Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменятся тарифы страховых взносов с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноимённого приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года.
Общий тариф страховых взносов
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ в 2023 году подавляющее большинство организаций и ИП перейдет на уплату страховых взносов по единому тарифу. Единый тариф объединит страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. «б» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ).
Величина общего тарифа страховых взносов с 1 января 2023 года составит (п. 3 ст. 425 НК РФ):
- 30% – в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 15,1% – свыше предельной величины.
Льготы по страховым взносам для субъектов МСП
Во вторую группу «льготников» вошли компании малого и среднего бизнеса, которые на бессрочной основе смогут уплачивать страховые взносы по совокупной льготной ставке 15%. Данный тариф начиная с 2023 года смогут применять (п. 2.4 ст. 427 НК РФ):
- организации и ИП, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства;
- субъекты малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП;
- организации, получившие статус участников инновационного центра «Сколково».
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
- Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» – 2564,0 млн рублей.
- Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» – 261811,3 млн рублей.
- Федеральный проект «Акселерация субъектов МСП» – 167882,2 млн рублей.
- Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – 40761,01 млн рублей.
- Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» – 8473,8 млн рублей.
Совокупные расходы на национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 31.12.2024 года составят 481,8 млрд рублей, в том числе:
- 416,2 млрд рублей – из федерального бюджета;
- 11,4 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
- 53,9 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Чем хорош статус МСП.
Малый и средний бизнес в РФ всячески поддерживается государством — пользуется льготами, утвержденными только для реестра МСП. Государство регулярно продумывает, как снизить налоговую и другие административно-социальные нагрузки для этих организаций/предприятий, конечно, получая при этом рост рабочих мест, увеличение занятости населения, снижение социальной неудовлетворенности общества.
Итак, какие преимущества у предприятий/организаций, входящих в реестр МСП:
- сниженные налоговые ставки:
- ОМС -5%
- отчисления в пенсионный фонд — 10%
- отчисления в фонд ОСС – обязательного социального страхования — по случаю временной нетрудоспособности (болезни) и в связи с материнством — 0%;
- упрощенный бухгалтерский учет:
- использование упрощенных форм бухгалтерского баланса,
- возможность вести учет по УСН,
- не проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности;
- аренда государственного имущества (земли, недвижимости, оборудования) на льготных условиях – по заниженным ставкам или безвозмездно;
- официальное «предупреждение» вместо штрафа за первое административное нарушение если не было причинено вреда для жизни и не нанесен ущерб безопасности государству (подробнее статьи 4.1.1 и 3.4 КоАП);
- государственные и муниципальные гарантии (при заключении субъектом МСП кредитного договора госорган может выступать гарантом по кредитному обязательству);
- бюджетное субсидирование и инвестирование:
- субсидии на компенсацию затрат на выпуск акций,
- компенсация части расходов, возникших из-за введения режима нерабочих дней (ст.17 209-ФЗ и ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
- сокращенные сроки проверок:
- проверка не должна длиться более 50 часов, вместо обычных 10 рабочих дней,
- в 2022 году не проводятся прокурорские проверки в сфере лицензионного контроля, образования, здравоохранения, транспорта и др.
- небольшое количество внутрикадровых документов: микропредприятия имеют возможность не принимать внутренние нормативные акты для сотрудников, а трудовые договоры заключать по типовой форме.
Кроме вышеописанного дохода, в учет должно приниматься также количество трудоустроенных работников. Причем речь может идти только о тех, с кем заключены трудовые договоры. При это нет никакой необходимости в сведениях о том, присутствовали люди физически на своих рабочих местах: находится ли человек на больничном или в отпуске, он все равно должен считаться.
Категория |
Максимальная число сотрудников |
Комментарий |
Микропредприятие |
15 |
|
Малое |
16—100 |
|
Среднее |
101—250 |
|
251—1000 |
Для хозяйственных обществ, что соответствуют условиям Постановления за номером 1412, входящих в перечень Минопторга, а также работающих в области легкой промышленности. |
|
1500 |
Для организаций общепита, основным видом деятельности которых является класс 56. |
Принципы формирования
Единожды попав в такой реестр, предприятию или частному лицу больше не нужно подтверждать собственный статус. Например, чтобы принимать участие в госпрограммах поддержки, раньше нужно было обязательно предоставлять также годовой налоговый и бухгалтерский отчет, сведения о количестве сотрудников, финансовые результаты за прошедшие двенадцать месяцев. Однако, если в другие инстанции сведения поданы не были, соответственно, субъект может быть не включен в этот список.
Все предоставленные сведения обычно обновляются каждый год в определенную дату (10 августа). Однако следует понимать, что все данные будут учтены, согласно состоянию на 1 июля. Нарушившие сроки в более поздний период в этот список попасть уже не смогут. Что именно будет проверено и изменено при потребности в такие сроки:
- Общие сведения.
- Информация о новых (вновь созданных) ИП, а также юридических объектах.
- Данные о тех, кто прекратил свою работу, согласно установленным нормам, которые регулируются пунктами 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ, выпущенного 24 июля 2007-го за номером 209.
- Перечень производимых или заказанных продуктов, товаров, оказанных услуг, выполненных работ и пр.
Как это будет выглядеть в отчетности
Плательщикам необходимо будет предоставлять следующие отчеты:
Отчетность |
Срок предоставления с 2023 г. |
РСВ |
Не позднее 25го числа месяца, следующего за расчетным/отчетным периодом |
Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц |
Не позднее 25-го числа следующего месяца |
Экосистема поддержки бизнеса
На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.
Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.
Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.
Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.
Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:
- обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
- запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
- создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
- помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
- оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.
Поддержка в виде грантов
Эта мера поддержки обычно оказывается властями на уровне регионов. Гранты предоставляются не только начинающим, но и опытным предпринимателям через софинансирование или на безвозвратной и безвозмездной основе.
В зависимости региона условия получения грантов различаются, а потому нужно на местах узнавать о всех нюансах. Денежные средства выдаются тем, чьи заявки прошли отбор по конкурсу. В числе его критериев — сфера деятельности, величина выручки, число рабочих мест и т.д.
В ближайшем году сельское хозяйство, туризм и фермерство однозначно будут поддерживаться.
Для уточнения деталей получения грантов нужно зайти на сайты госорганов, представляющих сведения о мерах господдержки бизнеса, к примеру, в Республике Татарстан — на сайт Минэкономики, в Подмосковье — на сайт «Центра Развития Предпринимательства Московской области».
Кроме того, можно воспользоваться поиском на сайте «Мой бизнес» в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе». Здесь достаточно указать на карте регион, после чего система предоставит сведения о местных отделениях и укажет сайт, на котором содержится вся информация по господдержке.
На сайте Минэкономразвития имеется перечень уполномоченных органов по поддержке МСП в субъектах РФ.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:
-
Налоговые льготы.
Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, до 2024 года продлена программа налоговых каникул для ИП на УСН и ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего регионального закона.
-
Финансовые льготы.
Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийских программ. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
-
Административные льготы.
Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.
Суть этого понятия подробно раскрывает Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО создаются в форме общественной или религиозной организаций, общины малочисленных народов, казачьего общества, некоммерческого партнерства, социального или благотворительного фонда, ассоциации и союза и прочих. Такие предприятия не имеют основной цели извлечения прибыли от своей основной деятельности и работают для решения социальных проблем и развития гражданского общества.
В закупках появление аббревиатур СМП и СОНКО имеет смысловую нагрузку законно обоснованного ограничения участия в процедуре.
В целях развития малого и среднего бизнеса в нашей стране №44-ФЗ обязывает каждого заказчика осуществить не менее 25 % своего годового объема закупок у СМП и СОНКО. №223-ФЗ также требует закупить не менее 25 % годового объема у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП).
В условиях общих правил для всех участников закупок такая задача для заказчика могла бы стать невыполнимой, поскольку предприятия-гиганты с большой вероятностью предлагали бы лучшие условия исполнения контрактов, чем микропредприятия. Таким образом, рынок Госзакупок был бы полностью поделён между крупными предприятиями, а малому и среднему бизнесу путь туда был фактически закрыт.
Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Если АО отвечает условиям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, информация о нем может быть внесена в Единый реестр субъектов МСП. Но только в случае, если в составе сведений об АО в ЕГРЮЛ имеются данные о держателе реестра акционеров.
Российский единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса (ЕРСМСП) — это открытая база данных, с помощью которой можно выяснить, относится ли предприятие или ИП к малому предпринимательству, или нет. Согласно Федеральному закону от 25.12.2015 № 408-ФЗ, реестр существует с 01.08.2016. Ведет реестр ФНС РФ. Вопрос включения в ЕРСМСП для многих является важным. Действующее законодательство предусматривает ряд льгот для предприятий, включенных в ЕРСМСП. Кроме возможности применения специальных налоговых режимов и сдачи отчетности в упрощенном виде существуют также:
- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
- возможность участия в госзакупках;
- «проверочные» каникулы;
- финансовая поддержка со стороны государства и др.
Увеличить численность и обороты
В общественном объединении предпринимателей «Опора России» считают, что необходимо пересмотреть критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП для среднего бизнеса.
«Увеличить предельное значение среднесписочной численности работников с 250 до 500 человек, а предельное значение годового дохода с 2 млрд рублей до 4 млрд рублей», — высказали ТАСС свое предложение в пресс-службе объединения.
Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин согласен с «Опорой России». Он отметил, что подъем планки, может быть, действительно поможет чуть более крупным, чем средний бизнес предприятиям стать субъектами МСП и рассчитывать на поддержку.
«Сегодня все рассчитывают на помощь, поэтому любой шаг в направлении того, чтобы получить поддержку правительства, я считаю, будет оправдан. Поэтому можно расширять в критериях и численность работников, и оборот. Главное, чтобы мы смотрели на то, как сохраняются рабочие места, предприятия», — отметил глава палаты.
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов поддерживает инициативу бизнес-объединений повысить планку доходов в критериях отнесения компаний к малому и среднему бизнесу.
«Конкретные цифры мы не называем, надо [ситуацию] хорошо продумывать, потому что в разных видах деятельности она может быть разной. Но сегодня, конечно, объем выручки мог бы составлять больше», — сказал Титов.
Бизнес-омбудсмен отметил, что можно ориентироваться на тот уровень отнесения компаний к малому и среднему бизнесу, который сегодня характерен для многих экономик мира.
«Хотя мы знаем, что, например, в ФРГ планка малого бизнеса находится на уровне 500 млн евро, это, по нашим меркам, очень крупное предприятие», — заметил Титов.
Особенности проведения «спецзакупок» среди СМП и СОНО
№ п/п | Условие | Правило | Норма Закона 44-ФЗ |
1 | Предмет контракта | Перечень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг | Ст.30 |
2 | НМЦК | Не более 20 млн. руб. | П.1 ч.1 ст.30 |
3 | Способ закупки | Конкурентные закупки – все способы.Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25 ч.1 ст.93 (несостоявшиеся «спецзакупки»). | Ч.4 ст.30 |
4 | Где указываются ограничения | В извещении об осуществлении закупки | Ч.3 ст.30 Ст.42 |
5 | Как в закупке подтверждается принадлежность к СМП / СОНО | Декларация участника закупки, которая представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.Требовать от участника каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП или СОНО, заказчик не вправе. | П.7 ч.6 ст.54.4 П.7 ч.5 ст.66 П.4 ч.9 ст.82.3 П.8 ч.9 ст.83.1 |
6 | Срок оплаты | Сокращенный срок оплаты – не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке | Ч.8 ст.30 |
7 | Обеспечение исполнения контракта | — Устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.
— Если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса. — Не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность:– исполнение в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов по Закону 44-ФЗ– без учета правопреемства– контракты из реестра контрактов в ЕИС без неустоек – контракты исполнены– сумма цен таких контрактов ≥ НМЦК в извещении — Срок возврата обеспечения – не более 15 дней с даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом |
Ч.6 ст.96 П.3 ч.6 ст.96 Ч.6 ст.96 Ч.27 ст.34 |
8 | Обеспечение гарантийных обязательств | С 01.04.2020 г. – не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность | Ч.6 ст.96 |
9 | Антидемпинговые меры | Не применяются, если СМП / СОНО подтвердил добросовестность (см. пункт 7) | Ч.6 ст.96 |
10 | Неустойка (штрафы, пеня) | — Уменьшенный размер штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом:– 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. руб. и не менее 1 тыс. руб.Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.
— Размер пени устанавливается в стандартном порядке – 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
П.4, 11 Правил, утв. ПП 1042. Ч.7 ст.34 Закона 44-ФЗ |
Отчет о закупках у СМП и СОНКО
№ п/п | Условие | Правило |
1 | Форма отчета | Установлена постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238 |
Порядок размещения отчета | Отчет подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС.Дата составления отчета = дата размещения отчета в ЕИС.Информация, содержащая государственную тайну, не указывается в отчете и не размещается в ЕИС. | |
2 | Срок размещения отчета | До 1 апреля года, следующего за отчетным годом (1 апреля в этот период не входит) |
3 | Надо ли размещать «нулевой» отчет | Да, обязательно. |
4 | Как считается объем закупок, фактически осуществленных у СМП, СОНО | По сумме заключенных контрактов в размере оплаты, произведенной в соответствующем году. Контракты, оплата по которым осуществлялась в предыдущем году, включаются в отчет предыдущего года, а по которым оплата осуществлялась в текущем году – в отчет текущего года.С 1 января 2019 года в расчет объема закупок у СМП, СОНО включаются закупки у единственного поставщика, которые осуществлены на основании п. 25 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ по результатам несостоявшейся конкурентной закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО |
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее, СМСП) установлены льготы, как налогового, так и экономического характера.
Понятия СМСП, Малые предприятия, Средние предприятия, Микропредприятия определены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ указывает:
Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.