Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые контрольные соотношения для бюджетной отчетности федеральных ГАБС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По строке 700 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отражается изменение остатков денежных средств учреждения относительно начала отчетного финансового года. При этом увеличение остатка денежных средств учреждения отражается по стр. 700 со знаком «минус», а уменьшение — со знаком «плюс».
Контрольные соотношения показателей форм бухгалтерской отчетности по обязательствам
Баланс государственного (муниципального) учреждения |
Отчет о |
||||
Объект учета |
Строка |
Графа |
Строка |
Графа |
|
Расчеты с кредиторами по |
Стр. 470 |
Гр. 7 - |
= |
Стр. 520 + |
4 |
Гр. 8 - |
5 |
||||
Гр. 9 - |
6 |
||||
Гр. 10 - |
7 |
||||
Расчеты по принятым |
Стр. 490 + |
Гр. 7 - |
Стр. 540 - |
4 |
|
Гр. 8 - |
Стр. 540 - |
5 |
|||
Гр. 9 - |
Стр. 540 - |
6 |
|||
Гр. 10 - |
Стр. 540 |
7 |
Сначала нужно установить соответствие между балансом и фин. отчетом:
- Строка 1250 баланса на завершение года равна показателю строки 4500 (остаток денег на завершение года) отчета.
- Строка 1250 на завершение года равна значению строки 4450 (остаток денег на начало года).
- Значение строки 1250 на завершение года равно значению строки 4400.
- Строка 4500 (графа 3) равна стр. 1250 (графа 4).
Затем нужно установить равенство между балансом и отчетом о капитале:
- Строка 1310 баланса соответствует стр. 3100 отчета.
- Строка 1300 (результаты третьего раздела «Капитал») на завершение года равна значению «Итого» по стр. 3300.
- Строка 1300 на завершение года соответствует строке 3310 и стр. «Итого» 3320.
- Строка 1320 (графа 6) равна строке 3100 (графа 4).
Устанавливается наличие логических связок между отчетом о финансовых итогах и отчетом о капитале:
- Строка 2400 соответствует строке 3311 «Итого» (повышение чистой прибыли) и строке 3221 «Итого» (сокращение капитала за счет убытка).
- Строка 2400 равна строке 3211 «Итого» (повышение чистой прибыли) и строке 3221 «Итоги» (сокращение капитала за счет убытка).
Взаимосвязь показателей форм бухгалтерской отчетности
Формы отчетности, взаимосвязь показателей которых приведена в таблицах, утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н .
Взаимосвязь показателей
Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах
* Равенство справедливо, если отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в балансе развернуто.
** Показатели взаимосвязаны, если в течение отчетного периода не было оборотов по счету 84 (за исключением реформации баланса). Например, не начислялись дивиденды, не производились отчисления в резервный капитал.
Взаимосвязь показателей
Бухгалтерского баланса и Отчета об изменениях капитала
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. «Можно ли проводить взаимоувязку бухгалтерской и налоговой отчетности?»
Дело в том, что для формирования той и другой отчетности используются разные принципы, что говорит о разных правилах составления. В связи с этим, прямая взаимоувязка показателей налоговой и бухгалтерской отчетности не существует.
Для предприятий малого бизнеса провести взаимоувязку не составит никакого труда, так кА по сравнению с крупными компаниями объем показателей значительно сокращается. Но это не говорит о том, что проверка не важна. Напротив, проводить ее стоит, дабы увидеть экономическую картину деятельности вашей, пусть и небольшой, фирмы.
Вопрос №3. «Кто на предприятии должен проводить взаимоувязку? Только главный бухгалтер?»
На каждом отдельном предприятии это может быть практически любой сотрудник экономического или бухгалтерского отдела, не обязательно главный бухгалтер. Это может быть даже стороннее лицо, привлеченное специально для этой цели.
Вопрос №4. «Какими документами зафиксировать факт проведения взаимоувязки показателей?»
Ответ: Специально разработанной формы для сведений проведенной взаимоувязки нет. Организации и предприниматели могут самостоятельно разработать эту форму, определить сроки и порядок проведения взаимоувязки, а также закрепить это в учетной политике предприятия.
Бухгалтерская отчетность автономного учреждения отражает информацию о его финансовом положении, результатах деятельности, наличии государственного (муниципального) имущества, движении денежных средств, об обязательствах учреждения и исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, а также иные показатели, характеризующие деятельность учреждения. В статье рассмотрим основные показатели бухгалтерской отчетности и приведем их контрольные соотношения с взаимосвязанными формами.
Пользователями бухгалтерской отчетности автономного учреждения являются внутренние и внешние заинтересованные лица. К внутренним пользователям относятся наблюдательный совет учреждения, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, работники учреждения (руководители, бухгалтеры, экономисты, ревизоры). К внешним — приобретатели (получатели) услуг (работ), налоговые и иные контролирующие органы, кредиторы и др.
Анализ результатов деятельности учреждения, как правило, проводится на основе годовой бухгалтерской отчетности.
Информация о финансовых активах и обязательствах
Анализ информации о финансовых активах и обязательствах, а также проверка контрольных соотношений по этим показателям осуществляются на основании:
Баланса (ф. 0503730);
Отчета (ф. 0503723);
Отчета (ф. 0503737);
Отчета (ф. 0503721);
Сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) (входит в состав пояснительной записки к балансу);
Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (входит в состав пояснительной записки к балансу);
Сведений о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771) (входит в состав пояснительной записки к балансу);
Сведений о суммах заимствований (ф. 0503772) (входит в состав пояснительной записки к балансу);
Сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).
Показатели об остатках денежных средств учреждения на счетах, лицевых счетах, в кассе учреждения проверяются с помощью следующих контрольных соотношений:
Баланс (ф. 0503730) | Соотно- | Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) | ||
Строка | Графа | Раздел, номер счета | Графа | |
173 + 179 + 175 + 176 | 3 | = | 3 | |
174 | 3 | = | 4 | |
173 + 179 + 175 + 176 | 4 | = | 3 | |
174 | 4 | = | 4 | |
173 + 179 + 175 + 176 | 5 | = | Раздел 1 (сумма по счетам 3 201 20 000, 2 201 20 000, 7 201 20 000) | 3 |
174 | 5 | = | Раздел 1 (сумма по счетам 3 201 23 000, 2 201 23 000, 7 201 23 000) | 4 |
173 + 179 + 175 + 176 | 7 | = | Раздел 1 (сумма по счетам 5 201 20 000, 6 201 20 000) | 5 |
174 | 7 | = | Раздел 1 (сумма по счетам 5 201 23 000, 6 201 23 000) | 6 |
173 + 179 + 175 + 176 | 8 | = | Раздел 1 (сумма по счету 4 201 20 000) | 5 |
174 | 8 | = | Раздел 1 (сумма по счету 4 201 23 000) | 6 |
173 + 179 + 175 + 176 | 9 | = | Раздел 1 (итог по счетам 3 201 20 000, 2 201 20 000, 7 201 20 000) | 5 |
174 | 9 | = | Раздел 1 (итог по счетам 3 201 23 000, 2 201 23 000, 7 201 23 000) | 6 |
171 | 3 | = | 3 | |
172 | 3 | = | 4 | |
171 | 4 | = | 3 | |
172 | 4 | = | 4 | |
171 | 5 | = | 3 | |
172 | 5 | = | 4 | |
171 | 7 | = | Раздел 2 (итог по счетам 5 201 11 000, 6 201 11 000) | 5 |
172 | 7 | = | Раздел 2 (итог по счетам 5 201 13 000, 6 201 13 000) | 6 |
171 | 8 | = | Раздел 2 (итог по счету 4 201 11 000) | 5 |
172 | 8 | = | Раздел 2 (итог по счету 4 201 13 000) | 6 |
171 | 9 | = | Раздел 2 (итог по счетам 3 201 11 000, 2 201 11 000, 7 201 11 000) | 5 |
172 | 9 | = | Раздел 2 (итог по счетам 3 201 13 000, 2 201 13 000, 7 201 13 000) | 6 |
177 | 3 | = | 3 | |
177 | 4 | = | 3 | |
177 | 5 | = | 3 | |
177 | 7 | = | Раздел 3 (сумма по счетам 5 201 34 000, 6 201 34 000) | 5 |
177 | 8 | = | Раздел 3 (сумма по счету 4 201 34 000) | 5 |
177 | 9 | = | Раздел 3 (сумма по счетам 3 201 34 000, 2 201 34 000, 7 201 34 000) | 5 |
Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений является объектом пристального внимания как органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и органов власти, выполняющих функции учредителя данных учреждений. В статье рассмотрена методика проверки правильности составления форм бухгалтерской отчетности
11.07.2016Автор: Л. Магурина
Заполненные бюджетными и автономными учреждениями формы бухгалтерской отчетности подлежат проверке:
- работниками органа исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проведения камеральной проверки, при принятии квартальных, годовых форм отчетности в сроки установленные учредителем;
- в рамках проведения мероприятий внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля, а также ведомственного контроля проводимого учредителем.
Проводим проверку достоверности показателей форм бюджетной отчетности
В показателях ФНС фигурируют коды тарифа и категорий застрахованных лиц, которые определяют, как проверить РСВ в 2021 году:
- Для пониженных страховых взносов с части выплат, превышающих 1 МРОТ, — 20.
- Для застрахованных физлиц — граждан РФ к части выплат от 1 МРОТ — МС.
- Для застрахованных в системе ОПС иностранцев и лиц без гражданства, которые временно проживают в России, и временно пребывающих в РФ иностранцев или лиц без гражданства, которым предоставлено временное убежище, — ВЖМС.
- Для иностранцев и лиц без гражданства, которые временно пребывают в РФ (исключение — высококвалифицированные специалисты), — ВПМС.
В контрольные соотношения по страховым взносам внесены дополнительные формулы:
- для кода тарифа плательщика;
- для кода категории застрахованного лица.
Данные РСВ корреспондируются со сведениями о плательщике в реестре МСП на начало каждого месяца. Все КС традиционно оформлены в виде таблицы, в которой содержится информация о самом КС, нарушении норм Налогового кодекса РФ и других законов.
Данные для проверки представлены в виде объемной таблицы. В ней содержатся более 300 внутренних контрольных соотношений внутри расчета и два междокументных. В частности, контрольные соотношения 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам. Первое из них звучит так — «обязательность предоставления расчета по страховым взносам в случае предоставления 6-НДФЛ». Это значит, что все работодатели, которые обязаны отчитываться по 6-НДФЛ, обязаны отчитаться и по страховым взносам. Даже если расчет получится нулевым.
Подробнее о том, как проверить 6-НДФЛ, в статье «Проверяем отчетность: контрольные соотношения 6-НДФЛ и 2-НДФЛ».
Подробнее мы остановимся на ее небольшой части, междокументных соотношениях, чтобы понять, как ею пользоваться. Обратите внимание, что левая часть КС и правая часть КС в РСВ — это отдельные разделы:
- слева — данные о документе, коде ошибки и сути сопоставления данных;
- справа — о сути нарушения и действиях налоговиков при его выявлении.
Документ | № | КС | Нарушение | Действия ФНС |
---|---|---|---|---|
РСВ. 6-НДФЛ (в отношении головной организации) | 2.1 | Обязательно предоставить РСВ в случае сдачи 6-НДФЛ | Затребование отчетности | |
РСВ. 6-НДФЛ (для налогоплательщиков без обособок, не для ИП на патенте и ЕНВД) | 2.2 | Стр. 020 р. 1 6-НДФЛ – стр. 025 р. 1 6-НДФЛ >= стр. 050 гр. 1 подр. 1.1 р. 1 РСВ | Сумма начисленного дохода налогоплательщика меньше базы для начисления страховых взносов | Требование предоставить объяснение или внести исправления |
РСВ, информация ФСС России | 2.3–2.5 | Гр. 3–5 стр. 80 прилож. 2 р. 1 РСВ = сумме выделенных ФСС средств на возмещение расходов на страховые выплаты в 1–3 месяце отчетного периода | Сумма возмещенных расходов больше выделенной суммы | То же |
Для чего нужна взаимоувязка показателей
Контроль показателей нужен для того, чтобы контролировать достоверность и полноту данных отчета до того, как они представляются в налоговые органы. Четких правил для проведения такой самостоятельной проверки нет. Предприятия делают это самостоятельно. Интересен также тот факт, что налоговики также проводят подобные проверки. Когда они обнаруживают несостыковки, то требуют предоставить пояснения.
В некоторых случаях подобные ошибки могу повлечь к проведению камеральной проверки или даже выездной. Поэтому очень важно закрепить на своем предприятии правило проводить взаимоувязку, чтобы в будущем избавить себя от ненужных проблем.
Показатели наличия и движения нефинансовых активов
Анализ показателей наличия имущества на отчетную дату и движения имущества за отчетный период производится на основании следующих форм:
– баланс (ф. 0503730) (разд. I);
– отчет (ф. 0503721) (строки 310 – 372);
– сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) (входит в состав пояснительной записки к балансу).
Приведем основные контрольные соотношения взаимосвязанных показателей в формах отчетности по увеличению нефинансовых активов за отчетный период.
Наименование показателя | Баланс (ф. 0503730) | Соотно-шение | Отчет (ф. 0503721) |
---|---|---|---|
Показатель (строка, графа) | Показатель (строка, графа) | ||
Поступление (увеличение нефинансовых активов): | |||
– по деятельности с целевыми средствами | Стр. 150 (гр. 7 — гр. 3) | = | Стр. 310 гр. 4 |
– в рамках государственного задания | Стр. 150 (гр. 8 — гр. 4) | = | Стр. 310 гр. 5 |
– по приносящей доход деятельности | Стр. 150 (гр. 9 — гр. 5) | = | Стр. 310 гр. 6 |
Общие положения Приказа
Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения и документации и отражается в указанных документах.
Расчет требуется разместить в открытом доступе в интернете без указания наименования поставщиков, которые предоставили информацию, но с указанием реквизитов и подтверждающих документов. Обратите внимание, что, учитывая значимость справочной информации, на основании которой выполнен расчет, рекомендуется хранить оригиналы или снимки экрана (скриншоты) вместе с другими документами о закупке (ч. 15 ст. 53, ч. 13 ст. 90. – не менее 3 лет, приказ Министерства культуры РФ от 25.08.2010 г. №558 – 5 лет, а по крупным поставкам и наиболее важным работам, услугам – постоянно).
Также как и 44-ФЗ, Приказ Минэкономразвития НМЦК позволяет определить с помощью одного или нескольких из ниже названных методов:
- сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Если это невозможно, заказчик имеет право использовать иные методы. При этом требуется обязательно включить в документ обоснование невозможности применения основных.
Нормативной базой для расчёта совокупного финансового результата является Приказ Минфина № 66н от 02.07.10 (ред. от 19.04.2019). В соответствии с ним формула совокупного финансового результата выглядит следующим образом (по строкам отчёта о финансовых результатах): 2400 + 2510 + 2520. Итоговый результат показан в строке 2500. Он может быть как положительным, так и отрицательным.
С экономической точки зрения этот показатель иллюстрирует чистую прибыль, скорректированную на переоценку внеоборотных активов и результативность прочих операций. В отечественную практику он был введён из-за постепенной адаптации российской бухгалтерской отчётности к стандарту МСФО, введённому Приказом Минфина № 217н от 28.12.15. В этом документе содержится понятие общего совокупного дохода, к которому близок показатель совокупного финансового результата.
С чего начать оценку финансовых результатов деятельности организации
Весомый блок в анализе финансового состояния предприятия – это оценка прибыльности его деятельности. Ее проводят, чтобы увидеть:
- насколько адекватны расходы организации при сложившемся уровне доходов;
- значимо ли влияние чистой прибыли в формировании собственного капитала;
- насколько эффективно используются активы и пассивы в привязке к прибыли;
- какие факторы препятствуют росту финансового результата.
По сути, в названных задачах мы обобщили этапы проведения анализа. К ним мы еще вернемся. А теперь расскажем, какими вопросами стоит задаться в начале исследования. Это будут такие:
- где взять информацию?
- за какой период делать расчеты?
- как сформулировать корректные выводы?
Где взять информацию? Чтобы проанализировать финансовые результаты компании, вам понадобятся отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс. Отчет будет основным, так как именно он содержит четыре вида прибыли (убытка). В балансе под это отводится лишь одна строка.
За какой период делать расчеты? Если вы возьмете годовую финансовую отчетность, которая составлена по российскому формату, то анализом получится охватить максимум два года. Для, например, пятилетнего исследования, потребуются отчеты за четыре последовательных годовых периода.
Как сформулировать корректные выводы? Бытует заблуждение: финансовый анализ сводится, прежде всего, к расчету массы коэффициентов. А выводы – второстепенны и нормально, когда они строятся по принципу «Было столько, стало столько». В действительности, лучше рассчитать ограниченный набор показателей, но проникнуться их сутью и основательно разобраться, о чем говорят значения. Куча неосмысленных цифр – пустая трата времени аналитика.
Контрольные соотношения для отчетности за 2020 год
Актуальные в 2020 году контрольные соотношения форм бюджетной отчетности – это:
- КС к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, представляемой в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов РФ и органами управления государственными внебюджетными фондами;
- КС к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство.
Обе версии контрольных соотношений показателей бюджетной отчетности на 2020 год датированы 16-м января 2020 года.
Для удобства и облегчения применения этих документов сделано так, что:
- по отдельным контрольным соотношениям в сносках указаны даты начала (окончания) их применения;
- изменения в контрольные соотношения по сравнению с ранее действующей редакцией внесены в режиме правок (для наглядности).
Алгоритмы контроля показателей бухгалтерской отчетности охватывают:
- внутридокументный контроль (взаимосвязанных показателей в рамках одной сданной отчётной формы);
- междокументный контроль (показателей различных форм);
- контроль соответствия показателей бюджетной отчетности и показателей сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.
Каждое контрольное соотношение для отчетности бюджетной сферы структурировано на две части (правую и левую), разделенные знаком сравнения (равно, не равно, больше, меньше и т. п.). Вычисление правой и левой частей производят с помощью стандартных математических операций.
Контрольные соотношения для бухгалтерской отчетности за 2019 год
Ниже приведены контрольные соотношения форм бухгалтерской отчетности в 2021 году по основным годовым отчетам.
Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности за 2017 год: таблица № 3 | |
Отчет о фин. результатах | Отчет об изменениях капитала |
Cтрока 2400 «За отчетный год» | Строка 3311 «Итого» минус строка 3321 «Итого» |
Строка 2400 «За предыдущий год» | Строка 3211 «Итого» минус строка 3221 «Итого» |
Разработаны контрольные соотношения бухгалтерской отчетности
- Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
- Без ошибок заполнить документы и отчеты.
- Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
- Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
- Уверенно действовать при проверках и в судах.
С 2020 года ФНС России обязана формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поэтому организации избавили от обязанности сдавать обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности за 2019 год и далее в органы статистики. Отчитываться нужно только в ИФНС по месту регистрации. При этом установлено, что:
- субъекты малого предпринимательства сдают отчетность на бумажном носителе или в виде электронного документа;
- все остальные субъекты экономической деятельности сдают отчетность в виде электронного документа.
Именно поэтому бланки приведены в соответствие с новыми требованиями. Больше всего изменений было внесено в форму №2 «Отчет о финансовых результатах», в частности, в ней изменились:
- название,
- номера строк,
- состав показателя «Налог на прибыль».
Актуальные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности размещены на сайтах ФНС России и АО «ГНИВЦ». Применять их следует с отчетности за текущий год.
Изменились контрольные соотношения в форме №2 по строке «Чистая прибыль». Теперь показатель «Чистая прибыль или убыток» баланса по строке 2400 графа 4, 5 должен быть равен сумме строк 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения», 2410 «Налог на прибыль» и 2460 «Прочее» в графах 4, 5 соответственно. Если если показатель по строке будет стоять в скобках, то перед ним ставится знак минус (-).
Показатель «Совокупный финансовый результат периода», отражаемый по строке 2500 графы 4, 5 должен быть равен сумме строк 2400 «Чистая прибыль (убыток)», 2510 «Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода», 2520 «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» и 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» графы 4, 5 соответственно. Для него также действует правило отражения отрицательного показателя в скобках.