Статья 12. Обязанности полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 12. Обязанности полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Из всех полицейских обычные граждане чаще всего сталкиваются с работой участковых уполномоченных. Именно на них возложена задача следить за соблюдением законности на территории вверенного участка и по мере сил способствовать предотвращению преступлений и иных нарушений закона.

Комментарий к ст. 2 Закона о Полиции


1. Два основных направления деятельности полиции — защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

2. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

3. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

  • выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
  • выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
  • предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
  • пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
  • создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

4. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой — должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

5. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением, соответственно, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

6. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

7. Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений — это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, — обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.

8. В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом «О полиции» последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13), розыскную (п. п. 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. п. 10, 35 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 3 ст. 17) и уголовно-процессуальную деятельность (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 12, п. п. 2 — 5, 7, 9 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, ч. ч. 3 — 5 ст. 14 и др.).

9. Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

10. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12 и п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

11. О производстве уголовно-процессуальной деятельности полицией см. комментарий к п. п. 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

12. Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:

  • лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;
  • лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;
  • несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • несовершен��олетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;
  • лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
  • лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
  • лица, пропавшие без вести.

13. Соответствующая обязанность на полицию возложена п. 12 ч. 1 ст. 12 комментируемого Федерального закона.

14. Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 того же Федерального закона должна также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании:

  • лиц, совершивших побег из-под стражи;
  • лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
  • лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;
  • лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

15. В целях обеспечения возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права:

  • объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции»;
  • проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия (п. 10 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
  • проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
  • доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести (п. 13 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
  • использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести (п. 35 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
  • задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (п. 4 ч. 2 ст. 14 комментируемого Федерального закона);
  • проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания (п. 3 ч. 2 ст. 16 комментируемого Федерального закона);
  • вносить в банки данных информацию о лицах, объявленных в розыск (п. 9 ч. 3 ст. 17 комментируемого Федерального закона);
  • реализовывать иные собственные полномочия в целях розыска лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции».
Читайте также:  Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом

В качестве специальных средств сотрудники полиции могут пользоваться:

  • палками;
  • средствами ограничения подвижности;
  • окрашивающими и маркирующими средствами;
  • электрошокерами;
  • газовыми средствами;
  • водометами;
  • светошоковыми устройствами;
  • служебными животными;
  • световыми и акустическими специальными средствами;
  • установками для принудительной остановки транспортных средств;
  • средствами сковывания движения;
  • бронемашинами;
  • средствами для разрушения преград.

Полицейские не имеют права пользоваться специальными средствами против:

  • беременных женщин;
  • инвалидов;
  • несовершеннолетних;
  • незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Данное правило нивелируется, если граждане затрудняют транспортное движение, работу организаций или совершают насильственные действия. В статье 22 также указан ряд ограничений по использованию специальных средств.

Пример 1

Например, нельзя бить человека палкой по голове, ключице, животу, половым органами, в область сердца. Запрещено использовать водометы, если на улице морозная температура. Средства принудительной остановки транспорта не допускается применять в горной местности или при плохой видимости.

Полицейский может задействовать огнестрельное оружие, соблюдая предписания статьи 23 Закона о полиции. В ней указано, что к подобной мере сотрудники правоохранительных органов могут прибегать, чтобы:

  • защитить себя или гражданское лицо, которое может получить серьезные проблемы со здоровьем из-за внешнего насилия;
  • задержать лицо, совершившее тяжкое преступление, связанное с насильственными действиями, нейтрализовать которого другими способами невозможно;
  • пресечь попытку другого человека завладеть любым типом вооружения, начиная огнестрельным оружием, и заканчивая бронетехникой;
  • освободить заложников;
  • отразить групповое или вооруженное нападение на здание, помещение, сооружение или другие государственные или гражданские объекты;
  • предотвратить попытку побега подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжкого преступления или уже осужденных граждан.
  • обезвредить вооруженного человека, оказывающего сопротивление при аресте или отказывающегося выполнять поставленные требования;
  • повредить транспортное средство для его остановки, которым управляет гражданин, отказывающиеся выполнять поставленные требования и при этом представляет риск для здоровья и жизни других людей;
  • обезвредить животное, которое собирается нанести серьезный вред человеку;
  • разрушить замок или другое запирающее устройство, которое мешает проникнуть на объект, где совершается или уже произошло преступление;
  • сделать предупредительный выстрел, подать сигнал тревоги или вызвать помощь, направив пистолет в момент использования в безопасную сторону.

Огнестрельное оружие запрещено использовать в отношении к беременным женщинам, инвалидам или несовершеннолетним при наличии явных признаков или знании того, что они относятся к вышеперечисленным категориям. Единственное исключение – если они оказывают вооруженное сопротивление, которое представляет риск для жизни сотрудника полиции или других граждан. Также запрещено применять огнестрельное оружие, если вокруг имеется большое скопление людей, и в результате действий полицейского могут пострадать невинные граждане.

Как полиция относится к органам государственной власти

Полиция – это правоохранительный орган исполнительного управления. Гарантирует гражданам государств охрану свободы и права, борется с нарушением законодательства, обеспечивает порядок и безопасность в общественных местах. Кабинет Министров, Министр Внутренних Дел направляет и координирует деятельность правоохранительной структуры. Основные задачи:

  • Обеспечивать общественный порядок, публичную безопасность;
  • Контролировать соблюдение норм и требований закона;
  • Охрана свободы и права человека, государства, общества;
  • Противодействие преступности;
  • Оказание поддержки гражданам, попавшим в сложное социальное, экономическое положение, в установленных рамках.

Отвечая на вопрос: полиция – какой орган государственной власти, следует отметить, что это структура, регулирующая все направления жизни граждан. Относится к правоохранительным органам исполнительной власти.

Каковы обязанности участкового полиции

Помимо общих обязанностей, лежащих на участковом как на сотруднике полиции, участковый имеет ряд специфических, установленных конкретно для него. Так, согласно действующим инструкциям и приказам МВД, участковый обязан:

  1. Знать территорию своего участка, включая дорожную систему, действующие предприятия и учреждения, возможные места, где могут выращиваться наркотические растения.
  2. Знать состав населения, проживающего на участке. Эта обязанность включает в себя необходимость быть знакомым с местными культурными и национальными традициями и проживающими на территории гражданами (как нарушающими законы, так и соблюдающими их). В идеале участковый должен быть лично знакомым с каждым, кто живет на подведомственной ему территории.
  3. Вести прием граждан и учет подаваемых заявлений о противоправных действиях.
  4. Пресекать противоправные действия.
  5. Выявлять граждан, склонных к нарушению закона, участвовать в наблюдении за гражданами, освободившимися после отбытия уголовного наказания, а также за страдающими алкоголизмом или наркоманией.
  6. Обнаруживать притоны для занятий проституцией, употребления наркотиков.
  7. Обеспечивать взаимодействие с иными службами полиции, вести анализ оперативной обстановки на участке, при необходимости докладывать руководству о складывающейся ситуации и вносить предложения о профилактических и оперативных мерах.

Если вкратце, то на своей территории обязанности участкового сводятся к учету, контролю и пресечению правонарушений. Во многих направлениях своей деятельности участковый уполномоченный взаимодействует с сотрудниками других подразделений полиции, а также других ведомств (в частности, Госнаркоконтроля, службы судебных приставов и т. д.).

Граждане могут столкнуться с работой участкового в следующих случаях:

  1. При профилактическом обходе. Участковый обязан регулярно обходить свою территорию и знакомиться с проживающими там. Важно помнить: обходы участковый обязан делать в форме, по требованию граждан он должен предъявлять удостоверение. Кроме того, при обходе участковый может войти в жилище только с согласия владельца или иных жильцов.
  2. Во время приема. Участковый обязан регулярно принимать граждан, проживающих на участке. Во время приема он получает от них устные и письменные заявления, а также консультирует по вопросам, находящимся в его компетенции. Прием обычно осуществляется 3 раза в неделю в опорном пункте. Однако даже в неприемные дни участковый обязан реагировать на заявления, поступающие от граждан.
  3. При визите. В том случае, если у участкового есть сведения о том, что совершается нарушение закона, он обязан их проверить. В этом случае он имеет право прийти к гражданину, взять объяснения, осмотреть жилье. В том случае, если у участкового есть постановление об осмотре либо информация о совершающемся преступлении, он может войти в помещение даже без согласия владельца или арендатора, при необходимости — даже взломав дверь.

Права полицейских в США по отношению к гражданам. Справка

Американский полицейский, работающий в одном штате, не может арестовать или преследовать преступника, который скрылся в другом.

В отличие от России, в США нет Уголовного или Административного кодекса. Есть свод законов, который должен знать наизусть каждый полицейский.

(Журнал «Милиция», 23.12.2003, №12, С риском по жизни)

Изначальной правовой основой производства ареста и обыска в уголовном процессе США является IV поправка к Конституции США: «Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, документов и имущества от необоснованных обысков и арестов недолжно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту».

(Журнал «Милиция», 25.01.2000, №1, Арест и обыск по-американски)

В Америке действует так называемое Правило Миранды — в правовой системе США демократическая норма уголовного процесса, созданная Верховным судом в 1966 г.

Верховный суд США признал, что показания арестованного или задержанного, не ознакомленного с правом хранить молчание и получать советы адвоката, не могут фигурировать в суде. Определенной формулировки этого напоминания нет: в различных штатах оно произносится по-разному.

Верховный суд лишь требует, чтобы задержанному было четко рассказано о его правах и он подтвердил, что понял их.

Обвиняемый может потребовать исключить любые признания, полученные, например, путем незаконной слежки.

Правило Миранды не распространяется на подозреваемых, если во время допроса они не находятся под арестом или если они добровольно дают полиции уличающие показания вместо того, чтобы давать их в виде ответов при допросе.

В целом, в соответствии с действующими в США законами полиция наделена обширными полномочиями в деле охраны правопорядка. Американский полицейский не обязан показывать свое удостоверение, но должен иметь специальный жетон на видном месте.

Офицерам полиции США не надо искать понятых: показаниям сотрудников правоохранительных органов в этой стране принято доверять, так как за фабрикацию ложных сведений полицейских ждет очень суровое наказание.

Нельзя ругаться, а тем более оскорблять полицейского при исполнении — в Америке за неуважение к представителю сил правопорядка можно угодить в тюрьму.

Применение силы в американской полиции детально регламентировано. Огнестрельное оружие — последний, но самый весомый для многих аргумент не в пользу схватки с представителем закона.

Согласно действующим правилам, сотрудник полиции может применять табельное оружие в любой ситуации, которую он считает опасной для своей жизни и здоровья.

Читайте также:  Получил гражданство РФ — что дальше?

Впрочем, любое применение оружия автоматически влечет за собой медицинское освидетельствование, а также отпуск и расследование о законности его применения.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ

Часто в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ — за непредставление сведений (информации). Данной нормой установлена ответственность — для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».

В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции», сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).

При этом, согласно статьи 23 Закона «О милиции», законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»), не порождало аналогичную обязанность у организаций. А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

В связи с чем, ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

Какие права и обязанности у полиции РФ?

Законопроект расширяет перечень обстоятельств, при которых сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие. Полицейские могут получить право открывать огонь при задержании, если гражданин попытается «совершить действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции». Сейчас закон «О полиции» позволяет полицейскому стрелять, если задерживаемый попытается прикоснуться к оружию.

Термин «полиция» в широком смысле вошел в употребление в официальном языке законодательства и администрации, а затем проник и в научную литературу, представители которой применили его и к характеристике направления, в течение долгого времени господствовавшего в истории различных государств.

Федеральный закон «О полиции» определяет законодательные основы организации и деятельности полиции в Российской Федерации, статус, права и обязанности сотрудника полиции в соответствии с новыми общественными отношениями. Концептуальные основы ФЗ направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

Этот тезис непосредственно вытекает из ст. 1: полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица) для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция создавалась для защиты жизни граждан, а также их охраны прав и свобод. Правовую основу составляют Конституция, международные права и договоры, конституционные законы, законы о полиции и иные федеральные законы, указы Президента и Правительства России.

Деятельность полиции осуществляется по направлениям:

  1. Защита общества, личности от посягательств;
  2. Предупреждение нарушений;
  3. Розыск лиц;
  4. Производство по делам об административных нарушениях;
  5. Обеспечение правопорядка в общественных местах;
  6. Обеспечение безопасности ПДД;
  7. Контроль за соблюдение закона;
  8. Охрана имущества;
  9. Пресечение правонарушений.

При осуществлении деятельности полиция руководствуется следующими принципами:

  • Законности;
  • Беспристрастности;
  • Соблюдения и уважения прав;
  • Открытости;
  • Публичности в деятельности;
  • Общественного доверия;
  • Поддержки граждан;
  • Взаимодействия и сотрудничества;
  • Использования в деятельности достижений техники, науки;
  • Соблюдения свобод человека.

Руководит полицией Президент через МВД. Управлением занимает министр, руководители органов, руководители подразделений.

Профессия сотрудника полиции является наиболее востребованной на рынке труда. Полицейский – это главных страж общественного порядка. Крупное мероприятие невозможно без участия полицейских. В будние дни сотрудники патрулируют главные улицы города. Полицейские обеспечивают сохранность здоровья и имущества граждан. Если лицо нарушает закон, то полицейский несет ответственность за нарушителя. Сотрудники должны принимать и регистрировать заявления о преступления, административных правонарушениях и происшествиях.

Полицейские могут проводить беседы, лекции в организациях. Также могут применять силу, но только в крайних случаях.

Существуют следующие подразделения полиции:

  1. Центр кинологической службы. Подразделения проводят проверку по сообщениям и заявлениям граждан о преступлениях, ведут расследование уголовных дел средней и небольшой тяжестей.
  2. Отдел уголовного розыска. Предупреждает, выявляет, а также пресекает преступления. Проводится борьба с преступлениями, связанными с незаконным оборотом психотропных, наркотических средств.
  3. Оперативно- розыскная часть. Организуется госзащита сотрудников МВД, отдельных предприятий, подразделений. Также предотвращают проникновения в ОВД лиц, преследующих противоправные деяний.
  4. Управление компанией дознания. Подразделения проводят проверку по уголовным делам и правонарушениям. Ведутся расследования, и сотрудники дознания пресекают дела еще на ранней стадии совершения правонарушения.
  5. Управление по вопросам миграции. Основная задача – производство по делам о гражданстве, оформление и выдача документов россиянам, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Охрана правопорядка включает совокупность мер по достижения целей режима законности. Охрана правопорядка устраняет препятствия, мешающие воплощению в жизнь прав и признания законов.

Тест с ответами: “Правоохранительные органы”

Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.

Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.

Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.

Система арбитражных судов включает в себя Высший арбитражный суд РФ, апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды). Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.

Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:

  • органы прокуратуры;
  • органы внутренних дел;
  • органы федеральной службы безопасности;
  • органы государственной охраны;
  • органы государственной налоговой службы;
  • таможенные органы;
  • органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  • органы предварительного расследования;
  • органы юстиции.

Прокуратура РФ — надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за реализацией оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.

МЧС России — поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.

Следственный комитет РФ — независимый орган, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность РФ. В ее обязанности входит контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией.

Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, а также правовым регулированием в сфере внутренних дел.

Ключевая составная часть МВД — полиция со сложной структурой, каждое подразделение которой занято узкоспециализированной деятельностью.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Федеральная налоговая служба реализует контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в налогов и сборов. Налогообложение — основной источник финансирования государственных органов.

Читайте также:  Программу маткапитала продлили до 2026 года

Федеральная таможенная служба занимается защитой государства на его границах. Таможенники — первый барьер на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар. Они занимаются сбором государственных пошлин.

Нотариат фиксирует правовые акты, документы. Нотариат подтверждает заключение сделок, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества.

Адвокатура реализует защиту и представление интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или государственные органы предъявляют человеку какие-то претензии, тот может обратиться к адвокату, который станет его законным представителем в судах.

Министерство юстиции РФ:

  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба судебных приставов.

Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три вида:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.

  2. Органы юридической помощи.

  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Обязанности участковых

Как правило, чаще всего граждане взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции. Именно эта категория служащих следит за соблюдением законности, обеспечивает правопорядок на вверенном участке, способствует предотвращению противоправных действий.

На участковых возлагаются общие и специальные обязанности. Сотрудники полиции должны:

  • Знать свой участок. Участковый должен располагать актуальными сведениями о дорожной системе территории, предприятиях и организациях, действующих в ее границах, возможные места, в которых могут выращиваться запрещенные растения (содержащие наркотические вещества).
  • Знать состав проживающего на участке населения. Участковый должен быть знаком с национальными и культурными традициями граждан. В идеале сотруднику полиции необходимо лично знать каждого человека, проживающего на участке.
  • Рассматривать обращения граждан, осуществлять их личный прием, вести учет заявлений и сообщений о противоправных действиях.
  • Пресекать преступления и правонарушения.
  • Выявлять лиц, имеющих склонность к совершению противоправных действий, осуществлять наблюдение за субъектами, отбывшими тюремное заключение, страдающими нарко- или алкозависимостью.
  • Взаимодействовать с прочими подразделениями полиции, анализировать оперативную обстановку на вверенной территории, докладывать начальству о ситуации и вносить руководству предложения об оперативных и профилактических мероприятиях.

Если говорить кратко, обязанности участкового заключаются в учете, контроле и пресечении правонарушений. При реализации своих задач сотрудник часто взаимодействует со служащими иных подразделений полиции и прочих ведомств.

Кодирование алкоголиков посредством психотерапии

Не самый эффективный метод. Да простят нас психотерапевты, берущие по 1000 рублей, за час своей работы.

Суть психотерапевтической помощи в осмысленном поиске причины алкоголизма. Там не будут давать теорию, по теме: болезнь алкоголизмом и пути излечения. Хотя в некоторых конторах все еще это практикуют.

Более или менее адекватный психотерапевт ищет вместе с пациентом причины. Почему он пьёт. Причины могут быть разными. Но обычно это надоевшая жена, тяжёлая работа и все в таком духе.

Далее, есть несколько способов выхода из ситуации. Или осознание не правильности своего образа жизни. И попытка что-то изменить. Осознанным и волевым усилием.

Или гипноз. Гипноз работает только на очень узкой выборке внушаемых пациентов. Поэтому, всерьёз его рассматривать не стоит.

Есть и третий вариант. Устранение следствия, путём подмены. Например, у нас есть тяжёлая работа. И единственный способ отдохнуть, это алкоголь. Физиологически, это наиболее обоснованный для мозга маршрут. В одной бутылке столько всего интересного. И никаких затрат энергии.

Можно поменять бутылку, на пачку таблеток. Речь, разумеется, об антидепрессантах. Перестанет алкоголик в этом случае быть таковым? Не совсем. Просто теперь, он будет “торчать» на антидепрессантах. С которых тоже придется слезть. Рано или поздно.

Третий путь опасен еще и тем, что само по себе влияние АД эффективно лишь в сочетании с постоянными сеансами у психотерапевта. А это, уже не для алкоголика развлечение. А для менеджера среднего звена, как минимум.

Что сказано в законе «О мобилизации»

В стране действует закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», статья 21 которого гласит:

«При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».

Также в законе указано, что с момента объявления мобилизации без разрешения военкоматов выезд с места жительства запрещен тем гражданам, которые состоят на воинском учете. Но в законе нет уточнения, какая мобилизация имеется в виду — полная или частичная. Такие нюансы должны быть прописаны в отдельных актах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что такие документы появятся в ближайшее время.

Когда можно НЕ идти в военкомат, если получил повестку

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин вправе не являться по повестке при наличии уважительных причин, которые должны быть документально подтверждены.

К ним относятся:

  • Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • Иные причины, признанные уважительными.

Как полиция относится к органам государственной власти

Полиция – это правоохранительный орган исполнительного управления. Гарантирует гражданам государств охрану свободы и права, борется с нарушением законодательства, обеспечивает порядок и безопасность в общественных местах. Кабинет Министров, Министр Внутренних Дел направляет и координирует деятельность правоохранительной структуры. Основные задачи:

  • Обеспечивать общественный порядок, публичную безопасность;
  • Контролировать соблюдение норм и требований закона;
  • Охрана свободы и права человека, государства, общества;
  • Противодействие преступности;
  • Оказание поддержки гражданам, попавшим в сложное социальное, экономическое положение, в установленных рамках.

Право на составление протокола при задержании, изъятии и досмотре

Каким способом сотрудник полиции обязан предупредить лицо, в отношении которого предполагается на законных основаниях применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия?

Тестирование преследует цель оперативного влияния на успеваемость курсантов в течение семестра и курса обучения в целом. Для его проведения авторским коллективом кафедры административной деятельности ОВД разработан общий список контрольных заданий для тестирования.

Из этого следует, что задачи оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением документов, при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий решаются с соблюдением специальной процедуры, установленной законом.

Для тестов текущего контроля успеваемости используется стандартная форма заданий, состоящая из основы и нескольких (не менее трех) вариантов ответов, один из которых является правильным. В основе (основном тексте) формулируется проблема, которую курсант (слушатель) должен рассмотреть. Затем приводятся варианты ответов, которые кодируются цифрами.

Также необходимо помнить, что организация в зависимости от своей организационно-правовой формы может нести ответственность перед своими акционерами, учредителями (участниками), контрагентами и партнерами за несанкционированное разглашение информации и причиненный в связи с этим ущерб.

Так что решайте сами, показывать паспорт или нет. Но помните, что по закону для проверки должны быть конкретные причины и вам должны их заранее назвать.

Данная статья подразумевает, что деятельность полиции осуществляется на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека. В случае, если права человека ограничиваются, то деятельность того органа или тех должностных лиц прекращается. Исходя из этой же статьи следует, что полиция не имеет право применять с какой-либо целью пытки, насилие и т. д.

Если полицейский грубо обращается, угрожает, забирает документы и применяет силу без повода, все это можно зафиксировать и потом использовать против него. Но это так по закону и инструкциям. Если не брать в расчет спорные ситуации с нарушениями и задержаниями во время беспорядков, никогда не помешает сделать полицейскому замечание, напомнив о его обязанности по закону.

Тест по обществознанию Кто стоит на страже закона для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Изучая документ, можно в мечтах нарисовать портрет идеального полицейского, живущего в идеальном мире.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.

Тема 6. Правовое положение и организация деятельности организационно-аналитических (штабных) аппаратов органов внутренних дел (полиции).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *