Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие налога, сбора и таможенной пошлины. Налоговые и неналоговые платежи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Основные налоги юридических лиц
Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:
- НДФЛ. Организация в качестве налогового агента делает платежи за сотрудника в размере 13% его доходов. Если сотрудник не является резидентом РФ, то ставка составляет 30%. Эти нормы установлены в статье 224 Налогового Кодекса РФ.
- Страховые взносы. Отчисления по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляют 22%, на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 2,9%.
- Имущественные налоги (на имущество, на землю, на транспорт). Ставка налога на имущество для юридических лиц составляет 2,2%, ставка налога на землю (от 0,1 до 1,5%) определяется региональными властями и зависит от типа участка земли, ставка транспортного налога зависит от мощности транспортного средства.
- Госпошлина. Если организация вносит изменения в учредительные документы, например, меняет юридический или фактический адрес или состав собственников, то за обращение в госорганы необходимо оплатить государственную пошлину.
- Прочие налоги, например, водный налог или отчисления за воздействие на окружающую среду.
Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.
Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Обязательные и факультативные элементы налога и сбора
Обязанность плательщика по уплате налога устанавливается совокупностью элементов юридического состава налога. Выделяют обязательные (существенные) элементы и факультативные элементы.
Обязательные (существенные) элементы юридического состава налога — это элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:
1) объект налогообложения. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учетом положений гл. 7 «Объекты налогообложения» НК РФ. Объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;
2) налоговая база. Налоговая база является основой налога — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации;
3) налоговый период. Налоговый период — это период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются НК РФ;
4) налоговая ставка. Налоговая ставка является величиной налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.
Виды налогов и сборов, основания их классификации
Налоги принято классифицировать по нескольким основаниям:
1) по уровню бюджета, в который зачисляются налоги и сборы.
В соответствии со ст. 12 НК РФ налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие федеральным органом представительной власти — Государственной Думой РФ.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина (ст. 14 НК РФ).
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, но вводятся в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог (ст. 14 НК РФ).
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ.
Доходы бюджета от пользования имуществом
Доходы бюджетов от использования имущества, которым владеет государство или муниципалитет:
- доходы, которые были получены в качестве платы за аренду или другой платы за то, что было передано в возмездное пользование государственное и муниципальное имущество, исключая имущество бюджетного и автономного учреждения, а также имущество государственного и муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
- денежные средства, которые были получены в виде процентов на остаток бюджетных средств на счете Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций;
- доходы, которые были получены за счет передачи имущества, которым владеет государство или муниципалитет (исключая имущество бюджетного и автономного учреждений, имущество государственноо и муниципального унитарного предприятий, включая казенные, и имущество, которое было передано в доверительное управление юридического лица, созданного на основании организационно-правовой формы государственной компании) в залог или доверительное управление;
- доход от платы за использование бюджетных кредитов;
- доход как прибыль, приходящаяся на долю уставного (складочного) капитала хозяйственного товарищества или общества, дивидендов от акций, которые принадлежат РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям, исключая случаи, которые установлены на основании федеральных законов;
- часть прибыли от государственного или муниципального унитарного предприятия, которая остается после того, как были уплачены все налоги и обязательные платежи;
- иные доходы, предусмотренные на основании законодательства Российской Федерации от пользования имуществом, которое находится в государственной или муниципальной собственности, исключая имуществом бюджетных или автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая казенные.
Возможность перечисления неналоговых платежей за другое лицо
Министерством финансов в п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ обозначено, что третьи лица могут перечислять налоги за налогоплательщика. Однако перечисление неналоговых платежей, платы за аренду, оплаты административных штрафов, за другое лицо невозможно.
Штрафы должен погашать строго правонарушитель, а аренду оплачивать арендатор.
Если произошла оплата третьим лицом, то необходимо совершить возврат получателем денежных средств, как ошибочно уплаченных. Деньги возвращаются тому, кто их внес. Во избежание административной и уголовной ответственности Минфин советует вносить платеж самостоятельно. Иначе придется заплатить штраф.
Что касается налоговых платежей, и страховых взносов, то их могут оплачивать любые лица, это предусмотрено письмом Министерства финансов РФ.
Налоги и не-налоги: велика ли разница?
Задача этой налоговой подфункции — поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.
Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.
Элементы налогообложения – это составляющие, без которых невозможно функционирования налоговой системы, и они есть в каждом государстве. На них основывается организация налогов и принципы ее работы. Среди составляющих налогообложения следует отметить:
– им является каждый человек, который имеет доход или ценное имущество, а также организации.
– это числовой показатель, который выражает налоговую базу.
– послабление в выплатах определенной категории налогоплательщиков, может предоставляться как на федеральном, так на региональном и мест-ном уровнях.
-размер начисления налога за единицу налогообложения.
1
Важнейшим источником доходов для государственной власти служат налоги и сборы, так как, по существу, нет иных методов мобилизации средств в казну. К основным признакам налога относятся обязательность, индивидуальная безвозмездность, индивидуальная безвозвратность. Однако не все обязательные, безвозвратно и безвозмездно взимаемые платежи можно назвать налогами.
2
Кроме налогов существуют также иные обязательные платежи – сборы и пошлины. Основные различия между налоговыми платежами, сборами и пошлинами сводятся к следующему:
• налоги никогда не могут быть индивидуально возмездными, сбор же может осуществляться в форме возмездного платежа;
• цель взимания налога – обеспечение совокупности расходов государства в целом, при уплате же пошлины или сбора всегда присутствует конкретная цель;
• налоги, в отличие от пошлин и сборов, имеют финансовое значение, т. е. играют значительную роль при обеспечении мобилизации в государственный, региональные и местные бюджеты денежных средств;
• сборы уплачиваются по мере необходимости, налог же уплачивается регулярно, в строго установленные сроки.
3
В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления и иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
4
Понятие «сбор» включает непосредственно и сборы, и пошлины. Пошлины и сборы – это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер. Пошлина не обеспечивает полного финансирования конкретного государственного органа, так как его существование обеспечивается за счет поступления средств из иных источников. В отличие от налога размер пошлин и сборов устанавливается исходя из характера и размера оказываемой услуги и, как правило, в конкретной сумме.
5
Виды пошлин:
– государственная – взимается за ряд услуг, оказываемых плательщику, т. е. за принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу документов за предоставление специального права;
– регистрационная – взимается при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец и т. д.;
– таможенная – взимается при регистрации экспортноимпортных операций.
6
К сборам можно отнести государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и другие сборы, предусмотренные НК РФ.
Общими чертами налогов и сборов являются:
• обязательность. Нерегулярный характер уплаты сборов не освобождает от обязанности уплачивать их в установленной форме и в строго определенный срок;
• наличие единой системы государственных органов, осуществляющей контроль за своевременной уплатой физическими лицами и организациями налогов и сборов (налоговая инспекция).
.
Правительство оставило без изменений решение о введении дополнительных страховых взносов для банков в фонд страхования вкладов. Ранее власти обязали банки с 1 июля этого года уплачивать в фонд страхования вкладов взносы в зависимости от уровня ставок по вкладам, а с 1 января 2016 года в дополнение к этому при определении уровня взносов будет учитываться и финансовая устойчивость банка.
Кроме этого, правительство отказалось от моратория на введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в розничной торговле алкогольной продукцией. Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) сейчас фиксирует только данные о произведённом крепком алкоголе и вине. Планируется, что в дальнейшем в этой системе будут фиксироваться данные об обороте всей алкогольной продукции: с 1 ноября 2015 года в оптовом звене, с 1 июля 2016 года — в рознице (для сельских поселений — с 1 июля 2017 года).
Кроме того, пока не принято решение по введению моратория на увеличение платы за спецразрешения на движение по автомобильным дорогам.
Основополагающая классификация налогов в РФ — это дробление фискальных платежей по уровням власти, которые наделены полномочиями устанавливать исключительные нормы и правила налогообложени�� по конкретному сбору.
Если говорить простым языком, то условия начисления и уплаты по каждому налоговому платежу могут регулироваться. От того, кто утверждает данные правила, определяются основные виды налогов в России.
По уровню законодательной власти классификация налогов кратко распределяется на три уровня. Определим данные понятие и виды налогов и сборов в РФ:
- Федеральные. Устанавливаются исключительно Правительством РФ, закреплены в НК РФ. Не могут быть скорректированы региональными или муниципальными властями. Например: НДС, НДФЛ, на прибыль организаций.
- Региональные. Регламентированы в НК РФ, но права на регулирование норм, ставок, периодов и прочих правил налогообложения переданы властям субъектов РФ. Например: транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций.
- Муниципальные, или местные. Общие правила обложения установлены в НК РФ, но детализируются местными органами власти, например администрациями муниципальных образований или сельских поселений. Например: земельный, на имущество граждан.
Данная система налогов (классификация налогов-сборов) не единственная. Рассмотрим следующие группировки.
В данной системе все обязательства разделены на две большие группы: прямые и косвенные. Определим понятия данных видов налогов и сборов в Российской Федерации.
Прямые — это те фискальные сборы, которые исчисляются напрямую к доходу или стоимости имущества налогоплательщика. Причем расчеты с бюджетами ведется исключительно за счет самого плательщика, то есть за счет его собственных доходов, средств, денег. Например: НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный.
Косвенные — это те сборы, которые взимаются с потребителя товара, работы или услуги, представляют собой специальную наценку на стоимость. В данном случае компании — плательщики косвенных фискальных платежей выступают в роли налоговых агентов между потребителями и государством, так как именно они исчисляют и уплачивают средства в бюджет. Например: НДС или акцизы.
Виды налогов и способы их классификации по категории плательщиков выглядят следующим образом:
- Для физических лиц. Это те платежи, по которым налогоплательщиками выступают простые граждане. Причем не только граждане нашей страны, но и представители иностранных государств, получающие доходы либо владеющие имуществом в России. Отметим, что в данную группу следует относить и обязательства, предусмотренные для индивидуальных предпринимателей. Например: НДФЛ, на имущество физлиц.
- Для юридических лиц. Фискальные обременения, которые уплачивают исключительно компании, организации или фирмы, имеющие статус «юрлицо». Например: сборы, налоги предприятия (виды налогов в РФ, таблица, ниже) на прибыль и имущество.
- Смешанные платежи — это те суммы, которые обязаны уплачивать все категории налогоплательщиков независимо от их статуса. Например: НДС, акцизы. Также в данную категорию фискальных обязательств можно отнести платежи в бюджет по упрощенным системам налогообложения. Например: уплата ЕСХН, ЕНВД, УСН или ПНС. Такие обязательства предусмотрены как для юрлиц, так и для индивидуальных предпринимателей.
Разница между налогом и сбором
Такие термины как налог и сбор в экономической литературе употребляются совместно, поскольку подразумевают под собой уплату обусловленной суммы денежных средств в бюджет определенного уровня.
И, казалось бы, все ясно и понятно – законодательство страны устанавливает, какие платежи необходимо совершать в обязательном порядке, раз они закреплены законом. Вот только как отличить налог от сбора? Есть ряд определенных признаков, которые помогут разобраться в этом вопросе. Налог – определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен.
Деньги эти расходуются на государственные нужны, как федерального, так и регионального, и местного значения. Можно сказать о том, что государство принудительно изымает часть средств у хозяйствующих субъектов и населения для обеспечения своей деятельности. В основном расчет суммы налога напрямую зависит от налогооблагаемой базы.
Сбор представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов. Таким образом, подобного рода оплата носит единовременный характер и осуществляется на добровольной основе.
Но если услуга очень необходима, придется за нее заплатить, поскольку такое сотрудничество между хозяйствующими субъектами и государством имеет под собой законодательную основу. В основном сбор имеет фиксированное значение суммы денежных средств, необходимых для платы за определенную услугу.
Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования
Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.
Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.
Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.
Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.
Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.
Платежи: налоговые и неналоговые
Действующую систему можно классифицировать по видам и категориям налогоплательщиков.
- Для физических лиц. В эту группу входят граждане государства и индивидуальные предприниматели — особая категория налогоплательщиков, которая платит налоги для физических лиц и осуществляет предпринимательскую деятельность. Примеры:
- НДФЛ;
- на имущество физических лиц.
- Для юридических лиц. Это налоговые обязательства экономических субъектов. Обязательны как для российских компаний, так и для иностранных, ведущих деятельность на территории РФ. Примеры:
- на прибыль;
- на имущество организаций.
- Смешанные. Плательщиками являются все группы: граждане, индивидуальные предприниматели и организации. Пример:
- НДС.
Обязательные платежи также группируются по предмету обложения.
- Имущественные. Их платят собственники имущества: земельного участка, квартиры, жилого дома, транспортного средства и т. д. Налоговая ставка определяется в соответствии со стоимостью объекта.
- Доходные. Объектом является доход налогоплательщика. Уплачивается как процент от дохода физического или юридического лица за отчетный период.
- Рентные. Уплачиваются за эксплуатацию природных объектов и добычу полезных ископаемых.
- Потребления. Это категория обременения при потреблении товаров и услуг. Сюда входят все косвенные обязательства.
- Особые. Этот тип уплачивают экономические агенты, реализующие особые виды деятельности. Например, налог на игорный бизнес.
Методы исчисления налога делятся на две основные группы: прямой способ и расчетный. Эту категоризацию можно уточнить.
- Пропорциональные. Устанавливаются пропорционально объекту обложения. К примеру, НДФЛ (от 9% до 35% от дохода, в зависимости от резидентства РФ) и НДС (20% от стоимости реализуемого товара или услуги).
- Твердые. Не зависят от стоимости объекта обложения. Например, транспортный налог зависит от мощности автомобиля.
- Ступенчатые. Ставка изменяется при изменении объема фискальной базы. К этому типу относятся страховые взносы.
- Фиксированные. Их размер не меняется при изменении объекта налогообложения. Например, ЕНВД (единый налог на вмененный доход).
Эта классификация основана на отражении налогов в бухгалтерском учете.
- С выручки: УСН доходы.
- С заработной платы: НДФЛ, страховые взносы.
- Относимые на финансовые результаты: на имущество организаций.
- Относимые на себестоимость готовой продукции: транспортный, страховые взносы, НДФЛ.
- Исчисления с валовой прибыли: на прибыль организаций.
Чиновники не предусмотрели конкретных определений и классификации фискальных расчетов по типам и ключевым признакам. В общепринятом понятии налоговый платеж (НП) — это перечисление денежных средств налогоплательщика либо налогового агента в пользу государственного бюджета соответствующего уровня в счет погашения задолженностей по налоговым обязательствам.
Простыми словами, НП — это уплата конкретного обязательства в бюджет. В зависимости от общепринятой классификации налоговых изъятий, можно выделить следующие виды налоговых платежей:
- Налог — это способ принудительного изъятия средств налогоплательщика в пользу государства, причем на безвозмездной основе. Иными словами, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация уплачивают в бюджет определенную часть от собственных средств (доходов, имущества, прочих активов) с целью финансового обеспечения государства.
- Сбор — это плата за определенные юридически значимые действия, которые осуществляются государственными и(или) муниципальными органами власти в пользу налогоплательщиков.
- Пошлина — это оплата действий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней юридического, правового или же административного характера. Например, таможенные или государственные пошлины взимаются за разрешение на ввоз товаров или за регистрацию прав в госреестрах.
В 2017 году данный перечень был расширен новым понятием «взнос». Данный термин определяет обязательства налогоплательщиков уплачивать средства в государственный бюджет в пользу страхового обеспечения граждан. Иными словами, деньги, зачисляемые в счет страховых взносов, формируют внебюджетные фонды, за счет которых, в свою очередь, населению производятся определенные выплаты. Например, выплачиваются пенсии, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. А также граждане России обеспечиваются бесплатной медицинской помощью за счет средств внебюджетных фондов (ОМС).