Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок утверждения арбитражного управляющего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Претензии предъявляются арбитражному управляющему, если он не решает поставленные законодательством задачи. Должник перед банкротством прячет имущество. Управляющий должен найти и вернуть. Если не смог это сделать, кредиторы недовольны. Продал имущество по низкой цене – жди жалобу. Запутался в очерёдности погашения – отвечай.
На что и как нужно жаловаться?
С момента назначения судом арбитражного управляющего, вся его деятельность подчиняется строгой регламентации, поэтому, строго говоря, найти основание для жалобы в любом случае не составляет труда.
Нарушения условно можно поделить на:
- Формальные – как таковые эти нарушения не причиняют вред должнику, кредиторам, третьим лицам, но нарушают положения законодательства о банкротстве;
- «Неформальные» — причиняют вред лицам, участвующим в процедуре банкротства, и нарушают законодательство о банкротстве;
- Понятийные – действия не запрещены банкротным законодательством, но могут быть отнесены к категории неразумного и/или недобросовестного поведения арбитражного управляющего на основании п.4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Деление на категории имеет условный характер, но имеет значение при определении характера нарушения и при составлении жалобы, ведь исключительно формальные основания, приведённые заявителем, могут повлечь отказ в удовлетворении жалобы, прекращение производства в связи с малозначительностью правонарушения и т.д.
При подготовке жалобы желательно, чтобы она имела комплексный характер и затрагивала не только формальную сторону деятельности арбитражного управляющего.
Если мы перечислим все возможные нарушения, то изучение этого многотомного труда может порядком утомить, поэтому перечислим наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения, которые можно диагностировать даже самостоятельно. Будьте внимательны, по юрлицам и гражданам эти условия могут отличаться.
Формальные нарушения:
1) нарушение сроков публикаций сведений, либо непубликация его вовсе
- сообщение о собрании кредиторов на ЕФРСБ – за 14 и более дней до даты его проведения (п. 4 ст. 13 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах собрания кредиторов — 5 рабочих дней с момента проведения собрания управляющим, либо 3 рабочих дня с момента получения протокола собрания (п. 7 ст. 12 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- сообщение о поступлении требования кредитора – 5 рабочих дней с момента получения требования (п.2 ст. 100 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах инвентаризации – 3 рабочих дня с момента её завершения (ч. 2 статьи 129 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о введении процедуры наблюдения – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (как правило, отсчет идёт от момента опубликования на сайте «Картотеки арбитражных дел») (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178),
- сообщение о введении процедуры конкурсного производства – 10 дней с даты утверждения управляющего (пункт 1 статьи 28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация отчета по факту завершения процедуры в деле о банкротстве – 10 дней с даты завершения (отсчитываем от публикации акта о завершении) (п.6.1. ст.28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация о подаче заявления об оспаривании сделки, о результатах оспаривания сделки – не позднее 3 рабочих дней, с момента как управляющему стало известно о подаче, результате, либо не позднее следующего рабочего дня, если заявление подал сам управляющий (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).
2) сроки проведения мероприятий при банкротстве
- проведение инвентаризации – не позднее 3 месяцев с введения конкурсного производства (абз. 2 пункта 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
- представление положения о порядке реализации имущества организации-банкрота — 1 месяц с даты проведения оценки, либо окончания инвентаризации (п. 1.1 статьи 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- представление положения о порядке реализации имущества гражданина — 1 месяц с даты проведения описи и оценки и т.д. (п.1 ст. 213.26 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
Права и обязанности арбитражных управляющих
Арбитражный управляющий имеет следующие права:
-
получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;
-
созывать собрание кредиторов;
-
обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;
-
привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;
-
подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.
Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:
-
проводить анализ финансовой деятельности должника;
-
составлять реестр кредиторов;
-
выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;
-
защищать имущество должника;
-
сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.
Порядок действий арбитражного управляющего
Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов.
Этап 1. Сбор сведений о должнике.
В рамках первого этапа основной обязанностью арбитражного управляющего является проведение объективного анализа финансового статуса должника как для юридических, так и для физических лиц. Арбитражный управляющий проверяет имущественные активы должника, его деятельность и собирает любые другие сведения, необходимые для принятия решения. Кроме этого, арбитражный управляющий обязан выяснить, существуют ли основания для подозрения должника в фиктивном или преднамеренном банкротстве.
Этап 2. Извещение кредиторов.
На этом этапе арбитражный управляющий извещает кредиторов о проведении процедуры банкротства. При этом арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов, в котором учитывается вся задолженность.
Этап 3. Составление плана внешнего управления.
На этом этапе арбитражный управляющий составляет план внешнего управления и представляет его кредиторам. В этом документе содержатся меры по восстановлению платежеспособности организации или физического лица, порядок реализации данных мер и предстоящие расходы на проведение указанных мероприятий.
Этап 4. Собрание кредиторов.
На этом этапе арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и принимаются решения между кредитором и должником. Также собрание обсуждает план внешнего управления или выносит решение о проведении конкурсного производства.
Этап 5. Передача утвержденного плана в судебную инстанцию.
План внешнего управления или конкурсного производства обязательно передаются в арбитражный суд.
Этап 6. Судебное заседание и получение решения арбитражного суда.
Арбитражный суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о дальнейших действиях в отношении должника.
Этап 7. Реализация имущества должника.
Требования к арбитражным управляющим
В Законе «О несостоятельности № определен ряд требований, предъявляемых к арбитражному управляющему. Так, в соответствии со ст. 20 арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который:
- 1) Зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
- 2) Имеет высшее образование;
- 3) Имеет стаж руководящей работы не менее двух лет в совокупности;
- 4) Сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
- 5) Прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
- 6) Не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средний тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- 7) Является членом одной из саморегулируемых организаций.
Каждый пункт требований является значимым и обязательным к исполнению.
Отстранение при установлении только факта заинтересованности
Отсутствие единообразия судебной практики приводит к диаметрально противоположным выводам по схожим категориям дел. Не являются исключением и дела об отстранении арбитражных управляющих — к большому сожалению, если учитывать всю серьезность последствий итоговых судебных актов, принимаемых в результате рассмотрения обособленных споров.
1. Апелляционный суд высказал позицию, что для отстранения арбитражного управляющего ввиду его заинтересованности к одному из участников дела о банкротстве достаточно установления лишь этого факта (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 № 17АП-10300/20 по делу № А60-68562/2019).
Наличие заинтересованности арбитражного управляющего по отношению к кредитору (либо к должнику — В.Б.) является, по мнению суда, самостоятельным основанием для его отстранения. Установления каких-либо иных негативных последствий для этого не нужно.
2. Схожая позиция наблюдается и в практике Арбитражного суда г. Москвы. В одном из споров заявитель ходатайствовал об отстранении управляющего, ссылаясь на заинтересованность управляющего по отношению к одному из кредиторов (Определение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2020 по делу № А40-173401/19‑88‑215 «Ф»).
Предусмотренная законодательством необходимость не допускать к участию в качестве управляющего имуществом несостоятельного заинтересованное лицо направлена на предотвращение возможного в связи с этим конфликта интересов сторон. Также допускается возможность отстранения управляющего после его назначения в случае выявления таких обстоятельств впоследствии.
В этой части закон направлен, по мнению суда, «не на устранение уже состоявшейся ситуации конфликта интересов, а на предотвращение любой возможности такого конфликта». В силу этого факт заинтересованности управляющего к иным участникам дела о несостоятельности является самостоятельным основанием для его отстранения.
3. Негативные последствия, которые создаются в правоприменительной деятельности из-за отсутствия единообразия судебной практики, выражаются в том, что даже один и тот же суд при рассмотрении схожих дел выносит противоречивые решения.
Ранее было показано, что один из окружных судов — Арбитражный суд Уральского округа — стоит на твердой позиции недопустимости отстранения управляющего в силу наличия единственного факта его заинтересованности по отношению к участнику дела о банкротстве, вне учета иных обстоятельств.
Однако такая позиция может оказаться шаткой. В целом ряде своих решений окружной суд указывает на то, что для отстранения управляющего по мотиву его заинтересованности достаточно лишь этого факта, иных негативных последствий не нужно. См., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа:
-
от 18.07.2019 № Ф09-5377/18 по делу № А60-28985/2017;
-
от 31.01.2020 № Ф09-6318/18 по делу № А76-14121/2017;
-
от 17.03.2021 № Ф09-4399/20 по делу № А47-12394/2019.
Порядок замены арбитражного управляющего после отстранения
Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) не содержит четкой регламентации действий по замене арбитражного управляющего в случае его отстранения. Это приводит к различным злоупотреблениям и затягиванию процедуры.
В течение десяти дней с момента вынесения судом решения об отстранении арбитражного управляющего собрание кредиторов должно предложить новую кандидатуру. В случае если собрание кредиторов не выдвинуло кандидатуру, то суд направляет запрос в саморегулируемую организацию, членом которой являлся отстраненный управляющий. В случае если ни один из членов СРО арбитражных управляющих не изъявит своего согласия на назначение, суд должен направить уведомления в иные зарегистрированные СРО арбитражных управляющих.
Обязанность освобожденного арбитражного управляющего в определенные сроки передать вновь назначенному управляющему все документы, материальные ценности и печати не предусмотрена, что может повлечь различные неблагоприятные последствия. Поэтому необходимо осуществлять особый контроль за передачей документов для соблюдения интересов кредиторов.
Какие ошибки не прощаются
Чтобы понять, за какие нарушения суд согласен отстранить конкурсного управляющего, рассмотрим дело № А60-5649/2016. Управляющий 2 года не предоставлял отчёт. Собрание кредиторов ходатайствовало о его отстранении. Рассмотрение ходатайства объединили с рассмотрением отчёта. Но отчёт снова не был представлен. Суд согласился с собранием кредиторов и отстранил конкурсного управляющего. Следует отметить, что в своём ходатайстве собрание кредиторов предложило кандидатуру нового управляющего. Это облегчило суду принятие решения по отстранению предыдущего.
Ещё одним примером служит дело №А65-20684/2016. Здесь речь идёт о финансовом управляющем. Он не включил в конкурсную массу 2 земельных участка, автомобиль, нежилое помещение и дебиторскую задолженность. В нарушение ст. 213.9 закона о банкротстве управляющий привлёк специалистов для оспаривания сделок. Согласно данной статье специалисты привлекаются только на основании определения суда. Такое определение отсутствовало, т.к. по данному вопросу финансовый управляющий в суд не обращался. Кроме этого он не проводил вовремя собрания кредиторов и “забывал” приглашать на эти собрания уполномоченный орган. Этот букет нарушений вызвал у суда “сомнения в способности данного управляющего к надлежащему объективному, беспристрастному ведению процедуры банкротства должника”. По одной ошибке сложно понять, случайность это или непрофессионализм. Когда управляющий нарушает несколько статей закона о банкротстве, можно с уверенностью сделать вывод о неспособности человека вести дело.
Кто назначает арбитражного управляющего, как назначается арбитражный управляющий?
Кто назначает арбитражного управляющего? — это вопрос, который одним из первых встает перед заявителем в деле о банкротстве, поскольку от арбитражного управляющего зависит вектор развития процессов банкротства организации должника. Назначает арбитражного управляющего арбитражный суд своим определением. Данное назначение однако на 99% в случае с временным управляющим зависит от кандидатуры временного арбитражного управляющего, которая указана в заявлении на банкротство. Таким образом, если заявитель — это кредитор, то кредитор предлагая кандидатуру временного арбитражного управляющего определяет назначаемую кандидатуру. Если заявитель — это должник, то можно предполагать, что назначенный временный арбитражный управляющий будет придерживаться в большей степени позиции должника.
При этом нужно иметь в виду права собрания кредиторов изменить ход событий, поставить решить по своему вопрос о кандидатуре арбитражного управляющего. Бывает, что уже на первом собрании кредиторов принимается решение о ходатайстве в суд о замене временного арбитражного управляющего даже для окончания стадии наблюдения. Для этого необходимо квалифицированное большинство голосов кредиторов и согласованность их позиции в отношении новой кандидатуры.
Уже на всех следующих процедурах (внешнее управление и/или конкурсное производство) право предлагать и фактически назначать арбитражного управляющего полностью переходит к собранию кредиторов. Группа кредиторов, обладающее большинством голосов, принимает решение (избирает) арбитражного управляющего. После этого арбитражный суд штампует решение.
Как назначается арбитражный управляющий? — ответ на данный вопрос лишен какой бы то ни было политики и определяется формально в Законе о банкротстве (п. 2 Ст. 12, Ст. 37, 39, 41). Согласно этих норм кандидатура арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих определяется или решением собрания кредиторов, или на этапе введения процедур банкротства в заявлении о начале процедур банкротства в отношении должника. После этого протокол собрания кредиторов или заявление на банкротство должника рассматривает арбитражный суд и в судебном акте утверждает арбитражного управляющего для проведения соответствующих процедур банкротства.
Требования к арбитражному управляющему
Правовой статус арбитражного управляющего определен 127-ФЗ «О банкротстве».
Основным условием для назначения на должность арбитражным управляющим является наличие членства в СРО и утверждения кандидатуры арбитражного управляющего заявителем по делу (должника, кредитора или уполномоченного органа). Существуют и другие требования к арбитражному управляющему:
- Арбитражный управляющий не должен быть заинтересованным лицом в отношении должника или кредиторов;
- Арбитражный управляющий должен возместить наложенные на него убытки;
- Не должен состоять банкротом как индивидуальный предприниматель или гражданин;
- Не должен обладать статусом дисквалификации или быть лишенным права занимать руководящие должности, а также вести профессиональную деятельность;
- Должен иметь действующий договор страхования ответственности в случае возникновения ущерба в деле о банкротстве;
- Должен иметь допуск к государственной тайне в случаях, если допуск предусмотрен рассматриваемым делом.
Ответственность арбитражного управляющего
Любой из арбитражных управляющих обязан внести в фонд своей организации от пятидесяти тысяч рублей. Данный фонд называется компенсационным и расходуется на возмещение убытков в случае некорректной деятельности арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий при ряде процедур имеет право самостоятельно управлять имуществом должника с ограничениями, предусмотренными Законом (ФЗ-127 «О банкротстве»). Арбитражный управляющий не всегда может достичь целей процедуры банкротства по причине того, что решения кредиторов иногда могут носить непрофессиональный характер. Такие ситуации возможны, если кредиторы пользуются своим правом согласовывать сделки по продаже имущества должника и условия их осуществления. По завершению процедуры банкротства арбитражный управляющий может быть обвинен в неисполнении своих обязанностей.
На данный момент должность арбитражного управляющего находится в процессе становления, в связи с этим, главной задачей является качественное повышение квалификационного уровня арбитражных управляющих, создание должных условий для поддержания независимости данной категории специалистов, а также усиление их юридической ответственности. Поэтому наиболее остро встает вопрос создания подобающих условий для реализации деятельности арбитражных управляющих, включая также их правовой статус.
В отношении банкротства управляющий наделяется статусом субъекта права, таким образом, это дает возможность контроля над волей управляющего со стороны заинтересованных лиц.
Зачем нужен финансовый управляющий при процедуре банкротства физ.лица
То факт, что страну захлестнула волна неплатежей по кредитам, уже давно ни для кого не секрет. Уже официально признано, что в РФ больше 10% людей находятся за чертой бедности, и те, кто имеет хоть какие-то доходы, больше половины тратит на продукты питания. Ошибочно утверждение, что люди поголовно недобросовестны и набрали кредитов для красивой жизни. Случаи кредитного мошенничества в общей массе займов — довольно-таки редкое явление.
Граждан, у которых имеется один кредит — достаточно мало, в основном, это те, кто оформил ипотеку. У большинства имеется несколько кредитов, причем последние брались уже не на покупки, а чтобы гасить первые. Что делать в такой ситуации, когда ближайшее будущее не предвещает ничего хорошего: Резервный фонд начали расходовать, цены продолжают расти, кредиторы и коллекторы давят со всех сторон?
Для многих граждан выход из сложившейся ситуации возможен в случае объявления себя банкротом. До недавнего времени банкротами могли считаться только юридические лица. Федеральным законом № 476-ФЗ от 29.12.2014 г. были внесены изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применительно к гражданам. Его вступление в законную силу затянулось, и ряд положений изменился. В результате теперь нужно опираться на положения Федерального закона № 154-ФЗ от 29.06.2015 г. «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства). ». Следует отметить тот факт, что отдельного закона, направленного на работу с физическими лицами — банкротами, не существует. Так как в российское законодательство регулярно вносятся изменения и дополнения, то лучше всего обратиться к профессиональному юристу, чтобы узнать, на какие нормативно-правовые акты ссылаться, чтобы правильно составить документы.
[3]
Банкротство физических лиц возможно при соблюдении определённых условий:
— гражданство РФ;
— общая сумма долговых обязательств превышает 500 тыс. руб.;
— платежи в банк не вносятся более трёх месяцев;
— погашению долга препятствуют объективные обстоятельства (должны быть представлены доказательства).
Инициировать процедуру банкротства могут: сам должник, его кредиторы, налоговая инспекция. Чтобы запустить начало данного процесса, достаточно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением. В заявлении должны быть указаны: наименование суда, причины неплатежеспособности, общая сумма долговых обязательств, перечень имущества в собственности, банковские счета (если имеются), а также наименование саморегулирующей организации (СРО), из которой будет выбран финансовый управляющий.
Реструктуризация долга при банкротстве физического лица
В законе реструктуризация долгов при банкротстве рассматривается как реабилитационная процедура. Цель введения – восстановить платежеспособность заемщика и соразмерно удовлетворить требования кредиторов.
Реструктуризация долга гражданина в процедуре банкротства предусматривает пересмотр условий погашения кредита – снижение процентов по займу и увеличение срока исполнения долговых обязательств. В рамках банкротства физических лиц суд может ввести и реализацию имущества. Эта процедура предполагает продажу зарегистрированной на должнике собственности. «Неприкасаемым» имуществом гражданина является его единственное жилье. Факт признания должника банкротом считается наступившим с момента вынесения судом решения о введении реструктуризации задолженности или реализации имущества. В заявлении о банкротстве гражданин обязан указать: введение какой из процедур он считает в его ситуации целесообразным.
О порядке проведения процедуры реализации имущества читайте в отдельном материале.
Открытие конкурсного производства
Открытие конкурсного производства
Основания для открытия конкурсного производства. Срок конкурсного производства
Конкурсное производство — процедура конкурсного процесса, применяемая к должнику, несостоятельность которого признана арбитражным судом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Конкурсное производство — ликвидационная стадия, хотя и существует возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению.
Конкурсное производство вводится с момента вынесения судом решения о признании должника банкротом сроком на 6 месяцев. Период конкурсного производства может быть продлен еще на 6 месяцев (неоднократно).
Цель конкурсного производства — формирование и реализация конкурсной массы (имущества должника) с последующим максимальным удовлетворением требований кредиторов в соответствии с принципами очередности, соразмерности, пропорциональности.
Назначение конкурсного управляющего. Основания и порядок освобождения и отстранения конкурсного управляющего
При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего и размер его вознаграждения, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства
Порядок утверждения арбитражного управляющего
После получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе (далее — список кандидатур).
В случае получения не содержащего требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего.
Заявленная саморегулируемая организация не позднее чем через пять дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего, содержащего требования к кандидатуре арбитражного управляющего, направляет список кандидатур, содержащий сведения о профессиональных качествах арбитражных управляющих и мотивированное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, в арбитражный суд.
Освобождение конкурсного управляющего
Конкурсный управляющий по заявлению об освобождении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего и в иных предусмотренных федеральным законом случаях может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей.
В случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный суд утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, установленном Законом.
Определение арбитражного суда об освобождении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
Отстранение конкурсного управляющего
Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего:
на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов; в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим.
Права и обязанности арбитражного управляющего
Арбитражный управляющий — очень важная персона процедуры несостоятельности гражданина. Законом №127-ФЗ определен конкретный перечень прав и обязанностей этого участника банкротства.
В соответствии со ст. 213.9 АУ вправе:
-
оспаривать сделки от имени должника;
-
возражать против требований кредиторов;
-
в рамках реструктуризации участвовать в судебных спорах по имуществу клиента как самостоятельный участник процесса;
-
получать всю необходимую информацию об имуществе заемщика, денежных средствах, финансовых операциях, его кредитной истории;
-
получать от должника отчетность о выполнении плана реструктуризации;
-
созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных законом;
-
заявлять перед судом о необходимости принятия мер, направленных на сохранение имущества гражданина и об отмене таких мер соответственно;
-
от имени гражданина заявлять отказ от исполнения сделок;
-
привлекать сторонних специалистов для осуществления своих полномочий в деле о банкротстве на основании судебного постановления;
-
осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом №127-ФЗ.
Финансовый управляющий является своеобразным контролером за имуществом гражданина и его деньгами — сам факт того, что должник оказался в ситуации, когда необходимо прохождение банкротства, говорит о том, что он не полностью способен рационально распоряжаться своими финансовыми активами и может нарушить принцип равенства исполнения обязательств перед кредиторами.
Исходя из этой роли, арбитражному управляющему законом установлен ряд обязанностей:
-
принятие мер по определению объема имущества заемщика и его сохранению;
-
проведение анализа финансового состояния клиента;
-
выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
-
ведение списка требований кредиторов и взаимодействие с последними по вопросам проведения собраний;
-
уведомление кредиторов и иных кредитных организаций о введении этапа реструктуризации долгов гражданина;
-
контролировать исполнение гражданином обязанностей, возложенных на него в рамках реструктуризации;
-
отчитываться перед кредиторами о проведении мероприятий по банкротству;
-
исполнять иные возложенные на него обязанности, установленных Законом №127-ФЗ.