Кто считается крупным налогоплательщиком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто считается крупным налогоплательщиком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).

Финансово-экономические показатели

Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года. Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности. Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.

Конкретный показатель Федеральный уровень Региональный уровень
Суммарный объем налогов, которые были начислены От 1 млрд. рублей 2-20 млрд. рублей
Общий объем дохода, который был получен От 20 млрд. рублей
Активы предприятия От 20 млрд. рублей От 100 млн. до 20 млрд. рублей
Среднесписочная численность работников От 50 человек

Если организация занимается оказанием услуг в области транспорта и связи, показатель устанавливается от 300 млн. рублей. В регионах, где организация претендует на получение данного статуса, критерии оценивания эквивалентны общему значению объема начислений федерального сбора (75 млн. – 1 млрд. рублей).

Перечень крупнейших плательщиков налогов в России

Несмотря на значительные колебания цен на нефть, изменение объемов добычи сырья, основными налогоплательщиками в РФ остаются компании «Роснефть» и «Газпром». Последняя по итогам 2018 г. направит в бюджет порядка 2 трлн руб. В эту сумму включены налоги со всех 56 дочерних компаний. Отчисления «Роснефти» составят примерно эту же сумму.

По данным Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в число основных «доноров» федерального бюджета входят такие компании, как «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «ТАИФ-НК», «Татнефть», «Сибур», «Новатэк».

Значительные средства в бюджет поступают не только от предприятий нефтегазового сектора. Крупнейшими налогоплательщиками считаются также сети розничной торговли «Магнит», «Мегаполис», X5 Retail Group. В двадцатку лидеров входят и металлургические предприятия «Норильский никель», «Северсталь», UC Rusal и др. Нельзя не сказать и о телекоммуникационных компаниях МТС, «Мегафон», «Вымпелком».

Общий размер активов каждого указанного предприятия превышает 500 млрд р. Такие данные приводит журнал Forbes за текущий 2018 г. Головные офисы половины этих компаний располагаются в Москве. Некоторые предприятия зарегистрированы за рубежом (например, «Вымпелком»).

Лидирующие позиции по среднесписочному количеству персонала занимают «Газпром» и «Роснефть». У первой компании в штате числится около полумиллиона человек, у второй – больше 250 тысяч человек. Среди торговых предприятий лидером является «Магнит». В его штате на 2018 г. числится более 300 тысяч человек.

Взаимозависимость и лицензия

Понятие взаимозависимости учитывается, когда очевидно влияние конкретного налогоплательщика на итоги или условия работы организации со статусом КН. В соответствии с законодательно установленными критериями, такой налогоплательщик и его ФЭД будут расцениваться налоговыми органами на уровне КН, взаимосвязанного с ним.
Существует и особая «каста» налогоплательщиков, чья ФЭД подлежит ведению в федеральных масштабах. При этом совершенно неважны размеры налогов, подлежащих уплате, величины активов, объем выручки, штат служащих и наличие факта взаимозависимости.

Речь идет об организациях, получивших от государства лицензию на ведение ряда видов деятельности:

  • банковских операций;
  • различных видов страхования, перестрахования, посреднических услуг брокера;
  • профессионального участия в работе фондового рынка;
  • пенсионного страхования, обеспечения (НПФ).

Под налоговым мониторингом принято понимать способ расширенного взаимодействия, при использовании которого предприятие предоставляет ФНС доступ к сведениям бухгалтерского и налогового учета, получая при этом право на запрос мотивированного мнения касательно налоговых последствий. Данный режим способствует ускорению процесса решения спорных ситуаций и позволяет предотвратить доначисление налогов в дальнейшем времени, как и получение пеней, штрафных санкций.

Читайте также:  Все детские пособия в 2023 году таблица, новые выплаты на детей

Процедура проводится в отношении организаций, которые подали запрос и соблюдали нормы п. 2 ст. 105.27 НК РФ, п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Также нужно предоставить заявление и соблюсти перечень следующих условий:

  1. Предоставить в налоговый орган документы. В частности, речь идет о регламенте информационного взаимодействия, учетной политике, внутренней документации.
  2. Соблюдать условия, способствующие обращению в налоговый орган с заявлением. Их детальный перечень приведен в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
  3. Обеспечить соответствие представленного регламента нормативам.
  4. Обеспечить соответствие системы внутреннего контроля нормам.

Критерии малых предприятий на 2020 год: таблица

Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);2) отсутствует преимущественное право на приобретение арендуемого государственного и муниципального имущества (ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);3) исключается возможность участия в закупках, проводимых исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства (п. п. 2, 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утв.

К каким последствиям приведет перевод данной группы налогоплательщиков в статус крупнейших?

Главный минус наличия статуса крупнейшего налогоплательщика заключается в пристальном внимании со стороны налоговых органов. Периодичность проведения выездных налоговых проверок, как правило, составляет 1 раз в 2 года.

Помимо выездных (как правило, длительностью полгода, а при наличии нескольких обособленных подразделений — более шести месяцев) налоговых проверок, налоговые инспекции истребуют дополнительные сведения о предстоящем размере налоговых поступлений в бюджет, о плановых показателях выручки и прочих показателей (для прогноза бюджетных поступлений).

В отношении крупнейших налогоплательщиков проводятся так называемые «углубленные» камеральные налоговые проверки с истребованием дополнительных сведений и документов.

То есть таким организациям будет уделяться особое внимание в части мероприятий налогового контроля.

Согласно п.6 Приказа МНС РФ №САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций финансово-кредитной сферы будет осуществляться Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №9.

Таким образом, если организация осуществляет финансовую деятельность, например, в Уральском регионе и получит статус крупнейшего налогоплательщика, то она будет поставлена на учет в МИ ФНС РФ №9 в г. Москве и, соответственно, будет представлять отчетность в инспекцию по учету крупнейших налогоплательщиков (региональные и местные налоги уплачиваются по месту нахождения организации). На практике это приводит к увеличению затрат организации на отправку документации из региона в Москву, на телефонные переговоры и командировочные расходы. Нельзя не учитывать возможные проблемы, связанные с передачей лицевых счетов из одной инспекции (в которой состоял налогоплательщик на учете) в другую по учету крупнейших налогоплательщиков (в которой налогоплательщик будет поставлен на учет).

ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

К каким последствиям приведет перевод данной группы налогоплательщиков в статус крупнейших?

Главный минус наличия статуса крупнейшего налогоплательщика заключается в пристальном внимании со стороны налоговых органов. Периодичность проведения выездных налоговых проверок, как правило, составляет 1 раз в 2 года.

Помимо выездных (как правило, длительностью полгода, а при наличии нескольких обособленных подразделений — более шести месяцев) налоговых проверок, налоговые инспекции истребуют дополнительные сведения о предстоящем размере налоговых поступлений в бюджет, о плановых показателях выручки и прочих показателей (для прогноза бюджетных поступлений).

В отношении крупнейших налогоплательщиков проводятся так называемые «углубленные» камеральные налоговые проверки с истребованием дополнительных сведений и документов.

То есть таким организациям будет уделяться особое внимание в части мероприятий налогового контроля.

Согласно п.6 Приказа МНС РФ №САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций финансово-кредитной сферы будет осуществляться Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №9.

Таким образом, если организация осуществляет финансовую деятельность, например, в Уральском регионе и получит статус крупнейшего налогоплательщика, то она будет поставлена на учет в МИ ФНС РФ №9 в г. Москве и, соответственно, будет представлять отчетность в инспекцию по учету крупнейших налогоплательщиков (региональные и местные налоги уплачиваются по месту нахождения организации). На практике это приводит к увеличению затрат организации на отправку документации из региона в Москву, на телефонные переговоры и командировочные расходы. Нельзя не учитывать возможные проблемы, связанные с передачей лицевых счетов из одной инспекции (в которой состоял налогоплательщик на учете) в другую по учету крупнейших налогоплательщиков (в которой налогоплательщик будет поставлен на учет).

Читайте также:  Какие социальные гарантии предоставляет государство людям с инвалидностью

«Региональные» изменения

Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:

Наименование показателя

Региональный уровень

Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@)

Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483)

Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности.

Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей

Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»).

От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей

От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей

Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»).

Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей

Среднесписочная численность работников.

Критерий отсутствовал

Превышает 50 человек

Они отражены в ст. 21 НК. Согласно норме, налогоплательщики вправе:

  1. Получать в ИФНС по месту своего учета сведения о действующих сборах и налогах, бланки отчетности, консультации по их оформлению. Данные услуги предоставляются субъектам бесплатно.
  2. Получать от Минфина РФ, налоговых структур муниципалитетов и субъектов РФ пояснения по вопросам применения налогового законодательства.
  3. Применять закрепленные в законодательстве налоговые льготы при наличии соответствующих оснований. Данное право реализуется в порядке, установленном НК и федеральными нормативными актами.
  4. Получать рассрочку, отсрочку, а также налоговый кредит.
  5. Участвовать в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя.
  6. Присутствовать при выполнении контролирующими органами выездной проверки.
  7. Предоставлять ИФНС пояснения и объяснения по фактам исчисления/уплаты налогов, актам проведенных инспекций.
  8. Требовать от сотрудников контролирующих структур соблюдения положений налогового законодательства.
  9. Получать копии актов проверки, решений налоговых органов, налоговые уведомления, требования об исчислении налогов.
  10. Не исполнять противоправные требования контролирующих структур.
  11. Оспорить акты налоговых органов, решения, действия/бездействие сотрудников ИФНС.
  12. Требовать компенсации потерь, возникших вследствие противоправных действий контролирующих структур.
  13. Участвовать в рассмотрении материалов проверки, а также других актов, изданных ИФНС.

Указанные права распространяются на всех налогоплательщиков, крупнейших в том числе. Вместе с тем деятельность последних находится под особо пристальным вниманием контролирующих структур.

Показатели финансово-экономической деятельности

Для компаний, контроль деятельности которых осуществляется на уровне Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, соответствующий статус присваивается при выполнении одного из следующих условий:

  1. Величина налогов превышает 1 млрд р., а для компаний, осуществляющих деятельность в сфере обслуживания, транспорта или связи – 300 млн р.
  2. Размер полученного дохода составляет не менее 20 млрд р.
  3. Общая величина активов не меньше 20 млрд р.

Для отдельных предприятий установлены дополнительные критерии. В частности, организации ВПК, находящихся под контролем МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:

  1. Вложения государственных средств составляют более 50 % всех активов.
  2. Среднесписочное количество работников больше 100 чел.
  3. Общая стоимость договоров об экспорте продукции стратегического назначения превышает 27 млн р.
  4. Общий размер поступлений от экспорта товаров составляет 20 % от всего объема выручки.

Предприятия, администрирование которых осуществляется на уровне межрайонной налоговой по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:

  1. Величина дохода, отражаемая в ф. № 2, составляет от 2 до 20 млрд р.
  2. Общая сумма отчислений в бюджет 75 млн р. – 1 млрд р.
  3. Величина активов предприятия составляет 100 млн р. – 20 млрд р.
  4. Среднесписочное количество работников компании больше 50 чел.

Указанные налогоплательщики считаются крупнейшими вне зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Вам будет интересно:Со скольки лет можно получить банковскую карту? Требования, особенности, опыт других стран

Крупнейшие налогоплательщики России администрируются ФНС на федеральном уровне. Это организации, которые соответствуют ряду обязательных условий, что связаны с экономическими и финансовыми маркерами их деятельности:

  • Налоговые отчисления такой компании в своей совокупности превышают 1 млрд рублей. Если же организация функционирует в области связи и транспорта, то она будет считаться КН, когда сумма уплаченных ею налогов превысит 300 млн рублей.
  • Общие суммы доходов компании за отчетный год превышают 20 млрд рублей. Они подсчитываются по отчетной форме № 2. Имеются в виду коды 2340, 2320, 2310, 2110.
  • Общий объем активов компании превышает порог в 20 млрд рублей.

Это универсальные условия для администрирования федеральным уровнем ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В определенных экономических сферах могут предъявляться специфические условия для присвоения статуса КН.

Читайте также:  Меры социальной поддержки гражданам, принявшим в семью детей-сирот

Наличие разрешения (лицензии)

Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).

Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:

  1. Банковское обслуживание.
  2. Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
  3. Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
  4. Услуги брокерских компаний.
  5. Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.

Специфика налоговой нагрузки

Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности. Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики. Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.

Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.

Если говорить о лидерах – предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава «Роснефти». В своем интервью в программе «Вести 24» он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.

Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла «мода на предпринимательство», число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.

Критерии отнесения предприятий к крупнейшим налогоплательщикам в 2021 году

На практике есть несколько особых ситуаций, которые нужно принимать во внимание:

  1. Отнесение некоммерческих организаций к НКО допустимо, если суммарный доход от продаж и поступлений, полученных вне реализации, составил от 20 млн. рублей.
  2. В ходе реорганизации крупнейшего налогоплательщика его правопреемник может сохранять этот статус на протяжении трех лет.
  3. Если было инициировано банкротство, статус прекращает свое действие.
  4. Банки, которые были переданы ФНС как крупнейшие налогоплательщики, в случае отзыва лицензии сохраняют статус до решения суда.

Основная обязанность заключается в уведомлении об изменениях, происходящих в организационной структуре, в налоговые органы. Сделать это необходимо в течение одного месяца.

Аналогичный срок предоставляется и в ситуациях, когда юридическое лицо создает обособленные подразделения в пределах государства.

Выпуск новостей по реализации социальных проектов крупными налогоплательщиками представлен ниже.

Крупные компании выполняет функции:

  1. Изготовление продукции и ее реализация потребителю.
  2. Обеспечение сырьем, материалами, оборудованием.
  3. Учет хозяйственных и финансовых операций.
  4. Управление всеми составными производственного процесса и кадрами.

Для крупных компаний характерны и дополнительные функции:

  1. Научная работа и исследовательские изыскания.
  2. Тесные связи со СМИ и общественностью.
  3. Поддержка предпринимательства.

Крупные предприятия представлены в виде таких основных форм:

Формы крупного бизнеса Характеристика
1. Самостоятельное предприятие Неделимый объект хозяйствования с единой структурой производства.
Может состоять из нескольких юридических лиц, но деление только номинальное
2. Компания 1) Объединены воедино несколько фирм.
2) Их связывает подобный вид деятельности.
  • обладает одним центром управления;
  • все комплексы находятся под контролем собственника.

4) Каждая составная компании – самостоятельная единица. Она вправе, в случае надобности, работать самостоятельно

3. Интегрированная бизнес-группа Несколько компаний с общими собственниками.
Предприятия часто относятся к различным отраслям

Важно! Крупные предприятия функционируют не просто как элемент экономической системы. Они в силе изменять окружающее пространство. Такие предприятия влияют на экономическую ситуацию в отрасли, к которой они принадлежат.

Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, а также компании, среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 50 человек.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *