Проведение медико-социальной экспертизы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение медико-социальной экспертизы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Освидетельствование с целью установления инвалидности проводится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) на основании заявления гражданина (его законного представителя) и направления учреждения здравоохранения, либо органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо органа социальной защиты населения.

ИНФОРМАЦИЯ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ

1 июля 2022 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588, утверждающее Правила признания лица инвалидом (далее –Правила).

Обращаем внимание, с вступлением в действие Правил с 1 июля 2022 года прекращает свое действие Временный порядок признания лица инвалидом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697, предусматривающий автоматическое продление инвалидности.

Гражданам, у которых срок переосвидетельствования установлен после 1 июля 2022 года, установление группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид») и/или процентов утраты профессиональной трудоспособности будет осуществляться на основании направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией по форме 088/у.

Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами решение об установлении инвалидности (категории ребенок-инвалид) будет приниматься преимущественно заочно, без личного присутствия гражданина на основании документов, выданных медицинскими организациями, за исключением ряда случаев, в том числе выбора гражданином формы проведения медико-социальной экспертизы с личным присутствием (очно).

Правила предусматривают сохранение ранее действовавших норм, а также введение ряда новых существенных положений, таких как:

  • возможность выбора гражданином формы проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) – с личным присутствием (очно) или без личного присутствия (заочно);
  • введение единого согласия гражданина на направление и проведение МСЭ, которое оформляется гражданином в медицинской организации;
  • возможность проведения освидетельствования в дистанционной форме с применением информационных технологий (с 1 июня 2023 года);
  • проведение заочной экспертизы с ограниченным доступом к персональным данным гражданина (с 1 января 2024 года).

Из Правил исключены положения, предусматривающие возможность гражданина самостоятельно обращаться в бюро МСЭ в случае отказа медицинской организации в направлении его на экспертизу, и направление гражданина на МСЭ органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Одновременно, в целях сохранения прав граждан на получение объективного заключения о необходимости направления на медико-социальную экспертизу, Правила содержат положения, о том, что в случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня.

Предполагается, что основная доля экспертиз будет проводиться в заочной форме при условии получения качественно оформленных направительных документов из медицинских организаций.

Могут ли отказать в предоставлении инвалидности

Да, такое возможно. Решение об отказе в признании гражданина инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов экспертизы и заносится в акт МСЭ. При проведении экспертизы с личным присутствием гражданина решение объявляется ему или его представителю в присутствии всех специалистов, проводивших экспертизу, которые дают по нему разъяснения.

Важно! Гражданин (его представитель) имеет право на ознакомление с актом и протоколом проведения МСЭ. А по его письменному заявлению бюро обязано выдать заверенные копии данных документов в этот же день.

Учреждения МСЭ не устанавливают диагноз, а руководствуются тем диагнозом, который был поставлен ранее. Тем не менее в комиссию МСЭ входят врачи, которые проводят комплексный анализ предоставленных документов, а при очном визите могут провести осмотр, опрос и обследование пациента. Это дает возможность уточнить какие-либо данные без прохождения дополнительных формальностей.

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА инвалида, ИПРА ребенка инвалида) – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается и выдается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30. Декабря 2005г. № 2347-р, реабилитационные или реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации не зависимо от организационно- правовых форм, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств(части средств) материнского (семейного) капитала.

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории “ребенок и инвалид”).

При необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий инвалиду (ребенку-инвалиду), по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка инвалида) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико- социальную экспертизу.

При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая, арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка – инвалида), обращению организаций, предоставляющих меры социальной защиты инвалиду (ребенку-инвалиду), распоряжению руководителя главного бюро (Федерального бюро) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико- социальную экспертизу и проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).

В случае несогласия с решением бюро (главного бюро, Федерального бюро) о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации или услугах, предоставляемых инвалиду, инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида(ребенка – инвалида) вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2008, N 15, ст. 1554; 2010, N 2, ст. 184; 2012, N 7, ст. 870; N 17, ст. 1992; N 37, ст. 5002; 2015,№ 33, ст.4836;2016, №35, ст.5320)

При реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее – Выписка) в ор��ан исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида), определенные в соответствии с его ИПРА исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Выписка направляется в орган исполнительной власти (региональное отделение Фонда), определенный исполнителем в соответствии с указанными в ней реабилитационными или абилитационными мероприятиями, не позднее 3 рабочих дней с даты выдачи ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе – на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Читайте также:  Камеральная проверка 3-НДФЛ 2021

Органы исполнительной власти и региональные отделения Фонда в 3-дневный срок с даты поступления Выписки в целях реализации предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) реабилитационных или абилитационных мероприятий организуют работу по разработке перечня мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий.

Сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), представляются органом исполнительной власти (региональным отделением Фонда) бюро (главному бюро, Федеральному бюро) не позднее одного месяца до окончания срока действия ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

Оценка результатов проведения реабилитационных абилитационных мероприятий осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном проведении медико-социальной экспертизы инвалида (ребенка-инвалида) и заносится в протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.

Критерии определения групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид»

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 3 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к трудовой деятельности;

ж) способности к обучению.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Медико-социальная экспертиза, порядок ее проведения и признания гражданина инвалидом

Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.

В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:

1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы — общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.

2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы — бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.

3. Бюро медико-социальной экспертизы — филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.

В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:

1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3. изучение уровня и причин инвалидности населения;

4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Кто направляет на медико-социальную экспертизу?

Условия присвоения инвалидности

Нарушения функций организма выражаются в разной степени.

Степень выраженности

Объем нарушения

Диапазон отклонения, %

Причина нарушения

I

Незначительный

10-30

Болезни, травмы, дефекты

II

Умеренный

40-60

III

Выраженный

70-80

IV

Значительный

90-100

Необходимым критерием для получения инвалидности является 2 и выше степень выраженности нарушений состояния здоровья в диапазоне от 40 до 100%.

Проведение медико-социальной экспертизы

  • Получатель государственной услуги вправе подать жалобу на действия (бездействие) федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства, их специалистов, и решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (далее — жалоба), в письменной форме, в том числе при личном приеме или в электронном виде.
  • Жалоба должна содержать:
  • а) наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, находящегося в ведении Министерства, предоставляющего государственную услугу, а также фамилии и инициалы его специалистов, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства получателя государственной услуги — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения получателя государственной услуги — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ получателю государственной услуги;
  • в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) бюро, главного бюро, предоставляющих государственную услугу;
  • г) доводы, на основании которых получатель государственной услуги не согласен с решением и действиями (бездействием) бюро, главного бюро, предоставляющих государственную услугу, и их специалистов.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется бюро, главным бюро, Федеральным бюро в местах предоставления государственной услуги. Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственной услуги.

  1. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте либо в электронном виде.
  2. В случае подачи жалобы на личном приеме получатель государственной услуги представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. В электронном виде жалоба может быть подана получателем государственной услуги посредством:
  4. а) официальных сайтов бюро, главного бюро, Федерального бюро в сети Интернет;
  5. б) Портала.
  6. Получатель государственной услуги может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
  7. а) нарушение срока регистрации запроса получателя государственной услуги о предоставлении государственной услуги;
  8. б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
  9. в) требование представления получателем государственной услуги документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  10. г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  11. д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  12. е) требование внесения получателем государственной услуги при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  13. ж) отказ бюро, главного бюро, Федерального бюро, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ принимается решение:

  • а) удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных бюро, главным бюро, Федеральным бюро, предоставляющими государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата получателю государственной услуги денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
  • б) отказать в удовлетворении жалобы.
  • Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение бюро, главного бюро, Федерального бюро.
  • При удовлетворении жалобы уполномоченное на ее рассмотрение бюро, главное бюро, Федеральное бюро принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется получателю государственной услуги не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.
  • В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • а) наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, находящегося в ведении Министерства, предоставляющего государственную услугу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его специалиста, рассмотревшего жалобу и принявшего решение по жалобе;
  • б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о специалисте, решение или действия (бездействие) которого обжалуются;
  • в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование получателя государственной услуги;
  • г) основания для принятия решения по жалобе;
  • д) принятое по жалобе решение;
  • е) в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок пред��тавления результата государственной услуги;
  • ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом бюро, главного бюро, Федерального бюро.
  • Уполномоченное на рассмотрение жалобы бюро, главное бюро, Федеральное бюро отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес получателя государственной услуги, указанные в жалобе.
  • Получатели государственной услуги имеют право обратиться в бюро, главное бюро, Федеральное бюро за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме по почте либо в электронном виде, а также на личном приеме.
  • При рассмотрении жалобы получатель государственной услуги имеет право:
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов;
  • обращаться с жалобой на принятое по жалобе решение или действия (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.
Читайте также:  Материнский капитал, если ребенок умирает

Итак, согласно действующему законодательству о признании лица инвалидом, для проведения МСЭ предоставляются следующие документы:

  • Направление на медико-социальную экспертизу с указанием данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о проведенных реабилитационных мероприятиях, а также сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы;
  • Заявление о проведении медико-социальной экспертизы направляемое гражданином или его законным представителем (только в случаях определенных законодательством, именно — п.21 Правил о признании лица инвалидом, когда направление на МСЭК не требуется);
  • Согласие гражданина (его законного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы;
  • Выписка из протокола решения врачебной комиссии о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу и направление на медико-социальную экспертизу.

В соответствии с текстом Постановления «О признании лица инвалидом» в согласии на направление и проведение медико-социальной экспертизы гражданин (его законный или уполномоченный представитель) указывает предпочтительную форму проведения медико-социальной экспертизы (с его личным присутствием или без его личного присутствия) и информирует о предпочтительном способе получения уведомления о проведении медико-социальной экспертизы.

Согласие на направление и проведение медико-социальной экспертизы подается гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в медицинскую организацию после принятия врачебной комиссией медицинской организации решения о направлении его на медико-социальную экспертизу на бумажном носителе или через личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал) в форме электронного документа при условии завершения гражданином (его законным или уполномоченным представителем) прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — единая система идентификации и аутентификации).

Согласие на направление и проведение медико-социальной экспертизы, поданное гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в форме электронного документа с использованием единого портала, должно быть подписано простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью гражданина (его законного или уполномоченного представителя), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Получение справки МСЭ

выбор бюро МСЭ и порядок прохождения экспертизы

Если человек потерял трудоспособность, путем перенесенных сильных травм, либо ввиду серьезных заболеваний, то ему нужно оформить инвалидность. А для это существует медико-социальная экспертиза (МСЭ).

Для прохождения данной процедуры человек должен обратиться в бюро Медико-социальной экспертизы (данные организации бывают районными и городскими).
Для прохождения данного вида освидетельствования гражданин РФ имеет право выбрать любое бюро МСЭ, не привязываясь ни к месту своей регистрации, ни к фактическому адресу проживания, ее можно пройти даже за пределами РФ.

Прежде чем приступить к сбору документов для прохождения экспертизы, человеку необходимо получить НАПРАВЛЕНИЕ на данное освидетельствование, выбрав один из удобных вариантов:

  • Оформить заявление в Пенсионный фонд и предоставить в его отделение медицинские бумаги, которые подтверждают проблемы со здоровьем;
  • Обратиться за направлением в медучреждение, где стоит на учете, либо проходит курс лечения;
  • Обратиться в органы социальной защиты (при себе иметь справку из больницы по форме № 088/у – 06).

Вместе с направлением, как правило, человеку дают перечень документов, необходимых для прохождения МСЭ. В данный список входит:

  • Паспорт человека или его опекуна;
  • В случае оформления инвалидности ребенку до 14-ти лет потребуется его свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей и характеристика из школы или учебного заведения;
  • Амбулаторная карта больного, выписки из стационара, всевозможные результаты обследований, в общем, все медицинские бумаги, касающиеся нарушения здоровья;
  • Аттестат, диплом об образовании;
  • Трудовая книжка (так же потребуется ее копия);
  • Характеристика производства (справка выдается с места, где работает человек);
  • Оригинал свидетельства об инвалидности (при повторном прохождении МСЭ).

Перечень болезней для 1, 2, 3 групп

Определенного списка болезней, при которых можно добиться признания инвалидности, не существует. Инвалидность может быть установлена исключительно по степени выраженности нарушений работы организма, блокирующих возможность человека нормально жить и работать. Минздрав РФ определил порядок отнесения заболеваний к различным категориям. Рассмотрим таблицу.

Таблица № 1. Перечень заболеваний для 1, 2, 3 групп

Группа Распространенные аномалии здоровья
Первая
  1. утрата обоих глаз;
  2. аномалии развития глазного яблока в целом;
  3. полная слепота;
  4. хронические и наследственные необратимые состояния, связанные с заболеваниями центральной нервной системы и сопровождающиеся приступообразным или постоянным течением;
  5. ампутация пары конечностей;
  6. тяжелые формы онкологических заболеваний;
  7. серьезные болезни крови.
Вторая
  1. хроническая дыхательная недостаточность, в связи с отсутствием одного легкого или серьезными нарушениями функций второго;
  2. опущение верхнего века на обоих глазах стойкого характера;
  3. отсутствие участка костной ткани в черепе, не замещенного аутопластикой;
  4. парализация рук, сопровождающаяся расстройством речевой деятельности;
  5. парализация ног с незначительным расстройством функций органов таза;
  6. парапарез ног, неполный паралич одной стороны тела;
  7. ампутация плеча при условии частичного сохранения функций второй руки;
  8. вычленение конечности или ее части по линии суставной щели без опиливания кости в плечевом суставе;
  9. ампутация одной ноги или руки, сопровождающаяся полным отсутствием слуха;
  10. ампутация одной ноги или руки, сопровождающаяся частичной слепотой;
  11. вычленение бедра;
  12. оставшаяся часть бедра после экзартикуляции при отсутствии возможности протезирования;
  13. культи обеих ног на участке от колена до кости;
  14. ложная культя ноги или культи в области стопы на обеих нижних конечностях, при наличии противопоказаний к протезированию;
  15. полная неподвижность тазобедренного сустава с одной стороны тела;
  16. запущенная стадия развития сложного артроза тазобедренного сустава, при котором поражается суставной хрящ, и деформируются суставные кости;
  17. мочевые и кишечно-влагалищные свищи, искусственно сформированная колостома, противоестественный задний проход, не поддающиеся лечению при помощи оперативного вмешательства;
  18. двусторонний коксартроз на ранних этапах развития;
  19. эндопротезирование коленного или тазобедренного сустава в двух местах;
  20. нарушения функций почек, печени (цирроз), сердца;
  21. необратимые негативные изменения в работе органов пищеварения и желудочно-кишечного тракта;
  22. стойкое прогрессирование астмы;
  23. пороки сердца;
  24. гипертоническая болезнь третьей стадии;
  25. хронические заболевания легких со стойкой дыхательной недостаточностью;
  26. острые формы сахарного диабета;
  27. эпилепсия, сопровождающаяся регулярными припадками;
  28. острый неврит, переходящий в хроническую форму.
Третья
  1. отсутствие одного легкого, туберкулез;
  2. постепенная гибель зрительного органа или утрата одного глаза вследствие травмы;
  3. птоз одного глаза, при условии проведения восстановительных процедур;
  4. полное отсутствие остроты зрения на одном глазу;
  5. глубокая потеря слуха;
  6. искусственно сформированный канал в трахее, который невозможно закрыть при помощи пластики;
  7. острый стеноз гортани;
  8. стойкая потеря звучности голоса при сохранении возможности говорить шепотом;
  9. значительные дефекты челюстной кости, сопровождающиеся нарушениями жевательных функций, которые невозможно восстановить при помощи протезирования;
  10. микросомия, наносомия (задержка окостенения скелета);
  11. паралич одной кисти;
  12. паралич одной конечности;
  13. парез конечностей;
  14. менингоэнцефалит или абсцесс головного мозга, возникший в результате появления чужеродного тела в веществе головного мозга после травмы;
  15. частичная или полная ампутация одной руки;
  16. ложный плечевой сустав;
  17. патологически малый размер костей черепа;
  18. отсутствие фаланг на четырех пальцах кисти;
  19. выраженный анкилоз трех пальцев (включая большой) верхних конечностей;
  20. утрата большого и указательного пальцев, либо отсутствие трех пальцев;
  21. отсутствие большого пальца на правой и левой руке;
  22. оптимальная для протезирования культя бедра или голени;
  23. оставшаяся после ампутации часть стопы, имеющая уровень предплюсно-плюсневого сустава;
  24. двусторонняя ампутация стопы;
  25. выраженное ограничение подвижности стопы или голени, патологическое расположение;
  26. отсутствие подвижности тазобедренного или коленного сустава;
  27. стойкое смещение суставной поверхности тазобедренной кости;
  28. грудинно-реберные деформации в результате иссечения нескольких ребер (более пяти), сопровождающиеся острой дыхательной недостаточностью;
  29. переломы с замедленной консолидацией в области бедра и голени;
  30. стойкое нарушение функций тазобедренного и коленного сустава, являющееся следствием неустойчивости;
  31. уменьшенная длина нижней конечности;
  32. наличие одного эндопротеза в области колена или таза;
  33. заболевания костно-суставного аппарата, заключающиеся в нарушении питания костной ткани с последующим возникновением асептического некроза;
  34. физические уродства;
  35. расстройства сенсорного восприятия;
  36. стойкие проблемы с речью;
  37. нарушения психики.
Читайте также:  Как влияет стаж на начисление пенсии по старости? Минимальный стаж, виды стажа

Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы

Главное бюро выполняет следующие функции:
а) проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения бюро, в том числе с использованием ЕАВИИАС, а также медико-социальную экспертизу по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро, с использованием специального диагностического оборудования;
б) проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, с использованием специального диагностического оборудования и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;
в) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) бюро, их должностных лиц при проведении медико-социальной экспертизы, и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;
г) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
д) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу, в том числе с использованием ЕАВИИАС; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
е) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;
з) в случае проведения медико-социальной экспертизы:
устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
определяет стойкую утрату трудоспособности;
определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
и) определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф, либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
к) организует и проводит заседания специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по организационно-методической работе;
л) организует и проводит выездные заседания специалистов экспертных составов главного бюро на базе медицинских организаций.

Основания для проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ)

Раньше: МСЭ проводилась на основании заявления гражданина, поданного в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства. К нему прикладывались медицинские документы о состоянии здоровья и направление от медицинской организации, органа социальной защиты или органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Причем эти организации также отправляли направление в бюро на бумажном носителе или в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Теперь: МСЭ будет проводиться на основании направления, которое бюро получит от медицинской организации, органа соцзащиты или пенсионного обеспечения в виде электронного документа или, если такой возможности нет, на бумажном носителе. Гражданину не надо будет приходить в бюро с заявлением, но нужно дать письменное согласие на отправку туда направления. Документы будут передаваться в бюро в течение трех дней, дата поступления считается датой установления инвалидности. При этом организации должны соблюдать требования законодательства о персональных данных и врачебную тайну. Бюро будет регистрировать направления, затем принимать решение о месте и дате проведения МСЭ и направлять человеку приглашение. Результаты МСЭ бюро самостоятельно будет направлять медицинским организациям также в виде электронного документа или, если такой доступ отсутствует, на бумажном носителе.

Подведем итоги:

  1. Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это исследование, проводимое специальной комиссией, по результатам которого выносится решение о признании гражданина инвалидом и установлении ему группы инвалидности.
  2. МСЭ проводится всем гражданам, страдающим серьезным заболеванием, которое препятствует трудовой деятельности и нормальной социальной жизни. Например, при сахарном диабете, нарушениях опорно-двигательного аппарата, онкологических заболеваниях, глухоте и слепоте, инсульте.
  3. Экспертиза позволяет установить гражданину группу инвалидности, которая дает право на получение бесплатных лекарств, доплат и пособий, льгот на проезд и оплату ЖКУ.
  4. Для проведения МСЭ необходимо пройти амбулаторное или стационарное лечение и получить направление на экспертизу. Далее пишется заявление, к которому приобщается медицинская документация. В течение месяца после подачи документов в бюро МСЭ гражданина приглашают на экспертизу. По результатам освидетельствования выносится решение об установлении инвалидности или отказе в признании инвалидом.
  5. Если гражданин не согласен с результатами МСЭ, он вправе оспорить их в административном порядке или через суд. В первом случае направляется жалоба в вышестоящее бюро, которое повторно проводит экспертизу. Во втором случае подается иск об обжаловании решения. Суд выносит решение об удовлетворении иска или об отказе в отмене решения бюро.

Уровни организации и функции МСЭ

Организация медико-социальной экспертизы строится из трех уровней:

  1. Первый уровень бюро МСЭ: на данном этапе происходит освидетельствование инвалидности, определение статуса, группы.
  2. Главное бюро МСЭ рассматривает жалобы и опровержения граждан, прошедших освидетельствование и неудовлетворённых решением первой инстанции. Данная организация уполномочена разбирать, изменять и отменять решения первой.
  3. Федеральное бюро МСЭ проводит экспертизы граждан, которые обратились с обжалованием решения главных бюро.

Основные функции:

  • определение и присвоение статуса инвалидности, группы, сроков действия,
  • составление программ реабилитации в индивидуальном порядке для каждого гражданина с инвалидным статусом,
  • учет инвалидов в государственной системе, ведение данных о состоянии и динамике каждого заболевания у инвалидов,
  • формирование комплексных мер профилактики инвалидности, программ реабилитации, участие в социальной защите недееспособных граждан.

👨‍🦽 Экспертиза с личным присутствием

При такой МСЭ осуществляется комплексное обследование с использованием диагностических аппаратов. Также производится изучение и анализ информации о состоянии здоровья из представленных на экспертизу документов. Другими словами — это обычное традиционное прохождение инвалидами медико-социальной экспертизы.

В обязательном порядке лично проводится экспертиза при:

  • выражении такого желания человеком в направлении или в заявлении (в том числе при обжаловании ранее принятого решения);
  • отсутствии подтверждения полноты и достоверности информации, содержащейся в представленных документах;
  • несоответствии данных проведенных исследований с заключениями специалистов, направляющих человека на МСЭ;
  • необходимости обследования с применением специального диагностического оборудования и технологий.

Также личная экспертиза осуществляется, если:

  • целью МСЭ является разработка индивидуальной программы реабилитации/абилитации (ИПРА) инвалида, за исключением случаев необходимости изменения персональных данных инвалида и устранения технических ошибок;
  • гражданин является получателем соцуслуг в организации социального обслуживания, оказывающей услуги стационарно, то есть если человек постоянно находится в интернате, где ему оказывается необходимая помощь.

Во всех вышеперечисленных случаях МСЭ проводится всегда с личным присутствием, даже если человек не выражает такого желания.

Личное прохождение МСЭ осуществляется в территориальном (главном, Федеральном) БМСЭ при личной явке. Однако в следующих случаях специалисты выезжают непосредственно к гражданину:

  • по месту нахождения, если он не может явиться в БМСЭ по состоянию здоровья, что подтверждается заключением из медучреждения;
  • по месту нахождения гражданина в организации социального обслуживания, оказывающей такие услуги в стационарной форме (попросту говоря, если человек находится в специальном интернате, где ему постоянно оказывают помощь);
  • по месту нахождения в исправительном учреждении;
  • по месту нахождения в стационаре медучреждения.

Основные причины нетрудоспособности

На сегодняшний день многие граждане сталкивались с таким понятием, как присвоение инвалидности согласно соответствующей формы общего заболевания. На принятие такого решения влияет несколько факторов, о которых знают немногие, поэтому такая формулировка не вызывает дополнительных вопросов у граждан.

В перечень заболеваний общей формы следует отнести:

  1. Травмы и увечья, полученные на рабочем месте и приведшие к серьезным дефектам в функционировании органов или всего организма, а также определенных частей тела.
  2. Профессиональные заболевания.
  3. Патологии и осложнения врожденного характера.
  4. Болезни, появившиеся вследствие аварии на ЧАЭС.
  5. Профзаболевания, тяжелые ранения или травмы, полученные во время службы или проведения боевых действий.

Инвалидность можно оформить, если есть:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности иливозможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться,общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Решение о признании инвалидом принимается по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *