Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка и оплата штрафов по системе Платон — как это сделать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задача государственной системы Платон — решение задачи финансирования дорожного строительства и ремонта, а также реализация принципа «пользователь платит». Повышение объемов грузовых перевозок по автомобильным дорогам приводит к интенсификации использования дорожной сети, а следовательно, ее преждевременному разрушению. Все это ведет к накоплению значительного объема отложенного ремонта, требующего большого объема капитальных вложений. При этом за это платят одинаково все пользователи вне зависимости от степени вреда, наносимого дорожным конструкциям их транспортными средствами, и без учета коммерческой составляющей грузоперевозок.
Тарифы системы «Платон» в 2023 году
С текущего года утверждена новая плата за использование системы «Платон» – теперь она составляет 2,84 рубля за километр.
Стоимость основывается на индексе потребительских цен, который берется из Федеральной службы государственной статистики (Росстат). В сравнении с прошлым годом он увеличился на 11,94 %.
Примечательно, что официально стоимость использования дорог должна составлять 3,73 рубля за километр. Именно столько указано изначально в тарифном плане. Но согласно пункту 2.а Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 г. № 1191 утвержден понижающий коэффициент 0,51.
Итоговая сумма за пользование дорогами владельцами фур рассчитывается через умножение цены тарифа на длину маршрута.
Для справки!
Расчет итоговой платы произведен с учетом индекса потребительских цен с применением понижающего коэффициента. Стоимость километра в системе «Платон» – 2,84 рубля (итоговый тариф).
Каковы штрафы за «Платон»
Штрафы выписываются в двух случаях:
если большегруз весом более 12-ти тонн передвигается по федеральным трассам в обход системы «Платон» (то есть, не зарегистрирован в ней);
если грузовик зарегистрирован в системе, но оплата за его проезд не поступает (либо поступает не в полной мере).
Штрафы системы «Платон» назначаются в размерах, установленных ст. 12.21.3 КоАП РФ. Если правонарушение совершается впервые, штрафная санкция составляет 5000 рублей. При его повторном совершении сумма штрафа увеличивается в два раза – до 10 000 рублей.
В статье 12.21.3 также отмечается, что, если в течение суток технические средства зафиксировали одно и то же правонарушение более одного раза, владелец машины не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи, автоматически зафиксированные в течение указанного времени.
Как работает система Платон
Закон обязывает владельцев фур регистрироваться в системе взимания платы. При регистрации необходимо приложить пакет документов. После чего на официальном сайте системы открывается личный кабинет пользователя и формируется расчетная запись для учета денежных средств.
Размер платы можно рассчитывать одним из двух способов на выбор:
- С помощью бортового устройства. В автомобиль устанавливается специальное бортовое устройство, которое фиксирует платные километры при помощи спутниковой связи. Деньги списываются с расчетной записи во время поездки за фактически пройденное расстояние. Поэтому перед выездом нужно обязательно пополнить баланс.
Плюсы:
- не нужно каждый раз оформлять маршрутную карту и согласовывать маршрут, деньги списываются с предоплаченного баланса;
- есть возможность пользоваться постоплатой при выполнении определенных условий (об этом ниже).
Минусы:
- затраты на покупку и установку бортового устройства;
- необходимо следить за исправностью бортового устройства;
- необходима периодическая замена устройства;
- в самый неподходящий момент заканчиваются деньги на балансе.
- Путем оформления маршрутной карты. В этом случае перед каждым рейсом нужно оформлять разовую маршрутную карту. Сделать это можно через интернет в личном кабинете Платона, через терминал самообслуживания либо в центрах поддержки пользователей. Карта рассчитывает путь, приходящийся на федеральные трассы, который необходимо сразу оплатить.
Плюсы:
- не нужно следить за исправностью бортового устройства;
- не нужно думать о текущем балансе в системе Платон.
Минусы:
- карту необходимо оформлять на каждый рейс;
- нельзя менять маршрут движения;
- нельзя воспользоваться постоплатой.
С 1 марта 2021 года плата за 1 километр пути большегрузного авто по федеральным трассам составляет 3,06 руб. Если сравнить этот тариф с суммами, принятыми в других странах, он окажется рекордно низким (для сравнения, в Белоруссии он составляет вшестеро больше, а в Австрии доходит до 0,5 долл/км).
Введение этого тарифа сделает поездку ненамного дороже – менее чем на 10%, тогда как в себестоимость, например, продовольственных товаров цена перевозки заложена на уровне 4-10%, что означает конечное влияние на формирование цены товара в рамках 1%. Таким образом, введение платы по «Платону» не скажется негативно на ценах перевозимых товаров, наоборот, в условиях конкурентной борьбы они даже могут снижаться.
Что нужно сделать, чтобы избежать штрафов
Нужно следовать нескольким правилам:
- установка специального оборудования;
- контролировать исправность техники;
- не забывать делать пополнение счета.
Может оказаться, что на момент поездки денег может не хватить. Заказчик может оплатить доставку груза в качестве аванса.
Постоплата предусмотрена для ответственных перевозчиков. Чтобы воспользоваться услугой, нужно выполнить следующие условия:
- минимальный срок регистрации от 2-х месяцев;
- обязательная установка специализированного аппарата;
- отсутствие долга 6 месяцев подряд;
- отсутствие неоплаченных штрафных санкций.
Что такое система «Платон»
«Платон» — российская система сбора и обработки данных о движении большегрузов с максимальной допустимой массой в 12 тонн по дорогам федерального значения (с литерой «М»). Владельцы таких машин платят налог — возмещают ущерб, который наносят дорожному полотну. По системе «Платон» стоимость проезда 12-тонников за 1 км составляет 1,9 руб.
Система запущена с 15.11.2015 согласно Постановлению Правительства № 504 от 14.06.2013. Тогда же в КоАП РФ появилась статья, вводящая санкции за нарушение этих правил. С июля 2022 года полномочия налагать штраф за езду без «Платона» ГИБДД передало Ространснадзору. На федеральных трассах установили 500 дополнительных камер. Повышение контроля увеличило собираемые средства почти втрое.
По закону владельцы грузовых машин покупают и устанавливают под капот автомобиля бортовое оборудование, которое подключается к спутникам по технологиям ЭРА-ГЛОНАСС и GPS. Оно контролирует движение ТС и списывает с лицевого счета цену проезда.
Осталось узнать, как положить деньги на «Платон». Вариантов может быть несколько:
- Можно внести нужную сумму в платежном терминале либо в центре информационной пользовательской поддержки.
- Оплата топливными карточками – DKV и Е100.
- При помощи перевода средств с карты любого банка. Сделать это можно в личном кабинете или при помощи мобильного приложения. Этот вариант подходит для тех, кто ищет, как положить деньги на «Платон» с карты. При переводе потребуется указать все необходимые данные карты:
- срок действия;
- имя владельца;
- трехзначный код;
- номер.
- можно найти на сайте «Платона» в личном кабинете;
- запросить в центре поддержки пользователей.
Избирательность системы: какие машины попадают под неё
Действие закона распространяется на все автомобили, грузоподъёмность которых 12 тонн и выше. Этот критерий является основополагающим, независимо от марки, фирмы, страны производителя и т.д.
Важно! Вес загруженного транспорта измеряется с учётом пассажиров и водителя.
Есть ряд категорий автотранспорта, которые освобождаются от оплаты (ст.31.1 Федерального закона №257-ФЗ):
- пассажирский спецтранспорт (исключение – грузопассажирские фургоны);
- служебные автомобили (пожарные машины, военные, скорой помощи, органов внутренних дел, коммунальные), при условии их оснащения спецсигналами;
- транспорт, являющийся частью состава вооружения Министерства Обороны РФ;
- грузовые машины, которые используются исключительно для транспортировки армейской техники и военного имущества.
Подобное разграничение обусловлено тем, что закон изначально разрабатывался непосредственно для дальнобойщиков, точнее для содержащих их компаний.
Если вынесено два и более штрафа за сутки
Часто собственники грузового транспорта привлекаются к ответственности несколько раз в течение одного дня. Это незаконно. В примечании 2 к статьи 12.21.3. КоАП РФ указано:
Собственник (владелец) транспортного средства, в случае, если административное правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.
Таким образом, “повторные” в течение суток штрафы необходимо обжаловать.
Как работает система Платон
Закон обязывает владельцев фур регистрироваться в системе взимания платы. При регистрации необходимо приложить пакет документов. После чего на официальном сайте системы открывается личный кабинет пользователя и формируется расчетная запись для учета денежных средств.
Размер платы можно рассчитывать одним из двух способов на выбор:
- С помощью бортового устройства. В автомобиль устанавливается специальное бортовое устройство, которое фиксирует платные километры при помощи спутниковой связи. Деньги списываются с расчетной записи во время поездки за фактически пройденное расстояние. Поэтому перед выездом нужно обязательно пополнить баланс.
Плюсы:
- не нужно каждый раз оформлять маршрутную карту и согласовывать маршрут, деньги списываются с предоплаченного баланса;
- есть возможность пользоваться постоплатой при выполнении определенных условий (об этом ниже).
Минусы:
- затраты на покупку и установку бортового устройства;
- необходимо следить за исправностью бортового устройства;
- необходима периодическая замена устройства;
- в самый неподходящий момент заканчиваются деньги на балансе.
- Путем оформления маршрутной карты. В этом случае перед каждым рейсом нужно оформлять разовую маршрутную карту. Сделать это можно через интернет в личном кабинете Платона, через терминал самообслуживания либо в центрах поддержки пользователей. Карта рассчитывает путь, приходящийся на федеральные трассы, который необходимо сразу оплатить.
Плюсы:
- не нужно следить за исправностью бортового устройства;
- не нужно думать о текущем балансе в системе Платон.
Минусы:
- карту необходимо оформлять на каждый рейс;
- нельзя менять маршрут движения;
- нельзя воспользоваться постоплатой.
Как зарегистрировать автомобиль в системе
Зарегистрироваться в системе «Платон» можно в одном из Центров информационной поддержки. Они имеются в каждом крупном городе РФ, а также на всех автомобильных пунктах пограничного контроля при въезде в Россию. Регистрация в системе бесплатна, покупать устройство «Платон» также не требуется, поскольку оно будет предоставлено владельцу грузовика без взимания платы.
Читаем также: Штраф за езду без документов
Вопрос относительно того, можно ли ездить без тахографа на грузовике, не имеет отношения к системе «Платон». Тахограф — это устройство, которое отслеживает скорость грузовых и пассажирских автомобилей, а также режим работы водителей. Тахограф устанавливается на любом автомобильном транспорте, используемом для коммерческих перевозок, в том числе пассажирском и с грузоподъёмностью менее 12 тонн. Устройство системы «Платон» предназначено лишь для большегрузных фур.
Платить налог за «Платон» обязаны большегрузы с максимальной допустимой массой свыше 12 тонн — еврофуры, грузовые прицепы, отечественные самосвалы КАМАЗы и МАЗы и др. Это значение указано в ПТС, СТС или сертификационных документах на автомобиль.
Какие ТС освобождены от штрафа за езду без «Платона» в 2019 году:
- машины, перевозящие оружие и военную технику;
- автобусы и другие пассажирские ТС, кроме автомобилей-фургонов;
- автомобили спецслужб и ведомств со звуковыми и световыми сигналами — МЧС, МВД, пожарной охраны, аварийно-спасательные, медицинские и реанимационные.
Как правило, оплата налога происходит авансом: владелец вносит деньги на личный счет по тарифу, и они расходуются по мере поступления данных от бортового устройства авто. Водитель, проезжающий к месту остановки транзитом, может купить разовый «билет» — маршрутную карту.
Законопроект об отмене системы «Платон»
Законопроект действительно есть, его номер 87463-8, он внесен в Государственную Думу РФ 15 марта 2022 года, пока не рассматривался даже в первом чтении, направлен на обсуждение в комитеты Госдумы. Но данный законопроект об отмене «Платона» в 2022 году предполагает просто отмену ФЗ-68 о внесении изменений в Бюджетный кодекс и введении системы «Платон».
Вопрос финансирования ремонта и строительства дорог в отсутствие поступлений от владельцев большегрузов в нем не проработан. Указано только, что новые поступления может обеспечить изменение условий концессионного соглашения и долгосрочный экономический эффект от улучшения деятельности экономических субъектов.
Представляется, что Минтранс уже принял решение по системе и вряд ли будет его менять.
Как оплатить «Платон»
Использовать бортовое устройство. «Платон» выдает его бесплатно после регистрации и оформления договора — по одному на машину. Устройства крепят на лобовое стекло, на присоски или двусторонний скотч и подключают в прикуриватель. Устройство постоянно определяет местонахождение фуры через GPS и «Глонасс» и передает эти координаты в систему по мобильной связи. На устройстве видно сигнал и баланс расчетной записи.
Владелец фуры переводит деньги на баланс, они списываются по мере движения. Если организация или собственник большегруза зарегистрированы в системе больше 2 месяцев и работают без долгов и штрафов, возможна постоплата — им разрешают платить не сразу, а на месяц позже.
С устройством водителю не нужно оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой. Но придется его установить, следить за работой и балансом.
Оформить маршрутную карту. Собственник фуры может заранее согласовать и оплатить будущий маршрут. Для этого он указывает дату, начальную и конечную точки маршрута. После этого система показывает цену — водитель платит банковской картой.
Это сложнее, чем с бортовым устройством, зато не нужно заказывать оборудование, следить за его работоспособностью и балансом.
В комплекте само бортовое устройство с индикаторами, крепления и сетевой провод для прикуривателя. Кадр из ролика «Платона» на YouTube
Устройство крепят на лобовое стекло на присоски или скотч. На нем видно баланс, сеть и уровень заряда. Кадр из ролика «Платона» на YouTube
Маршрутная карта — альтернатива бортовому устройству. В ней указывают дату и точки маршрута, после этого оплачивают будущий рейс
Как обжаловать штрафы за Платон
Необходимость оспорить штраф за Платон может возникнуть по разным причинам:
- маршрут был оплачен, но из-за сбоя в системе пришло постановление;
- штраф получил, но владельцем ТС не является;
- нарушение зафиксировано повторно в течение одних суток.
Подать жалобу для отмены штрафа можно в течение 10 суток со дня получения постановления. Сделать это можно разными способами:
- Обратиться в Ространснадзор лично или отправить жалобу:
- почтой России по адресу: ул. Петрозаводская 32а, Москва, Россия, 125475;
- в электронном виде через форму на сайте Ространснадзора.
- Обратиться в районный суд
К жалобе прикладываются подтверждающие документы. Лучше всего соблюдать правила и не доводить дело до суда.
Способы получения информации о санкциях
Автовладельцам доступно несколько альтернативных, но одинаково надежных способов проверки наличия штрафов по системе Платон. Первый — официальный интернет-сайт ГИБДД. При посещении данного сайта, интересуемая информация размещается во вкладке «проверка неуплаченных штрафов». Посещение и проверка информации по штрафным санкциям не требует регистрации и авторизации на сайте. После перехода во вкладку, требуется заполнить небольшую электронную форму, в которой указываются сведения о транспорте (гос.номера и номер регистрационного свидетельства). После заполнения формы необходимо нажать клавишу «запустить проверку» и ввести цифровое подтверждение запроса. Далее система в автоматическом режиме проведет поиск и выдаст результат, в котором будут содержаться сведения обо всех имеющихся неоплаченных штрафах за данным авто.
Второй способ — сервис Яндекс.Штрафы. Работа в данном сервисе строится по такому же принципу, как и на сайте ГИБДД. То есть в соответствующие графы потребуется вписать номер водительского удостоверения, а также номер свидетельства о регистрации транспортного средства. Также гражданин должен будет указать свою электронную почту для того, чтобы в последующем получать уведомления об имеющихся штрафных санкциях.
Способы получения информации о санкциях
Автовладельцам доступно несколько альтернативных, но одинаково надежных способов проверки наличия штрафов по системе Платон. Первый — официальный интернет-сайт ГИБДД. При посещении данного сайта, интересуемая информация размещается во вкладке «проверка неуплаченных штрафов». Посещение и проверка информации по штрафным санкциям не требует регистрации и авторизации на сайте. После перехода во вкладку, требуется заполнить небольшую электронную форму, в которой указываются сведения о транспорте (гос.номера и номер регистрационного свидетельства). После заполнения формы необходимо нажать клавишу «запустить проверку» и ввести цифровое подтверждение запроса. Далее система в автоматическом режиме проведет поиск и выдаст результат, в котором будут содержаться сведения обо всех имеющихся неоплаченных штрафах за данным авто.
Второй способ — сервис Яндекс.Штрафы. Работа в данном сервисе строится по такому же принципу, как и на сайте ГИБДД. То есть в соответствующие графы потребуется вписать номер водительского удостоверения, а также номер свидетельства о регистрации транспортного средства. Также гражданин должен будет указать свою электронную почту для того, чтобы в последующем получать уведомления об имеющихся штрафных санкциях.