Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли получить права в 17 лет в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вождение мопеда или мотоцикла, которые имеют маленькую мощность двигателя (категория А1, М) разрешено с 16 лет. Чтобы сесть за руль необходимо сдать теорию и практику на автодроме. Технические параметры мотоцикла: объем двигателя – 125 кубических см., максимальная мощность категории А1 (11 кВт).
Таблица санкций за езду без прав
Нарушения | Наказания |
При себе отсутствует документ | 500 руб. либо предупреждение |
Удостоверение не получалось | До пятнадцати тысяч рублей |
Закончились сроки действия документов | До пятнадцати тысяч рублей |
Вождение после лишения прав | 30 тысяч рублей либо задержание на 15 дней |
Вождение нетрезвым после лишения удостоверения при аналогичном повторном нарушении | 300 тысяч рублей либо 2 года тюремного заключения |
Аннулирование прав судебными приставами | Ограничение вождения на дополнительный срок либо 50-часовые исправительные работы |
Предоставление водительского места человеку без соответствующих прав | 30 тысяч рублей для владельца авто |
Порядок и условия управления автомобилем в 17 лет
В последнее время активно обсуждается новость о том, что согласно новым поправкам в законодательстве права можно будет получить уже с 17 лет. На самом деле такого закона нет, по крайней мере пока. От идеи отказались из соображений безопасности. По статистике, молодые водители в возрасте 18-ти лет – рекордсмены по совершенным ДТП. 17-летних подростков опасно допускать до самостоятельного управления автомобилем. Исключение, правда, составляют те несовершеннолетние, кто обучался вождению по направлению от военкомата.
Согласно первоначальной версии нашумевшего законопроекта, с 17 лет хотели разрешить управлять легковым авто, если соблюдаются следующие условия:
- пройдено обучение в автошколе и сданы экзамены;
- получено водительское удостоверение;
- при вождении в машине присутствует водитель-наставник.
Покупка поддельной документации
В Интернете функционирует множество сервисов и компаний, предлагающих возможность получить поддельные документы, к которым относится и водительское удостоверение. Большинство таких сайтов являются мошенническими, поэтому после оплаты граждане не получают каких-либо документов.
Если все же будет найден сервис, действительно предлагающий поддельное удостоверение, то стоимость такого документа будет очень высокой. Дополнительно пользоваться им нецелесообразно, так как автоинспекторы пробивают любые права по базе данных ГИБДД. Поддельное удостоверение отсутствует в этой базе, поэтому в любом случае водитель будет привлечен к ответственности. Ему не только придется столкнуться со штрафом, но и с уголовной ответственностью за использование поддельных документов.
Кому не назначается арест?
Если пьяный водитель лишен ранее прав за пьянку, то к нему применяется наказание, представленное арестом на срок от 10 до 15 суток. Но к некоторым гражданам не разрешается применять такую меру. Они наказываются только крупным штрафом. К таким лицам относятся граждане:
- беременные женщины;
- военные;
- женщины, занимающиеся воспитанием детей до 14 лет;
- лица, правильно оформившие первую или вторую группу инвалидности;
- несовершеннолетние, воспользовавшиеся машиной, принадлежащей их родственникам;
- лица, призванные в армию;
- сотрудники таможни, правоохранительных органов или государственных учреждений, специализирующихся на обороте наркотиков или психотропных средств.
К вышеуказанным лицам не допускается применение наказания, представленного административным арестом, поэтому они уплачивают штраф за выявленное нарушение.
Когда появится все остальное?
Волну дискуссий касательно снижения возраста для допуска к управлению транспортом на этот раз запустил депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Именно он несколько месяцев назад отправил письмо с соответствующими предложениями в ГИБДД. По его замыслу, учиться на категорию «B» нужно допускать уже с 15 с половиной лет, чтобы сдать на права с 16 и получить возможность ездить за рулем (хоть и с наставником).
Однако это настолько значимое и важное нововведение, что говорить о нем, как о решенном вопросе, точно не стоит. Дело в том, что для этого нужно внести поправки к закону «О безопасности дорожного движения» – а это означает, что придется составлять законопроект, вносить его на рассмотрение в Госдуму. Еще до голосования проект должен получить одобрение в правительстве и профильном комитете, потом пройти 3 слушания, голосование в Совете федерации и получить подпись президента.
Штраф при временном приостановлении прав
Временное приостановление прав – это аннулирование водительского удостоверения на определенный промежуток времени. Причинами такого аннулирования может быть решение судебного пристава или медицинские противопоказания. Судебные приставы могут приостановить действие прав в случае, если у водителя есть долги на сумму свыше 10 000 рублей по штрафам, алиментам, кредитам, коммунальным платежам и т.д. Снимаются ограничения после того как все задолженности будут погашены.
Наказание за вождение без прав в случае когда их действие было приостановлено, зависит от причин, по которым их временно заморозили. Если водительское удостоверение было приостановлено по медицинским противопоказаниям, то за вождение без прав грозит штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей, так как данное нарушение относится к части 1 статьи 12.7 КоАП РФ.
Если же действие в/у было приостановлено по решению судебного пристава, ответственность за езду без прав будет гораздо серьезнее. В таком случае нарушение будет относиться к статье 17.17 КоАП и расцениваться как нарушение решения исполнительного пристава. Водителю грозит до 50 часов обязательных работ или лишение прав на срок до 12 месяцев.
С 1 октября 2022 года в мобильном приложении «Госуслуги Авто» появится возможность трансформировать водительское удостоверение в цифровой в QR-код, где будет зашифрован доступ к всей информации о автомобилисте и о его истории владения машиной. При предъявлении инспектору ГИБДД этого кода сотрудник правоохранительных органов получит возможность скачать из ведомственных баз данных необходимую информацию о водителе, в том числе о неуплаченных штрафах и прочих происшествиях, связанных с этим гражданином. Такая практика существенно расширяет возможности инспекторов, потому как столь информативных баз данных, касающихся безопасности дорожного движения, еще не существовало.
Права с 17 лет – правда?
Нет, как мы уже указали выше. Никто не будет наделять несовершеннолетних правом управления автомобилями с весом не менее одной тонны. Но всё же хорошие новости для 17-летних автолюбителей есть, а вместе с ними и плохие. И начнём мы с хороших, а плохую приведём сразу ниже!
Водительские права всё также можно получить с 18 лет (со следующего дня за днём рождения), но допуск к управлению легковыми машинами можно будет получить с 17 лет – только в присутствии сопровождающего и при условиях, определённых правительством РФ.
Вот 2 официальные цитаты из новой редакции закона:
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
- ….
- транспортными средствами категории B – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;
Иностранное удостоверение для гражданина РФ недействительно
Ещё одно важное изменение в законодательстве – теперь иностранные права у водителей, которые получили гражданство России, признаются недействительными ровно через полгода после получения российского вида на жительство или паспорта.
121. Иностранное национальное и международное водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по истечении шести месяцев с даты получения их владельцем вида на жительство либо паспорта гражданина Российской Федерации.
До новшества формально можно было ездить, к примеру, с украинскими или белорусскими правами по РФ лицам, которые уже оформились как граждане России. Хотя на практике инспекторы ДПС нередко привлекали таких водителей к крупному штрафу. Если новый закон вступит в законную силу, то нарушение уже будет закреплено официально.
Почему водители должны иметь при себе права?
Обязанность водителей механических ТС иметь при себе в/у установлено в пункте 2.1.1 ПДД. За нарушение этого предписания, как уже было описано выше, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание.
Основные моменты порядка получения водительских прав, а также категории ТС и удостоверений закреплены в статье 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Однако далеко не все транспортные средства включены в данную классификацию. А «Основные положения по допуску ТС к эксплуатации» обязывают регистрировать механические ТС в ГИБДД и устанавливают, что они должны соответствовать тех. стандартам, установленным российским законодательством. Но ни в одном документе не сказано, что делать с механическими ТС, которые невозможно поставить на учет из-за того, что они не вписываются в установленную классификацию. Означает ли это, что для их управления не требуется водительского удостоверения?
Ответственность за использование поддельных документов
Применение поддельного водительского удостоверения расценивается не только как административное правонарушение, но и как уголовное преступление. Поэтому в качестве наказания выступает штраф в размере 30 тыс. руб., который может заменяться обязательными работами на срок от 100 до 200 часов или арестом на 15 суток.
Уголовная ответственность назначается на основании ст. 327 УК. По этой статье могут применяться следующие виды наказаний:
- штраф в размере 80 тыс. руб.;
- штраф в размере заработка гражданина за период в полгода;
- обязательные работы на срок до 480 часов;
- исправительные работы на срок до 2 лет;
- арест на срок до 6 месяцев.
Поэтому использование поддельной документации считается невыгодным и опасным решением гражданина.
Уголовное наказание за езду без права управления
19 июня 2021 г. в УК РБ появились изменения, касающиеся водителей. Если ранее к лицам, управляющим транспортным средством без прав, применялись только меры административной ответственности, то в настоящее время – и уголовной.
Новые нормы направлены на злостных правонарушителей, для которых, согласно ст. 317-2 УК РБ, третий факт езды без прав в течении года может закончиться еще более серьезным наказанием: общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до шести месяцев («химия»), или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Выявление вождения без прав четвертый раз за год приведет к аресту/ограничению свободы до 2 лет с лишением права занятия определенной должности или определенной деятельностью.
Кроме того, согласно п. 206 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, страховщик (Белорусское бюро) имеет право истребовать в пределах выплаченных сумм страхового возмещения, расходов, связанных с определением размера вреда и оформлением документов, к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда, и (или) лицу, причинившему вред, в случае отсутствие у лица, предусмотренных в законодательстве оснований на право управления транспортным средством.
Учебная езда на закрытых площадках или автодромах
Если есть желание научиться управлять каким-либо транспортом, стоит знать некоторые тонкости учебной езды. Учебная езда на площадках может проводиться только с лицом, имеющим соответствующее разрешение на обучение. Касательно автомобилей — здесь все очень сурово, и если сотрудники ГИБДД обнаружат факт несанкционированного обучения вождению, даже на закрытой площадке, то штрафа не миновать. Причем штраф выписывается как лицу без прав, оказавшимся за рулем, так и лицу, предоставляющем автомобиль.
Для мотоциклов, мопедов и прочей мототехники правила схожи, однако наказания несколько смягчены. Самое главное, чтобы лицу, находящемуся за рулем мотоцикла было не меньше 14 лет. Но все равно, несанкционированное обучение не допускается законодательством РФ.
Можно ли ездить на мопеде без водительского удостоверения?
Несмотря на то, что для мопедов была введена специальная водительская категория (М), ездить на них без прав все же можно. Правда касается это лишь особого типа мототранспорта, который был специально для этого разработан.
Называются такие мопеды мофами (от нем. Mofa – Motor-Fahrrad) и у них конструктивные параметры скорости и мощности двигателя специально подогнаны под возможность езды без прав. Хотя по остальным характеристикам это чаще всего мопеды, мотовелосипеды или электроскутеры, а не велотранспорт.
Делают их в Китае, но в основном не для России и СНГ, а для ЕС, где после введения категории «М», аналогичной российской, появился огромный спрос на подобные ТС. Но все же мофы постепенно появляются и на отечественном моторынке.
Также здесь следует упомянуть и особый вид транспорта – квадрициклы (не путать с квадроциклами). У нас их пока причислили к мопедам, хотя конструктивно многие квадрициклы представляют из себя полноценный маломощный автомобиль («инвалидка» – пример советского квадрицикла). Сегодня же выпускаются модели квадрициклов на электрической тяге с конструктивными параметрами скорости и мощности, подогнанными под возможность езды без прав.
Статья в тему: Нужно ли получать права на электроскутер и электросамокат по новым правилам
Нестандартные виды мототранспорта
К нестандартным видам мототранспорта отношение более строгое. Некоторые водители считают, что они могут ездить без прав на конструкциях типа моноколеса, специальной садово-приусадебной технике (газонокосилках, мотоблоках) и т. п.
Но дело в том, что подобный транспорт подпадает под определение самоходов с соответствующими требованиями. Особенно интересна ситуация с одноосными мотоблоками. Данные механизмы имеют признаки трансформеров – без прицепа это вообще не считается транспортом, а с прицепом причисляется к самоходному механизму.
При этом для передвижения по ДОП (дороги общего пользования) просто прав тракториста-машиниста окажется мало – нужно чтобы ТС было оснащено светоотражающей и/или светосигнальной системой. С примером судебного разбирательства при участии в дорожном движении мотоблока можно ознакомиться в постановлении по делу № 5-54/2015 от 30.10.2015 г.
Статья в тему: Права на мини-трактор – нужны ли они в России