Как и зачем обжаловать решения налоговых органов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и зачем обжаловать решения налоговых органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если решение налоговиков о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу и требование об уплате налога (штрафа) предпринимателем добровольно в установленный срок не исполнено, то налоговый орган предпринимает действия по принудительному ­исполнению своих решений.

Причины возникновения налоговых споров

Конечно, введение досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, принятого Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, позволило сократить количество споров в суде, при том, что налоговые органы стали более качественно проверять доводы налогоплательщиков еще на стадии рассмотрения материалов проверки и на стадии досудебного обжалования. Это привело к тому, что до суда в большинстве случаев доходят только действительно сложные и неоднозначные моменты по исчислению налогов.

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

При проведении выездных проверок – это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Итак, организация получила решение налоговой инспекции и узнала, что у нее назначена выездная проверка, либо сдала декларацию и получила требование о предоставлении документов. Собственно, с этого момента и необходимо начинать подготовку аргументов по возможным спорам с налоговой инспекцией.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Если организация прошла стадию досудебного обжалования и недовольна решением вышестоящего налогового органа, она может обжаловать решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ).

Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого организация не согласна (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).

Конечно, с налоговым органом спорить сложно и, суды в подавляющем большинстве поддерживают инспекцию, но тем не менее встречается и положительная судебная практика, поэтому шанс отстоять свою правоту у налогоплательщика есть.

* * *

Исходя из опыта, рекомендуем готовится к проверкам заранее. Ведь чем раньше организация начнет готовиться к налоговой проверке, тем эффективней результат и больше шансов на победу.

Основными инструментами для эффективного спора с налоговыми органами являются:

  • Проведение налогового аудита с целью выявления налоговых рисков и оценка рисков назначения выездной проверки;
  • Своевременность привлечения налоговых консультантов и юристов по ведению налоговой проверки;
  • Выработка линии и тактики поведения с налоговыми органами;
  • Контроль за ходом проверки, в том числе за соблюдением налоговыми органами процедуры проведения проверок;
  • Дифференцированный подход к подготовке требований и пояснений по предоставлению информации и документов, запрашиваемых налоговым органом;
  • Подготовка к мероприятиям налогового контроля:
    • сбор и анализ документов по должной осмотрительности или «паспорта» контрагентов
    • подготовка руководителя и сотрудника к даче пояснений и показаний в налоговой инспекции
    • осмотру помещений и инвентаризации
  • Подготовка аргументов в пользу своей позиции:
    • перепроверка всех фактов, расчетов и доводов налогового органа, изложенных в акте проверки;
    • предоставление дополнительных документов;
    • четкое, простое изложение контраргументов, правильная расстановка акцентов;
    • анализ судебной практики и официальной позиции контролирующих органов.
  • использование всех возможностей, предусмотренных законодательством, для ведения спора.

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВЕРКИ

Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.

Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:

  • камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
  • выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПОРОЧНЫХ» ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

В случае, если в обоснование своих выводов проверяющие ссылаются на доказательства, полученные по результатам отдельных мероприятий налогового контроля, рекомендуем оценить допустимость таких доказательств. Ведь доказательства, которые получены с нарушением закона, налоговики не вправе потом учесть при вынесении решения по итогам налоговой проверки в силу абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, а суд — принять в качестве доказательства на основании ч. 3 ст. 64 АПК РФ.

В ходе налоговой проверки налоговики вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • допрос свидетеля (ст.90 НК РФ);
  • производство осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (ст.92 НК РФ);
  • истребование документов у налогоплательщика (ст.93 НК РФ);
  • истребование документов о налогоплательщике у третьих лиц (ст.93.1 НК РФ);
  • выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);
  • проведение экспертизы (ст.95 НК РФ);
  • привлечение специалиста (ст.96 НК РФ);
  • привлечение переводчика (ст.97 НК РФ);
  • инвентаризация (п.13. ст.89 НК РФ) (только в рамках ВНП).
Читайте также:  Замена календарных лет при исчислении пособий

В отношении каждого из указанных мероприятий налогового контроля НК РФ установлены основания и порядок их проведения.

Перечислим ошибки при проведении отдельных мероприятий налогового контроля, в результате которых полученные проверяющими доказательства признаются в судебно-арбитражной практике недопустимыми:

1) налоговики не ознакомили налогоплательщика с постановлением о проведении экспертизы или не могут доказать обратное ;

2) налоговики не разъяснили налогоплательщику его права при назначении и производстве экспертизы (п. 7 ст. 95 НК РФ), или разъяснили, но не могут это доказать ;

3) налоговики привлекли для дачи заключения вместо эксперта специалиста, несмотря на то, что специалист не проводит исследований, не дает заключений, его мнение не имеет такого доказательственного значения, как заключение эксперта ;

4) почерковедческая экспертиза проведена по копиям документов .

5) налоговики ссылаются на экспертное заключение, составленное с нарушением требований ст. 95 НК РФ, например:

  • вопросы для экспертизы сформулированы налоговиками за пределами специальных познаний эксперта в науке, искусстве, технике или ремесле ;
  • в заключении не указано, какие документы были переданы эксперту и им исследованы ;
  • в заключении эксперт сделал вероятностный вывод по заданному вопросу ;
  • заключение дано не тем экспертом, который указан в постановлении о назначении экспертизы ;
  • заключение не соответствует федеральным стандартам оценки .

Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):

Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.

Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.

Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.

Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.

Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.

Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.

После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.

Плательщик не ознакомлен со всеми материалами проверки.

Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ установлено, что налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются.

Из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 08.11.2011 № 15726/10, следует: право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными контролерами в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у плательщика возможности ознакомиться с данными материалами и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Поэтому прежде, чем отменять решение по формальным основаниям, следует выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки.

Иными словами, нарушение проверяющими п. 3.1 ст. 101 НК РФ еще не означает, что их решение будет признано судом недействительным по процедурным основаниям. Арбитры в каждом конкретном случае исследуют материалы дела и дают им соответствующую оценку.

Приведем пример – Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке, в том числе по формальным основаниям. Согласно иску, налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Это, по мнению проверяемого лица, нарушило его права на защиту интересов.

Судебные органы признали доводы налогоплательщика обоснованными. Судьи решили: данные обстоятельства лишили его возможности проверить достоверность указанных документов, дать правовую оценку допустимости и относимости полученных доказательств, подтверждающих вину в совершении налогового правонарушения, и, соответственно, представить свои объяснения и возражения по существу установленных инспекцией нарушений.

Поддерживая налогоплательщика, арбитры отметили: не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ повлияло на объективность рассмотрения материалов проверки и лишило организацию возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.

Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 13.02.2014 № А53-5717/2013, от 08.07.2013 № А53-28709/2012, ФАС ВСО от 15.02.2013 № А78-4232/2012.

Читайте также:  9)Обязанности дежурного по кпп

Арбитры ФАС ЗСО (Постановление от 27.02.2014 № А70-1252/2013) также пришли к выводу, что инспекцией допущены процессуальные нарушения в виде ненаправления налогоплательщику всех необходимых документов (в том числе протокола допроса свидетеля). Однако судьи установили следующие факты:

  • акт выездной проверки обществом получен, и на него представлены возражения;
  • выдержки из спорного протокола допроса свидетеля приведены в акте;
  • с документами, собранными проверяющими в ходе мероприятий налогового контроля, представители налогоплательщика ознакомлены;
  • обществу обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • налогоплательщик не указал, какие конкретные права и законные интересы были нарушены по существу при ненаправлении инспекцией спорного протокола допроса и как это нарушение повлияло на его право оспорить по существу выводы налогового органа.

Действия при взыскании налога

Законом предусмотрена возможность для ИФНС отправить лицу, просрочившему сроки для добровольного порядка внесение необходимых налоговых платежей, предписание об уплате налога не позднее трех месяцев со дня просрочки указанного выше срока.

Если налоговый орган пропускает указанный срок, то он не лишается возможности взыскать недоимку, кроме того ИФНС может уточнять требования по уплате налога после направления первого требования и срок начинает истекать заново с момента этого уточнения.

ИФНС на законных основаниях могут принимать меры обеспечивающие взыскания задолженности путем наложения ареста на имущество налогоплательщика.

Непосредственное удовлетворение требования уплатить налог за счет имущества должника, судебные приставы исполняют в течение двух месяцев со дня направления им постановления. Требование считается исполненным, когда за счет реализованного имущества должника происходит погашения задолженности перед ИФНС.

Порядок и сроки рассмотрения заявления

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд (). Срок рассмотрения административных исков меньше и составляет не более 1 месяца (). Естественно, у судов есть возможность при необходимости продлить эти сроки.

Если судья принимает заявление к рассмотрению, он обязательно должен уведомить заявителя о времени и месте, где будет проходить суд с налоговой инспекцией. Те вправе посетить заседание, но их неявка не будет основанием для нерассмотрения заявления. В судебном заседании суд (п. 4 ст. 200 АПК, п. 8 ст. 226 КАС):

  • осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
  • устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как правило, в судебной практике по спорам с налоговиками суды не связывают себя доводами, изложенными в заявлении, и полноценно проверяют законность решений и действий служащих ИФНС. Если в результате выясняется, что решение, действие или бездействие не соответствуют закону, суд признает их неправомерными и отменяет все правовые последствия, которые наступили в их результате. Копии решения направляются сторонам в течение 5 дней арбитражным судом, и в течение 3 дней судом общей юрисдикции.

Наши услуги и перечень необходимых документов

Мы предлагаем нашим Клиентам следующие услуги:

  • оценка и обжалование незаконных действий, требований и решений налоговых органов, принятых в ходе мероприятий налогового контроля (в частности, в ситуации истребования лишних документов, незаконных выемках документов и назначения экспертиз, допросы свидетелей, осмотров помещений, проведённых вне рамок установленной законом процедуры);
  • оценка законности действий, требований и решений налогового органа, разработка линии защиты налогоплательщика, исходя из выявленных налоговых рисков;
  • обжалование акта выездной и камеральной налоговой проверки и участие в его рассмотрении налоговой инспекцией от имени налогоплательщика;
  • подготовка и предоставление вышестоящему налоговому органу апелляционной и обычной жалобы на решение локальной налоговой инспекции;
  • подготовка позиции для обжалования действий, бездействий и решений налогового органа в арбитражном суде.

Документы Свидетели Выемка документов и компьютеров

В чём риск?

C помощью документов ФНС доказывает, что компания связана с недобросовестными контрагентами.

Для этого проверяющие:

  • Анализируют подписи в документах;
  • Сравнивают данные о товаре, его массе объеме, стоимости и т.д. в договорах, товарных накладных и ТТН;
  • Допрашивают водителя с целью поставить под сомнение факт перевозки товаров;
  • Сверяют государственные номера и марки машин с базой данных ГИБДД;
  • Проверяют наличие физической возможности выполнить работу или поставить товар силами спорного поставщика.

Способов поставить под сомнение любую, даже самую реальную сделку, у инспекции много. Если инспекция найдет хоть какое-нибудь расхождение в документах или показаниях свидетеля (водителя, сотрудника склада), то доначислят вам налоги, пени и штрафы.

Что надо сделать?

  1. Убедиться, что все документы подписаны уполномоченным лицом, в них нет расхождений относительно данных о товаре, перевозчике и т.д. Только после этого можно передавать документы на проверку в налоговый орган;
  2. Представить в отношении контрагентов максимально возможные сведения об их деловой репутации, наличии материально-технических ресурсов и квалифицированного персонала в штате организации. Обязательно предусмотреть в договорах возможность исполнения договора третьими лицами (ч. 1 ст. 54.1 НК РФ);
  3. Представить в адрес проверяющих документы и информацию о проявлении компанией мер должной осмотрительности, к которым относятся учредительные и регистрационные документы контрагента, а также информация, подтверждающая факт знакомства с руководителем спорной компании, объяснения о том, как заключался и исполнялся договор, как производилось подписание и обмен документами между компаниями, быть готовым представить информацию о том, каким образом исполнялся договор со стороны контрагента (наличии у него офиса, склада, соответствующей техники и производственных мощностей, трудовых ресурсах, заключенных договорах гражданско-правового характера с физическими лицами и транспортными компаниями и т.д.);

Для многих неискушенных налогоплательщиков наличие этих сведений в отношении контрагента покажется абсурдным, но специалисты подтвердят, что именно на этом «засыпается» 90% налогоплательщиков. Как бы вы ни призывали инспекцию к логике, не зная данной информации, доначислений вам не избежать.

Читайте также:  Оплата больничного листа по совместительству менее 2 лет в 2022 году

В чём риск?

Сотрудников вашей компании, в том числе из числа уволенных, будут допрашивать как свидетелей опять же на предмет связей с недобросовестными компаниями. ФНС сделает вывод, что вы участвовали в «схеме» по уклонению от уплаты налогов, если:

  • Показания сотрудников будут противоречивы;
  • Сотрудники скажут, что не помнят, откуда ваша компания получила товар;
  • Что работы, которые по документам вам выполнила другая компания, на самом деле сделали сотрудники вашей же компании.

На практике, даже если ваши сотрудники будут «не помнить» или сомневаться в некоторых обстоятельствах исполнения сделок, не вспомнят субподрядную организацию, инспекция признает операции по контрагенту нереальными и доначислит налоги.

Что это значит?

У сотрудников вашей компании должны быть готовы подробные ответы на все вопросы проверяющих. Ответы должны согласовываться с показаниями всех свидетелей. Так же с директорами компаний-контрагентов. Их тоже будут допрашивать и если они откажутся от руководства ранее возглавляемой компании или «затрудняются вспомнить» вашу компанию, то ФНС посчитает сделку нереальной и в результате доначислит вам налоги.

Что делать?

  1. Привлеч�� налогового адвоката еще на стадии начала проверки. Адвокат поможет выработать правильную тактику свидетельских показаний. Кроме того, адвокат должен успеть подготовить свидетелей к «внезапному» допросу;
  2. Обеспечить поход на допрос с налоговым адвокатом. У адвоката уже есть весь перечень вопросов, которые будет задавать налоговая инспекция. Он поможет подготовить свидетелей (сотрудников компании и контрагентов) к ответам на все вопросы и обеспечить правильность данных свидетельских показаний в целом.

Налоговый адвокат даст сотрудникам и топ менеджерам компании чёткий алгоритм действий, как себя ввести в случае, если допрос проверяющие пытаются провести без адвоката или без официальной повестки (например, вечером дома у свидетеля или на его рабочем месте).

В чём риск?

Во время выездных налоговый проверок выемка происходит в 8 случаях из 10. Изымают документы, компьютеры, электронные носители, информацию с электронной (корпоративной и личной) почты и т.д.

Нам известны случаи, когда инспекторы изъяли компьютеры фирмы и находили на нём бланк с печатью контрагента, а также документы, изготовленные от имени контрагента (счета на оплату, счета-фактуры), в корпоративной почте находили переписку сотрудников, однозначно свидетельствующую о создании фиктивного документооборота со спорным контрагентом. Получение проверяющими подобной информации означает, что ваша компания участвовала в «схемах» по уклонению от налогов. В результате инспекция доначислит налоги, а правоохранительные органы возбудят уголовное дело.

Что надо сделать?

Узнав о налоговой проверке, компании следует серьезно подготовиться:

  1. Убрать все «лишние» документы из офиса;
  2. Исключить изъятие электронной информации;
  3. Обеспечить хранение информации на удаленном сервере, «облаке» и т.д.
  4. Почистить электронную почту и принять меры к ограничению несанкционированного доступа к электронной переписке.
  5. Постараться не общаться с личных телефонов, а также не обмениваться конфиденциальной информацией через соцсети и мессенджеры.

Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?

Нередки ситуации, когда налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, в связи с чем он может защитить свои права и обжаловать решение налогового органа.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права.

Апелляционная жалоба призвана обжаловать не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если, по вашему мнению, такое решение нарушает ваши права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жаловаться возможно в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом решения налогового органа (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в т.ч. апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Однако в налоговый орган, проводивший проверку, можно подать возражения по акту налоговой проверки, в связи с чем мы их также кратко рассмотрим.

1. Подача в налоговый орган, проводивший проверку, возражений по акту налоговой проверки

В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки вы вправе представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы можете приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Судебное обжалование действий/бездействий должностных лиц налогового органа

Только после получения (неполучения в срок) решения по жалобе вправе направить заявление в арбитражный суд.

Заявление подается не позднее трех месяцев после получения решения налогового органа по жалобе.

Суд может восстановить срок, если признает причины уважительными.

Внимание! для ИП уважительными причинами признаются болезнь или длительные командировки. Что касается организаций, то нахождение в командировке, отпуске или на больничном руководителя, юриста, иного должностного лица не является уважительной причиной (Постановление ВС РФ от 30.06.2020 №12).

Если вы не обжалуете решение, а только требуете вернуть излишне взысканный налог, пени, то обращайтесь сразу в суд.

Вам может быть интересно: Жалоба на бездействие: как написать и направить

Как вести себя в судебном заседании

В судебном заседании может принимать участие представитель с юридическим образованием. Но Конституционный суд в Постановлении №37-п от 17.07.2020 года разъяснил, что по налоговым и подобным спорам наряду с представителем с юридическим образованием может присутствовать должностное лицо компании, не имеющее юридического образования, но обладающее необходимыми сведениями (например, бухгалтер, исполнительный директор и т.п).

И хотя по закону именно налоговый орган должен доказать, что принятые им решения законны и не нарушают права налогоплательщика, все же именно от активной позиции последнего во многом зависит исход дела.

Заявляйте доказательства, ходатайства об истребовании доказательств, возражения на отзывы инспекции, ходатайства о вызове свидетелей, используйте возможность нотариального обеспечения доказательств (например, электронную переписку).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *