Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и когда нужно пропускать пешеходов и какое наказание грозит за нарушение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под термином «пешеходный переход» в ПДД понимается участок проезжей части или трамвайных путей, который обозначен соответствующими знаками и разметкой. Данная зона предназначена для безопасного перемещения прохожих через дорогу. Если пешеходный переход не обозначен разметкой, его шириной считается расстояние между знаками.
Правила безопасности и полезные советы
Основных правил безопасности всего два: быть осторожнее и заметнее. Опираясь на них, можно избежать неприятных ситуаций при пересечении дорожного полотна:
- Если перед пешеходом остановилась одна машина, не значит, что так поступят остальные водители. Необходимо несколько раз посмотреть направо/налево и только убедившись в безопасности перехода начинать движение через проезжую часть;
- При переходе дороги на зеленый сигнал светофора всё равно нужно смотреть по сторонам. Случается, что некоторые водители продолжают движение на красный свет;
- Недопустимо перебегать дорогу. Водитель может не успеть среагировать на бегущего человека;
- В темное время суток, особенно при ограниченной видимости в туман, дождь, метель, человек в темной одежде сливается с полотном и на дороге его не видно. Рекомендовано обозначать себя световозвращателями. Если их нет – включенным карманным фонариком или экраном мобильного телефона. За пределами населенных пунктов наличие у пешеходов световозвращателей обязательно;
- Нельзя внезапно выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий для обзорности водителя;
- Рекомендовано снимать глубокие капюшоны и выключать звук гарнитуры. Капюшон мешает пешеходу увидеть ситуацию при выходе на дорогу. Громкая музыка в наушниках не позволяет услышать шум приближающегося транспорта;
- Пересечение железнодорожных путей в неустановленном месте или на запрещающий сигнал семафора грозит тяжелыми последствиями. Если в экстренной ситуации автомобиль все таки сможет затормозить, то поезд нет.
Правила проезда зебры на перекрестках
Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД. Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.
Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам. При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.
При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход. Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность. При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.
Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф. Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка.
Тротуар — это специальное сооружение, которое служит как зона перемещения для пешеходов и велосипедистов. Чтобы точно понимать значение этого слова, следует знать, что такое дорога. Она представляет собой полосу, предназначенную для езды. Дорога состоит из тротуара и обочины. Разница между обочиной и остальной дорогой заключена в том, что на первой можно парковаться. Тротуар — это пешеходная дорожка (одна или более) вдоль дороги. Парковка — место для остановки автомобилей, которая расположена у края обочины или самой проезжей части.
По ПДД, следует отделять пешеходную зону от остальной части дороги зелёной зоной шириной не более 1 метра или бетонным бордюрным камнем. Бордюр необходим для защиты дороги от размытия и осыпания грунта, также бордюрный камень способствует уменьшению разрушений покрытия от механической и природной нагрузки. Обочина обычно находится ниже, чем остальная часть тротуара. Покрытие пешеходных зон асфальтное, бетонное, реже деревянное.
Знаете ли вы? Движение всадников и гужевых средств по пешеходным дорожкам разрешено не во всех странах. К примеру, в ПДД Беларуси подобный способ передвижения разрешён только не далее 1 метра от правого края проезжей части. В ПДД Украины, в свою очередь, движение всадников по проезжей части запрещено.
Правила и требования ПДД действуют в отношении всех возрастных категорий и обоих полов, независимо от статуса, социального положения и состояния здоровья. Пешеходы имеют обширный перечень обязанностей.
Среди них выделяют следующие требования:
- не останавливаться посреди пути без весомой причины и необходимости, не вводить водителей в состояние замешательства неопределёнными, хаотичными действиями;
- двигаться по дороге, только удостоверившись, что опасности нет и дистанции до движущихся транспортных средств предостаточно, чтобы успеть сделать переход;
- пересекать дорогу без разметки, только если она хорошо видна во всех направлениях;
- переходить только лишь в строго обозначенных местах, не стремиться сократить путь через необорудованный участок;
- не пересекать дорогу в диагональном направлении;
- всегда обращаться особое внимание на жесты автоинспектора-регулировщика и светофора;
- не приводить в замешательство участников движения, избегать создания препятствий и аварийных ситуаций;
- в ночное и вечернее время носить светоотражающие предметы — за пределами города или посёлка это обязательное условие.
Если движется транспорт с сигнальными знаками, необходимо как можно скорее уйти с проезжей части и вернуться на безопасную территорию.
Ответственность пешеходов за нарушение ПДД
Пешеходы зачастую лично несут ответственность за случившееся происшествие в процессе пересечения проезжей части. Далеко не всегда действия пешехода признают правомерными. По этой причине повышенная внимательность и ответственность на дорогах может сохранить личный бюджет, а главное, жизнь и здоровье.
Ответственность в виде административного штрафа или предупреждения накладывается в том случае, если неправомерные действия:
- не привели к причинению ущерба здоровью и созданию препятствий транспортному потоку;
- привели к сбою нормального движения транспорта;
- привели к причинению вреда здоровью небольшой тяжести потерпевшего.
Гражданская ответственность означает то, что виновник должен восполнить причинённый ущерб имуществу, здоровью, моральному состоянию потерпевшего.
Уголовная ответственность наступает, если неправомерные действия привели к следующим последствиям:
- Серьёзный ущерб здоровью. Виновника могут ограничить в свободе (3 года и менее), обязать к принудительным работам (2 года и менее), арестовать (4 месяца и менее), лишить свободы (2 года и менее).
- Смерть потерпевшего. В этой ситуации могут ограничить свободу виновника (4 года и менее), привлечь к принудительной работе (4 года и менее), лишить свободы (4 года и менее).
Смерть двух и более лиц также входит в этот перечень. Этот случай подразумевает привлечение к принудительным работам (5 лет и менее) или лишение свободы (7 лет и менее).
Где устраивают нерегулируемые переходы
Обустройство пересечения дороги пешеходами регулируется государственными стандартами и зависит от интенсивности потока машин, аварийности участка дороги. Необходимым условием является востребованность места пересечения магистрали у людей.
Согласно действующим межгосударственным стандартам, нерегулируемый пешеходный переход (ГОСТ 32944-2014) обозначают дорожной разметкой в виде широких белых полос, которые ограничивают зону движения людей и\или специальными знаками. Организуют их на дорогах с небольшой интенсивностью. Как правило, это загородные трассы местного значения, остановки общественного транспорта и перекрестки в небольших населенных пунктах, где движение ограничено двумя полосами.
Требования к переходам следующие:
- устанавливают не ближе чем через 200 м друг от друга;
- минимальная ширина для прохода людей – 3 метра;
- если переход является продолжением тротуара, то его ширина не может быть меньше;
- пересечение дороги осуществляется перпендикулярно, допустимый угол диагонали — 85 градусов;
- зона видимости «транспорт-пешеход» должна быть достаточной для движения ТС со скоростью 25 или 40 км/ч (СП 42.13330.2011 «Градостроительство и планировка»);
- пешеходные переходы с разметкой могут быть оборудованы островками безопасности, которые дают возможность переждать поток автомобилей.
Сплошная линия разметки перед пешеходным переходом
Известно, что до и после нерегулируемых пешеходных переходов наносят разметку 1.1, поскольку на переходах обгон запрещён.
Вопрос. Имеет ли эта разметка значение разметки 1.19, то бишь будет ли нарушением завершение через неё обгона до пешеходного перехода?
Известно, что до и после нерегулируемых пешеходных переходов наносят разметку 1.1, поскольку на переходах обгон запрещён.
Вопрос. Имеет ли эта разметка значение разметки 1.19, то бишь будет ли нарушением завершение через неё обгона до пешеходного перехода?
То же самое происходит и на перекрестках, когда при движении по главной обгон не запрещен, но перед перекрестком также сплошная. Практика показывает, что припредъявлении судье фотографии, на которой авто слева от сплошной, у судьи не возникает никаких сомнений. Тема для другого раздела была предназначена?
Известно, что до и после нерегулируемых пешеходных переходов наносят разметку 1.1, поскольку на переходах обгон запрещён.Обгон на переходе запрещен при наличии на нем пешеходов. Просто так на переходе обгонять можно.
Обозначения пешеходных зон на автомобильных дорогах не должны находиться напротив дверей магазинов, проходных организаций, школьных калиток или других детских учреждений, которые расположены рядом. В такой ситуации на их пути обустраивается ограждение пешеходного перехода по ГОСТ (второй группы), а поток пешеходов поворачивается по тротуару на 20-30 метров (лучше против движения транспортного потока).
Внимание: Нельзя располагать переходы в зонах автодорог и улиц с недостигнутым нормативным показателем видимости встречного ТС на кривых в плане и выпуклых кривых в профиле. Если эти требования не выполняются, то скорость передвижения автомобилей необходимо ограничить.
На тех участках, где движение пешеходов осуществляется по разделительной полосе, необходимо устанавливать разделенные переходы путем обустройства пешеходных заграждений, которые направляют пеших граждан навстречу транспортному движению.
Минимальное расстояние между пешеходными переходами составляет 50 м.
Санкции за нарушение правил проезда пеших зон
Если водитель нарушает ПДД в сфере самого дорожного движения, то сумма взыскания начисляется в рублевом эквиваленте согласно действующему КоАП РФ.
За невыполнение условия уступки дороги пешеходу, велосипедисту или другим участникам дорожного движения налагается административный штраф в сумме 1500 руб.
Важно знать: За непропуск пеших граждан, перевозящих детей, размер санкций составит 3 тыс. руб. При досрочной оплате штрафа действует скидка 50%.
За парковку авто на переходе и на расстоянии менее 5 м перед ним на водителя будет наложен штраф 1 тыс. руб.
Таким образом, зоны для пешеходов на автодорогах необходимы в целях оптимизации перемещения пеших граждан по автомобильным трассам.
Существует две разновидности переходов для пеших граждан, каждая из которых имеет свои подвиды. Они делятся:
- по способу пересечения гражданами проезжей части, расположению на дорожном полотне, пропускной степени транспорта и пеших лиц;
- по наличию островка безопасности;
- по степени ликвидации конфликтных ситуаций.
Основные требования к пешеходным переходам по ГОСТ 32944 2014 регламентируют обустройство данного участка дороги.
Первый тип подразделяется еще на три категории:
- Нерегулируемый наземный – определенный участок автодороги, которые предназначен для пересечения гражданами проезжей части с наличием соответствующих обозначений в виде знака и/или горизонтальной дорожной разметки.
- Регулируемый тип оборудован светофорной системой.
- Разноуровневая пешеходная зона обеспечивает пересечение дороги гражданами без передвижения по проезжей части (под землей или над землей).
По наличию безопасного островка зоны делятся на:
- без островка;
- с выделенным островком и сквозным пересечением пешеходами автодороги;
- с выделенным островком и искривленным пересечением передвижения пеших граждан.
По уровню ликвидации конфликтов пешие участки подразделяются на:
- регулируемые с конфликтной схемой контролирования движения пешеходов (при включении зеленого цвета светофора одновременно допускается передвижение право- и левоповоротных ТС, но при этом водители должны уступать место пешим гражданам);
- регулируемые с бесконфликтной схемой (на зеленый сигнал пешеходы не пересекаются с потоком транспорта). Одним из вариантов такой зоны является участок дороги, когда транспорт полностью прекращает движение, а пешеходы пересекают проезжую часть. Он называется переход с полной пешеходной фазой.
Перемещение пешехода по проезжей части
У любого движущегося человека рано или поздно возникает нужда пересечь дорогу, и самый безопасный участок для этого — специально оборудованный переход, который может быть как наземным, так и подземным. Когда на дороге не имеется пешеходного перехода, пересечение следует выполнять на перекрестке, но придерживаясь линии тротуара или обочины. В случае, когда рядом нет переходов или перекрестка, пешеходам разрешается двигаться по проезжей части с целью ее пересечения, но только на хорошо просматриваемом в обе стороны участке и под углом 90° относительно раздельной линии на дорожном полотне. На участках дороги с регулируемым движением на места для пересечения дороги указывают светофоры или регулировщики. При пересечении дорожного полотна на нерегулируемом участке человек обязан убедиться в безопасности перехода и отсутствии возможных преград, которые могут нанести вред ему или окружающим.
Запрещается при пересечении дорожного полотна задерживаться, так как во время остановки посреди дороги человек создает препятствие остальным участникам движения.
В случае, когда пересечь дорогу вовремя по каким-либо причинам не получилось, например, на светофоре загорелся красный свет, человек обязан остановиться ровно на раздельной линии и подождать следующего сигнала, разрешающего его движение. Категорически запрещается пересекать дорожное полотно во время приближения специального транспортного средства, к которым относятся машины полиции, медицинской помощи и пожарная техника.
Зона действия знака «Пешеходная дорожка» в ПДД прямо не определена. Однако в п. 5.5.8. ГОСТ Р 52289—2004 указано, что данный знак устанавливают в начале пешеходной дорожки справа от нее, повторный — после каждого пересечения с дорогой.
Таким образом, опираясь на требования ГОСТ, можно утверждать, что зона действия знака «Пешеходный дорожка» распространяется от места его установки и до ближайшего перекрестка за ним (пересечения с дорогой). При этом, если пешеходная территория располагается и дальше, то знак «Пешеходная дорожка» должен быть установлен повторно.
На местности, на которой распространяется действия знака «Пешеходная дорожка», вправе находиться только пешеходы. При этом в зоне действия данного знака запрещается движение любых транспортных средств. Однако законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Об этом ниже.