Гарантии государства в реализации права граждан на труд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии государства в реализации права граждан на труд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Актуальность. Инновации в экономике государства Российской Федерации за последние десять лет связана с введением рыночной экономики, которая оказала огромное влияние и на преобразования в области трудоустройства и занятости. На протяжении многих лет в Российской Федерации было полное обеспечение рабочих мест для населения. Ранее если человек пытался избежать трудового заработка, взыскивалась административная и даже уголовная ответственность. И, конечно же, наше государство было заинтересовано обеспечить рабочими местами желающих, систематично и планомерно велось сельское хозяйство, производились расчеты рационального использования трудовых ресурсов с учетом запланированной производительности труда.

Самым первоочередным для теоретического исследования нашей проблемы, мы должны рассмотреть понятие «безработный», чтобы в дальнейшем рассмотреть в законодательстве Российской Федерации какие гарантия предоставляет наше государство таким гражданам, какая социальная и правовая защита имеется у безработного. Чтобы государство признало человека безработным для начала нужно понять, к какому статусу принадлежит гражданин. Если гражданин не имеет занятости — это еще не означает, что ему присвоят статус безработный. Практика показывает, что всегда были и есть люди, не желающие трудиться.

Безусловно, это их право, никто в нашем государстве не может заставить его работать принудительно. Да такой гражданин является безработным в общеупотребительном смысле, но в законодательном, гражданин должен получить статус безработный, чтобы получать гарантии от государства и правовой и социальной стороны. И этот статус присваивается по определенным критериям. В этом разделе исследовательской работы мы раскроем суть понятия «безработный», и что необходимо гражданину для получения статуса безработного, озвучить его права и обязанности[2].

Чтобы понять подходит ли лицо к определенным критериям присущие гражданину, способного осуществлять трудовую деятельность мы обратим внимание на главные критерии: трудоспособность, здоровье, возраст.

Вот, к примеру, инвалид, не будет считаться трудоспособным, если у него не имеется заключение медико-социальной экспертизы, индивидуальной программы реабилитации, в которых указано, определенна степень возможностей гражданина и рекомендуемый ему режим труда и отдыха. А молодежь Российской Федерации, граждане, не достигшие трудоспособного возраста — до шестнадцати лет или лица, пенсионного возраста не будут принадлежать к категории граждан, которые могут работать с поддержкой законодательства Российской Федерации[3].

Граждане, которые имеют работу и заработок, но при этом не имеют доходы либо нетрудоспособны. Заработок может быть не только от трудовой деятельности на предприятии или в организации, но и в различных областях. Например, доходы от ценных бумаг, финансовые выплаты при участии в обществах, хозяйственных товариществах и др. Когда такие граждане обращаются в органы служб занятости населения, возникают сомнения, споры и много вопросов по выплатам неработающим гражданам пособия[4].

Если человек является акционером и получает дивиденды, но при этом этот источник дохода является единственным, этот же источник может и не обеспечить прожиточный минимум для безработного на территории Кабардино-Балкарской республики. По российскому законодательству эти граждане не смогут получить статус безработного, в исключительных случаях, если имеются доказательства, что они будучи владельцами ценных бумаг, не получают дивиденды, либо другой аналогичный доход.

Готовность к трудовой деятельности — это условие, носящие субъективный характер, которое определяет отношение гражданина к трудовой деятельности и желание работать. Рассмотрим, такое случай: гражданин, потерявший работу, обращается в органы служб занятости и пытается получить лишь пособие по безработице, а не найти себе рабочую занятость. Этот гражданин пытается многократно отказываться от работы по направлению службами на предприятия, в таком случае безработный может получить ряд наказаний в виде применения определенных санкций к нему, либо отказать в регистрации его для получения выплат.

Органы службы занятости населения Российской Федерации осуществляют регистрацию обратившихся граждан, не имеющих заработка и работы, по этапам. Регистрация первичная реализуется для учета количества безработных граждан среди трудоспособного населения, которые обратились в органы служб занятости по месту жительства, чтобы получить информацию для содействия занятости, без каких-либо документов.

Как проходит регистрация граждан, претендующих на получение статуса безработного? Обязательный критерий для регистрации обращение гражданина в органы службы занятости по месту прописки и со дня обращения при наличии личного заявления, в соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации пунктов 2,4,7 «Порядка регистрации безработных граждан». Место жительство должно соответствовать отметке регистрации в паспорте, либо справкой, которая соответствует требованиям органов внутренних дел[5].

В практике имеются очень много жалоб на органы служб занятости населения на отказ граждан в регистрации, но данные граждане не имеют регистрацию по месту жительству. Если гражданин длительно зарегистрирован по месту жительству шесть или двенадцать месяцев, это не значит, что гражданин имеет постоянное место проживание, то есть место жительство[6].

Для этого случая есть законодательное подтверждение и основание Определение Конституционного суда Российской Федерации от 21 декабря 1998 года, где говорится о правомерности таких ограничений, чтобы исключить злоупотребление правом, выражающее в получении пособия одновременно в нескольких местах[7].

В нашем исследовании мы рассмотрели основные гарантии социальной и материальной государственной поддержки граждан всех категорий, прописанные в законодательстве Российской Федерации. Система законов слажена и имеет некоторые недоработки, но в целом население имеет стабильные гарантии, на сегодня актуально будет развитие законодательства семимильными шагами, так как время диктует свои условия и законы разрабатываются инертно, хотелось бы уже некоторые коррективы внести сегодня и сейчас, чтобы общество не испытывало острой нужды в работе. Трудоспособное население готово работать, но в связи с увеличением востребованности новых должностей, функций трудовых ресурсов, этот слой общество нужно переучивать, готовить специалистов по актуальным запросам рынка труда.

Сегодня в Государственной Думе утвержден проект, созданный Правительством Российской Федерации «О величине минимальной и максимальной субсидии по безработице 2016 года». Но в нем размер пособия в Кабардино-Балкарской республике остается неизменным, минимальная сумма выплат 890 рублей, максимальная 4900 рублей. Данные размеры не меняются уже с 2012 года. Хотя с 2019 года размер пособия возрастет до 1500 рублей. Сегодня очень высокая конкурентоспособность на рабочие места, сегодня число безработных в два раза больше вакантных мест различных предприятий и это только стоящих на учете в государственных органах служб занятости. Из этого следует, что сумма выплаты не будет увеличена до тех пор, пока каждый человек не сможет устроиться на работу. Возможно, в Российской Федерации полностью откажутся от практики выплат пособий гражданам в целях снижения уровня безработицы, и будут увеличиваться вакантные места, создаваться условия для реализации трудовой деятельности.

Исходя из анализа вышеизложенной работы данные внесенных изменений реально обоснованы. Потому как граждане, увольняющиеся по собственному желанию, сами, своими действиями переводят себя в категорию незанятых. Таким образом, создалась определенная дифференциация и она является оправданной.

Коснемся и оплачиваемых общественных работ, в этом случае, по- нашему мнению, для урегулирования финансового спектра в области общественных работ в каждом субъекте Российской Федерации, и органы местного само управления должны отработать и предложить систему законодательных документов, правовую основу, регламентирующую правила единой базы по организации оплачиваемых общественных работ, с вытекающими последствиями по финансированию данных работ.

В отношении оказания материальной и иной помощи безработным по- видимому не скоро предвидятся, но это бы не мешало на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии граждан со стороны социальной и материальной поддержки, в этой форме поддержка явится в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.

Гарантии социальной поддержки безработных

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Читайте также:  ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ ОТ ОТЦОВСТВА

Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Не прерывает трудового стажа:

  • время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах;
  • время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей.

Условия и сроки выплаты пособия по безработице

Гражданин должен иметь официальный статус безработного для того, чтобы получать пособие. Он признается безработным в установленном Законом порядке

Определение 3

Безработный гражданин – это трудоспособный человек, который на данном этапе не имеет работы и заработка. Он в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в службе занятости и находиться в поиске подходящей для него работы.

Человек в любой момент готов приступить к выполнению трудовых обязанностей, но некоторые обстоятельства препятствуют этому. Органы службы занятости решают признать человека безработным или нет. Для этого будущему безработному необходимо в полном объеме собрать пакет документов, куда входит паспорт, трудовая книжка, документ об образовании, справки о доходах. Если в течении 10 дней служба занятости не может предложить человеку работу в соответствии с образованием и квалификацией, его признают безработным. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Замечание 2

Если работник уволен из организации в связи с ее ликвидацией либо с сокращением штата, официально признан безработным и за период, в течение которого за ним сохраняется средняя заработная плата, не успел трудоустроиться, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Граждане, официально признанные безработными, не успевшие трудоустроиться в течение первого периода выплаты пособия, имеют право повторно получать пособие. Пособие по безработице выплачивается каждый месяц с учетом перерегистрации безработного по установленным правилам в службе занятости.

В законе учтены причины, по которым могут быть продлены сроки выплаты пособий и определены условия досрочного выхода на пенсию.

Замечание 3

По предложению службы занятости при отсутствии возможности трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата, с их согласия может назначаться пенсия до наступления соответствующего возраста, когда человек имеет право получать пенсию по старости. Такая пенсия может быть назначена не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Факторы, влияющие на размер пособия по безработице

В первые 3 месяца в первом 12-месячном периоде человек получает 75% от среднемесячного заработка. В следующие 4 месяца – 60%, далее 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Во втором периоде, который длится также 12 месяцев, пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия , увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры пособия корректируются ежегодно Правительством РФ. Например, в 2013 году минимальная величина пособия составляла 850 руб, а максимальная – 4900 руб.

Для отдельных категорий граждан размер пособий определяется в следующем порядке. В первом периоде, который длится 6 месяцев, пособие составляет минимальную сумму, увеличенную на размер районного коэффициента. Во втором периоде, который также длится 6 месяцев, производятся те же выплаты, что и в первом периоде.

Пособие по безработице не выплачивается на постоянной основе, выплаты могут быть прекращены, приостановлены или сокращены.

Выплаты прекращаются и одновременно с этим происходит снятие безработного с учета, если:

  • человек признается трудоустроенным;
  • проходит профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку через органы службы занятости, и на этот период предусмотрена стипендия;
  • человек многократно не является в органы службы занятости без оправдательного документа;
  • меняет место жительства, выбрав другую местность, регион и пр.

Выплаты приостанавливаются на срок до 3-х месяцев, если:

  • человек отказался от двух вариантов предложенной работы;
  • следует отказ от оплачиваемых общественных работ или от направления на обучение;
  • человек явился на перерегистрацию в состоянии алкогольного или другого опьянения;
  • гражданин отчислен с места обучения по направлению органов СЗ за нарушения;
  • гражданин нарушил условия и сроки перерегистрации в СЗ;
  • гражданин самовольно прекратил обучение.

Тот период, когда выплаты считаются приостановленными, входит в общий период выплаты пособия по безработице.

Пособие не выплачивается, если:

  • женщина находится в отпуске по беременности и родам;
  • человек уехал в связи с обучением вечерней и заочной формы для получения профессионального образования;
  • гражданин призван на военные сборы или привлечен к государственным обязанностям.

Пособие выплачивается в сокращенном виде, если:

  • гражданин не явился на переговоры о трудоустройстве в течение 3 дней со дня направления;
  • при отказе от направления на работу.

Решение об изменениях в выплате пособий принимают органы СЗ и обязательно уведомляют о своем решении безработного.

Органы СЗ могут оказывать материальную помощь гражданам, чей правовой статус безработного прекращен по причине истечения положенного срока, а также гражданам, которые находятся на обучении или профподготовке.

Гарантиями государства является организация общественных работ, которая обеспечивает временную занятость безработного, а также наличие возможности повысить квалификацию, пройти профессиональную подготовку или переподготовку.

Как стать официальным безработным

Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности

:

  1. зарегистрироваться для поиска работы;
  2. зарегистрироваться в качестве безработного;
  3. в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.

Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.

Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
  • трудовую книжку, другие договоры или контракты;
  • документ об образовании и специализации;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
  • иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).

Меры социальной поддержки безработных

1. Квотирование рабочих мест

Это определение органами МСУ в процентном отношении среднесписочной численности организации минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве: инвалидов; лиц предпенсионного возраста; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников образовательных учреждений; одиноких, многодетных родителей; несовершеннолетних; беженцев; вынужденных переселенцев; лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; лиц, продолжительное время не имевших работы.

3. Оказание материальной поддержки (оплата коммунальных услуг, питание, обеспечение услугами здравоохранения и др.)

4. Компенсация затрат в связи с переездом в другую местность по направлению службы занятости

5. Выплата пособия по временной нетрудоспособности

6. Оплата отпуска по беременности и родам, а также иных отпусков, связанных с рождением либо усыновлением ребенка

7. Пособие по безработице

Выплачивается гражданам, признанным в законном порядке безработными. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Работники, уволенные по сокращению численности или штата либо по ликвидации организации, получают выходное пособие в течение определенного времени (ст. 178 ТК). По окончании выплаты выходного пособия безработным будет выплачиваться пособие по безработице.

По общему правилу, продолжительность выплаты пособия не должна превышать 12 месяцев. Пособие состоит из основной части, надбавок на иждивенцев, районного коэффициента и прочих доплат.

Согласно законодательству Российской Федерации, безработным может быть признан трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка и обратившийся в службу занятости по месту проживания. Регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.

По общему правилу, для постановки на учет в качестве безработного гражданин должен предоставить в службу занятости паспорт; трудовую книжку; документ, подтверждающий квалификацию; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Для инвалидов и лиц, впервые ищущих работу (ранее никогда не работавших) данный перечень несколько изменен. Также гражданином могут быть предоставлены документы, заменяющие паспорт и трудовую книжку.

В настоящий момент законодательно закреплены следующие виды выплат:

1) Пособие по безработице . Выплачивается гражданам, зарегистрированным в качестве безработных и имевшим оплачиваемую работу на условиях полного рабочего дня на протяжении 26 недель в течение 12 месяцев до начала периода безработицы. В случае, если безработный гражданин в течение того же периода имел оплачиваемую работу на условиях неполного рабочего дня, протяженность периода работы на условиях неполного рабочего дня должна составлять 26 недель в пересчете на полный рабочий день.

Максимальный срок получения пособия по безработице составляет 24 месяца.

Размер пособия по безработице рассчитывается в зависимости от заработка безработного гражданина в последние 3 месяца работы на последнем месте работы: на первые 1-3 месяца — 75% среднемесячного заработка, 4-7 месяцы — 60% среднемесячного заработка, 8-12 месяцы — 45% среднемесячного заработка, 13-24 месяцы — в минимальном размере, установленном Правительством РФ (Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1).

Читайте также:  Льготы для граждан проживающих в зоне с льготно экономическим статусом 2021

При этом Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. N 1382) установлены минимальная и максимальная величина пособия по безработице, что составляет в 2015 году:

минимальная величина пособия — 850 рублей,

максимальная величина пособия — 4 900 рублей.

Все выплаты, а также минимальная и максимальная величина пособия по безработице увеличиваются на размер районного коэффициента, в случаях, когда он применим.

2) Стипендия, выплачиваемая гражданам в период профессионального обучения или получения дополнительного образования по направлению органов занятости. По общему правилу, гражданам, соответствующим требованиям к выплате пособия по безработице, при этом уволенным в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения выплачивается стипендия в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Данный порядок отличен для лиц:

➢ впервые ищущие работу — такие лица получают стипендию, равную минимальному размеру пособия по безработице;

➢ потерявших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в таком случае гражданин, направленный на обучение, будет получать 100% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Как и в случае с пособием по безработице, любая выплата увеличивается на размер районного коэффициента.

3) Материальная помощь. Подобная выплата может быть осуществлена безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с превышением максимального срока выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости. Размер и сроки получения для этой выплаты определяются службой занятости для каждого случая.

Также гражданину, признанному безработным, по предложению органов занятости на период до наступления права на получение страховой или накопительной пенсии может быть назначена пенсия. Для назначения такой «досрочной» пенсии гражданин должен удовлетворять критериям, предъявляемым пенсионным законодательством к стажу, необходимому для назначения страховой пенсии, иметь основания для признания безработным и обратиться в службу занятости. Выплата пенсии осуществляется Пенсионным фондом РФ.

Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.

Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.

Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.

Возврат пособия по безработице. В каких случаях производится

Возврат пособия по безработице предусмотрен в случае его незаконного получения (обманным путем), а именно:

  • предоставление заведомо ложных или недостоверных сведений, что порождает для центров занятости населения тотально проверять каждого претендующего на статус безработного и получение пособия по безработице относительно достоверности представленных им сведений об отсутствии работы, стажа в трудовой книжке, заработной платы по последнему месту работы и т.д.;
  • наличие оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице, что порождает для центров занятости населения обязанность тотально проверять каждого безработного на появление у него оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице и наличии статуса безработного;
  • случаи получения пособия по безработице в результате технической или арифметической ошибки.

Ответы на распространенные вопросы о том, какая полагается компенсация безработному

Вопрос №1: Является ли материальная поддержка членов семьи безработного гражданина, которые находятся у него на иждивении, обязательной выплатой, гарантированной безработному? Органы УСЗН отказали мне в адресной помощи, могу ли я требовать выплаты, основываясь на каком-либо законе?

Ответ: Материальная поддержка действительно может быть оказана, но решение об осуществлении каких-либо выплат или об отказе в предоставлении помощи принимает специалист органов социальной защиты населения, основываясь на документах, которые вы принесли.

Вопрос №2: Центр занятости не может найти для меня подходящей вакансии на протяжении полутора лет. До пенсии по старости мне осталось 3 года. Могу ли я потребовать досрочного выхода на пенсию?

Ответ: Нет, но еще через год, когда до выхода на пенсию останется 2 года, Центр занятости может сделать вам такое предложение (если соблюдены все прочие условия).

Социальные гарантии и компенсации безработным

Социальными гарантиями называются те материальные усло-вия, которые государство, общество может обеспечить граждани-ну при потере им работы и безработице.

Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.

Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек име-ет право на труд, включающее его право на получение возмож-ности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно при-нимать меры в целях полного осуществления этого права.

Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.11 Цуриков В.

В. Трудовое право. М. 2001 с. 74

  • Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» преду-смотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:
  • -гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;
  • -выплату пособий зарегистрированным безработным в ус-тановленном порядке;
  • -выплату стипендий в период профессиональной подготов-ки, переподготовки или повышения квалификации по направле-нию органов службы занятости;
  • -возможность участия в оплачиваемых общественных рабо-тах, организуемых местными органами самоуправления;
  • -компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;
  • -выплату в период безработицы пособия по временной не-трудоспособности в размере причитающегося пособия по безрабо-тице;
  • -оказание материальной помощи членам семьи безработно-го, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потеряв-шим право на пособие по безработице в связи с истечением сро-ка его выплаты.

Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.

Правовой статус безработного

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16летнего возраста;
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Общая характеристика законодательства о занятости населения

Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. ст.

34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

Следует иметь в виду, что и конституционные права корреспондируют обязанностям конкретных лиц.

Например, праву гражданина на свободное распоряжение своими способностями при трудоустройстве корреспондирует обязанность государственных органов оказать содействие в трудоустройстве, а при отсутствии возможности трудоустроить гражданина на подходящей для него работе у государственных органов службы занятости возникает обязанность по выплате ему соответствующего пособия. В свою очередь, отказ гражданина от реализации права на трудоустройство, например, путем отказа от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости, не влечет возникновения корреспондирующей обязанности, в частности, на регистрацию в качестве безработного. Следовательно, принцип свободного распоряжения своими способностями к труду не означает, что отказ от реализации права на трудоустройство может стать основанием для возникновения корреспондирующих данному праву обязанностей, в частности, по выплате заработной платы работодателем или по регистрации в качестве безработного в органах службы занятости.

В ч. 2 ст. 1 ТК РФ в предмет трудового права включены отношения по трудоустройству у данного работодателя. Очевидно, что в сфере занятости и трудоустройства возникает множество и других отношений, для регламентации которых существуют нормы права.

Читайте также:  Можно ли объехать препятствие через сплошную линию разметки?

К этим отношениям нормы трудового права могут применяться по аналогии. Например, при задержке пособия по безработице может быть применена ст. 236 ТК РФ, предусматривающая выплату процентов за задержку заработной платы.

Кроме того, возникающие в сфере занятости и трудоустройства отношения непосредственно связаны с прежней трудовой деятельностью работника.

В частности, при определении подходящей работы для работника учитываются его профессиональная деятельность, навыки, что невозможно сделать без применения норм трудового права.

В ряде случаев отношения по занятости и трудоустройству предшествуют возникновению трудовых отношений.

Для регламентации отношений в области занятости и трудоустройства используются те же правовые принципы, что и при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.

В связи с чем вопросы правовой регламентации отношений в области занятости и трудоустройства включены в учебный курс «Трудовое право России». Как уже отмечалось, основу правой регламентации данных отношений составляют конституционные нормы.

К отношениям в сфере занятости и трудоустройства применимы нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой.

Следовательно, реализация права на труд связана с трудоустройством.

К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция N 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков. В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями.

Первая глава названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во второй главе рассматриваемого Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения.

В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсац��ям, а также подготовке и переобучению граждан.

В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.

Нельзя не заметить, что вопросы осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения и привлечения к ответственности за нарушение установленных им правил не имеют достаточной правовой регламентации. В связи с чем нарушение прав и свобод граждан в области занятости и трудоустройства зачастую проходит незамеченным для правонарушителей. Данная глава нуждается в разработке норм, которые могут составить правовую основу контроля за соблюдением законодательства о занятости и привлечения к ответственности за его нарушения.

На федеральном уровне приняты и подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, Постановлением Правительства РФ N 458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, Постановлением Правительства РФ N 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

В ст. 7 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность регламентации отношений в области занятости и трудоустройства на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.

Однако субъекты Российской Федерации не могут ограничить права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, международно-правовыми актами, а также федеральным законодательством.

Наличие в законодательстве субъектов Российской Федерации условий, умаляющих права и свободы граждан по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством, позволяет требовать признания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации полностью или в части недействующими или недействительными.

Следовательно, субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут создавать более льготный по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством правовой режим для граждан в области занятости и трудоустройства.

В п. 3 ст. 7 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право за счет имеющихся в их распоряжении средств усиливать социальную защищенность граждан, то есть предоставлять им дополнительные по сравнению с федеральным и региональным законодательством льготы и компенсации.

Однако органы местного самоуправления не могут отменить льготы и компенсации, гарантированные федеральным и региональным законодательством.

Ответственность безработного за неисполнение своих обязанностей

При вынесении судом решения о взыскании незаконно полученного пособия с гражданина взыскивается также государственная пошлина. Гражданин, получивший пособие по безработице незаконно, может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество» или к административной ответственности по статье 7.27 КоАП «Мелкое хищение». То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т.

Правовой статус безработного — трудовое право

В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Правила получения пособия

Необходимо отметить, что далеко не каждый желающий сможет получить пособие. На учет в данную структуру становятся те, то был уволен в связи с сокращением штата или по ликвидации предприятия, а также уволившиеся по собственному желанию. При этом проверке подлежит форма работы — официально оформленный трудовой договор, договор подряда.

В целях оформления пособия гражданин должен получить статус безработного, подав ряд следующих документов:

  • заявление о постановке на учет;
  • копии и оригиналы паспорта;
  • документ, подтверждающий полученное образование;
  • трудовую книжку;
  • справку о заработной плате за три последних месяца.

После этого начинаются тщательные поиски рабочего места. После завершения установленного срока при отсутствии работы выплата пособия прекращается. Об этом данный орган обязан письменно уведомить своего соискателя. Без него прекращение выплат будет неправомерно.

Нормы и правила других стран

Многие из нас интересуются тем, как же обстоит дело с выплатой средств в других странах, есть ли она вообще, при каких условиях применяется и каковы ее размеры. Здесь необходимо отметить, что за границей государство также заботится о своих гражданах, однако имеются некоторые отличия в размерах пособия и порядке его начисления.

Так, например, Евросоюз выдал распоряжение о том, что изначально работники обязаны осуществлять отчисления в размере 1-5% из суммы зарплаты в определенный фонд. Если такие отчисления отсутствуют, то и получение пособия будет абсолютно невозможным.

Одним из самых минимальных пособий в Европе считается британское. Великобритания дает право гражданам на получение 381 евро в месяц. При том срок выплат составляет всего полгода, а взносы для этого человеку нужно было платить все 12 месяцев.

Самой щедрой в этом плане считаются пособия Швейцарии. Здесь размер зависит от возраста плательщика и периода осуществляемых отчислений в фонд. Пособие выплачивается в течение 520 дней, а граничный размер его составляет— 6986 евро в месяц.

А как же дело с пособиями обстоит в штатах? Здесь Размер среднемесячного пособия равен 1050 долларов, соискатель может рассчитывать на граничный размер — в 2700. Но если для нашей страны определен один строгий критерий — зависимость от заработной платы, то здесь размер выплат в каждом регионе свой. Самый высокий уровень характерен для Нью-Джерси, Миннесоты и Вашингтона, где оплата происходит еженедельно. Однако стоит заметить, что процесс получения пособия в Америке очень сложен, соискателю понадобится пройти длительную бюрократическую процедуру и подтвердить, что он на самом деле является нуждающимся в таких средствах. Как показывает практика, получить положительный ответ выходит у 1 соискателя из 5. К тому же действующее законодательство ставит целый ряд требований, которым нужно соответствовать. К числе таковых относят:

  1. Стабильная работа в течение более полугода на полной ставке в одном предприятии;
  2. Получение не меньше установленной нормы;
  3. Увольнение работодателем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *