Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет материалов в бухгалтерском учете 2023 в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для выращивания комнатных цветов и растений учреждения приобретают сами растения, цветочные горшки и кадки, грунт, удобрения, средства защиты от вредителей и т.д. Удобрения, грунт и средства защиты относятся к материальным запасам, а вот с растениями и цветочными горшками все не так очевидно.
Сложности в организации учета объектов озеленения.
Среди основных проблем отражения стоимости зеленых насаждений в бухгалтерском учете можно выделить следующие.
В разных учреждениях ОЗН отражаются в бухгалтерском учете либо как комплексные «плоскостные» объекты (скверы, парки, аллеи, лесополосы, клумбы, цветники и т. п.), либо как отдельные деревья и кустарники. Разные подходы к определению данного объекта учета вызваны тем, что в приведенном выше определении биологических ресурсов (п. 45 Инструкции № 157н) присутствуют как «деревья», так и «плоскостные» объекты («сады», «виноградники» и т. п.). Однако данная двойственность, по нашему мнению, присуща сельскохозяйственным культурам, принципы бухгалтерского учета которых в общем случае определены МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство», они не имеют отношения к многолетним «неплодовым» насаждениям (то есть никакой «продукции» не дающим[2]).
Не говорит в пользу «поштучного» учета и упоминание в определении о необходимости «непосредственного контроля» учреждения за естественным ростом и восстановлением ОЗН. Ведь контролируются рост и восстановление не каждого отдельного дерева, а ОЗН в целом. Да и сам прописанный в п. 15 ФСБУ «Основные средства»[3] порядок отражения в бухгалтерском учете вложений в «восстановление» ОЗН зачастую не может быть применен к отдельным деревьям и кустарникам, потому что предполагает аккумулирование в течение года всех капитальных вложений в создание и развитие ОЗН с включением этих расходов в его первоначальную стоимость в конце года.
Таким образом, для целей бухгалтерского учета в большей степени подходит «плоскостной» принцип определения объекта учета ОЗН, хотя «поствольный» принцип учета также может применяться в отношении отдельных деревьев, имеющих научное или историческое значение и находящихся в связи с этим под охраной государства именно как отдельная единица.
Другим аргументом в пользу «плоскостного» принципа определения объекта учета ОЗН является наличие на соответствующих участках, кроме искусственно высаженных учреждением (или для него), дикорастущих многолетних деревьев и кустарников, которые по определению первоначальной стоимости не имеют (так как затраты на их высадку отсутствуют) и отдельными инвентарными объектами основных средств быть не могут.
Вместе с тем все расположенные на закрепленном за учреждением земельном участке многолетние ОЗН подлежат включению в Дендроплан, а их сохранность контролируется государственными организациями природопользования и природоохраны (иными словами, вырубка даже дикорастущих деревьев и кустарников без оформления порубочных билетов незаконна).
Закупки цветов и растений
Напомним, что при покупке растений и сопутствующих материалов необходимо соблюдать законодательство о закупках. Казенные и бюджетные учреждения должны руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон N 44-ФЗ).
Закупки учреждений, как правило, должны осуществляться путем проведения конкурентных процедур. Для ряда случаев установлены исключения. В частности, в ст. 93 Закона N 44-ФЗ описано, в каких случаях закупки могут осуществляться у единственного поставщика. Подобные закупки ограничены по сумме — не более 100 тыс. руб. по одной закупке по одному договору или соглашению. Кроме того, совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 2 млн руб. или лимит в 5% от совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Закупка по одному договору (соглашению) может составлять в сумме до 400 тыс. руб. для следующих заказчиков (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):
- государственных (муниципальных) образовательных учреждений;
- государственных (муниципальных) учреждений культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
- иных государственных (муниципальных) учреждений: зоопарка, планетария, парка культуры и отдыха, заповедника, ботанического сада, национального парка, природного парка, ландшафтного парка, театра, учреждения, осуществляющего концертную деятельность, телерадиовещательного учреждения, цирка, музея, дома культуры, дворца культуры, клуба, библиотеки, архива.
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Лекарственные препараты и медицинские изделия
В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
При этом согласно Общероссийскому классификатору лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок и другие расходные материалы медицинского назначения. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
Поэтому многие учреждения здравоохранения при приобретении таких изделий, применяемых в медицинских целях, используют счет 0 105 06 341, а не 0 105 01 341.
Обратите внимание: в настоящее время подготовлен проект изменений в Инструкцию № 157н, после внесения которых счет 105 01 000 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». На нем будут учитываться не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и материалы, применяемые в медицинских целях (такие как шприцы, катетеры и т. п.).
В Методических рекомендациях приведены следующие корреспонденции счетов по поступлению и списанию материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение медикаментов и медицинских материалов, в том числе медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемых в медицинских целях |
0 106 34 341 |
0 302 34 73х |
Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства» |
0 109 х0 272 |
0 105 31 441 |
Твердое топливо для печного отопления
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).
В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления |
0 106 34 343 |
0 302 23 73х |
Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления |
0 109 х0 223 |
0 105 33 443 |
Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) |
0 109 х0 272 |
0 105 33 443 |
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
Инструкция по списанию ОС
Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:
- Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
- При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
- Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
- Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
- Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
- В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Расходы на благоустройство территории — расходы на озеленение
Под озеленением понимается комплекс мероприятий, связанных с созданием и применением растительных насаждений. Различают 2 вида озеленения в зависимости от места расположения:
- мобильное — когда растения высаживаются в передвижные емкости (вазоны, контейнеры и пр.);
- стационарное — когда растения высаживаются непосредственно в грунт без использования передвижных конструкций.
Как правило, под мероприятиями по озеленению подразумевается организация зеленых массивов, групп, цветников, газонов, живых изгородей, кулис, боскетов, шпалеров, газонов и посадок (букетных, рядовых, аллейных и пр.). За уже произведенными посадками время от времени необходимо ухаживать, и такие работы тоже относятся к озеленению:
- обработка специальными препаратами от болезней и вредителей, замазка дупел и ран на коре деревьев;
- вырубка сухостоя и деревьев в аварийном состоянии, обрезка сухих ветвей, вырезка поломанных и сухих веток и сучьев;
- агротехнические мероприятия (скашивание травы, борьба с болезнями и вредителями, сушка, обрезка, рыхление, полив).
Можно ли признать затраты в налоговом учете
Огромное количество компаний и предпринимателей тратят собственные деньги на озеленение территории вокруг офисов, складов и других служебных зданий. Вправе ли они списать стоимость растений и посадочных работ на расходы в налоговом учете? Этот вопрос был и остается одним из самых спорных.
Чиновники неизменно занимают «запрещающую» позицию. Минфин России регулярно выпускает письма, в которых заявляет, что затраты на благоустройство прилегающей территории никак не связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Как следствие, признать такие суммы в текущих издержках невозможно. Если же насаждения относятся к основным средствам, то амортизировать их нельзя на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Очередной раз подобные разъяснения были даны в недавнем письме от 01.04.16 № 03-03-06/1/18575 (см. «Минфин: расходы на благоустройство территории не уменьшают налогооблагаемую прибыль»).
Однако суды нередко высказывают противоположную точку зрения. Примером служит постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.11 № А32-53267/2009. В нем подчеркивается, что работы по озеленению направлены на получение прибыли, и их можно включить в текущие затраты.
Что касается подпункта 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ, то он допускает толкование, отличное от трактовки чиновников. Напомним: согласно данной норме не подлежат амортизации «объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты». Отсюда многие специалисты делают вывод, что запрет на амортизацию относится лишь к объектам, профинансированным за счет бюджетных средств. Если же налогоплательщик оплатил посадки из «своего кармана», то амортизацию можно начислить. Именно такую позицию поддержали судьи (постановление ФАС Московского округа от 05.12.12 № А40-47856/10-107-250).
Добавим, что шансы на победу возрастают у тех организаций и ИП, кто произвел посадки не добровольно, а по настоянию надзорных органов (например, местной администрации, комитета по благоустройству, Госстройндзора и проч.). Наличие документа, содержащего соответствующие предписания, служит огромным подспорьем в спорах с налоговиками.
Но если подобное предписание отсутствует, налогоплательщику, на наш взгляд, необходимо взвесить все «за» и «против», прежде чем решиться на списание расходов. Дело в том, что претензии со стороны инспекторов практически неизбежны. И если речь идет о незначительной сумме, то отказ от затрат хоть и приведет к увеличению суммы налога, но позволит сэкономить время и силы на судебное разбирательство.
Учет Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2022 Году
СГС «Основные средства» предусмотрено, что объекты библиотечного фонда, срок полезного использования которых одинаков, а также стоимость которых не является существенной, объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей ведения бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения исходя из положений Инструкции № 157н (п. 10 СГС «Основные средства»).
Согласно СГС «Основные средства» объекты библиотечного фонда больше не выделяются в отдельную учетную группу (соответствующие счета аналитического учета счета 0 101 07 000 «Библиотечный фонд»). Теперь они отражаются в составе прочих основных средств на счете 0 101 08 000, а амортизационные отчисления по ним – на счете 0 104 08 000.
- наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, — ежегодно;
- редчайшие фонды — один раз в три года;
- ценные фонды — один раз в пять лет;
- фонды библиотек до 100 000 учетных единиц — один раз в пять лет;
- фонды библиотек от 100 000 до 200 000 учетных единиц — один раз в семь лет;
- фонды библиотек от 200 000 до 1 000 000 учетных единиц — один раз в десять лет;
- фонды библиотек свыше 1 000 000 учетных единиц — поэтапно в выборочном порядке с завершением инвентаризации всего фонда в течение 15 лет.
Порядок учета многолетних насаждений для бюджетной организации
Деревья, исторически произрастающие на закрепленном за учреждением земельном участке и не вовлеченные в экономический оборот, не должны учитываться в составе нефинансовых активов
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Салтыкова Инга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
На земельном участке, закрепленном за бюджетным учреждением (бессрочное пользование), имеются многолетние насаждения (деревья), которые имеют исторический характер произрастания.
Следует ли эти многолетние насаждения принять к учету? Если да, то каким образом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Деревья, исторически произрастающие на закрепленном за учреждением земельном участке и не вовлеченные в экономический оборот, не должны учитываться в составе нефинансовых активов. Вместе с тем учетной политикой учреждения может быть предусмотрено положение, согласно которому деревья будут отражаться на дополнительно введенном забалансовом счете.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 7 стандарта «Основные средства» многолетние насаждения могут быть приняты к учету в качестве объектов основных средств. В то же время согласно п. 15 стандарта «Основные средства», п. 43 Инструкции N 157н многолетние насаждения учитываются на балансе учреждения в составе основных средств в случае осуществления этой организацией соответствующих капвложений.
В рассматриваемой ситуации деревья и кустарники растут на земельных участках бюджетного образовательного учреждения много лет. При этом установлено, что учреждение не несло затраты на их создание, также эти затраты не были переданы бюджетному учреждению какой-нибудь другой организацией. В такой ситуации можно вести речь об отнесении деревьев, растущих на территории учреждения, к исторически произрастающим. Следовательно, оснований для учета таких объектов в составе основных средств у бюджетного учреждения не возникает.
В свою очередь, объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, относятся к непроизведенным активам и учитываются на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» (п. 70 Инструкции N 157н). Так, непроизведенные активы, за исключением земельных участков, отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот (п. 71 Инструкции N 157н).
Таким образом, до момента вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот положения Инструкции N 157н не содержит обязательного требования об отражении исторически произрастающих деревьев и кустарников на закрепленном за учреждением земельном участке в составе непроизведенных активов.
Создание объекта благоустройства.
Рекомендации о том, как отражать в бюджетном учете объекты благоустройства, Минфин привел в Письме от 11.10.2019 № 02‑07‑10/78244.
В соответствии с п. 3.12 СП 82.13330.2016 объекты благоустройства территории – это территории различного функционального назначения, где осуществляется деятельность по благоустройству, которая, в свою очередь, представляет комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно п. 10 СГС «Основные средства» единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала, либо часть имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала), стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества (структурная часть объекта основных средств).
Следовательно, если в рамках работ по благоустройству (в рамках произведенных расходов по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ) созданы объекты, соответствующие критериям признания объектов основных средств (объектов, имеющих самостоятельные функции), комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов может принять решение об их учете в качестве отдельных инвентарных объектов в составе нефинансовых активов.
В случае принятия решения об отнесении произведенных затрат к расходам текущего финансового года с отнесением на соответствующий счет аналитического учета счета 1 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» информацию о них необходимо отразить в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031), открытой в отношении зданий, расположенных на земельном участке, где были проведены работы по благоустройству.
Расшифровка КОСГУ 226 в 2022 году — что это такое, для бюджетных учреждений, статья классификации, казенных
Одной из особенностей Порядка № 209н является обособление прочих выплат физическим и юридическим лицам, не связанных с социальными рисками и не являющихся субсидиями юридическим лицам. Такие выплаты подразделены на текущие и капитальные. Кроме того, они детализируются по получателям.
Таким образом, в 2022 году по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ учреждение, как и ранее, отразит начисление заработной платы работнику за выполнение им должностных обязанностей. Однако следует обратить внимание, что выплата пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня, осуществляемая за счет средств работодателя, по данной подстатье КОСГУ отражаться не будет. Она подлежит отражению по подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» (выплата пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Подстатья 225 косгу расшифровка 2022
Уменьшение стоимости основных средств 410 Уменьшение стоимости основных средств Доходы от выбытия основных средств, в т.ч. от реализации основных средств, от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, другие аналогичные доходы. Операции по выбытию основных средств. – – 411 Амортизация основных средств Суммы снижения стоимости основных средств в результате амортизации. – – 412 Обесценение основных средств Суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте основных средств, в результате его обесценения. 420 Уменьшение стоимости нематериальных активов 420 Уменьшение стоимости нематериальных активов Доходы от выбытия нематериальных активов, в т.ч. от реализации, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей нематериальных активов. Операции по выбытию нематериальных активов.
- проектные, конструкторские и прочие подобные работы,
- информационные услуги,
- услуги типографии,
- подписка на периодические издания,
- медицинские услуги,
- организацию питания,
- авторские вознаграждения,
- другие работы и услуги.