Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аналогичные рабочие места при проведении специальной оценки условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 16 426-ФЗ предприятие, имеющее несколько одинаковых рабочих мест, имеет право проведения СОУТ только для 20% из них. При этом на все такие должности будет заполняться только одна карта СОУТ, а результаты, полученные в ходе выполнения измерений и анализа этих данных, будут распространены на все места, признанные аналогичными. Однако важно, что процедура проведения СОУТ в отношении идентичных должностей предусмотрена только при условии, что в результате организации замеров на 20% рабочих мест оценка будет осуществлена хотя бы на двух позициях. Это значит, что в полном смысле воспользоваться таким послаблением могут только компании, в которых количество идентичных позиций по СОУТ составляет не менее 10. Впрочем, если в организации существуют 8 или 9 должностей с одинаковыми характеристиками, провести СОУТ на двух из них тоже будет вполне достаточно.
Организация спецоценки на аналогичных рабочих местах
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
В законодательстве есть определение специальной оценки условий труда аналогичных рабочих мест. Это ч. 6 ст. 9 профильного Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.
В итоге, специальная оценка условий труда аналогичных рабочих мест – это когда на этапе подготовки к проведению спецоценки они могут быть классифицированы по схожим характеристикам: каждая сформированная категория объектов будет состоять из аналогичных мест труда наемного персонала.
Закон № 426-ФЗ выделяет перечень критериев, по которым ведут объединение рабочих мест в группу аналогичных. Это когда:
- рабочие места расположены на одном производственном объекте, в одном или нескольких однотипных помещениях;
- условия работы идентичны или почти одинаковые;
- персонал при выполнении своей трудовой функции применяет однотипное оборудование, схожими характеристиками обладают системы кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
- на схожих рабочих местах трудятся специалисты с одинаковыми должностными инструкциями, совпадают их квалификационные уровни, должности, профессиональные навыки;
- рабочий процесс на разных объектах, которые предполагается объединить, протекает однотипно;
- при выполнении заданий наемный персонал использует инструменты и средства защиты с одинаковыми техническими характеристиками.
Как говорят разъяснения о специальной оценке условий труда на аналогичных рабочих местах, если не выявлены совпадения по всему набору признаков, нельзя объединять места труда для целей спецоценки. То есть, подходит только сплошной метод.
Кто проводит специальную оценку труда?
Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.
Аналогичные рабочие места при спецоценке
Прежде чем заказать услуги по СОУТ, работодатель оценивает, в какую сумму ему обойдется данная процедура. Зачастую подсчеты работодателя оказываются неверными, поскольку не учитываются следующие моменты.
Ситуация 1. Рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера находятся в одном кабинете, а значит, они работают в одинаковых условиях по температуре воздуха, освещению и т.д. Трудовая деятельность данных работников одинаково связана с работой на компьютере. И все-таки данные рабочие места нельзя признать аналогичными, поскольку у этих работников разные должности, а значит, и разные трудовые функции.
Ситуация 2. В службе техподдержки в одном помещении работают 10 человек. У них одна и та же должность – оператор службы поддержки, одинаковые трудовые функции. Все они используют компьютеры и телефонную аппаратуру. Для того, чтобы данные рабочие места могли быть признаны аналогичными, работники должны использовать именно одинаковое оборудование: одной марки, одного года производства, с одинаковыми техническими характеристиками и т.д.
Предлагаем ознакомиться: Фактическое место работы в трудовом договоре
Ситуация 3. В юридическом отделе работает 5 юристов. Согласно требованиям законодательства спецоценке подлежат двадцать процентов аналогичных рабочих мест. Путем несложных вычислений получается, что СОУТ может быть проведена в отношении одного рабочего места из пяти. Однако при таком подсчете не учитывается другое правило – спецоценка проводится в отношении не менее двух рабочих мест из категории аналогичных.
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
|
Ошибки при выделении аналогичных мест при СОУТ и их последствия
СОУТ: специальная оценка условий труда
Зачастую выявлении аналогичных мест при СОУТ допускаются типичные ошибки.
- Ошибка № 1. Согласно формуле, проверке подвергается 20 % рабочих мест. Если в офисе работают пять менеджеров по продажам, все они находятся в одном помещении, выполняют одинаковые обязанности, тогда они являются тождественными. Многие специалисты из пяти выбирают одного, (5 × 20 % = 1) соответственно формуле и посылают на СОУТ, забыв, что проверке подлежат два места.
- Ошибка № 2. В одном кабинете работают сотрудники с различными должностями и обязанностями. Например, предприниматель объединил двух главных экономистов отдела и одного ведущего экономиста. У каждого из них есть персональный компьютер, на первый взгляд, они выполняют одни и те же функции. Некоторые специалисты ошибочно их приравнивают. Аналогичные рабочие места занимают два главных экономиста, а на ведущего должна заполняться отдельная карта.
Аналогичные рабочие места при специальной оценке условий труда
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 426) перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда (далее по тексту – СОУТ), утверждается комиссией ещё до проведения СОУТ.
Главное при составлении перечня – верно определить аналогичные рабочие места, потому что: 1. При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и её результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Можно сказать и так — при выявлении аналогичных рабочих мест на проведении СОУТ работодатель хорошо сэкономить. 2. В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными. Можно сказать и так — при ошибочном определении аналогичных рабочих мест на проведении СОУТ работодатель заплатить больше.
Аналогичные рабочие места при проведении специальной оценки условий труда
03.10.2017 9:46:00
Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) начинается с подготовки перечня рабочих мест, которые предстоит оценивать. Это позволяет работодателю узнать предварительную стоимость процедуры. Но из-за неправильного определения аналогичных рабочих мест ценовые расчеты часто оказываются ошибочными.
Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) начинается с подготовки перечня рабочих мест, которые предстоит оценивать. Это позволяет работодателю узнать предварительную стоимость процедуры. Но из-за неправильного определения аналогичных рабочих мест ценовые расчеты часто оказываются ошибочными.
КАК ПОДСЧИТАТЬ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ СОУТ БЕЗ ОШИБОК?
Федеральным законом № 426-ФЗ определяются признаки аналогичности, согласно которым аналогичными считаются рабочие места: размещенные в одном или в нескольких монотипных помещениях (рабочих зонах); оснащенные монотипными инженерными системами (освещения, отопления,вентиляции); занимаемые работниками одинаковой профессии, выполняющими одинаковые должностные обязанности в одинаковом рабочем режиме с использованием одинаковых устройств и инструментов, сырья и материалов, обеспеченные одинаковыми СИЗ. Например, рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера не будут считаться аналогичными. Поскольку, несмотря на то, что они работают в едином рабочем пространстве, их должности называются по-разному. Стремление работодателей как можно больше рабочих мест отнести к аналогичным, объясняется желанием минимизировать временные и финансовые ресурсы на проведение СОУТ. Ведь обязательно оценивается только 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), на которые оформляется общая карта СОУТ и подготавливается единый список действий по совершенствованию условий труда. Например, Штатный состав call-центра включает в себя пять операторов, выполняющих одинаковые должностные обязанности в одном помещении. Безусловно, это аналогичные рабочие места. Так как оценивается 20% от общего числа, то СОУТ подлежит одно рабочее место. Но нет, закон обязывает оценивать не менее двух рабочих мест. Cледовательно, в перечень для СОУТ требуется внести два рабочих места по должности «оператор». Если на предприятии два аналогичных рабочих места инженера, они оба подлежат спецоценке, что требуется для обеспечения получения наиболее объективных результатов в ходе инструментальных измерений.
Закон о спецоценке N 426-ФЗ от 28.12.2013 перечисляет признаки, по которым рабочие места могут быть объединены в категорию аналогичных.
Итак, данные рабочие места характеризует следующее:
- они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
- эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
- работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
- в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.
Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих
Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.
К моменту написания статьи (конец 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.
Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.
Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.
Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.
Как действовать по итогам спецоценки
Организация, проводившая спецоценку, оформляет ее результаты в виде отчета. Его подписывают члены комиссии и утверждает работодатель. В отчет включают сведения об организации, проводившей оценку; перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка; карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах; заключение экс- перта и др. (ч. 1–4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Условия труда сотрудников признали вредными или опасными. В этом случае работодателю придется провести обязательные мероприятия. В частности, приобрести специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и обеспечить ими работников. Организовать проведение обязательных медицинских осмотров и установить сотрудникам гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом (ч. вторая ст. 219 ТК РФ). Перечень мероприятий включают в отчет о проведении специальной оценки условий труда.
Сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда вне зависимости от их класса и степени, нужно установить повышенную оплату труда. Минимальный размер увеличения составляет четыре процента оклада или тарифной ставки, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. первая, вторая ст. 147 ТК РФ).
Если условия труда отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным, то работникам, выполняющим работы на этих местах, необходимо установить сокращенную продолжительность рабочего времени. По общему правилу, не более 36 часов в неделю (абз. 5 ч. первой ст. 92 ТК РФ).
Работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени или опасным, положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его минимальная продолжительность составляет семь календарных дней (ч. первая, вторая ст. 117 ТК РФ).
Условия труда признали оптимальными или допустимыми. В такой ситуации мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка, не планируют. Все замечания устраняют в оперативном порядке, а рабочие места считают соответствующими государственным требованиям охраны труда.
Примеры ошибок при группировке рабочих мест
На предварительном этапе работодатель составляет ориентировочную смету затрат на спецоценку. При расчете необходимых финансовых вложений в это мероприятие все предприятия стремятся сэкономить. Это, конечно, возможно, если объединить аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда будет проведена тогда в отношении меньшего числа объектов (за счет уменьшения объема работы экспертов снижается стоимость их услуг).
В процессе идентификации аналогичных мест труда могут быть допущены грубые ошибки, искажающие расчеты. Например:
Ошибка | Пример | Пояснение |
При объединении в одну группу не был учтен фактор разных наименований штатных должностей и наличия отличий в должностных функциях | Бухгалтерский отдел занимает один кабинет. В помещении находится несколько бухгалтеров и главный бухгалтер с кассиром. Работодатель причислил весь финансовый персонал к одной категории. | Это неверный подход – объединять можно только бухгалтеров со схожими функциональными обязанностями. А у кассира и главного бухгалтера набор трудовых обязанностей отличается от всех других должностей.
В итоге, в данном примере 3 группы рабочих мест. |
Не учтен фактор идентичности эксплуатируемого оборудования | Служба технической поддержки клиента состоит только из операторов. Все они трудятся в одном помещении, их рабочие обязанности и названия должностей совпадают. Наниматель объединил их в одну группу для проведения спецоценки. | Этот шаг будет оправданным при одном условии – весь набор используемого такими работниками отдела оборудования и инструментов обладает идентичными характеристиками, совпадают даты изготовления этих технических средств и марки производителей. |
Нарушен лимит проверки – аналогичные рабочие места специальная оценка условий труда должна охватывать в объеме от 20%, но не менее 2-х штатных единиц | В одном цехе работает 5 раскройщиц. Они соответствуют всем критериям идентичности для объединения в группу аналогичных рабочих мест. Вычисляют 20-типроцентный порог проверки: он равен 1 единице (5 × 20%). Работодатель включает в план оценочной проверки одну должность. | Это неверное решение – если 20% должностей внутри одной группы охватывают менее 2-х штатных единиц, спецоценку проводят хотя бы по двум рабочим местам |