Кто он — единый региональный оператор? Тариф един для всех!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто он — единый региональный оператор? Тариф един для всех!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Утилизацией твердых бытовых отходов: что изменилось в законодательстве

Закон №89-ФЗ должен был изменить существующую систему сбора, утилизации и хранения бытовых отходов. Новый порядок обращения с ТКО осуществляется через единого регионального оператора, а не через управляющую компанию.

Оплата за вывоз мусора теперь считается обязательной коммунальной услугой. Платеж в большинстве регионов с 2020 года зависит от количества проживающих. До реформы расчет осуществлялся по площади помещения. Место для сбора ТКО в 2020 году для каждого дома определяется индивидуально. Региональные органы управления должны рассчитывать норму потребления и количество контейнеров, расположенных на придомовой территории. В новые тарифы заложены расходы на утилизацию ТКО, постройку перерабатывающих заводов и новых полигонов, меры по защите экологии и озонового слоя.

По новому регламенту коммунальные отходы должны сортироваться и утилизироваться отдельно по категориям. На данный момент раздельный сбор мусора осуществляется не во всех регионах. Переход на такой сбор оказался технически сложным.

Порядок ценообразования

Тарифы на вывоз ТБО по 44-ФЗ устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Либо эту функцию может выполнять орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов, если полномочия были переданы законом субъекта РФ. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может быть выше, чем стоимость услуг по организации данной деятельности, которая была определена по результатам конкурсного отбора региональных операторов.

ФАС РФ составила методические рекомендации, согласно которым при расчете тарифов учитывается необходимая валовая выручка для конкретного регулируемого вида деятельности, а также объем, масса ТКО. Во всех расчетных формулах, имеющих отношение к массе отходов, принято проводить исчисление в тоннах или кубах, то есть в метрах кубических. А значит, в едином тарифе регионального оператора в данной сфере также должны использоваться такие параметры.

При подписании договора с региональным оператором на оказание услуг по вывозу и обращению с ТБО по 44-ФЗ в тексте документа обязательно ссылаются на нормативный акт, устанавливающий тарифы для данной сферы. Например, это можно сделать в разделе «Цена договора и порядок расчета».

Т.е. при составлении текста проекта договора в него должны быть включены все те условия, которые содержатся в типовой форме договора, и могут быть включены иные условия, дополнительно регулирующие, конкретизирующие отношения сторон такого договора, но не противоречащие условиям типового договора и нормам действующего законодательства.

Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».

В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации. Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).

Указаны основания для осуществления деятельности компании:

  • В соответствии с региональной программой;
  • С территориальной схемой;
  • В соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными законодательством.

Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.

Как заключить договор на вывоз отходов из частного домовладения

Типовая форма договора на оказание услуг по вывозу ТКО представлена в пункте 5 статьи 24.7 закона №89-Ф3. В договоре обязательно должны быть указаны:

  • Название и реквизиты организации, являющейся региональным оператором по вывозу коммунальных отходов, её юридический адрес.
  • Паспортные данные заказчика услуги – фамилия, имя, отчество, место регистрации и адрес проживания.
  • Обязанности организации оператора (сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов), место сбора и объем выполняемых работ. К обязанностям оператора также относится своевременное реагирование на жалобы заказчиков на ненадлежащее выполнение услуг, контроль за сохранностью контейнеров и состоянием контейнерных площадок.
  • Обязанности заказчика: оплата услуги в срок согласно тарифу, установленному местным исполнительным комитетом, складирование мусора строго в предусмотренных для этого местах, ответственность за сохранность контейнеров и т.д.
  • Точное расположение место складирования отходов вместе со схемой, а также указание на тип его хранения (пакеты, урны, контейнеры, бункеры и пр.).
  • Возможность для заказчика и исполнителя раз в полугодие производить поверку, учет и контроль оказываемой услуги.
  • Длительность действия договора. Как правило, договор имеет силу до тех пор, пока в силе соглашение оператора услуги с муниципальными органами власти.
  • Место и время заключения договора.
  • Подписи всех сторон.
Читайте также:  Списание компьютерной техники

В течение месяца после получения статуса «мусорный» оператор должен направить УО предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

На основании ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственник ТКО (УО, осуществляющая управление МКД) должен заключить договор на вывоз мусора с региональным оператором. Данный договор будет являться публичным, на основании п. 1 ст. 426 ГК РФ это означает, что региональный оператор обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится, и деятельность которого протекает в зоне ответственности регионального оператора. Типовая форма договора находится в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Постановление № 1156). Именно такой формат договора будет отвечать установленным законодательством требованиям, и способствовать отсутствию проблем в дальнейшей работе с оператором.

Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила

По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.

Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.

Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.

Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.

Как осуществляется оказание услуг?

Оказание услуг по вывозу ТБО включает функции:

  • по сбору;
  • перевозке;
  • обработке;
  • утилизации;
  • обезвреживанию;
  • захоронению ТБО.

Порядок обращения с ТБО определен в Правилах (утв. постановлением Правительства 1156) и предусматривает (гл. II) следующие положения:

  1. Складирование мусора потребителями осуществляется самостоятельно, в контейнеры, пакеты и т.д., предоставленные региональным оператором.
  2. Услуга по вывозу ТБО габаритных объемов оказывается региональным оператором по заявкам собственников либо самостоятельно потребителями до мест накопления таких отходов. При этом запрещены к вывозу в рамках рассматриваемых Правил опасные вещества, являющиеся опасными грузами. Не допускается маскировка сбора и вывоза подобных грузов под услугу по вывозу ТБО.
  3. Потребители не должны осуществлять накопление мусора в не предназначенных и не оговоренных для этого местах. Если региональный оператор выявит несанкционированный склад ТБО в объеме более 1 куб. м, в течение 5 будних дней он обязан:
  • известить об этом собственника земли, а также органы местного самоуправления и экологического контроля;
  • оповестить собственника земли о необходимости ликвидации обнаруженной свалки в месячный срок;
  • направить собственнику земли проект договора на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки.

Если собственник земли не осуществил ликвидацию свалки и не заключил договор на оказание таких услуг, то региональный оператор осуществляет очистку территории самостоятельно с последующим судебным взысканием расходов за услуги по вывозу ТБО.

Закон 89-ФЗ вывоз мусора с 2019

Закон 89-ФЗ регулирует вывоз мусора по новым правилам с 2019 года. В последнее время наблюдается тенденция ужесточения требований обращения с отходами, так как их количество постоянно растет, а это негативно отражается на экологической ситуации. Федеральный закон разработан с учетом принципов, которые направлены на достижение следующих задач:

  • Максимально снизить негативное влияние опасных отходов разного происхождения на почву, грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух, видовое разнообразие флоры и фауны, здоровье человека.
  • Использовать отходы вторично в качестве дополнительного источника ресурсов и сырья.
  • Установить ответственных исполнителей в каждом кластере.
  • Облегчить контроль за деятельностью по обращению с опасными отходами.
  • Исключить появление стихийных свалок.

Вывоз бытовых отходов по правилам 2020-2021

Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.

Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.

А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.

Читайте также:  Как Официально Платить Алименты Если Работаешь Неофициально

Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.

До введения изменений жители многоквартирных домов платили определенную сумму за сбор ТКО, исходя из метража занимаемых ими квартир. При этом норматив накопления отходов на один квадратный метр зависел от ряда факторов, среди них:

  • благоустроенность жилья;
  • возможность сортировки отходов;
  • наличие зеленых насаждений;
  • климатические условия.

Норматив определялся местными органами самоуправления, поэтому узнать его можно было только у региональных операторов ТКО.

Введение налога по площади объяснялось отсутствием возможности отслеживания реального количества человек, проживающих в одной квартире. Ведь сплошь и рядом бывает такое, что прописан только один человек, а живет два или три. Размеры квартиры же скрыть нельзя.

Однако такое нововведение вызвало возмущение у людей. Ведь одинокие люди, живущие в больших квартирах, не накапливают так много мусора, чтобы платить за него огромные суммы.

Отвечая на вопрос многих «производителей» мусора, коммунальщики заверяют, что время управляющих компаний, устанавливающих тарифы самостоятельно, ушло. Теперь тарификация вопросов вывоза ТКО – прерогатива департаментов энергетики, которые будут учитывать особенности отдельно взятого региона. Платить за вывоз мусора теперь будут из расчета количества жильцов, а специальная тарифная комиссия будет рассчитывать тарифы за вывоз 1 т. и одного м. куб. отходов.

Для расчета стоимости услуги по вывозу ТКО необходимо норматив потребления умножить на количество проживающих людей и на величину регионального тарифа за «куб, установленного централизованно. Особого внимания заслуживает норматив, а он будет рассчитываться для каждой категории жильцов – один для многоквартирных домов и отличный от него для собственников дач и частных домов.

Если даже необходимость обязательного заключения договора на вывоз мусора, введенная в январе 2019г. не охладила пыл любителей организовывать незаконные свалки, помочь в этом могут новые штрафы за вывоз мусора в неустановленное место. Отвечать за появление незаконных свалок будут собственники участков или руководители муниципалитетов, если земля, на которой обнаружен мусор, находится в государственной собственности.

Подводя кратко итоги, хотелось бы сказать о том, кто выиграет от внедрения новых правил вывоза мусора. Это касается, в первую очередь, одиноких жильцов, а они точно будут в выигрыше, так как платить придется уже не за квадратный метр площади объекта, а за количество прописанных жильцов. А вот дачники от этого точно не выиграют, так как они за вывоз и утилизацию ТКО теперь вынуждены платить в обязательном порядке, к тому же они не смогут самостоятельно выбирать оператора. Что касается стоимости услуги, то она в целом по России, скорее всего, подорожает, но это не означает, что за вывоз мусора будут платить больше все, а зависеть все будет от расчетов, установленных региональными операторами.

Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:

  • жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
  • организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

В новом законе фигурируют два понятия:

  1. ТБО включают отходы, образованные от повседневной жизнедеятельности человека:
    • испорченные продукты питания;
    • макулатура;
    • пластик, упаковка, старые бытовые вещи;
    • бой, стеклотара;
    • металлолом.
  2. ТКО включают отходы из жилых помещений, образованные в результате потребления их жильцами:
    • мусор от ремонта, уборки;
    • непригодная для дальнейшего использования мебель, техника;
    • отходы растительного происхождения (старые ветки, трава).

Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

То, что мусорная реформа России необходима – является бесспорным фактом. Достаточно вспомнить напряженную ситуацию в Подмосковье в течение всего 2021 года, многочисленные отчеты ОНФ и прочих экоактивистов относительно экологического уровня в разных регионах РФ. Показатели по мусору были запредельными. Однако реформирование должно происходить не в ущерб населению. С этим соглашаются и эксперты, и «операторы» реформы в Министерстве природы РФ.

Читайте также:  Бесплатный земельный участок в Новосибирской области

Глава министерства уже выразил общую точку зрения относительно перспектив: тарифы на обращение с отходами нужно рассчитывать с учетом экономики и социальных особенностей субъектов, развитости инфраструктуры, плотности населения.

Также в перспективе Россия должна перейти на раздельный сбор отходов и их сортировку. В идеале – преемственность европейского опыта с установкой в городах контейнеров разного цвета для разного типа мусора. Граждане сами должны начать сортировать отходы: тем самым снижается не только ущерб внешней среде, но и появляется повод для понижения тарифа.

Наконец, еще одним важным перспективным направлением мусорной реформы является декриминализация данной сферы. С появлением региональных операторов появляется возможность совершенствовать процесс обращения с отходами, повышать его прозрачность и, как оптимистичный итог, навести порядок в одной из самых проблемных сфер.

Было Стало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена. Установлена необходимость сортировки мусора.

Вывоз мусора – важные термины и юридические аспекты

В рамках нового законопроекта введено несколько новых терминов и обозначений.

Региональный оператор по обращению с ТКО – это компания (обязательно юридическое лицо), уполномоченная заключать договора на оказание полного комплекса услуг по обращению с ТКО с контрагентами, являющимися собственниками отходов. Подрядчик организует деятельностьсогласноразработанной территориальной схеме и обслуживает места накопления отходов в пределах вверенной ему зоны. Региональный оператор назначается на 10 лет.

Юридические аспекты, о которых важно знать:

  • Частным лицам и организациям необходимо заключать новые договора на вывоз ТКО с региональным оператором, потому что соглашения, составленные до 1 января 2019 года, утратили силу;
  • В соответствии с новыми правилами, вывоз ТКО – такая же коммунальная услуга, как электро-, газоснабжение;
  • На вывоз ТКО распространяются те же льготы, что и на другие виду услуг: для перерасчета стоимости необходимо обратиться в местный орган соцзащиты;
  • Заключать договора с региональным оператором обязаны все без исключения компании с любой организационно-правовой формой бизнеса, в том числе ИП;
  • Договора между региональным оператором и управляющими компаниями заключаются по умолчанию;
  • Договор на оказание услуг может быть заключен и напрямую между региональным оператором и каждым собственником жилья. Для этого жильцам многоквартирного дома необходимо провести собрание и вынести соответствующее решение.

Закон устанавливает строгий регламент вывоза твердых бытовых отходов:

Условие

Периодичность

Холодное время года (температура на улице не выше +5 градусов

1 раз в 3 дня или чаще

Теплое время года

Каждый день, с 7 утра до 23 часов

Вывоз крупногабаритных отходов

Минимум 1 раз в неделю (СанПиН 42-128-4690-88, пункт 2/2/9)

Мусорная реформа: результат для жителей страны

2019 год принес россиянам немало сюрпризов. Один из них — мусорная реформа. Предполагается, что после ее реализации с территории страны исчезнет большая часть полигонов для захоронения ТБО. Мусор планируется перерабатывать или сжигать для получения тепла.

В областях, краях и республиках выбраны региональные операторы. Они имеют право собирать отходы, сортировать и перевозить на свалки или специализированные предприятия. Но жителей страны взволновало многократное повышение цен на услуги. Ранее с квартиры площадью 50-60 метров за вывоз ТКО платили 100-150 рублей, теперь такая сумма взимается с человека.

Чем руководствовались регионы и операторы, поднимая цены, непонятно. По маленьким и большим городам России прошли многочисленные митинги противников реформы. Но ничего не изменилась. В почтовые ящики опускаются квитанции с суммами по 500-600 рублей на семью, на контейнерных площадках стоят те же баки. О раздельном сборе мусора речь не идет.

Закон о вывозе мусора

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.

Согласно поправкам, к началу 2021 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2021 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *