Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 1.:Правовое регулирование страховой пенсии по инвалидности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.
пенсия заявление нормативный порядок
Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:
1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.
3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:
— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества
— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),
— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;
— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
— священнослужители;
— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).
Согласно постановлению Минтруда РФ от 07.05.2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:
— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;
— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;
— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.
Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):
— федеральные государственные гражданские служащие;
— военнослужащие;
— участники Великой Отечественной войны;
— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
— граждане из числа космонавтов;
— граждане из числа работников летно-испытательного состава;
— нетрудоспособные граждане.
Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.
Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.
Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.
По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.
Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.
В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.
В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.
К актам данного
уровня относятся федеральные законы,
указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, акты других органов
исполнительной власти и акты
государственных внебюджетных фондов.
В число актов
законодательного уровня входят:
-
законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:
— Закон РФ от 12
февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их
семей» (далее — Закон о пенсионном
обеспечении военнослужащих);
- Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях)
-
законы, регламентирующие предоставление пособий:
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
-
законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.;
-
законы, регламентирующие медицинскую помощь:
Когда и куда обращаться за назначением?
За назначением государственной пенсионной выплаты по инвалидности можно обратиться в любое время после приобретения права на ее назначение. Никаких ограничений по срокам обращения в действующем законодательстве не предусмотрено.
С заявлением о назначении данного вида пенсионного обеспечения следует обращаться в отделение Пенсионного Фонда или МФЦ, если с ним, у местного подразделения ПФР заключен договор о взаимодействии.
Гражданин может подать заявление следующими способами:
- лично, обратившись в отделение ПФР;
- через доверенное лицо, оформив надлежащим образом доверенность;
- отправить заявление через «Почту России»;
- отправить в электронном виде, через «Личный кабинет».
Законодательство предусматривает три вида трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости — наиболее распространенный вид трудовой пенсии. Около 80 % пенсионеров получают трудовую пенсию по старости. Эта пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет. Данный пенсионный возраст был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся. Дополнительным условием для назначения трудовой пенсии по старости служит наличие страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования не менее пяти лет. В страховой стаж включаются все периоды трудовой деятельности, осуществляемой лицом на территории РФ, в течение которых осуществлялись страховые выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Исключением из общего правила являются случаи, установленные ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этими статьями названного закона пенсионный возраст может быть снижен в зависимости от характера трудовой деятельности. При этом законодатель устанавливает дифференцированный подход к снижению возраста, с которого назначается трудовая пенсия по старости, в зависимости как от пола лица, так и от характера его трудовой деятельности.
Условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности служит наступление инвалидности, которая определяется ограничением к трудоспособности III, II или I степени и устанавливается в соответствии с медицинскими документами.
Право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца возникает у членов семьи умершего кормильца, состоявших на момент смерти кормильца у него на иждивении, а также у одного из членов его семьи (супруга, родителя или другого члена семьи) независимо от того, состоял ли он на иждивении умершего.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовые пенсии по старости и по инвалидности состоят из трех частей:
1) базовой части;
2) страховой части;
3) накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части и страховой части. Размер назначенной пенсии определяется как сумма ее частей.
Базовая часть трудовой пенсии представляет собой гарантированное государством минимальное пенсионное обеспечение и несет в себе функцию обеспечения малоимущих пенсионеров трудовой пенсией, соответствующей прожиточному уровню. Поскольку эта категория пенсионеров в период осуществления трудовой деятельности получала небольшую заработную плату и соответственно сформированные за счет страховых перечислений накопительная и страховая части трудовой пенсии часто не обеспечивают эту категорию пенсионеров пенсией, соответствующей прожиточному уровню, есть необходимость установления гарантированного минимума, которым является базовая часть. Финансирование этой части трудовых пенсий осуществляется из федерального бюджета за счет сумм единого социального налога. Базовая часть трудовых пенсий постоянно увеличивается с целью сохранения ее размера на уровне прожиточного минимума и индексируется в соответствии с темпами инфляции. В настоящее время законодательство устанавливает минимальную сумму базовой части трудовой пенсии в размере 1950 руб. в месяц.
Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет сумм страховых взносов, взимаемых в рамках системы обязательного пенсионного страхования. В течение периода трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина за счет страховых средств накапливается сумма, которую гражданин имеет право получить в виде надбавок к пенсии. Таким образом, размер надбавок к пенсии эквивалентен размеру суммы, накопившейся на индивидуальном счете гражданина.
Накопительная часть трудовой пенсии, так же как и страховая часть, формируется за счет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, направленных на финансирование именно накопительной части трудовых пенсий. Отличие накопительной части трудовой пенсии от страховой заключается в том, что суммы накопительной части могут быть инвестированы государством с целью увеличения размеров накопительной части трудовых пенсий. После наступления пенсионного возраста гражданин может получать суммы, накопившиеся на индивидуальном страховом счете. В соответствии с действующим законодательством накопительная часть пенсии формируется у мужчин 1953 и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше этого возраста не имеют права на формирование накопительной части пенсии, соответственно, у этой категории лиц накопительная часть трудовой пенсии отсутствует. В этих случаях трудовая пенсия состоит из двух частей: базовой и страховой. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности также формируется только для мужчин 1953 и женщин до 1957 г. рождения и моложе, получивших инвалидность после 1 января 2001 г.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой и страховой. Средства, которые к моменту смерти были учтены в специальной части лицевого счета, предназначенные для формирования накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются в установленном законодательством порядке лицам, указанным в ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Законодательство предоставляет пенсионерам право на неодновременное получение трех составных частей трудовой пенсии. Пенсионер имеет право получать только базовую часть трудовой пенсии, а страховую и накопительную части пенсии получить позже в любое время по своему усмотрению.
Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.
Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.
Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.
Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.
Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:
1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;
3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;
4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;
6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;
7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;
8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;
10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;
12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;
13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;
14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;
17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;
19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;
21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.
Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;
2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;
3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;
4) инвалидам вследствие военной травмы;
5) инвалидам по зрению;
6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;
7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.
Размер страховой пенсии по инвалидности
Размер страховой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
СПинв = ИПК x СПК,
где СПинв — страховая пенсия по инвалидности;
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент (так называемый пенсионный балл);
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается пенсия.
При расчете страховой пенсии по инвалидности на величину ИПК влияет коэффициент, равный отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) на день, с которого назначается пенсия, к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на четыре месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
Также на размер ИПК влияют ежегодные отчисления в ПФР страховых взносов и коэффициенты, определяемые за полный календарный год периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы (в частности, периоды прохождения военной службы и ухода за ребенком до полутора лет). К примеру, величина такого коэффициента в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им полутора лет составляет 1,8.
При этом установлено максимальное значение ИПК, определяемое за каждый календарный год. Оно различно для тех, кто выбрал формирование накопительной пенсии, и тех, кто отказался от нее. Данное значение поэтапно увеличивается до 2021 г. включительно:
- для тех, у кого пенсионные накопления не формируются, — до 10;
- для формирующих пенсионные накопления — до 6,25.
Однако до 2022 г. приостановлено формирование накопительной пенсии за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые полностью направляются на финансирование страховой пенсии, в связи с чем максимальное значение ИПК в 2019 г. составляет 9,13.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.
1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПРФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:
– на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;
– за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.
Значение страхового стажа:
– является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;
– с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.
2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, атакже время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.
При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.
Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:
А) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
Б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
В) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
Г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Значение непрерывного трудового стажа:
– от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;
– его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;
– с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.
3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).
Значение специального трудового стажа:
– с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;
– с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;
– от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
Виды пенсий по инвалидности
Как уже было сказано выше, закон устанавливает 3 вида пенсионных пособий для инвалидов, в зависимости от того, есть ли у человека трудовой стаж, и от других факторов. Социальная пенсия полагается гражданам-инвалидам любой группы, которые не имеют трудового стажа. То есть на нее могут рассчитывать люди, получившие инвалидность с детства.
Если человек в течение жизни вел трудовую деятельность, наработал определенный стаж и, соответственно, производил отчисления в пенсионный фонд, то он в будущем может рассчитывать по достижении пенсионного возраста на пенсию, которая и является трудовой. Тогда почему существует разновидность пенсии по инвалидности, которая называется трудовой? Дело в том, что такое обеспечение назначается людям, которые начали трудовую деятельность, имеют хотя бы один день стажа, но были признаны инвалидами. Трудовая пенсия по инвалидности является своего рода компенсацией человеку того заработка, который он мог бы иметь, если бы не стал инвалидом.
Государственную пенсию человек может получать, если он имеет общий трудовой стаж, предусмотренный законодательством России, но при этом получил инвалидность. Оформить такое пособие зможно независимо от того, насколько велик трудовой стаж.
Кто может рассчитывать на государственное пособие по инвалидности? Такими гражданами являются ветераны Великой Отечественной Войны или других военных действий, военнослужащие, люди, пережившие блокаду Ленинграда, а также бывшие космонавты. Важно помнить, что если, например, военнослужащий, получающий такую пенсию, еще и работает, то нарабатываемый им стаж никак не влияет на размер пособия.
Страховые взносы работодателя, если сотрудник инвалид 3 группы
Обязанностью работодателя является уплата страховых взносов за своих сотрудников. Это же касается и инвалидов третьей группы. Взносы уплачиваются за них в полном объеме. При этом некоторое время назад для этой категории работников имелась льгота, то есть, работодатели платили за них лишь 60% от основного тарифа взносов.
Однако в настоящее время это правило действует лишь в части их уплаты на социальное страхование от несчастных случаев. На пенсионное страхование взносы оплачиваются в том же размере, что и для других работников, то есть на общих основаниях.
Страховая пенсия по инвалидности – необходимая и действенная форма государственной поддержки для лиц, которые по тем или иным причинам утратили возможность трудиться и обеспечивать себя материально. Однако производятся выплаты только на основании признания гражданина инвалидом в установленном законом порядке.
Размер же выплат зависит от соответствующей группы, а также того, сколько пенсионных баллов накопил гражданин к тому моменту, когда ему установвили инвалидность, то есть от стажа его работы и уровня заработной платы. Также для отдельных категорий лиц предусмотрены денежные надбавки к пенсии.
Условия назначения пенсии по инвалидности
Для назначения пенсии должны быть выполнены следующие условия:
- Лицо, претендующее на государственную пенсию по инвалидности должно относиться к одной из категорий, перечисленных в предыдущем рпзделе.
- Инвалидность, должна быть установлена соответствующим госучреждением медико-социальной экспертизы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловлен¬ное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
- Инвалидность наступила во время прохождения службы или не позднее 3-х месяцев после увольнения либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но её наступление произошло вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
- Лицо признано инвалидом, имеющим одну из трех групп инвалидности вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Это условие относится к гражданам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф.
Кому положено пособие по инвалидности в 2022 году?
Рассчитывать на получение выплаты по инвалидности могут все инвалиды, которые официально подтвердили свой статус. В медицинском учреждении выдается заключение о стойком снижении здоровья, регулярно придется снова проходить комиссию, чтобы врач смог убедиться: улучшения не наблюдается.
Группа инвалидности |
Характеристики и особенности |
Первая |
Инвалид полностью зависим от третьих лиц, он не может ориентироваться в пространстве, контролировать себя, передвигаться. |
Вторая |
Инвалид может работать с помощью вспомогательных инструментов, ориентируется в пространстве, способен передвигаться. |
Третья |
Наблюдается серьезный недуг, не препятствующий работе с лояльными требованиями. |
Дети-инвалиды |
Разделение на группы для людей младше 18 лет не предусмотрено. |
Выплата назначенного пенсионного обеспечения производится каждый месяц в определенную дату. Получать ее можно одним из доступных способов, который выбирается заявителем самостоятельно:
- Посредством услуг Почты России. Гражданин имеет право выбрать доставку непосредственно по адресу проживания либо получать выплату в ближайшем отделении. Если в установленный графиком срок выплата не получена, то ее возможно получить позднее в рамках доставочного периода. В случае если выплата не получается гражданином в течение полугода, то начисление приостанавливается. Для возобновления потребуется лично обращаться в ПФР и писать заявление о возобновлении начислений.
- На банковский счет или карту платежной системы «МИР» (при наличии действующей карты другой платежной системы она заменяется на карту «МИР» по окончании действия старой карты). Перечисление выплаты производится без участия получателя в определенную дату. Получить наличные деньги можно в отделении банка или банкомате сразу после зачисления. Комиссия за начисление пенсии на банковский счет кредитной организацией не взимается.
- Посредством услуг организации доставляющей пенсионные выплаты. Список компаний, уполномоченных на официальную доставку, можно получить в органе ПФР.
После выбора наиболее удобного способа получения выплаты необходимо представить заявление в орган ПФР по установленной форме лично либо в электронном виде. При смене варианта доставки также заполняется советующее заявление.