса состоит в поиске банка, который предоставит гарантию. Это процесс не быстрый, и если не получилось сразу найти нужный банк, разумно ОИК внести деньгами, а позже заменить их банковской гарантией.
Если срок возврата ОИК значительно превышает срок контракта, а ОИК внесено в виде денежных средств, то исполнителю не выгодно что его деньги долго будут заморожены. В данном случае целесообразней заменить денежные средства банковской гарантией.
Заказчик вправе инициировать расторжение контракта, если докажет, что поставщик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, и если такая возможность прописана в контракте. В этом случае ОИК поставщику не вернется. Если обеспечением служила банковская гарантия, то банк выплатит оговоренную сумму заказчику и взыщет эти средства с исполнителя (а если это невозможно, то – с поручителей).
Если заказчик долгое время не возвращает ОИК после оговоренного срока, то необходимо направить ему письменное требование, после чего придется обратиться в суд.
Обеспечение исполнения контракта
Источник: Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»
В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ[1] в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев.
Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.
Согласно п. 4, 5 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
28.09.2020 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал законопроект, который предполагает изменение градостроительного кодекса. Планируют снизить финансовую нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, которая связана с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
В числе нововведений предлагают изменить ст. 96 44-ФЗ. Ведомство предлагает, чтобы заказчики не устанавливали требование обеспечения исполнения госконтракта, который заключается конкурентным способом, для лиц, которые состоят в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Подрядчики из СРО не будут обеспечивать контракт на выполнение проектных или изыскательских работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если его цена не превышает 25 млн рублей. А для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства верхняя планка для освобождения от обеспечения установлена на уровне 60 млн рублей.
Основания для изменений
Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.
В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
В ч. 27 ст. 34 44-ФЗ указан максимальный срок, на который заказчик задержит ОИК на счету. В этой статье указано, что он обязан вернуть поставщику деньги в течение 30 дней от даты исполнения поставщиком обязательств, которые предусмотрены контрактом. А если госконтракт заключался по результатам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ на электронном аукционе для СМП не превышает 15 дней от даты исполнения поставщиком условий соглашения.
Пресекательные сроки не исключают, что заказчик в проекте госконтракта пропишет более короткие периоды для возврата или проведет транзакцию до истечения срока.
Срок действия банковской гарантии определяется поставщиком с учетом минимального срока, который установлен ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. В этой статье указано, что период обеспечения обязательств гарантией превышает срок выполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на один месяц (в т.ч. и если изменялся срок исполнения обязательства по ст. 95 44-ФЗ).
Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн рублей.
Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.
Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.
Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 Закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.
Отказ в принятии гарантии
Бюджетное учреждение может отказаться приять банковскую гарантию. Оснований для отказа в принятии банковской гарантии может быть несколько:
- отсутствие информации о банковской гарантии в реестре;
- несоответствие банковской гарантии необходимым условиям обеспечения контракта, о которых мы уже сказали;
- несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Отмена обеспечения. Изменения в 44-ФЗ в 2020 году
Накануне Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», который наделяет кабмин правом вводить режим чрезвычайной ситуации. Среди прочего в законе прописан ряд поправок в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе…», о которых и пойдет речь в данной статье.
Согласно новому закону о ЧС в госзакупках расширен перечень товаров, работ, услуг, которые можно закупать у единственного поставщика, в случаях, когда применение конкурентных способов нецелесообразно из-за затрат времени.
Также в целях реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекции заказчики до 31 декабря 2020 года получили право не включать в документацию об осуществлении закупки требование обеспечения контракта и гарантийных обязательств, если контрактом не предусмотрена выплата аванса. Однако такие правила распространяются только на закупки, проведенные в соответствии со статьей 30 закона 44-ФЗ, а именно: у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций или у организаций, которые по условиям контракта обязаны привлечь на субподряд СПМ или СОНО. Такие меры позволят существенно снизить издержки бизнеса на оформлении банковских гарантий.
Отменены гарантийные обязательства для поставщиков, которые заключили контракт по итогам закупки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 закона 44-ФЗ, если такой поставщик при подписании контракта предоставил информацию, подтверждающую его опыт исполнения госзаказа. Ранее эта норма применялась только к обеспечению исполнения контракта, о чем мы ранее писали в статье «Отмена обеспечения контракта». Порядок освобождения от предоставления обеспечения контракта распространяется и на отмену гарантийных обязательств.
Помимо этого, освобождены от предоставления обеспечения гарантийных обязательств участники, которыми являются казенные учреждения, а также отменены гарантийные обязательства в закупках по предоставлению кредита и банковской гарантии.
Еще один пункт закона о ЧС предусматривает в течение текущего года изменение срока контракта по соглашению сторон, если на его исполнение повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, при условии наличия письменного обоснования и после предоставления обеспечения исполнения контракта на новый срок, конечно, если обеспечение было изначально предусмотрено.
Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ о ЧС вступил в законную силу с 1 апреля 2020 года, а это означает, что все изменения начинают действовать с 1 апреля. С полным текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации.
Мы считаем, что принятые правительством меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и по поддержке бизнеса своевременны и дадут положительный результат. В ближайшие дни надеемся увидеть эффект от принятых мер.
Будьте здоровы, берегите себя и своих близких!