Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Введут ли новые штрафы за нарушение скоростного режима в 2019 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу скажу, что пока что никаких нововведений не произошло. Просто на днях в новостях проскочила информация о том, что всемирная организация здравоохранения предлагает снизить максимально разрешенную скорость движения в городах до 50 км/ч. Целью такого изменения является уменьшение травматизма на дорогах. Во многих европейских государствах максимальная скорость движения в городах составляет 50 или даже 40 км/ч.
Скоростной режим в РФ
На территории России в 2022 году действуют свои ограничения, выходя за рамки которых, водитель рискует получить наказание от ГИБДД. За нарушение скоростного режима штрафы нужно платить тем, кто рассматриваемый режим нарушает. Рассмотрим лимиты на скорость, поставленные для разных категорий транспорта за 2022 год.
ТС | Город/поселок | За городом | Автомагистрали | Жилая территория |
Легковой автотранспорт | 60 | 90 | 110 | 20 |
Легковой автотранспорт с прицепом | 60 | 70 | 90 | 20 |
Грузовой транспорт (В) | 60 | 90 | 110 | 20 |
Грузовой транспорт (С) | 60 | 70 | 90 | 20 |
Грузовой транспорт, перевозящий людей | 60 | 60 | 60 | 20 |
Мотоциклы | 60 | 90 | 110 | 20 |
Автобус междугороднего назначения | 60 | 90 | 90 | 20 |
Маломестный автобус | 60 | 90 | 90 | 20 |
Автобусы другого типа | 60 | 70 | 90 | 20 |
Автобусы, предназначенные для детей | 60 | 60 | 60 | 20 |
Транспорт, предназначенный для буксировки | 50 | 50 | 50 | 20 |
Почему важно нововведение
Ограничение в 20 км/ч установлено отнюдь не для расслабления водителей. Просто ранее автоматические системы, осуществляющие контроль на дорогах, не могли уловить меньшее превышение. Сейчас ситуация кардинально поменялась: камеры лучше “чувствуют” нарушителей, погрешность незначительна. Радары улавливают превышение скорости на 3 км/ч. Подобной информацией поделился Максим Ликсутов.
Но безопасность на дорогах очень важна. Поэтому с появлением технической возможности правила для водителей нужно пересмотреть, если есть хоть малейшая вероятность уменьшения числа ДТП. Инициатива положительно принята в Госдуме, в феврале пройдут первые слушания общественных комитетов. Возможно новый законопроект, содержащий ограничения по скорости движения, представят депутатам уже в 2020 году. Повлечет ли это изменение наказаний за превышения иных размеров — неизвестно.
Превышение скорости без штрафа
Каждый водитель может в РФ превышать скорость и не нести за это ответственность по закону. Речь идет о незначительном превышении до 20 км/ч. Это было сделано для того, чтобы погрешности измерения скорости, а также случайные превышения не были наказуемыми. Иногда это обусловлено непосредственно особенностями самой ситуации на дороге. При этом стоит всего лишь на 1 километр превысить допустимый порог, как ответственность наступит по всей строгости.
В результате нормы допустимой скорости многие воспринимают автоматически плюс 20 км/ч. Это неверный подход. Действительно, в рамках этого порога ответственность не наступает. Однако велика вероятность превысить даже этот допустимый порог, а также есть серьезный риск для безопасности, ведь нормы по скорости пишутся в ПДД с точки зрения обеспечения защиты всех участников движения.
Штраф не будет самым серьезным негативным последствием. При аварии водитель становится виновным, кроме того, само происшествие приводит к материальным проблемам по восстановлению машины и является серьезной угрозой для здоровья.
Штрафы за скорость при фиксации камерами
Оценка скорости с помощью камеры уже стала обыденностью для каждого современного водителя. При этом есть ряд особенностей при таком способе диагностики нарушений. Нет наказания в виде лишения свободы, прав или же работ. Можно лишь назначить штраф, и возможность уплаты со сниженной стоимостью, меньше на 50 %, сохраняется.
В том случае, когда предусмотрен ряд вариантов наказания, предпочтение отдается минимальному. В частности, диапазон штрафа может быть от 1000 до 1500, решение обычно при остановке принимает инспектор. В случае с камерой может быть только меньшая цифра для уплаты.
Важной деталью становится то, что ответственность в виде штрафа налагается именно на собственника авто. Инспектор может остановить другого водителя, но по камере автоматически несет ответственность владелец конкретной машины, его находят по номерам и назначают такое наказание.
Штрафы за превышение скорости
Штраф может быть выписан автовладельцу, если он превысил скорость более, чем на 20 км/час, либо не выполнил предписание установленного на автотрассе дорожного знака. Такой скоростной порог выбран, чтобы не создавать спорных ситуаций, так как спидометр автомобиля показывает среднюю скорость, тогда как полицейский авторадар – скорость мгновенную.
Согласно 12.11 КоАП, превышение скоростного порога является административным правонарушением, и чем больше это превышение, тем жестче наказание:
Ст. КоАП |
Превышение |
Штраф |
Штраф за повторное нарушение |
—- |
до 20 км/час |
—- |
—- |
ч.1, статья 12.11 |
до 40 км на ТС, которое не должно двигаться с такой скоростью |
1000 рублей |
—- |
ч.2, статья 12.11 |
от 20 до 40 км/час |
500 рублей |
—- |
ч.3, статья 12.11 |
от 40 до 60 км/час |
1000-1500 рублей |
2000-2500 рублей (12.11, ч.6.) |
ч.4, статья 12.11 |
от 60 до 80 км/час |
2000-2500 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев |
5000 рублей при фотофиксации или лишение прав на 12 месяцев (12.11, ч.7) |
ч.5, статья 12.11 |
более 80 км/час |
5000 рублей или лишение прав на 6 месяцев |
5000 рублей при фотофиксации или лишение прав на 12 месяцев (12.11, ч.7) |
Таблица скоростного режима на дорогах России 2022 года
Тип транспортного средства | Тип дороги и разрешенная скорость в км/ч | ||
В границах населенного пункта | Автомагистраль | Другие дороги вне населенного пункта | |
Мотоцикл | 60 | 110 | 90 |
Легковой автомобиль | 60 | 110 | 90 |
Легковой автомобиль с прицепом | 60 | 90 | 70 |
Грузовой автомобиль до 3,5 т | 60 | 110 | 90 |
Грузовой автомобиль свыше 3,5 т | 60 | 90 | 70 |
Грузовой автомобиль с пассажирами в кузове | 60 | 60 | 60 |
Автобус междугороднего сообщения | 60 | 90 | 90 |
Маломестный автобус | 60 | 90 | 90 |
Другие типы автобусов | 60 | 90 | 70 |
Автобусы, осуществляющие организованную перевозку детей | 60 | 60 | 60 |
При буксировке транспортного средства | 50 | 50 | 50 |
Как оспорить штраф за превышение скорости на 20 км/ч
В случае, если водитель однозначно уверен в своей правоте, он может оспорить штраф при проведении экспертизы либо подать иск в судебные инстанции. К сожалению, нередко можно встретить фальсификацию нарушений. В данном случае возможно подавать иски на неправомерные действия контролеров либо попытки навязывать штрафы. Кроме этого, возможно подать иск за ошибки в протоколах во время оформления.
При этом важно помнить, что довольно часто суд поддерживает сторону обвинителей. Поэтому перед подачей иска необходимо советоваться с хорошим адвокатом и быть полностью уверенным в том, что вы закон не нарушали. Заявления рассматриваются согласно стандартному судебному порядку, а длительность разбирательств зависит от того, насколько сложная ситуация произошла во время оформления штрафа.
Если нарушение фиксировалось при помощи специального радара и остановка водителя производилась сотрудниками ГИБДД, то водитель может запрашивать сертификаты на данные устройства. В сертификатах будет указана модель, год выпуска и вероятные погрешности, а также правила использования и даты последних проверок устройства на различного рода поломки.
Данная информация может существенно помочь водителю во время судебного разбирательства, а если в документе будут указаны свежие поломки или неточности, то его можно использовать в качестве доказательства некорректного решения сотрудников ГИБДД.
При получении письменных оповещений, необходимо убедиться, что в нем указана нижеследующая информация:
- скорость автомобиля в момент якобы превышения установленной скорости и точное указание нормы в данном участке дороги;
- информация о том, каким именно прибором было замечено превышение, место и время фиксации;
- фотография автомобиля, на котором четко видно все цифры и буквы номера;
- указана статья, в соответствии с которой выдвигается обвинение;
- реквизиты для оплаты штрафа.
Нарушение не было совершено, а штраф все же назначен
Как добиться справедливости в этом случае?
Практически с каждым водителем случалась ситуация, когда штраф с фотографией за нарушение ПДД приходит, но само нарушение было совершено лицом, который имеет доступ к праву управлением транспортным средством помимо владельца авто.
В любом из спорных случаев изменить решение можно обратившись в ЦАФАП – центр автоматической фиксации правонарушений. Будет лучше, если лицо, совершившее правонарушение, сможет посетить учреждение вместе с владельцем, дабы подтвердить факт ошибочного назначения штрафа.
При оспаривании решения в центре вам будет предложено посмотреть видео в хорошем качестве в момент совершения правонарушения. Если штраф был выписан необоснованно, то водитель может написать в свободной форме жалобу в ЦАФАП.
Антирадары и законность их использования
Многие автомобилисты эффективным средством «борьбы» с выявлением нарушений скоростного режима считают устройства, называемые в обиходе антирадарами. В большинстве случаев при этом ошибочно имеются в виду не приборы для активного подавления электромагнитного излучения, а радар-детекторы — устройства пассивного типа для индикации электромагнитного излучения в частотных диапазонах, используемых в дорожной полиции.
Проще говоря радар-детекторы только сигнализируют о наличии работающих полицейских радаров, но никак на их работу не влияют. Использование радар-детекторов не только совершенно законно, но еще и многими полицейскими приветствуется: заранее предупреждённый о контроле скоростного движения водитель как правило предпочитает этот режим соблюдать.
Совершенно другое дело — активный антирадар, генерирующий излучение, которое подавляет работу полицейских устройств. Такие приборы запрещены в нашей стране.
Использование антирадаров, вмешивающихся в работу радаров ГИБДД, подпадает под статью 13.3 КоАП РФ: самовольная (без разрешительной лицензии) эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Нарушение по этой статье наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей с конфискацией самих устройств.
Современные комплексы могут определять скорость автомобиля и без использования радара: по фиксации времени прохождения расстояния определённой длины. Предупреждает о контроле скорости на таком участке дороги информационный знак с изображением камеры.
Опустив ответ на данный вопрос в виде такого ответа, как элементарное пополнение бюджета за счёт самого нарушаемого пункта ПДД и пополнения дорог России камерами автофиксации, взглянем вопрос со стороны безопасности. И комментарии тут даёт само правительство.
Не будем в рамках статьи приводить все возможные обоснования уменьшения ненаказуемого превышения, но отметим основные тезисы, на которые указывает правительство (и ни в коем случае не автор данного материала):
- возможность превышать скорость на 20 км/ч создаёт реальную угрозу безопасности дорожного движения – при разрешённой на участке дороги скорости 40 км/ч, к примеру, водители могут ехать 60, и многие так и делают; прибавить к этому учитываемую погрешность камер автоматической фиксации в плюс 2-3 км/ч, получаем, что фактически скорость 63 км никак нельзя назвать безопасной;
- согласно утверждениям главы ГИБДД (без отсылок на официальную статистику или проведённые исследования/испытания), при наезде автомобиля на пешехода на скорости 59 км/ч у последнего есть много шансов выжить, а на скорости выше – шансов нет; странное утверждение без ссылок на «пруфы» и разделения на модели машин с учётом их конструктивных особенностей, но, тем не менее, это вывод ведомства, имеющего законодательную власть;
- пример Европы, где ни в одной стране нет такого допустимого превышения скорости без штрафа (и это, впрочем, правда).
В то же время законодатели предлагают увеличить разрешённую скорость с введением нового штрафа на таких участках дорог, где реально безопасно ехать быстро. Речь идёт о трассах внутри городов более чем с 4 полосами для движения в одну сторону.
Изменения в правила дорожного движения были внесены постановлением правительства, которое должно вступить в силу 1 марта 2023 года. Одним из значимых нововведений стало внедрение регламента, определяющего передвижение на самокатах и их максимальную скорость. Теперь на самокатах можно ездить по обочинам, но только гражданам старше 14 лет и лишь по городским дорогам, где ограничение скорости составляет 60 км/ч. При этом самокатчик должен не превышать скорость в 25 км/ч.
Кроме того, на самокатах разрешат передвигаться по велосипедным дорожкам. А вот на скоростные междугородние трассы и на автострады самокаты любой мощности теперь не допускаются.
Действующие штрафы за превышение скорости
На данный момент структура штрафов за превышение разрешенной скорости выглядит следующим образом:
Превышение, км/ч | Штраф |
---|---|
0-10 | Отсутствует |
10-20 | Также отсутствует. В случае разработки и введения законопроекта о снижении допустимого превышения, штраф составит около 500 руб. |
20-40 | 500 руб., но в случае введения наказания за превышение на 10 км/ч данный штраф могут увеличить до 1000 руб. |
40-60 | 1000-1500 руб. |
80 и более | 5000 руб. или лишение прав на 6 мес. |
40-60 (повторное) | 2000-2500 руб. |
60 и более (повторное) | Лишение прав на 12 мес. (если зафиксировано камерой, то штраф 5000 руб.) |
Наказания при фиксации нарушения сотрудником ГИБДД
Говоря о зависимости способа применения штрафных мер к нарушителю, превысившему скоростной режим, рассмотрим случай фиксации нарушения инспектором ГИБДД на дороге. Ответственность применяется следующим образом.
Сотрудник автоинспекции при помощи мобильного радара производит замеры скорости автомобилей, двигающихся по дорожному полотну. При фиксации превышения лимита, установленного на данном участке, инспектор останавливает автосредство.
Он обязан ознакомить водителя с показаниями радара, а также предъявить по требованию сертификат на него.
В нем фиксируется дата проверки прибора и погрешность измерения. Зачастую показатели погрешности могут помочь избежать наказания или смягчить его.
Составляется постановление о совершенном правонарушении и его копия вручается водителю под расписку. При отказе в получении на месте копия направляется посредством почтовой связи в срок до трех дней от даты вынесения постановления. Порядок вручения постановления одинаковый при административном взыскании в виде штрафа и при лишении водительских прав.
Нарушитель вправе оспорить факт совершения административного правонарушения и наказание за него. В этом случае инспектор оформляет протокол, который становится приложением к выписанному постановлению.
В большинстве случаев превышение скорости на дороге, фиксируемое инспектором при помощи радара, попадает на рассмотрение в полицию. Исключением являются моменты, требующие передачи дела в суд (согласно ч.1,2 ст.31.1 и ст.23.3 КоАП):
- при повторном правонарушении, связанном с превышением скоростного режима свыше 60 км/ч от установленного на данном участке дороги;
- в случае превышения лимита скорости более чем на 60 км/ч, когда сотрудник инспекции направил дело в суд.
Ограничение максимальной скорости движения с помощью знака 3.24
Помимо норм, установленных 10 разделом ПДД, каждый водитель также должен ориентироваться в ограничивающих дорожных знаках. Одним из них является знак 3.24, который устанавливают с целью ограничения допустимой, согласно закону, скорости.
На участках дорог, где присутствует данный знак, запрещено двигаться быстрее, указанной на нем скорости. Довольно часто он устанавливается вместе с табличкой 8.4.1 – 8.4.8 «Вид ТС», поэтому ограничение распространяется исключительно на транспорт, указанный на табличке, и не имеет отношения к другим категориям ТС.
Со скоростью, указанной на знаке, стоит двигаться до места, где его зона действия прекращается. Ближайший перекресток, конец населенного пункта или его начало, обозначенное знаками 5.23.1 и 5.23.2, отменяют действие ограничивающего знака. Конец ограничивающего скорость участка, также может быть обозначен знаком 3.25 или 3.24, но уже с другими числовыми значениями.
Однако стоит понимать, что в ситуациях, когда знак разрешает ехать 90 км/ч по городской дороге, водитель грузовика категории С должен ориентировать не на него, а на 10 раздел ПДД. То есть невзирая на дорожные обозначения, скорость грузового ТС, весом от 3,5 т не должна превышать 70 км/ч.