Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 83.2. Заключение контракта по результатам электронной процедуры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.
Подписание протокола комиссией
Заказчик назначает ответственного сотрудника, который после подписания протокола членами комиссии направляет его оператору электронной площадки. Этот сотрудник может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи. Перед размещением протокола он проверяет, есть ли кворум.
Уполномоченный сотрудник добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Затем он оформляет протокол, где отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии. В своём личном кабинете он может отслеживать действия других членов комиссии — кто подписал протокол, а кто ещё нет.
Этапы проведения запроса котировок
Всю процедуру условно делят на следующие составляющие:
- Публикация в общем доступе извещения о запросе котировок.
- Если заказчик процедуры — организация, которая ведет деятельность за рубежом, публиковать извещение не нужно, а цена контракта не ограничивается.
- Проект контракта, являющий собой объект госзакупки, заказчик размещает с извещением.
- Запрос котировок проводят как минимум у трех поставщиков или подрядчик, оказывающих нужную услугу или продающих необходимый заказчику товар.
- Поданные в срок заявки от участников подлежат обязательной регистрации даже без сведений о подавших их лицам.
- Если заказчик получит только одну котировочную заявку, госзакупка может оказаться несостоявшейся.
- До момента официального открытия доступа к информации заказчик должен обеспечить ее полную конфиденциальность.
- Доступ к заявкам получают в строго определенном месте, в условленное время. Оба этих параметра есть в извещении.
- Комиссия забракует заявки, которые не будут соответствовать условиям из извещения. Например, если участник в предложении превысит МЦ контракта, это будет засчитано как нарушение.
Открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс
Согласно ст. 56.1 и 57.1 Закона № 44-ФЗ заказчик может провести закупки в следующих случаях:
1. Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме:
– когда товары, работы или услуги, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ;
– если работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечных фондов.
2. Двухэтапный конкурс в электронной форме – при одновременном соблюдении следующих условий:
– конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта или контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
– для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме. Но вторая часть заявки на участие в таком конкурсе наряду с информацией и электронными документами, требующимися при открытом электронном конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников предъявляемым к ним дополнительным требованиям.
Чуть сложнее процедура проведения двухэтапного конкурса. На первом этапе участники представляют первоначальные заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Эти заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки без цены. Обеспечение заявки на участие на первом этапе не требуется. Затем предложения обсуждаются с участниками не более 20 дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе первого этапа.
Когда можно вносить изменения в контракт
Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:
- такое право предусмотрено документацией о закупке,
- участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.
При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).
Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:
- Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
- Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.
Когда победителя признают уклонившимся
Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.
Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.
Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.
Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.
В случае отказа от заключения контракта:
- Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
- Возвращает участнику обеспечение контракта.
Бумажные запросы котировок
Еще меньшие снижения наблюдаются по результатам бумажных запросов котировок, ввиду нежелания многих потенциальных участников возиться с подготовкой заявки. Поэтому есть определенный смысл выискивать в информационной системе заявки на бумажные запросы котировок. Но такие запросы котировок размещаются заказчиками все реже и реже.
Вскрытие конвертов с заявками на запросы котировок, проводимых по 223-ФЗ производится келейно, за закрытыми дверями. Заказчик не обязан допускать вас к процедуре вскрытия.
Не забывайте о том, что запрос котировок может проводиться с ограничениями на поставку товаров из зарубежных стран. И хотя китайские товары дешевле российских, учтите, что подсунуть их заказчику такого запроса котировок в случае победы не удастся.
Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.
После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).
Условия для проведения электронного запроса котировок
Законодательство с 1 января 2019 г. обязало организации заказчиков проводить для приобретения товаров, работ или услуг (ТРУ) запросы котировок в электронной форме. Такое правило утверждено 504-ФЗ от 31 декабря 2017 г. Этот закон внес значительные изменения в 44-ФЗ. Однако для некоторых закупок есть исключения. В обычной (НЕ электронной) форме разрешено организовывать закупки для нужд диппредставительств и консульств РФ, для ликвидации последствий ЧС и оказания неотложной помощи. В старом формате проводятся и закупки, составляющие гостайну.
Процедура запроса котировок в электронной форме (ЗКЭФ) за последнее время значительно изменилась.
Во-первых, поменялись сроки проведения закупки и порядок — теперь все манипуляции проводятся на электронной площадке (ЭТП).
Во-вторых, работа организатора заключается только в рассмотрении заявок. А работа оператора ЭТП сводится к оценке предложений, дополнениям протокола рассмотрения заявок и указанию в протоколе итоговой информации о выигравшем госзаказ участнике.
Говоря о структуре электронного запроса котировок, она ничем существенно не отличается от «бумажного» запроса котировок. Условия его проведения аналогичны:
- начальная максимальная цена контракта (НМЦК) до 500 тыс. руб.;
- годовой объем закупок по запросам котировок — в пределах 10% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ);
- объем закупок – не более 100 млн. руб.;
- срок подачи заявок — не менее 5 рабочих дней.
При проведении ЗКЭФ нет необходимости готовить целый пакет документов — достаточно лишь извещения, которое размещается в Единой информационной системе (ЕИС).
Извещение о проведении ЗКЭФ и его структура
Извещение об электронном запросе котировок размещается не менее, чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок на участие.
Доступ к нему бесплатный, все желающие могут с ним ознакомиться на протяжении всего срока подачи заявок.
У заказчика есть право вместе с размещением в ЕИС извещения направить не менее, чем 3-м лицам, запрос на предоставление котировок. Это целесообразно, когда заказчик знает поставщиков, работающих в этой нише и поставляющих нужные ТРУ.
Структура извещения:
- адрес ЭТП, на которой проводятся электронные торги;
- информация об организаторе;
- условия контракта, изложенные кратко;
- идентификационный код госзаказа;
- ограничительные меры в выборе исполнителя — закупки для СМП и СОНКО (если данное условие указано в извещении);
- срок, место и порядок подачи заявок;
- размер и порядок внесения ОИК (если оно предусмотрено закупкой) и сведения о банковском сопровождении контракта;
- возможные преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
- запреты и ограничения допуска (национальный режим);
- дата и время окончания срока подачи заявок;
- сведения об ответственных лицах за заключение контракта (контрактная служба, контрактный управляющий);
- срок подписания договора;
- порядок признания победителя уклонившимся от заключения договора;
- пункты о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
- требования, предъявляемые к участникам по п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ (наличие лицензий и разрешений) и по ч.1.1 ст.31 44-ФЗ (отсутствие сведений об участнике в РНП).
Закон разрешает вносить изменения в извещение для электронного запроса котировок. Эта мера напоминает электронный открытый конкурс. Однако воспользоваться данной возможностью можно не позднее, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок. При этом запрещено менять объект закупки.
Со своей стороны публикация корректировок в ЕИС происходит в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. При этом обязанностью заказчика является продление срока подачи заявок не менее, чем на 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.
Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ
На первом этапе госзакупок информация о закрытом конкурсе публикуется на официальном сайте.
Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ должно отражать следующие данные:
- Сведения о заказчике и цели контракта, условия участия в торгах:
- название организации, фактический и юридический адрес, подробные контакты лиц, ответственных за тендер;
- краткие условия контракта, требования к предмету госзакупки, количество товаров (услуг), место их доставки (объект для проведения работ), сроки выполнения договора;
- ИКЗ (идентификационный код закупки);
- ограничения в подборе исполнителей (поставщиков) согласно 44-ФЗ;
- условия регистрации заявок на закрытый конкурс по запросу котировок (порядок, место проведения, срок);
- обоснование начальной стоимости контракта;
- сведения о потребности в обеспечении выполнения договора и его сумме;
- полный список документов, необходимый для участия в госзакупке по 44-ФЗ;
- компания-участник и ее учредители (либо генеральный директор – основатель фирмы в одном лице) не должен числиться в базе ненадежных исполнителей или поставщиков (опционально). Это требование также вносится в извещение.
- Форму заявки на участие в закрытой государственной закупке (запросе котировок по 44-ФЗ), включая электронный образец.
- Данные о времени и месте вскрытия конвертов, о доступе к онлайн-заявкам.
- Сведения о тех, кто отвечает за оформление контракта по итогам тендера, а также порядок заключения договора в ситуации, когда победитель конкурса уклоняется от подписания бумаг.
- Условия одностороннего отказа от выполнения договора также должны быть внесены в извещение о запросе котировок по 44-ФЗ.
- Льготы для подрядчиков, предусмотренные статьями 28–30 44-ФЗ (привилегии пенитенциарным учреждениям, организациям инвалидов, некоммерческим структурам социальной сферы, субъектам малого предпринимательства).
- Проект контракта (прилагается к извещению по 44-ФЗ).
Таблица сроков с пояснениями
№ п/п | Наименование этапа | Описание этапа и его нормативная основа | Сроки проведения в днях |
1 | Подготовительный этап | На данном этапе происходит основная подготовительная работа для того, чтобы в дальнейшем проводить запрос котировок в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. На этом этапе, если ранее не были созданы специальные комиссии, обязательно создается либо единая комиссия для проведения закупочных процедур, либо котировочная комиссия, а также разрабатывается специальное положение о работе такой комиссии. О создании комиссии издается специальный приказ, в котором перечисляются поименно все участники такой комиссии | Вся работа должна быть завершена не позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок. |
2 | Публикация извещения | Извещение – это тот документ, который позволяет широкому кругу лиц получить информацию о том, что и когда планирует закупить государственный или муниципальный заказчик. В извещении указываются и требования к закупаемому товару или услуге, а также работе. Кроме того, в этом же документе указываются требования к участникам закупочной процедуры. На основании этих требований будет происходить отбор потенциальных исполнителей контракта, которые затем будут давать информацию о своих ценовых предложениях. Формирование и публикация извещения должны быть осуществлены в соответствии с положениями статьи 82.2 Федерального закона №44-ФЗ | Публикация извещения в ЕИС должна быть осуществлена в срок не менее пяти рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок |
3 | Подача заявок на участие в запросе котировок | Право на подачу заявок на участие в запросе котировок, который с 1 января происходит только в электронном виде, можно только лицам, имеющим официальную аккредитацию на электронных торговых площадках, а также получившим аккредитацию в ЕИС | В рамках установленного срока для подачи заявок на участие в соответствии с календарным графиком проведения запроса котировок |
4 | Рассмотрение заявок | Заявки на участие рассматриваются либо единой комиссией по рассмотрению заявок, либо специально созданной котировочной комиссией на соответствие тем требованиям, которые были сформированы в извещении о проведении закупки | В течение 1 рабочего дня со дня завершения срока подачи заявок на участие |
5 | Определение победителя | Победитель определяется по итогам рассмотрения заявок относительно того, кто предложил наименьшую цену для заключения контракта. Кроме того, необходимо наличие обязательного соответствия потенциального исполнителя сформированным в извещении требованиям к участникам закупочных процедур | Протокол публикуется в день рассмотрения заявок на участие на основании итогов подведения результатов |
6 | Заключение контракта | Контракт заключается на основании протокола подведения итогов закупочной процедуры с тем участником, который признан соответствующим требованиям к участникам закупочной процедуры. Подписание контракта происходит на основании положений статьи 83.2 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» | Не ранее, чем через десять дней после подведения итогов закупочной процедуры и публикации протокола о таких итогах. В данном случае отсчет идет не в рабочих днях, а в календарных, согласно общему правилу для заключения контрактов в электронной форме |
Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок членами комиссии
В течение одного рабочего дня после окончания подачи заявок, члены комиссии рассматривают на очном заседании заявки участников. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.
Если принимается решение отклонить какую-либо заявку, то обязательно должно быть указано обоснование этому отклонению. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.
Основания для отклонения заявки участника:
- документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
- в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
- не представили документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нац.режима;
- сам участник не соответствует требованиям;
- отклонение заявки по правилу «третий лишний» и т.д.
Регламентированные сроки
Говоря о запросе котировок в электронной форме, 44-ФЗ дает четкие сроки, о которых необходимо знать каждому поставщику. Эти сроки касаются участника, заказчика и оператора ЭТП. Все сроки, связанные с участием в ЗКЭФ собраны в таблице:
Этап | Срок | Ссылка на 44-ФЗ |
Публикация в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта | Не менее, чем за 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в процедуре | ч.1 ст.82.2 |
Внесение корректировок в извещение | Не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок | ч.4 ст.82.2 |
Публикация в ЕИС сведений о внесенных корректировках в документацию | В течение 1 рабочего дня с момента внесения корректировок | ч.4 ст.82.2 |
Продление срока подачи заявок | Срок продлевается таким образом, чтобы до даты окончания этапа подачи предложений оставалось не менее 5-ти рабочих дней | ч.4 ст.82.2 |
Подтверждение оператором ЭТП получения заявки от участника | В течение часа с момента получения | ч.5 ст.82.3 |
Возврат заявки участнику, если она не соответствует установленным требованиям | В течение часа с момента передачи предложения участника на ЭТП | ч.6 ст.82.3 |
Отзыв заявки участником | Не позднее даты и времени окончания срока подачи предложений | ч.12 ст.82.3 |
Передача всех полученных заявок заказчику | В течение часа с даты и времени окончания срока подачи заявок | ч.11 ст.82.3 |
Рассмотрение полученных заявок комиссией заказчика | В течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе котировок | ч.1 ст. 82.4 |
Составление и подписание комиссией итогового протокола оценки заявок | Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок | ч.5 ст.82.4 |
Публикация итогового протокола на ЭТП | Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок | ч.6 ст.82.4 |
Если запрос котировок признается не состоявшимся по основаниям ч.14 ст.82.3 или ч.9 ст. 82.4, то срок подачи заявок продлевается | На 4 рабочих дня | ч.1 ст.82.6 |
Публикация заказчиком на ЭТП проекта контракта без своей подписи | В течение 5-ти дней с момента публикации итогового протокола закупки | ч.2 ст.83.2 |
Подписание проекта контракта победителем электронного запроса котировок | В течение 5-ти дней с даты размещения на ЭТП проекта контракта без подписи заказчика | ч.3 ст.83.2 |
Подготовка и публикация выигравшим закупку участником протокола разногласий | В течение 5-ти дней с момента публикации заказчиком проекта контракта | ч.4 ст.83.2 |
Ответ заказчика на протокол разногласий | В течение 3-х дней с момента размещения победителем протокола разногласий | ч.5 ст.83.2 |
Подписание контракта победителем после рассмотрения заказчиком протокола разногласий | В течение 3-х рабочих дней с даты размещения ответа на протокол разногласий | ч.6 ст.83.2 |
Подписание договора заказчиком | В течение 3-х рабочих дней с момента подписания контракта победителем запроса котировок | ч.7 ст.83.2 |
Общий срок заключения договора | Не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки | ч.9 ст.83.2 |
Пример неуказания корсчета
В котировочной заявке на поставку фанеры участник не указал корреспондентский счет, за что заявка была отклонена. Обжаловать отклонение в ФАСе участнику не удалось, поскольку ФАС приняла сторону заказчика, сославшись на пункт 15 Приложения 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», указан корреспондентский счет как один из обязательных банковских реквизитов.
- Если участник по ошибке укажет в предложении цену выше НМЦК запроса котировок (хоть на одну копейку) его заявка будет неизбежно отклонена заказчиком. В таком случае участнику не стоит даже пытаться обжаловать ее в ФАС. Также необходимо расписывать цены по позициям, если позиций закупки несколько. Сумма цен по позициям при проверке должна получиться равной цене котировочного предложения.