Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Централизованная уплата налога на прибыль по обособленным подразделениям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Плательщиками налога на имущество признаются юридические лица (п. 1 ст. 373 НК РФ). Обособленные подразделения юридическими лицами не являются, поэтому налог на имущество они не начисляют (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляют налоговые органы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации.
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики (организации), указанные в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам (не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом):
-
в налоговый орган по месту нахождения организации;
-
по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (далее — Приказ N ММВ-7-11/551@), который вступил в силу с 01.01.2017 и применяется начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года (п. 2 Приказа N ММВ-7-11/551@, смотрите также письмо ФНС России от 19.07.2016 N БС-4-11/12929@).
Согласно пп. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями:
-
по месту их нахождения;
-
по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 431 НК РФ.
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:
- в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
Реквизит платежного поручения | Значение |
---|---|
Статус плательщика | «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ |
наименование плательщика |
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения); для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии); |
ИНН плательщика | ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется |
КПП плательщика | КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется |
наименование получателя | 0 |
ИНН получателя | 0 |
КПП получателя | 0 |
банковские реквизиты получателя платежа | БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета) |
КБК | КБК конкретного налога, страховых взносов |
ОКТМО | код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа |
основание платежа | 0 |
период | значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023» |
номер документа – основания для перечисления налога | 0 |
дата документа – основания для перечисления налога | 0 |
назначение платежа |
Оформление платежки на уплату старых долгов
Если налогоплательщик желает после 1 января 2023 года произвести платеж в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, такой платеж все равно будет учитываться в качестве ЕНП и определяться по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ (п. 10 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ).
Специфические особенности при заполнении соответствующих платежных поручений отсутствуют: включите вы эту сумму в платежку по ЕНП или сформируете отдельное платежное поручение с реквизитами, идентифицирующими конкретный платеж, судьба этих средств не изменится.
Если соответствующие суммы недоимок были предварительно задекларированы, подавать по ним уведомление не требуется.
- Часть налога на прибыль, направляемая в федеральный бюджет, полностью перечисляется по местонахождению головного отделения организации (п.1 ст.288 НК РФ).
- Часть налога на прибыль, направляемую в региональный бюджет, необходимо распределить между головным отделением организации и ее обособленными подразделениями (п.2 ст.288 НК РФ). Распределять налог нужно независимо от того, есть ли у обособленных подразделений доходы (расходы), которые учитываются при расчете налога на прибыль, или нет (письмо Минфина России от 10.10.2011г. №03-03-06/1/640).
- В общей декларации (Приложения к листу 02 Декларации), которая составляется и сдается по местонахождению организации (головного отделения) суммарно учитываются доходы и расходы головного отделения и всех филиалов (в том числе зарубежных).
Подразделения за границей
Организации, которые имеют обособленные подразделения за границей, всю сумму налога на прибыль должны перечислять по местонахождению головных отделений (п.4 ст.311 НК РФ).
При распределении доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение компании (если в ее составе есть филиалы или представительства за границей), нужно учитывать среднесписочную численность всех работников компании (расходы на оплату труда) и остаточную стоимость всего имущества. Показатели заграничных филиалов нужно прибавить к значениям по головному отделению (Письмо Минфина РФ от 17.04.2008г. № 03-03-05/39).
При наличии суммы налога на прибыль, выплаченной за пределами РФ и засчитываемой в уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в соответствии со ст. 311 НК РФ, заполняется строка 090 Приложения N 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.
Доходы, полученные российской организацией за границей, могут облагаться налогами в государствах – источниках выплат. Это означает, что государство – источник выплат имеет право обложить этот доход по ставкам, предусмотренным либо соглашением об избежании двойного налогообложения, либо национальным налоговым законодательством (письмо Минфина РФ от 23.07.2002г. № 04-06-05/1/17).
Суммы налогов, уплаченных (удержанных) в иностранном государстве, можно засчитывать при уплате налога на прибыль в России, если это предусмотрено соответствующим Соглашением). Зачесть сумму налога можно как в текущем налоговом периоде (т. е. когда доходы, полученные за рубежом, были задекларированы в России), так и в течение следующих трех лет (письмо Минфина РФ от 02.10.2014г. № 03-08-05/49453).
Чтобы воспользоваться зачетом, российская организация – плательщик налога на прибыль должна представить в налоговую инспекцию по своему местонахождению:
- документы, подтверждающие уплату налога за границей (п.3 ст.311 НК);
- декларацию о доходах, полученных от источников за пределами России.
Рассмотрим расчет налога на прибыль по обособленным подразделениям на примере.
ООО «Людмила» зарегистрировано в г. Краснодар (Краснодарский край), компания имеет одно обособленное подразделение в Республике Крым. Учетной политикой регламентирован расчет доли ОП в прибыли по показателю расходов на оплату труда. Налоговая база за истекший 2020 год по налогу на прибыль составила 5 700 000 руб.
Показатель |
Общая сумма по организации, руб. |
Сумма по головному офису, руб. |
Сумма по обособленному подразделению, руб. |
|
Расходы на оплату труда |
12 000 000,00 |
8 000 000,00 |
4 000 000,00 |
|
Остаточная стоимость амортизируемых основных средств |
01.01.2020 |
18 700 000,00 |
14 025 000,00 |
4 675 000,00 |
01.02.2020 |
18 513 000,00 |
13 884 750,00 |
4 628 250,00 |
|
01.03.2020 |
18 327 871,00 |
13 745 903,00 |
4 581 968,00 |
|
01.04.2020 |
18 144 592,00 |
13 608 444,00 |
4 536 148,00 |
|
01.05.2020 |
17 963 147,00 |
13 472 360,00 |
4 490 787,00 |
|
01.06.2020 |
17 783 515,00 |
13 337 636,00 |
4 445 879,00 |
|
01.07.2020 |
17 605 680,00 |
13 204 260,00 |
4 401 420,00 |
|
01.08.2020 |
17 429 623,00 |
13 072 217,00 |
4 357 406,00 |
|
01.09.2020 |
17 255 327,00 |
12 941 495,00 |
4 313 832,00 |
|
01.10.2020 |
17 082 774,00 |
12 812 080,00 |
4 270 694,00 |
|
01.11.2020 |
16 911 946,00 |
12 683 959,00 |
4 227 987,00 |
|
01.12.2020 |
16 742 826,00 |
12 557 119,00 |
4 185 707,00 |
|
31.12.2020 |
16 575 398,00 |
12 431 548,00 |
4 143 850,00 |
|
Итого |
229 035 699,00 |
171 776 771,00 |
57 258 928,00 |
Пример налогового расчета
Разберем детальный пример расчета налога на прибыль по обособленным подразделениям. Условия для примера следующие: государственное учреждение имеет два филиала. Расчетные показатели по филиалам и головной организации имеют следующие значения:
Наименование показателя | Головное учреждение | Ф №1 | Ф №2 | Итого по юрлицу |
ССЧ, человек | 100 | 40 | 60 | 200 |
ФОТ работников, тысяч рублей | 500,0 | 200,0 | 300,0 | 1000,0 |
Остаточная стоимость ОС, тысяч рублей | 11 200,0 | 5400,0 | 7900,0 | 24 500,0 |
Как вести расчеты при сезонных работах
Если компания ведет сезонные работы, при распределении денег между филиалами можно сменить такой показатель, как среднесписочное число работников, на траты на оплату труда. Необходимость такой смены возникает в связи с тем, что адекватное среднесписочное число сотрудников определить сложно. В августе в фирме может числиться 50 работников, а в феврале – один.
Если решено использовать такой показатель, как трата на оплату труда, нужно зафиксировать это решение в учетной политике. Его также необходимо согласовать с налоговой. Соответствующие указания содержатся в статье 288 НК РФ. Размер трат на оплату труда устанавливается на основании статьи 255 НК РФ. Это расходы на ЗП, отпускные.
«Закрытое» декларирование
Согласно положениям статьи 289 Налогового кодекса, а также пункту 1.4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина от 5 мая 2008 г. № 54н (далее — Порядок), компании, обремененные «обособленцами», по окончании каждого отчетного и налогового периода должны подавать в инспекцию по месту своего нахождения декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по подразделениям.
Кроме того, отчитываться необходимо и по месту расположения обособленных подразделений. В состав такой «обособленной» декларации должны входить:
- Титульный лист (Лист 01);
- подразделы 1.1 и 1.2 Раздела 1 (если налог уплачивается ежемесячно);
- Приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения».
Причем Приложение № 5 к Листу 02 следует заполнять по головной организации и по каждому обособленному подразделению, включая закрытые в текущем налоговом периоде (п. 10.1 Порядка).
Говоря о ликвидации обособленных подразделений, следует учесть следующее. В случае принятия руководством решения о прекращении деятельности одного из «обособленцев» фирма должна предоставлять декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий год. Другое дело, что предусмотренный для подачи в налоговую по местонахождению уже ликвидированного подразделения «обособленный» комплект нужно предоставлять в ИФНС, к которой прикреплена головная организация. При этом необходимо учесть особенности оформления листов такой декларации. А именно…
В Титульном листе (Лист 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «223», а в верхней его части — КПП, который был присвоен компании инспекцией по месту нахождения закрытого подразделения.
В Разделе 1 код ОКАТО муниципального образования, на территории которого находился ликвидированный «обособленец», указывается в общеустановленном порядке.
Кроме того, в письме от 24 сентября 2008 г. № 20-12/090338 специалисты УФНС по г. Москве обращают внимание, что при закрытии подразделения в декларациях, оформляемых до конца года (после ликвидации «обособленца»), по строке 031 указывается налоговая база в целом по организации без учета аналогичного показателя по закрывшейся единице. Разность между показателями строк 030 и 031 должна соответствовать сумме по строке 050 Приложения № 5 к Листу 02 с кодом 3 «по обособленному подразделению, закрытому в течение текущего налогового периода» по реквизиту «Расчет составлен». В свою очередь, в указанной строке 050 фиксируется налоговая база за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором было закрыто подразделение. Естественно, что аналогичный период рассматривается и при заполнении строки 040.
Поскольку имело место выбытие одного из подразделений, вполне вероятно, что по сравнению с предыдущим отчетным периодом произойдет снижение налоговой базы во всей организации (строка 120 Листа 02). В данном случае ранее исчисленный налог на прибыль (как в целом по компании, так и по обособленным подразделениям, включая закрытые) подлежит уменьшению. При этом строка 050 Приложения № 5 к Листу 02 по ликвидированному «обособленцу» будет определяться путем перемножения показателей по строкам 040 и 030.
важно
С начала 2009 года в силу поправок, внесенных в статью 284 Налогового кодекса Законом от 30 декабря 2008 г. № 305-ФЗ, в федеральный бюджет должна перечисляться сумма налога, исчисленная по ставке 2%, а в казну субъектов — рассчитанная по ставке 18%. При этом в последнем случае ставка может быть понижена законами субъектов для отдельных категорий налогоплательщиков, но до 13,5% максимально.
Кроме того, в Приложениях № 5 к Листу 02 по указанным обособленным подразделениям не будут заполняются строки:
- 100 «Сумма налога к доплате»;
- 120 «Ежемесячные авансовые платежи в квартале, следующем за отчетным периодом»;
- 121 «Ежемесячные авансовые платежи на I квартал следующего налогового периода».
Налог на прибыль по обособленным подразделениям 2018
Если у фирмы имеются зарегистрированные в общеустановленном порядке ОП, необходимо соблюдать специальный нормативный порядок исчисления и уплаты в пользу государства сумм налога с прибыли.
Распределение налога на прибыль между обособленными подразделениями выполняется с учетом требований п. 1 стат. 288 НК. Здесь определено, что та часть налога, которая направляется в бюджет федеральный (3 %), уплачивается централизовано по адресу фирмы-«головы».
А та часть, что начисляется в бюджет региональный (17 %), подлежит распределению между головной компанией и ее ОП (п. 2 стат. 288).
Указанные ставки налога на 2017-2020 гг. утверждены в п. 1 стат. 284 НК. Следовательно, чтобы правильно заплатить суммы в региональный бюджет, предварительно необходимо выяснить, какая часть налога приходится на головную организацию, а какая – на ОП.
Если у предприятия зарегистрировано не одно подразделение, а несколько, и размещены они территориально в одном субъекте, что делать? В этой ситуации налогоплательщик вправе выбрать одно ОП, через которое и будет уплачиваться налог.
Это же правило распространяется и на фирму-«голову».
Налоговая декларация по налогу на прибыль
Если у компании несколько подразделений в одном регионе
Если предприятие имеет несколько ОП на территории одного субъекта РФ, то оно может не распределять налоговую базу между ними (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ). Долю в налоговой базе компании при этом определяют по всей совокупности ОП, расположенных в одном регионе. Налогоплательщик самостоятельно выбирает то ОП, через которое будет уплачиваться налог. Можно использовать и стандартную схему, когда долю налога на прибыль по обособленному подразделению определяют отдельно для каждого из них.
Также платить весь «региональный» налог можно и через ГП, если оно находится в том же субъекте РФ. Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике и сообщить о нем налоговикам не позднее 31 декабря года, предшествующего периоду уплаты. В случае изменений регламента уплаты из-за создания новых или ликвидации существующих ОП, организация должна сообщить об этом налоговикам в течение 10 дней по окончании отчетного периода.
Если организация имеет филиальную сеть либо одно обособленное подразделение, то налоговые обязательства следует рассчитывать с учетом территориальных отделений. Местоположение головного учреждения и филиала играют наиважнейшую роль.
Законодатели предусмотрели несколько вариантов, как правильно считать налог на прибыль по обособленным подразделениям 2020 года:
- Головной офис фирмы, независимо от подразделений, обязан перечислять платежи по налогу на прибыль (ННП) в федеральный бюджет — в полном объеме, в региональный бюджет — в сумме налогового обязательства, приходящегося на объем доходов головной компании (п. 1, 2 ст. 288 НК РФ, письмо Минфина от 01.02.2016 № 03-07-11/4411).
- Если филиал находится в том же регионе (субъекте), что и головное учреждение (ГУ), ННП допускается не распределять между ГУ и филиалами. Иными словами, платить налог на прибыль обособленного подразделения в региональный бюджет допустимо одним из налогоплательщиков (ГУ или ОП) (п. 2 ст. 288 НК РФ, письмо Минфина от 03.07.2017 № 03-03-06/1/41778).
- При централизованных расчетах с бюджетом налоговые обязательства по ННП в региональную казну уплачиваются одним платежным поручением. В роли плательщика вправе выступать как головной офис, так и ответственное за централизованные расчеты территориальное отделение компании.
- Если ОП находится в другом регионе, то распределение налога на прибыль между обособленными подразделениями и ГУ производится только по региональному бюджету. Объем платежей определяется исходя из доли, приходящейся на каждое ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ, письмо Минфина от 19.05.2016 № 03-01-11/28826).
ВАЖНО!
Перейти на централизованную уплату налоговых платежей в бюджет допустимо только с начала налогового периода, то есть с начала календарного года. Такой переход необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения и подать соответствующее уведомление о централизации платежей в ФНС до 31 декабря (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Расчет доли прибыли и налога на прибыль по обособленному подразделению
Для расчета налога на прибыль НК РФ введены специальные правила определения налоговой базы у обособленных подразделений и головной организации.
Налоговая база подразделения определяется исходя из его доли прибыли в базе по всей организации в целом (абзац 1 п. 2 ст. 288 НК РФ).
При этом при расчете доли прибыли подразделения используются следующие показатели:
- трудовой показатель (среднесписочная численность работников или величина расходов на оплату труда);
- остаточная стоимость амортизируемого имущества.
Сумма уплачиваемого в региональный бюджет налога (авансового платежа), приходящаяся на обособленное подразделение (ОП) рассчитывается по итогам каждого отчетного или налогового периода следующим образом.
1. Выбирается, какой из двух показателей будет использоваться для расчета:
- среднесписочная численность работников ОП;
- или расходы на оплату труда ОП.
Выбранный показатель следует закрепить в налоговой учетной политике. При этом его нельзя изменять до окончания года (п. 2 ст. 288, ст. 313 НК РФ).
Если используется для расчета среднесписочная численность работников, то следует определить удельный вес среднесписочной численности работников ОП за отчетный (налоговый) период по формуле:
Удельный вес среднесписочной численности работников ОП = Среднесписочная численность работников ОП/Среднесписочная численность работников всей организации Х 100%.
Отметим, что, по мнению финансистов, показатель среднесписочной численности работников ОП определяется исходя из показателей среднесписочной численности работников, определяемых на основе фактического места осуществления ими трудовой деятельности.
Место фактического осуществления деятельности определяется на основе следующих первичных документов:
- приказы (распоряжения) о приеме, переводе работника на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
- личная карточка работника; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда и табель учета рабочего времени;
- расчетно-платежная ведомость.
Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени, на основании которого устанавливается численность работников. Кроме того, место осуществления трудовой деятельности должно быть зафиксировано в трудовом договоре с сотрудником.
Пример расчета для ОП
Рассмотрим пример расчета налога на прибыль для обособленного подразделения на следующих условиях:
ООО «Весна» (г. Москва) имеет филиал «Зима» (г. Санкт-Петербург). Совокупная налогооблагаемая база в расчетном периоде — 5 миллионов рублей.
Значения расчетных показателей:
Наименование показателя |
Числовое значение |
|
В целом по компании |
В том числе по ООО «Зима» (филиал) |
|
Среднесписочная численность работников |
150 |
50 |
Затраты на оплату труда |
12 000 000 |
4 400 000 |
Остаточная стоимость имущества |
50 000 000 |
18 000 000 |
В учетной политике ООО «Весна» определено, что для распределения базы по ННП используется показатель среднесписочной численности и остаточной стоимости ОС.
Удельный вес трудового показателя = 50 / 150 × 100% = 34%.
Удельный вес имущественного показателя = 18 000 000 / 50 000 000 × 100% = 36%.
Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, отражены в ст. 288 НК РФ. Налог на прибыль подлежит уплате в два бюджета — в федеральный и бюджеты субъектов РФ. Налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату сумм авансовых платежей, а также сумм налога, рассчитанных по итогам налогового периода, производят следующим образом:
- в федеральный бюджет — по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);
- в доходную часть бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований — по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ). Доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
С 1 января 2006 г. в связи с выходом Закона N 58-ФЗ п. 2 ст. 288 НК РФ дополнен положениями, которые применяются, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ. В этом случае возможен один из двух вариантов уплаты налога на прибыль.
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
- Прибыль распределяется по всем обособленным подразделениям.
- Прибыль не распределяется по каждому из подразделений. В этом случае определяется доля прибыли, приходящаяся на все подразделения, и налог уплачивается через одно из них. При этом налогоплательщик сам выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика состоят на учете. Уведомить налоговые органы о своем решении необходимо до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на новый порядок уплаты налога (Письмо Минфина России от 21.04.2006 N 03-03-02/88). Заметьте, действующее налоговое законодательство РФ не ограничивает права налогоплательщика при выборе ответственного подразделения.
Кроме того, Минфин в своих Письмах разъяснил: если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за все обособленные подразделения (Письма N 03-03-02/132 , N 03-03-04/1/225 ). Таким образом, если организация, имея несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, выберет второй вариант (и закрепит его в учетной политике), то она обязана уведомить об этом налоговые органы (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Порядок уплаты налога на прибыль
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В ней же установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Согласно п. 3 ст. 288 НК РФ суммы авансовых платежей по налогу, а также суммы налога, подлежащие перечислению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, налогоплательщик исчисляет самостоятельно, то есть обязанность по исчислению суммы налога на налоговый орган или налогового агента не возлагается. Налогоплательщик сообщает сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также о суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее установленного срока для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
В п. 4 ст. 288 НК РФ установлены сроки уплаты налогоплательщиком сумм авансовых платежей и налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений. Эти сроки совпадают с предусмотренными п. 1 ст. 287 НК РФ сроками уплаты налога и авансовых платежей налогоплательщиком:
- суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, уплачиваются не позднее установленного срока для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- суммы авансовых платежей уплачиваются не позднее установленного срока для подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период — не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
В случае если налогоплательщик имеет обособленное подразделение, расположенное за пределами РФ, в соответствии с п. 5 ст. 288 НК РФ налог подлежит уплате в бюджет с учетом положений ст. 311 НК РФ, устраняющих двойное налогообложение.
Минфин России в своем Письме от 24.11.2004 N 03-03-01-04/4/23, отвечая на конкретный вопрос, разъяснил, что расчет доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, расположенное на территории иностранного государства, предусмотренный п. 2 ст. 288 НК РФ, не производится. Сумма налога на прибыль в этой части зачисляется в бюджет РФ по месту нахождения головной организации с учетом ст. 284 НК РФ.
Порядок расчета долей прибыли по обособленным подразделениям
Долю прибыли обособленного подразделения (ОП) в общем объеме прибыли компании считают по формуле:
Доля прибыли ОП = (Удельный вес среднесписочной численности персонала ОП удельный вес остаточной стоимости основных средств ОП) / 2.
Разберем, как посчитать каждый показатель.
Удельный вес ССЧ персонала ОП = (ССЧ персонала ОП за отчетный или налоговый период / ССЧ по всей организации за отчетный или налоговый период) * 100 %.
Для наглядности расчеты будем проводить на примере:
У организации два обособленных подразделения. Общая среднесписочная численность персонала — 100 человек. Из них 40 чел. приходится на головной офис, 35 чел. — на ОП № 1, и еще 25 чел. — на ОП № 2.
Рассчитаем удельный вес среднесписочной численности персонала организации:
- головной офис: (40 чел. / 100 чел.) * 100 % = 40 %;
- ОП № 1: (35 чел. / 100 чел.) * 100 % = 35 %;
- ОП № 2: (25 чел. / 100 чел.) * 100 % = 25 %.
Теперь определим удельный вес остаточной стоимости ОС. Его считают по формуле:
Удельный вес остаточной стоимости основных средств ОП = (Средняя остаточная стоимость основных средств ОП / Средняя остаточная стоимость ОС по организации в целом) * 100 %.
Дополним условие примера:
Остаточная стоимость основных средств в организации — 10 млн. руб. Из них ОС на 5 млн. руб. числится за головным офисом, на 3 млн. руб. — за ОП № 1, на 2 млн. руб. — за ОП № 2.
Посчитаем удельный вес остаточной стоимости ОС по организации:
- головной офис: (5 млн. руб. / 10 млн. руб.) * 100 % = 50 %;
- ОП № 1: (3 млн. руб. / 10 млн. руб.) * 100 % = 30 %;
- ОП № 2: (2 млн. руб./ 10 млн. руб.) * 100 % = 20 %.
Теперь можно рассчитать доли прибыли по головному офису и подразделениям организации.
Дополним условие примера:
Налоговая база по налогу на прибыль за отчетный период в целом по организации составила 1,2 млн. руб.
Рассчитаем доли прибыли:
- головной офис: (40 % 50 %) / 2 = 45 %;
- ОП № 1: (35 % 30 %) / 2 = 32,5 %;
- ОП № 2: (25 % 20 %) / 2 = 22,5 %.
Распределим налоговую базу:
- головной офис: 1,2 млн. руб. * 45 % = 540 тыс. руб.;
- ОП № 1: 1,2 млн. руб.* 32,5 % = 390 тыс. руб.;
- ОП № 2: 1,2 млн. руб.* 22,5 % = 270 тыс. руб.