Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не остановился по требованию инспектора – чем это грозит в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Где нужно остановить автомобиль?
Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.
Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.
За что могут остановить водителя сотрудники ДПС
Многие водители хорошо помнят недавнюю ситуацию на дороге, когда остановка и проверка авто осуществлялась исключительно на стационарных постах ГИБДД. Такой порядок действий был прописан в Приказе МВД № 185, на сегодняшний день данный документ утратил силу и отменен.
С 20 октября 2017 года надзор за безопасностью дорожного движения осуществляется по новому административному регламенту ГИБДД.
Согласно действующему регламенту основаниями для остановки могут быть:
- Нарушение Правил Дорожного движения.
- Проверка права управления и пользования авто.
- Проверка удостоверения личности, при подозрении, что либо водитель, либо пассажир разыскиваются органами правопорядка.
- В случае схожести ТС с ориентировкой на автомобиль, находящийся в розыске.
- Необходимость опросить очевидцев происшествия (водителя или пассажира авто).
- Инспектор ГИБДД предлагает стать понятым (свидетелем) или оказать иное содействие.
- Потребность в использовании вашего автомобиля.
- Ограничение проезда любого транспорта.
- Организация беспрепятственного проезда спецавтотранспорта.
- В случае побега преступника из мест заключения – останавливаются практически все ТС.
Но остановка авто может производиться и в других случаях, например:
- При отсутствии регистрационных знаков.
- При явных признаках неисправности автомобиля: отсутствуют световые приборы, внешние значительные повреждения, из-под капота идет дым.
- Если автомобиль создает угрозу для проезда других транспортных средств.
Иные основания для остановки автомобиля будут считаться незаконными.
Следует помнить, что в соответствии с новым регламентом ГИБДД, дорожный патруль вправе остановить транспорт на дороге вне поста. При этом простая проверка документов теперь является достаточным основанием для остановки любого автомобиля.
Вы можете ознакомиться с полным текстом Приказа МВД №664, а также узнать какие еще ключевые моменты изменены в дорожном регламенте, прочитав статью о .
Документы, которые проверяются при остановке автомобиля
Перечень документов для проверки регламентирован пунктами 2.1.1 и 2.1.11 ПДД:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
- документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
2.1.11. В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
Запрещенные участки дороги для остановки
Допустим, законные основания налицо, но везде ли инспектору дозволено потребовать остановку? Оказывается, не везде. Под запрет попадают участки автодорог, на которых ограничена видимость. Также нельзя останавливать машины до и сразу после поворота, перед вершиной подъема и после неё.
Запрещается остановка там, где стоящий автомобиль может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Это перекрестки, пешеходные переходы, железнодорожные переезды и иные места, где имеется какая-либо опасность для других водителей и пешеходов. Более полную информацию о них можно почерпнуть из примечаний к главному документу ГИБДД — «Наставлениям».
Выходит, что инспектор ДПС вовсе не всемогущий, у него гораздо меньше прав, чем может показаться.
Помните, на дорогах все еще встречаются два типа полицейских. Первые уверены в том, что все водители – профаны в законодательстве; вторые – что каждый автомобилист является потенциальным источником легкой наживы. Еще остались вопросы? Изучайте свои права и не позволяйте себя обманывать.
Поводы для остановки автомобиля
Получается, что сотрудники ППСП имеют право на остановку транспортного средства. Но только когда это необходимо для поддержания безопасности дорожного движения.
В связи с этим может возникнуть логичный вопрос: а есть ли у представителей ППСП такие обязанности? Ответ: да. И разобраться в этом подробнее поможет Устав ППСП. Его 218 пункт содержит перечень полномочий по обеспечению безопасности на дорогах. Работник ППСП обязан:
- пресекать попытки управления автомобилем водителями, которые находятся в состоянии алкогольного или другого вида опьянения;
- сообщать дежурному или наряду ДПС о случившемся ДТП;
- устранять помехи дорожного движения совместно с сотрудниками ДПС;
- оказывать медицинскую помощь пострадавшим в случае дорожно-транспортного происшествия;
- организовывать безопасный объезд места ДТП в случае его возникновения;
- устанавливать личность водителя и данные авто, скрывшегося с места ДТП.
Цитата: А вот по первому пункту оснований — признаки нарушения водителем ПДД — основанием тех или иных подозрений инспектора могут быть ориентировки, данные свидетелей, дежурного полиции и тому подобного. То есть если сотруднику, дежурящему на дороге, поступила ориентировка (а она может быть и устной), что некий синего цвета автомобиль совершил правонарушение, то он имеет право остановить похожий на него Ваш автомобиль. === По моему, вы путаете понятия -признаки и -подозрения. Вот синий автомобиль с разбитой правой фарой по ориентировке — это действительно подозрение . А вот что такое =признаки нарушения ПДД= — это регламентом не определено. — «Ваша машина так вильнула на дороге, а вы даже не затормозили. Мне кажется, что у вас неисправны тормоза». — «Вы ещё сто метров до меня не доехали, а мне в нос уже пахнуло алкоголем. Мне кажется, что вы пьяны.» Разве это не признаки нарушения ПДД? Которые определяет сам инспектор на свой выпуклый глаз. А поэтому извольте предъявить документы. ======= Кстати, предъявлять придётся не только документы, необходимые для участия в дорожном движении (по п.2.1.1 ПДД – ВУ, СОР, ОСАГО), но и документ, удостоверяющий личность — в п.107 тоже самое основание. ====== Второе кстати: Что такое документы, удостоверяющие личность? Понятия «Удостоверение личности» в законах РФ нет. В разных нормативных актах — разное. НО. Реально – это только паспорт. Изменение: И ЭТО НОВОСТЬ! В старом Регламенте (п.88) для определения личности водителя в объеме, необходимом для возбуждения дела об административном правонарушении, рассматривался любой документ (вплоть до справки об освобождении), и даже свидетельские показания. А теперь этого пункта нет, и инспектор МОЖЕТ просто тупо требовать паспорт вместе в ВУ (см.также п.112) . Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу удостоверения личности.
Интересно почитать: Дадут ли ипотеку без первоначального взноса
Согласно тому же Административному регламенту, сотрудник ГИБДД не имеет права препятствовать ознакомлению водителя со спецмероприятиями или ориентировками. Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе и по первому требованию предъявлять водителю документ, подтверждающий такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников ГИБДД заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ним. То есть предъявить их Вам по месту нахождения этих документов.
Документы, которые проверяются при остановке автомобиля
Перечень документов для проверки регламентирован пунктами 2.1.1 и 2.1.11 ПДД:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
- документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
2.1.11. В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
Обязанности инспектора дпс при остановке водителя 2021
В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.
В этом случае вежливо попросите инспектора не повышать тон, напомните ему об обязанности сотрудника ГИБДД в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку (п. 19 Регламента).
Перепишите номер жетона сотрудника ГИБДД и попросите предъявить вам в развернутом виде личное служебное удостоверение. Не хочет предъявлять? Тогда напомните ему еще об одной его обязанности, предусмотренной абз. 5 п. 20 Регламента и ст. 5 «Закона о полиции», а именно, что он по первому требованию водителя должен показать служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;
Противоречия и нормативные коллизии
Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.
Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?
Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.
Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.
Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.
На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.
Основания для проверки документов
Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2020-2021 гг. для проверки документов следующие:
- выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
- наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
- наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
- наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
- осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
- установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:
- ориентировки;
- данные дежурного;
- информация, поступившая от других нарядов;
- сведения, полученные от участников дорожного движения;
- визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.
Водителя останавливают на следующих законных основаниях:
- Он нарушил ПДД.
- На него самого или его пассажиров имеется официальная ориентировка, распространенная установленным способом.
- Если управляемый им транспорт находится в угоне или розыске.
- Инспектору нужно его транспортное средство для неотложных целей, кроме преследования правонарушителей.
- Если водитель стал свидетелем аварии, чтобы он дал показания.
- Для привлечения в качестве понятого.
- При подаче такого знака сотрудником ДПС при регулировании движения.
- Если нужна помощь другим участникам движения или ДПС.
- При наличии распорядительного акта (ограничение или запрет движения).
- Для проверки документов (на посту).
Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.
Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.
Индексация предполагается в отношении:
- автосамосвалов;
- прицепной и полуприцепной техники;
- отдельных категорий грузовых автомобилей;
- грейдеров;
- бульдозеров;
- катков;
- погрузчиков;
- карьерных самосвалов.
Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.
Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.
Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).
Наказания за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД
Отечественное законодательство за неостановку по требованию инспектора Госавтоинспекции предусматривает штраф.
Нарушитель обязан заплатить необходимую сумму в госказну в течение 2 месяцев.
В п.1.3 ст.32.2 КоАП РФ оговорен важный момент: если скрылся водитель при требовании остановиться и ему за это был выписан штраф, то оплатить можно половину от требуемой суммы при условии погашения задолженности в 20-дневный срок с даты вынесения постановления об административном наказании. При просрочке, наоборот, подлежащая внесению в госказну сумма увеличивается вдвое. Если судья придет к заключению, что автолюбитель намеренно укрывается от выплаты штрафа, к нему может быть применено более серьёзное наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС – до 50 часов принудительных работ или арест сроком до 15 суток.
Место остановки транспортного средства
Местами производства административных действий по контролю за дорожным движением, которые вправе осуществлять сотрудник ГИБДД, а могут быть:
- специальные посты (как правило, стационарные);
- маршруты патрулирования;
- административные участки;
- патрульное транспортное средство, на котором передвигаются инспекторы ГИБДД (в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно, а также в иных случаях передвижения по указанию или разрешению руководителя подразделения или дежурного). При этом использовать транспортные средства, не относящихся к патрульным автомобилям (например, личные автомобили), сотрудникам ГИБДД запрещается.
Если дорожное движение контролируется с использованием патрульного транспортного средства, находящегося в стационарном положении, оно должно быть размещено таким образом, чтобы, во-первых, его отчетливо могли видеть участники дорожного движения, и, во-вторых, у сотрудников ГИБДД имелась возможность своевременно пресечь возможное правонарушение.
Об «искусстве» оперативной беседы
- В случаях, когда контроль дорожного движения осуществляется на аварийно-опасных участках либо с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, допускается размещать патрульный автомобиль в местах, где видимость ограничена естественным рельефом местности, поворотами дороги или элементами обустройства улично-дорожной сети .
- Сотрудники ГИБДД не вправе умышленно создавать помехи для распознавания патрульного автомобиля.
- При несении службы по контролю за дорожным движением в темное время суток инспектор ГИБДД должен находиться на освещенном участке дороги, быть в снаряжении, имеющем световозвращающий эффект, а также иметь при себе светящийся жезл.