Калькулятор растаможки автомобилей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Калькулятор растаможки автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С сентября 2018 года исчисление налога на транспортные средства для дизельных и бензиновых транспортных средств производится на основании данных, полученных в ходе новой процедуры тестирования. Глобально стандартизированная процедура испытаний для определения значений выбросов загрязняющих веществ и CO2, известная как WLTP (Worldwide Harmonized Light Duty Testest Procedure), позволяет измерять эти значения более реалистично. Более точные расчеты приводят к увеличению налогов для некоторых транспортных средств в связи с более высокими выбросами парниковых газов. Однако новый налог применяется только к транспортным средствам, вновь зарегистрированным после 1 сентября 2018 года. Для владельцев старых и подержанных транспортных средств ничего не изменится — для исчисления налога на транспортные средства будут по-прежнему применяться уже измеренные данные о загрязнении окружающей среды. С сентября 2019 года по всей Европе будет введена процедура ВПИМ для определения выбросов загрязняющих веществ легковыми автомобилями и мелкими коммерческими транспортными средствами.

Используйте калькулятор налога на транспортные средства: Вам нужны эти данные

Все данные, необходимые для определения налога на транспортные средства, Вы найдете в свидетельстве о регистрации в Части I или в документе о регистрации транспортного средства. Для облегчения поиска нужных данных в ясной таблице Вы найдете всю необходимую Вам информацию, включая место, где она указана в документах.

Данные: Вы можете найти его под специальные функции
выброс углекислого газа V7 в свидетельстве о регистрации Часть I Эта величина не указывается в документах о регистрации транспортных средств, выданных до 2009 года.
Бензиновый или дизельный двигатель? P3 в свидетельстве о регистрации Часть I, в старом документе о регистрации транспортного средства в пункте 5.
рабочий объём P1 в свидетельстве о регистрации Часть I, в старом документе о регистрации транспортного средства в соответствии с пунктом 8.
Дата первой регистрации Пункт B в свидетельстве о регистрации Часть I, в старом документе о регистрации транспортного средства в соответствии с пунктом 32

Какие факторы составляют налог на транспортные средства?

С целью снижения нагрузки на окружающую среду, вызванной выбросами загрязняющих веществ, владельцы экологически чистых автомобилей с лета 2009 года имеют возможность пользоваться преимуществами государства. С тех пор налог теперь определяется не только исходя из мощности и типа двигателя, но и с учетом выбросов CO2 и класса загрязняющих веществ. К этому следует добавить более точный расчет выбросов CO2 по методу WLTP, который применяется с 2018 года. Налоги, как правило, будут выше в связи с более реалистичным измерением выбросов парниковых газов. Таким образом, ставка налога, применяемая к легковому автомобилю, рассчитывается исходя из типа двигателя, объема двигателя и выбросов загрязняющих веществ. За каждые 100 см³ куб. см или его часть владельцы автомобилей с бензиновым двигателем платят 2,00 евро, дизельного автомобиля — 9,50 евро налогов. Выброс загрязняющих веществ всегда зависит от первичной регистрации транспортного средства. Это связано с тем, что квота на выбросы CO2 варьируется и варьируется в зависимости от года первой регистрации. Все автомобили, зарегистрированные до 2012 года, имеют очень высокое предельное значение и могут выбрасывать до 120 граммов углекислого газа на километр. Автомобили, зарегистрированные с 2012 года и далее, не могут превышать 110 г/км. С 2014 года выбросы CO2 должны упасть ниже 95 г/км. За каждый грамм, превышающий установленный лимит, взимается налоговая надбавка в размере 2 евро за грамм.

Для легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями налог рассчитывается исходя из объема выбросов загрязняющих веществ на двигатель объемом 100 куб. см или его часть:

Выбросы загрязняющих веществ с разбивкой по стадиям отработавших газов бензиновый двигатель дизельный двигатель
Евро-3 и выше (предельные значения до 2,5 т). 6,75 € 15,44 €
Евро 2 7,36 € 16,05 €
Евро 1 15,13 € 27,35 €
Евро-0 (ранее без озонового запрета) 21,07 € 33,29 €
Евро-0 (другие) 25,36 € 37,58 €

Калькулятор налога на авто в Германии

В Германии большинство автомобилей относятся к классам экологичности Евро-3 и выше. Такая машина на бензине, если она была впервые поставлена на учёт до 30 июня 2009 года, облагается налогом в размере 6,7 евро на каждые 100 см³ объёма двигателя. Если же на ней установлен дизельный двигатель, то придётся заплатить гораздо больше — 15,4 евро.

Ставки налога для автомобилей, впервые зарегистрированных до июля 2009 года, в зависимости от класса экологичности и типа двигателя

Эмиссионный класс авто

Бензин (на 100 см³)

Дизель (на 100 см³)

Евро-3 и выше

6,75 €

15,44 €

Евро-2

7,36 €

16,05 €

Евро-1

15,13 €

27,35 €

Евро-0 (ehemals ohne Ozonfahrverbot)

21,07 €

33,29 €

Евро-0 (übrige)

25,36 €

37,58 €

Порядок уплаты налога на автомобиль в Германии

При регистрации автомобиля владельцу потребуется указать номер расчётного счёта в немецком банке. Данные отправятся на таможню. Спустя пару недель деньги снимут с указанного банковского счёта. Сумма снимается сразу за год вперёд и далее ежегодно. Поэтому, если закрыли счёт и открыли новый, сообщайте таможне.

Важно получить бумажное письмо от Zoll с незатейливым названием Kraftfahrzeugsteuerbescheid. Документ содержит решение об уплате сбора, сумму, дату снятия средств. Письмо присылают в течение двух недель после регистрации. Справа вверху указан телефон для обращения по возникающим вопросам.

Читайте также:  Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

Если авто снимается с регистрации, например, при продаже, оповещать отдельно таможню не требуется. Уплаченные деньги пересчитывают согласно фактическим датам владения автомобилем и остаток возвращают. Происходит перерасчёт не быстро, три недели ожидания — норма. Письмо о разрегистрации — Abmeldebescheid — с указанием суммы возврата приходит через пару недель.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2277 с 1 января 1994 г. одним из новых федеральных налогов был введен транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере одного процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта[36].

Данный налог можно было связать с налогообложением транспортных средств только по его названию. По факту объектом его налогообложения выступал фонд оплаты труда, или, иными словами, выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц, выплачиваемые им по трудовым и другим гражданско-правовым договорам. Поскольку у страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, действовавших в то время, объектом обложения также признавался фонд оплаты труда, то рассматриваемый транспортный налог по сути представлял собой дополнительный налоговый платеж, взимаемый с того же объекта, что и страховые взносы.

Свое название рассматриваемый налог получил не по причине того, что им должны были облагаться транспортные средства, а в связи с тем, что Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270, определив зачисление доходов от данного налога в полном объеме в региональные бюджеты, утвердил целевое расходование поступающих от его взимания средств только на финансирование поддержки и развития транспортной инфраструктуры в региональном разрезе[37].

Этот налог был отменен как утративший силу с 15 ноября 1997 г. на основании Указа Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 12331.

Общей чертой, которой можно охарактеризовать рассматриваемый транспортный налог с точки зрения современного исследователя, выступает нарушение в указанном налоге экономической сути построения метода налогообложения, потому как название налога всегда должно отражать сущность облагаемого им объекта[38]. Но в транспортном налоге его название и объект налогообложения не совпадали, кроме того — причислялись к совершенно разным экономическим категориям: название налога указывает на обложение движимого имущества, а в это время объектом налога выступают денежные средства (фонд оплаты труда).

Налог на отдельные виды транспортных средств был введен Федеральным законом от 08 июля 1999 г. № 142-ФЗ. взимался на основании Федерального закона от 08 июля 1999 г. № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств».

Объектами налогообложения являлись отдельные виды транспортных средств, находящиеся на территории Российской Федерации и подлежащие регистрации согласно законодательству Российской Федерации, а точнее легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2 500 куб. см., исключая полноприводные автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, а также автомобили, произведенные за двадцать пять лет и более до дня оплаты налога[39].

Плательщиками налога признавались организации, которые согласно законодательству Российской Федерации являются юридическими лицами, иностранные организации, имеющие местонахождение на территории Российской Федерации, и физические лица, владеющие указанными транспортными средствами либо осуществляющие эксплуатацию данных транспортных средств на основании доверенности[40].

По отношению к транспортным средствам, выступающим объектами налогообложения, налоговая база определялась как рабочий объем двигателя транспортного средства в кубических сантиметрах. Налоговым периодом по налогу признавался один год, который начинался со дня вступления в силу Федерального закона № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств» [41].

Ставки устанавливались в размерах, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Ставки налога на отдельные виды транспортных средств согласно 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств»

Виды транспортных средств и
рабочий объем двигателя

Ставка налога на единицу рабочего объема двигателя

Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя

свыше 2 500 куб. см. до 3 000 куб.см.

включительно

2 руб.

свыше 3 000 куб.см.

3 руб.

В отношении легковых автомобилей, произведенных за десять лет и более до дня уплаты налога, указанные ставки применялись с коэффициентом 0,4, а в отношении легковых автомобилей, выпущенных за пять лет и более, но не более чем за десять лет до дня уплаты налога, с коэффициентом 0,7[42].

Налогоплательщик самостоятельно исчислял налог в отношении каждого транспортного средства на основании налоговой базы и ставки налога, установленной на единицу рабочего объема двигателя. Налогоплательщики-организации были обязаны уплатить налог до 1 сентября календарного года. Налогоплательщики-физические лица были обязаны уплатить налог до 1 октября календарного года. Суммы налога зачислялись в доход федерального бюджета.

При установлении указанного налога, его объектом были определены транспортные средства, обладающие рабочим объемом двигателя больше 2 500 куб. см[43]. Одновременно с этим, нужно принимать во внимание, что кроме налога на отдельные виды транспортных средств в России с 1992 г. взимался налог с владельцев транспортных средств, который имел такой же объект налогообложения. Помимо этого, ни в одном из законодательных актов не говорилось, каким при возникшем двойном налогообложении одного и того же объекта, должно быть сопряжение двух обозначенных налогов[44].

Платные дороги в Германии

20 сентября 2002 года правительство Федеративной Республики Германии (Bundesregierung) приняло важное для всей страны решение и опубликовало соответствующее распоряжение. Оно касалось введения для дорог которые относятся к категории Bundesfernstraßen (Federal Trunk Roads) или же Motorways специального дорожного сбора для грузового транспорта LKW-Maut, размер которого зависел от пройденного им расстояния. Немецкое правительство также определило, на каких именно трассах на территории Германии будут введены такие дорожные сборы.

По прогнозу министерства инфраструктуры Германии (Bundesministerium für Verkehr, Bau und Stadtentwicklung BMVBS) уже с 2003 года протяженность платных участков на немецких автострадах должна была составить около 12 тыс. км. Решение о введении оплаты на том или ином участке пути принимает исключительно правительство Германии. Называется система ELECTRONIC HGV (Heavy Goods Vehicle) TOLLING SYSTEM. Оператором для взимания платы была выбрана компания Toll Collect GmbH с главным офисом в Берлине. Это частная компания, совладельцами которой являются такие гиганты, как Deutsche Telekom AG, Daimler Financial Services AG и Cofiroute SA. Оператор обслуживает систему, занимается сбором оплаты и регистрацией участников движения. Собранные средства передаются заказчику системы, то есть Bundesministerium.

Читайте также:  Срок действия паспорта после 45 лет: когда менять и как

Система «Toll Collect» (www.toll-collect.de), в которую были вложены гигантские суммы, в настоящее время охватывает практически все дороги Германии, а ее контроль с полным основанием можно назвать тотальным – через бортовые блоки на грузовиках, специальные стационарные рамки над дорогой с датчиками фиксации и сотни мобильных пунктов контроля. На наш взгляд, немцы выстроили самую сложную, совершенную, масштабируемую и технически грамотную из всех известных систему сбора средств с грузовых автомобилей.

Немецкая система «Toll Collect» была введена в эксплуатацию со значительной задержкой – лишь с 1 января 2005 года, и сразу вызвала немало критики. А наладить работу всех сервисов в полном объеме ей удалось только с 1 января 2006 года.

Тем не менее уже в 2005 году правительство Германии получило от системы 2,6 млрд евро платы с грузовых автомобилей, в 2011 году – 4,5 млрд. Система «Toll Collect» приносит своим владельцам примерно 15 % от суммы собираемых ею платежей, что составляет примерно 650 млн евро ежегодно.

Некоторые граждане Германии восприняли это нововведение как покушение на один из основных символов немецкой государственности – знаменитые немецкие автобаны. Власти этой страны, однако, здраво рассудили, что символ тоже нуждается в защите и постоянном поддержании его работоспособного состояния, а потому ввели плату за километр пройденного расстояния для компенсации причиненного грузовым автомобилем ущерба. Первоначально плата взималась только с автомобилей собственной массой от 12 т, но с 1 октября 2015 года действие системы было распространено и на грузовые автомобили собственной массой от 7,5 т.

Платные дороги в Республике Беларусь

В Белоруссии также действует сеть платных дорог. Оплачивать эти дороги можно с помощью электронной системы BelToll.
Оплачивать дороги в Белоруссии обязаны:

  • легковые автомобили массой ≤ 3,5 т, зарегистрированные не в таможенном союзе;
  • все транспортные средства массой > 3,5 т.
Дорога Участок дороги, км
Платный отрезок, км

М-1/Е30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки)

609

609

М-2 Минск – Национальный аэропорт Минска

15 – 42

27

М-3 Минск – Витебск

9 – 41

32

М-4 Минск – Могилев

16 – 192

176

М-5/Е 271 Минск – Гомель

21 – 130

109

М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница республики Польша (Брузги)

12 – 57

45

М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница республики Польша (Брузги) / Щучин – Гродно

214 – 287

73

М-7/Е28 Минск – Ошмяны – граница с республикой Литва (Каменный лог)

57 – 148

91

Р-1 Минск — Дзержинск

8 – 35

27

Покупка и растаможка авто из ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии

Покупка и растаможка авто из ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии ранее была привлекательна сравнительно невысокой ценой. Это было связано с тем, что правила таможенного оформления в этих странах отличались от российских. Многие российские автолюбители ехали в эти страны за автомобилем и поток ввозимых автомобилей был значительным. Сейчас условия растаможки авто в странах ЕАЭС приведены в соответствие с российскими. Теперь, при ввозе авто в Россию как минимум потребуется заплатить утилизационный сбор и подключить к системе ГЛОНАСС. Приобретаемый автомобиль должен быть снят с учета в стране продавца, после чего оформление и получение электронного ПТС (ЭПТС) происходит на акцизной таможне Российской Федерации по месту регистрации покупателя. При ввозе авто из Армении или Киргизии скорее всего придется еще доплачивать разницу недоплаченных платежей, т.к. в данных странах ранее применялась льготная национальная растаможка. Эта процедура осуществляется на границе ввоза в РФ самим физическим лицом. Правда есть исключения: автомобили, ввезенные в Армению и Киргизию по единым ставкам пошлин после 06.2020 года растамаживаются в РФ без доплаты таможенных платежей. А с Республики Беларусь не важен год выпуска авто, его экологический класс и национальные льготы применяемые при растаможке в РБ. Чтобы покупка была выгодной, а сам процесс оформления авто в РФ с получением ЭПТС для последующей регистрации в ГИБДД был простым, лучше сразу обратиться к проверенному таможенному представителю, который решит эти вопросы профессионально. Таким таможенным представителем является наша компания «Универсальные Грузовые Решения». Мы поможем оперативно и недорого ввезти, и растаможить авто из стран ЕАЭС.

До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому

Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.

Читайте также:  Какое повышение социальной пенсии ожидается в 2023 году

Налоги в Европе для физических лиц

Налоговое регулирование до сих пор различается в разных странах Европейского союза, хоть государства и нацелены на политику всеобщей гармонизации. Так, в зарубежной практике под физическими лицами понимаются как граждане конкретного государства, так и связанные с ним иностранцы и лица без гражданства.

Ряд стран рассматривают в качестве субъекта налогообложения также и некоторые объединения граждан. Например, в Великобритании к физическим лицам наряду с гражданами относятся ассоциации, товарищества, сообщества и союзы.

Ещё один критерий, который определяет необходимость уплаты налогов с дохода в стране, – уровень экономических связей потенциального налогоплательщика и государства. Выделяют два основных подхода к определению пределов распространения налоговой политики.

  • Принцип территориальности – основан на объектах налогообложения, возникающих на территории государства, независимо от национальной или юридической принадлежности субъектов (доходы, полученные на территории или из источников в конкретной стране).
  • Принцип резидентства – основан на налогообложении объектов у лиц, имеющих статус налогового резидента конкретного государства, невзирая на источник и место возникновения дохода.

Популярная схема покупки европейских подержанных авто — через Белоруссию. При этом внутри республики спрос на машины из Европы значительно снизился. Большинство экземпляров, которые ввозятся туда из Европы, направляются сейчас в Россию. Пока еще они доставляются на белорусскую территорию, но в последнее время сделать это становится все сложнее. Например, ряд продавцов из Германии вообще отказывается от сделок с россиянами, рассказывает специалист по продаже автомобилей с пробегом из Европы Руслан Кривонос.

Эксперт отмечает, что уже давно никто не ездит в Белоруссию за машиной сам. По его словам, автомобиль покупается через интернет, а доставляют его из Европы перевозчики.

«Пока что такие операции через банковские переводы возможны, поскольку не все банки в Белоруссии попали под санкции и отключены от платежной системы SWIFT. Однако ситуация может измениться в любой момент», — пояснил Кривонос.

Между тем автор под ником Валентин, ведущий блог в «Тинькофф Журнале», рассказал, что за последние три месяца привез из Белоруссии три автомобиля, в том числе Volkswagen Polo седан, перепродал их и заработал на этом 550 тысяч рублей.

«Каждую из этих машин было несложно ввезти в Россию и поставить на учет на абсолютно законных основаниях. В этом и заключается прелесть покупки автомобиля в странах — членах ЕАЭС», — написал блогер.

Валентин утверждает, что наиболее выгодный вариант — ехать в Белоруссию самостоятельно и оформлять все документы на себя. Также можно воспользоваться услугами брокеров.

По словам автора материала, больше всего машин продается в Минске и Минской области. Тем, кто хочет купить подержанный автомобиль в Белоруссии, блогер советует сначала спланировать маршрут и забронировать жилье. Искать машину он рекомендует на таких сайтах, как av.by, «Автобизнес» и «Автобарахолка». Перед покупкой необходимо детально осмотреть авто, чтобы не приобрести разбитое, напоминает Валентин.

«Тщательно проверьте машину перед покупкой, чтобы не попасть под ограничения. Убедитесь, что автомобиль как минимум соответствует классу Евро-4», — говорится также в публикации.

Автор напоминает, что автомобиль с экологическим классом ниже Евро-4 невозможно поставить на учет в РФ законным путем.

«Внимательно посмотрите на номер двигателя: в Беларуси на него никто не обращает внимания, а в России могут возникнуть проблемы», — рекомендует также блогер.

Еще он советует тщательно проверять документы, которые понадобятся при регистрации машины в России, и не затягивать с постановкой авто на учет.

Кто платит транспортный налог?

В соответствии с нормами art.8 Закона о местных налогах и сборах (далее – Закон), транспортный налог взимается за:

  1. Грузовые автомобили с максимально допустимой массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн.
  2. Грузовые автомобили с максимально допустимой массой, равной или превышающей 12 тонн.
  3. Седельные и балластные тягачи, приспособленные для использования совместно с полуприцепом или прицепом с максимальной полной массой автопоезда от 3,5 тонн до 12 тонн.
  4. Обозначенные в предыдущем пункте тягачи с максимальной общей массой состава транспортных средств, равной или превышающей 12 тонн.
  5. Прицепы и полуприцепы, которые вместе с автотранспортным средством имеют разрешенную общую массу от 7 тонн до 12 тонн, за исключением связанных исключительно с сельскохозяйственной деятельностью, осуществляемой плательщиком сельскохозяйственного налога.
  6. Прицепы и полуприцепы, указанные в п.5, которые вместе с автомобилем имеют максимально допустимую массу, равную или превышающую 12 тонн.
  7. Автобусы.

Пункты 1 – 6 специально разнесены по массе, так как для каждой из этих категорий свои особенности уплаты налога на ТС – к этому мы еще вернемся далее.

Плательщиками налога на транспортные средства, на которые распространяется налоговое обязательство, являются физические и юридические лица – собственники вышеуказанных транспортных средств (art.9 Закона).

Владельцами ТС, а, следовательно, и налогоплательщиками транспортного налога, также являются:

  • организационные единицы, не являющиеся юридическими лицами, для которых зарегистрировано транспортное средство;
  • зарегистрированные владельцы транспортных средств на территории Польши по поручению иностранного физического или юридического лица польскому юридическому лицу.

Декларирование и уплата налога

Плательщики налога на транспортные средства обязаны:

  1. Представить до 15 февраля каждого года в компетентный налоговый орган декларации по налогу на транспортные средства за данный налоговый год, составленные по форме DT-1 (załącznik DT-1А), а если налоговое обязательство возникло после этой даты — в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, обосновывающих возникновение этого обязательства.
  2. Надлежащим образом исправить декларацию при возникновении обстоятельств, влияющих на появление или прекращение налогового обязательства, либо изменение места жительства или места нахождения — в течение 14 дней со дня наступления этих обстоятельств.
  3. Уплатить исчисленный в декларации налог на транспортные средства – без дополнительного уведомления на счет бюджета соответствующей гмины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *