Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за ККТ: ответственность за нарушения в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если предприниматель нарушает требования ФЗ, не применяет ККТ при расчётах с покупателями, получается, он проводит платёжные операции мимо кассы и не выдаёт чеки покупателям. Налоговая инспекция не сможет контролировать доходы организаций.
Штрафы за отсутствие ККТ для ООО
Неприменение онлайн-кассы на предприятии – серьёзное правонарушение, которое сопровождается наложением штрафных санкций. Штраф за работу без кассового аппарата для компаний устанавливается в пределах 75—100% от суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей.
Штраф за отсутствие ККТ для ООО распространяется не только на руководителей организации, но и на материально ответственных лиц. Сотрудников также штрафуют, но только на 25—50% от суммы расчёта, а при серьёзных нарушениях могут дисквалифицировать сроком от 1 до 2 лет.
Если сумма неучтённых расходов превысила 1 миллион рублей или нарушение было зарегистрировано второй раз в течение года, то налоговые службы могут остановить деятельность юридического лица на 90 суток.
Как и в случае с ИП, организация может избежать наказания, если сама отправит в налоговую службу чек коррекции и укажет причину нарушения, например, отсутствие интернета, перебои с электричеством и т. д.
Штрафы за неприменение онлайн-кассы для ООО
Отсутствие онлайн-кассы на предприятии – серьезное правонарушение, которое сопровождается наложением санкций. Штраф за неприменение онлайн-кассы для ООО устанавливается в пределах 75−100 % от суммы расчета, но не менее 30 000 рублей. Размер взыскания не зависит от формы собственности и системы налогообложения. Если произойдет повторное нарушение, последует приостановка деятельности организации сроком до 90 дней (при совокупном объеме от 1000 000 рублей).
Наказание распространяется не только на руководителей, но и на конкретных лиц, работающих на предприятии. Сотрудников штрафуют на 25−50 % от суммы расчета. В некоторых случаях применяют меры по дисквалификации сотрудников сроком от 1 до 2 лет.
Как и в случае с ИП, организация может избежать наказания, если отправит в налоговую службу чек коррекции и укажет причину нарушения, например: отсутствие интернета, перебои с электричеством и т.д.
В законодательство России по применению контрольно-кассовой техники внесен ряд изменений, которые вступили в силу с марта 2022 года. Минэкономразвития РФ стал новым регулятором в сфере контроля, введен мораторий на плановые проверки.
Кроме того, внесены предложения по трансформации КоАП и закона № 271-ФЗ от 30.12.2006 в части наказаний за нарушение правил использования ККТ. Основные новации коснутся компаний, управляющих розничными рынками. На июнь 2022 года законодательные инициативы находятся на стадии рассмотрения и утверждения.
Как избежать штрафных санкций?
В случае нарушения предпринимателем требований федерального закона, к примеру, не отправка чеков оператору фискальных данных, есть возможность не получить штрафы на основании закона. В таком случае бизнесмен может написать в ФНС заявку о содеянном нарушении с обоснованием причины, а также с приложением подтверждающих справок. К примеру, справки от управляющей компании об отсутствии электроэнергии в связи с ремонтными работами.
Штрафы за работу без кассы можно также не выплачивать, в случае если оформить квитанцию коррекции по признаку “приход”, на каждую проданную покупку без использования кассового оборудования. В объяснительной, поданной в ФНС необходимо обосновать причины произошедших нарушений, с прикреплением квитанций коррекции. В случае отправки заявления до выявления налоговой службой нарушений, штрафы не будут начислены в соответствии с письмом ФНС № ЕД-4-20/24899.
В связи со сложившейся ситуацией в стране и пандемией, проверки налоговыми сотрудниками могут проводиться дистанционно, однако это не освобождает предпринимателей от обязательств перед федеральным законом. Все правонарушения имеют срок давности — один год. Поэтому, обнаружив нарушения, налоговики могут наложить на ИП, работающего без кассы, штраф, даже если данное нарушение было за предыдущий год.
Штраф за отсутствие ККТ
Отсутствие ККТ само по себе нарушением не является. В КоАП РФ не содержатся меры ответственности за неустановку кассового аппарата. А вот за отсутствие кассового аппарата, отвечающего требованиям закона № 54-ФЗ, наказать могут. В этом случае штраф для юрлиц составит 30 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Кассовая техника обязательна при любых расчетах с физическими лицами за товары, работы или услуги. Если расчеты производятся с юрлицами и ИП — только при платежах наличными, по карте или через смартфон посредством POS-терминала (письмо Минфина РФ от 30.06.2020 № 03-01-15/56464).
Не применять кассовые аппараты организации могут только в случаях, указанных в ст. 2 закона о ККТ № 54-ФЗ. Если речь идет о расчетах с физлицами, то таких случаев совсем немного, к примеру, это продажа мороженого в киосках.
Штраф за работу без кассового аппарата
Если ИП или юрлица, обязанные автоматизировать расчеты по ФЗ № 54 (далее — Закон), игнорируют это требование и продолжают вести торговлю без ККМ, налоговые органы имеют право применять к ним санкции по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса. Штраф за отсутствие кассового аппарата в 2021 году составляет:
- для ИП и сотрудников — от 25 до 50% неучтенной прибыли, но как минимум 10 тыс. р.;
- для компаний — от 75 до 100 % от суммы реализации без ККМ, но как минимум 30 тыс. р.
При очередном нарушении, если объем продаж без ККМ составил более 1 млн р., грозит наказание в виде:
- дисквалификация на срок от 12 до 24 месяцев — для должностных лиц;
- запрет на торговлю до 3 месяцев — для «частников» и предприятий.
Контроль за применением контрольно кассовой техники
До конца сентября 2020 года для транспортной сферы и ЖКХ действовал мораторий на штрафы за неприменение ККТ. С 1 октября представители этих сфер несут ответственность за расчеты без касс в полном объеме. При этом 03.04.2020 года вышло Постановление Правительства РФ № 438, которым отменены налоговые проверки на предмет соблюдения закона о ККТ до 31.12.2020. Запрет распространяется только на следующих субъектов:
- представители малого и среднего бизнеса;
- некоммерческие учреждения с числом сотрудников не более 200 человек.
Проверки на наличие кассовых аппаратов остаются в отношении организаций, отнесенных к категории высокого риска. Также госорганы оставляют за собой право внепланово проверять всех организации и ИП. Но такие процедуры разрешены только если на то есть основания:
- был причинен вред жизни или здоровью покупателей;
- указ президента РФ;
- восстановление ранее приостановленной лицензии, аккредитации или другой справки разрешительного характера.
Какие штрафы грозят нарушителям закона?
За неприменение ККТ индивидуальных предпринимателей и должностных лиц могут оштрафовать на 25–50% от суммы покупки, но не меньше 10 тысяч рублей. К примеру, если продавец детских игрушек два месяца торгует без кассы и за это время он оформляет 170 чеков на сумму 350 000 рублей, то при выявлении нарушения налоговая оштрафует предпринимателя от 87 до 175 тысяч рублей.
Юрлица, которые не применяют онлайн-кассу, могут быть наказаны на 75% от суммы покупки, но не меньше 30 000 рублей. Если ФНС выявляет повторное нарушение и общая сумма непробитых чеков составляет от 1 миллиона рублей, то директора дисквалифицируют на 1–2 года, а деятельность бизнеса приостанавливается до 90 дней.
Некоторые предприниматели используют онлайн кассу, но не выдают чек. Напомню, что в таком случае санкции также предусмотрены. В небольших салонах красоты, например, бывает так, что администратор не выдает бумажный или электронный чек, тогда должностным лицам и индивидуальным предпринимателям выносят предупреждение или штрафуют на 2 000 рублей, штраф для юрлиц предусмотрен в размере 10 000 рублей.
Непробитие чека на онлайн-кассе приравнивается к неприменению ККТ. В этом случае с ИП и организаций взыскивают 30 000 рублей.
Наименование товара в чеке — обязательное условие. С прошлого года организации и индивидуальные предприниматели обязаны указывать в фискальном документе его номенклатуру, количество. Если в реквизитах нет наименования товара (работы или услуги) или в нём отображен неправильный режим налогообложения, ИП грозит штраф от 1500 до 3000 рублей, организациям — от 5000 до 10 000 рублей.
Важно не забывать, что неверно указанная номенклатура в чеке приравнивается к отсутствию наименования. Чтобы не нарваться на штраф, нужно заранее позаботиться о том, чтобы кассиру было удобно вбивать номенклатуру. Автоматизировать процесс можно с помощью кассовой программы — товар создается один раз, затем кассир выбирает его из списка для продажи или сканирует штрих-код товара сканером.
Кроме того, законодательством предусмотрен штраф за неправильную систему налогообложения в чеке. Для должностных лиц и ИП он составляет от 1500 до 3000 рублей, для юрлиц — от 5000 до 10 000 рублей.
Штраф за неприменение ККТ
Ответственность за неприменение кассовых аппаратов установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно названной норме, неиспользование ККТ грозит наложением административного штрафа:
- на должностных лиц в сумме от ¼ до 1/2 величины расчета, произведенного без кассового аппарата. При этом размер штрафа не может быть менее 10 тыс. рублей. Указанная ответственность распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП). Дело в том, что, согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, ИП отвечают так же, как должностные лица, если кодексом не установлено иное;
- на юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования ККТ. Сумма штрафа при этом не может быть ниже 30 тыс. рублей.
Повторное неиспользование ККТ при условии, что сумма расчетов составляет в совокупности 1 млн рублей и более, наказывается согласно ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- должностным лицам грозит дисквалификация от одного года до двух лет;
- ИП и юрлицам — приостановление деятельности до 90 суток.
А вот ответственность за аналогичные нарушения, допущенные некоммерческими компаниями и субъектами малого и среднего бизнеса, законодатель смягчил. Начиная с 19.12.2020 Законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ для указанных категорий пользователей ККТ предусмотрена возможность замены штрафа предупреждением. Смягчить наказание можно и в тех случаях, когда предупреждение не прописано в особенной части КоАП РФ как мера ответственности за допущенное правонарушение. Аналогичный подход будет применяться и по региональным административным штрафам.
Поправки в КоАП РФ распространяются на нарушения, выявленные в ходе госконтроля, госнадзора или муниципального контроля.
Замена штрафа на предупреждение возможна лишь в случае, если работа без кассы произошла впервые, а также соблюдены условия, изложенные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а именно когда отсутствуют:
- угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, представителям флоры и фауны, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
- угроза ЧС природного и техногенного характера;
- имущественный ущерб.
Штрафы за нарушение применения ККТ
Кроме ответственности за неприменение ККТ, штрафы могут последовать за следующие виды правонарушений:
1. Использование техники, не соответствующей установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации. За данный вид нарушения налагаются взыскания по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
2. Непредставление сведений и документов по запросам налоговиков либо их подача с нарушением сроков наказывается по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
3. Невыдача клиенту кассового чека грозит привлечением к ответственности по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф 2 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей.
Причем согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, наложение санкций не освобождает пользователей ККТ от исполнения обязанностей, которые они нарушили.
Срок давности привлечения к ответственности за нарушения в области применения кассовой техники составляет один год. Его отсчет начинается от даты совершения нарушения. Если правонарушение длящееся — с момента его выявления проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся правонарушением считается продолжительное, систематическое нарушение правил использования ККТ. Данный вывод следует из пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».
В 2020 году Минфин подготовил три законопроекта:
- «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»;
- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федераци» — об утрате силы закона о ККТ.
Согласно законопроектам нормы, регулирующие порядок применения ККТ и устанавливающие штрафы за правонарушения, перенесут в НК РФ. Большинство норм при этом не поменяются. А вот закон о ККТ и соответствующие положения КоАП силу утратят. Пока документы проходят публичное обсуждение. Ведомство рассчитывает, что новые правила заработают уже с 2021 года.
Среди новшеств, предлагаемых законопроектами, появление нового вида налогового контроля — оперативного. В рамках оперативной проверки инспекторы будут контролировать правильность фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Проводить оперативный контроль будут в двух формах:
- оперативные проверки. Они будут назначаться по месту ведения деятельности с возможным привлечением ФСБ и проведением контрольных закупок, а также наблюдения за работой;
- мониторинг.
Для нарушителей, не фиксирующих расчеты, запланированы ограничения:
- заморозка операций по банковским счетам;
- ограничение доступа к интернет-ресурсам (инфосистемам и программам). Контролеры будут блокировать сайты, мобильные приложения, соцсети, блоги;
- приостановка деятельности для тех, кто торгует через стационарные торговые точки.
Две последние меры будут применяться только при определенных условиях и по отдельному решению руководства ФНС.
Кроме того, откорректируют размеры действующих штрафов, а также добавят новые.
Размеры действующих и планируемых санкций представлены в таблице:
Вид нарушения применения ККТ | Действующие санкции | Планируемые санкции |
Непредставление сведений и документов по запросу налоговиков (подача с нарушением сроков). Отреагировать необходимо не позднее трех рабочих дней с момента размещения запроса в кабинете ККТ (пп. 10 п. 9 приложения к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@)/19907@). | Часть 5 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — предупреждение или штраф 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей |
Неприменение ККТ (осуществление расчета без фиксации) | Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц — от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — от 3/4 до полной суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — 1/2 от суммы расчета без фиксации, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — сумма расчета без фиксации, но не менее 30 тыс. рублей |
Как избежать штрафа за неприменение ККТ
Чтобы не платить штраф за неприменение кассовой техники, за непробитый чек, за использование ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо за применение кассовых аппаратов с нарушением порядка регистрации, перерегистрации, а также за невыдачу покупателю кассового чека, необходимо придерживаться следующего алгоритма (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):
- добровольно исполнить обязанность, за неисполнение которой предусмотрено наложение штрафа. Причем сделать это необходимо до вынесения постановления об административном правонарушении;
- пробить чек коррекции. Согласно поправкам к КоАП РФ, вступившим в силу 31.07.2020 по Закону от 20.07.2020 № 240-ФЗ, заявлять в инспекцию о допущенном нарушении в течение 3 рабочих дней с момента исполнения обязанности через кабинет ККТ больше не нужно.
Одновременно должны быть соблюдены условия:
- на момент получения заявления налоговики не знали о допущенном административном нарушении;
- отправленная информация подтверждает факт нарушения.
Как избежать штрафа за онлайн-кассу в 2019 году?
Самый простой и действенный способ избежать санкций за нарушение порядка применения ККТ является своевременная и правильная установка кассового оборудования, отвечающего всем требованиям, и зарегистрированного в реестре.
Помимо этого избежать штраф за некоторые виды правонарушения (отсутствие онлайн-кассы или ошибки в работе онлайн-касс, применение ККТ с нарушениями или выдача БСО и чеков неустановленных образцов и др.) можно и иными способами.
В тех случаях, когда произошло нарушение закона, а предприниматель обнаружил его еще до наложения штрафа или обнаружения данного факта сотрудниками налоговой инспекции, существует возможность при помощи определенных правовых действий решить данную проблему.
Для этого необходимо подать заявление (через личный кабинет плательщика или лично) в налоговую, в котором в произвольной форме будет изложена информация о факте произошедшего события. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие факт произошедшего нарушения.
Например, если пробили чек, но соответствующие данные не были переданы в накопитель фискальных данных, т.е. оплата прошла по терминалу, а сами данные чека в накопитель не ушли, в таком случае к письму прикладывают копию этого чека и разъясняют все сложившиеся обстоятельства.
Необходимо помнить, что штраф не будет наложен только в том случае, если предприниматель самостоятельно и своевременно обнаружит проблему (до того, как ее найдут сотрудники налоговой инспекции).
Можно избежать штрафа, если правонарушение было совершено впервые. Предупреждение предусмотрено, если предприниматель нарушил сроки предоставления документов или неправильно зарегистрировал онлайн-кассу.
Существует еще один способ избежать штрафных санкций. Это касается тех случаев, когда касса сломалась, но моментально прекратить продажи не представлялось возможным, т.к. это могло повлечь весьма негативные последствия для окружающих. Но такие случаи крайне редки и трудно доказуемы.
Когда штрафуют за неприменение ККТ, а когда за ее несоответствие?
Закон устанавливает отдельные штрафные санкции для отсутствия ККТ и для ее несоответствие требованиям. Проведение расчетов без онлайн-кассы считается более тяжелым нарушением, чем использование устаревшей техники, так как в этом случае сведения об операциях не передаются в ФНС вообще. Соответственно, штраф за такое нарушение установлен более крупный. При несоответствии кассовой техники правилам наказание чаще ограничивается предупреждением.
Штраф за несоответствие кассы требованиям распространяется также и на следующие нарушения:
- Отсутствие регистрации кассы в налоговой
- Нарушение порядка регистрации кассы
- Использование кассы, которая соответствует требованием, но не значится в официальном реестре
Размер штрафа и порядок его начисления во всех случаях одинаков.
Новые штрафы за онлайн-кассы с 2021 года
В 2021 году Минфин предложил изменить акты, которые регламентируют применение касс. Планируется, что 54-ФЗ и соответствующие нормы КоАП утратят силу. Положения по регулированию и контролю ККТ перенесут в Налоговый кодекс.
Появится оперативный контроль. Налоговики будут проверять фиксацию расчетов, включая полноту учета выручки,в двух формах:
- Мониторинг — сбор, обобщение, систематизация и оценка информации о применении онлайн-касс. Информацию ФНС получает из разных источников.
- Оперативные проверки — по месту ведения деятельности. При этом налоговая сможет привлекать ФСБ и проводить контрольную закупку.
Размеры штрафов Минфин тоже предлагает поменять, а еще — добавить новые. Пока эти предложения еще обсуждаются и не утверждены, но министерство планирует, что изменения вступят в силу уже в 2021 году.
Наказание: чего ждать?
В работе с онлайн-кассой существует 3 вида нарушений, наказания за которые прописаны в статье 14. 5 КоАП РФ. К ним относятся:
1. Работа без онлайн-кассы, если ее использование предусмотрено законом.
В таком случае штраф будет следующим:
для ИП размер составляет 25-50% от суммы расчета, но не меньше 10 000 рублей;
для юрлиц – 75-100% от суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.
При повторном нарушении (при общей сумме расчетов без ККТ 1 млн руб. и более) организации или ИП грозит приостановление деятельности до 90 суток и дисквалификация от года до двух лет для должностного лица (ч. 3 ст. 14. 5 КоАП РФ).
2. Работа с аппаратом, который не соответствует требованиям, или использование устройства с нарушением норм регистрации приводит к штрафу:
ИП и должностное лицо оплатит 1, 5-3 тыс. рублей;
юридическое лицо – 5-10 тыс. рублей.
Правовые нормы, определяющие порядок применения штрафов за неустановку онлайн касс
Федерального закона от 03. 07. 2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и отдельные законодательные акты Российской Федерации (Закон № 290-ФЗ) четко определил (п. . 3, 7, 7. 1, 8 ст. 7) сроки перехода на онлайн кассы.
Так, они стали обязательны к применению с 01. 07. 2017г. Для отдельных категорий организаций и ИП предусмотрена отсрочка при переходе на использование онлайн касс:
Срок перехода
Круг налогоплательщиков
Примечание
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346. 26 НК РФ могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ;
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов ККТ.
п. 7, п. 11 Закона № 290-ФЗ
1) организации и ИП являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 1-5, 10-14 п. 2 ст. 346. 26 НК РФ;
2) ИП, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 6-9 п. 2 ст. 346. 26 НК РФ, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры;
3) ИП являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п. 2 ст. 346. 43 НК РФ;
4) ИП, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 45-48 п. 2 ст. 346. 43 НК РФ и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.
5) Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ.
6) ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры
п. 7. 1, 11. 1 Закона № 290-ФЗ
Согласно положениям Постановления Пленума ВАС РФ от 31. 07. 2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин», под неприменением ККТ следует понимать:
- фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
- использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
- использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Отметим, что в соответствии Письмом Минфина России от 01. 09. 2016 N 03-01-12/ВН-38831, а также п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22. 05. 2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», ФНС даны полномочия на ведение своего реестра ККТ и реестра фискальных накопителей. При этом ведение Госреестра ККТ отменено.