Имеет ли пассажир право на компенсацию при ДТП в такси и как ее получить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли пассажир право на компенсацию при ДТП в такси и как ее получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С одной стороны, ситуация простая, но не нужно забывать, в какой замечательной стране мы живём. Далеко не каждый водитель окажется порядочным и заявит, что да, это он не заметил открытую дверь и въехал в неё. В большинстве случаев придётся доказывать, что дверь была уже давно распахнута, и помех для движения других ТС не создавала.

Открывая дверь, произошёл удар: считается ли это ДТП?

Для ответа на этот вопрос нам потребуется вспомнить основные понятия из ПДД. Первым делом вспомним определение дорожного движения:

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В нашем случае всему виной будет открытая дверь транспортного средства. Значит, дорожное движение осуществлялось с помощью автомобиля. С этим понятно. Переходим к определению ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

В рассматриваемой ситуации будет важно, в какой именно момент открывалась дверь машины. То есть было ли авто задействовано в процессе движения по дороге.

При этом, следует учитывать позицию судов, в том числе и Верховного Суда РФ, о том, что посадка и высадка пассажиров или самого водителя в авто – это часть процесса движения транспортного средства. Поэтому в большинстве случаев при причинении вреда имуществу или другим участникам дорожного движения это будет квалифицировано как ДТП.

Но вот вопрос о том, кто что нарушил и кто виноват в таком ДТП, остаётся открытым.

Ситуация №4: Если въехал велосипедист

Когда дверь сшибает другая машина, ущерб, конечно, может причиняться серьезный, но, как правило, только «железу».

В ситуации с «мелкоколёсными» участниками дорожного движения всё сложнее. Будь то велосипедист, кто-то на самокате, электросамокате или на роликовых коньках или даже пешеход – все они при наезде на открытую дверь могут получить значительный ущерб здоровью. А если это будет ребёнок, то тем более.

В таком случае ответственность за указанные выше нарушения водителя или пассажира автомобиля будет строже, а наказание ждёт по статьям 12.24 КоАП РФ или 264 УК РФ. Кроме того, виновных ждёт возмещение ущерба вреда здоровью велосипедиста или иных участников дорожного движения.

В случае, если виновным будет признан водитель ТС, то за него в основном выплатит страховая компания по ОСАГО, а если только пассажир, то платить ему всё из своего кармана. Важно помнить, что при вреде здоровью, пострадавшие смогут еще потребовать и моральный вред, который может составлять и 100, и 200, и даже 500 000 рублей.

В ситуации, когда удастся на велосипедиста возложить вину за столкновение с открытой дверью машины, водитель всё равно будет возмещать вред. Всё потому, что он владеет источником повышенной опасности и его вина презюмируется. Зато сможет починить дверь за счет велосипедиста, поскольку последний виноват непосредственно в самом ДТП. Исключением является въехавший в дверь мотоцикл – в этом случае мотоциклист – также владелец ИПО, поэтому возмещение вреда производится на общих основаниях.

Что делать при ДТП с открытой дверью?

При ДТП с дверью машины, как и при любом другом виде аварии, в первую очередь, нужно выполнить требования Правил дорожного движения на этот случай, которые изложены в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1.

Вот основные из них:

В зависимости от ситуации, если есть время и возможность, то фотографируйте место ДТП, расположение ТС, велосипеда и любых других предметов. Фиксируйте на фото-видео привязку машин к неподвижным стационарным объектам.

Далее или в процессе фотографирования озаботьтесь поиском свидетелей ДТП. Если есть запись видеорегистратора, сохраните её. Возможно, видео будет у очевидцев или других участников происшествия.

Если нет, то обратите внимание на уличные камеры, которые могли снять всё происходящее в момент наезда на открытую дверь.

Всё, что вам удастся собрать и что будет доказывать вашу невиновность, надо указать в документах ГИБДД, пусть приобщают записи или запрашивают их у собственников видеокамер.

Обязательно следите, чтобы инспекторы всё правильно измерили и указали в схеме ДТП. В случае каких-то неточностей указывайте свои замечания и не пишите, что согласны со схемой, лучше просто указать, что ознакомлены. Схему и все составленные документы лучше сфотографировать, чтобы у вас были копии.

Если вы всё сделаете правильно, то в дальнейшем это поможет вам или вашему юристу (защитнику) доказать вашу невиновность.

Обвинение и контраргументы

Девушке вменили нарушение пункта 146 ПДД («Запрещается открывать двери ТС или держать их открытыми, если это создаст препятствие для движения других участников дорожного движения»), протокол составлен по ч. 4 ст. 18.23 КоАП РБ («Нарушение ПДД лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим ТС, повлекшее повреждение ТС»), санкция статьи — штраф от 5 до 20 базовых величин. Ей назначили 7 б. в. (189 рублей).

Читайте также:  Брачный договор: кому и зачем он нужен?

Яна в жалобе на постановление указала: «В действиях отсутствует состав административного правонарушения. Будучи пассажиром автомобиля такси, я добросовестно выполняла все указания водителя, рассчитывая, что и таксист будет добросовестно выполнять и ПДД, и Правила автомобильных перевозок пассажиров. Соблюдение мною Правил зависело только от воли и усмотрения водителя такси, на которого я возможности повлиять не имела, при этом добросовестно выполняла свои обязанности пассажира. При этом в материалах дела приводятся объяснения водителя такси Козака, из которых следует, что у меня имелась возможность безопасного выхода из такси слева, а также о том, что он предупреждал меня о необходимости выхода слева.

Вместе с тем указанные Правила водителем были нарушены, что и повлекло ДТП. Речь о следующих пунктах ПДД: п. 9.7 „Водитель обязан обеспечить безопасные условия перевозки пассажиров“; п. 143.11 „Остановка и стоянка запрещаются на левой стороне дороги, за исключением случаев, указанных в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил“; п. 143.17 „Остановка и стоянка запрещаются в местах, где стоящее ТС создаст препятствие для движения“. Также упоминаются и выдержки из Правил автоперевозок пассажиров: п. 231 „Безопасное выполнение перевозок пассажиров должно обеспечиваться автомобильными перевозчиками“, п. 232 „Ответственность за организацию работы по обеспечению безопасного выполнения автоперевозок пассажиров возлагается на руководителей организаций и ИП“, п. 242 „Автомобильный перевозчик для обеспечения безопасного выполнения автоперевозок обязан организовать работу по выполнению требований нормативных правовых актов“; п. 243 „В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения автомобильным перевозчиком обязанностей по обеспечению безопасности автомобильных перевозок пассажиров он несет ответственность в соответствии с законодательством“; п. 246 „Автоперевозчик несет имущественную и другую ответственность в соответствии с законодательством за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, если это связано с выполнением автомобильной перевозки и имело место либо во время нахождения пассажира в салоне транспортного средства, либо во время посадки или высадки“; п. 247 „Автомобильный перевозчик несет ответственность как за свои действия, так и за действия третьих лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения обязательств, возлагаемых на него в соответствии с договором автоперевозки пассажира“».

По мнению девушки, причинами случившегося стали незаконные действия водителя такси, выразившиеся в:

  • грубом нарушении правил остановки и стоянки транспортных средств;
  • создании препятствий для движения других автомобилей;
  • отсутствии контроля за дорожной обстановкой;
  • необеспечении безопасных условий ее перевозки как пассажира;
  • непринятии мер к информированию пассажирки о дорожной обстановке с учетом отсутствия у пассажирки возможности отслеживать ее, в том числе с использованием зеркал заднего вида;
  • создании условий для невозможности выхода с левой стороны автомобиля;
  • отсутствии действий по информированию пассажирки об опасности и необходимости оставаться в салоне.

Особенности денежных выплат пассажирам, пострадавшим от ДТП

Уже сейчас имеется огромное количество случаев, когда пассажиры различного транспорта получали вред здоровью или имущества в результате ДТП, причем чаще всего эти случаи связаны с наземным автомобильным транспортом. Дело в том, что автомобильные аварии считаются наиболее распространенными и часто встречающимися, а при этом чаще всего они сопровождаются довольно существенным причинением вреда здоровью пассажиров. В результате государственные органы пытаются всеми силами создать наиболее благоприятные условия для нормального и безопасного передвижения пассажирского автотранспорта. Для этого устанавливаются знаки, которые запрещают обгон или же монтируются специальные заграждения, предупреждающие возможность ездить по обочине или тротуару. Также запрещено разговаривать водителю пассажирского транспорта по телефону во время поездки. Плата за проезд должна взиматься только тогда, когда транспортное средство не двигается.

Выплаты пассажирам при ДТП определяются в произвольном виде, поскольку их размер полностью зависит от особенностей причиненного ущерба. Для определения конкретных денежных средств, которые должны быть переданы пострадавшему пассажиру, используется специальный закон, в котором имеется соответствующая шкала. При этом ответственность за ущерб несет не государство, а страховая компания и перевозчик. Именно поэтому современные перевозчики начинают более ответственно относиться к своим обязанностям, поскольку в ином случае они могут стать виновниками ДТП, в результате чего должны будут компенсировать ущерб. Поэтому практически каждый перевозчик заключает на сегодняшний день договор со страховыми компаниями, поскольку при ДТП денежные средства будут выплачиваться фирмой, а если этот договор не будет заключен, то перевозчик самостоятельно должен возмещать весь причиненный ущерб.

Получается, что сегодня у пассажира общественного транспорта есть возможность выбора вида страхования, в рамках которого будет осуществлена выплата за вред здоровью. У наиболее пытливых автолюбителей и пешеходов может возникнуть вопрос: а можно ли одновременно получить выплату по обеим упомянутым страховкам? Сосуществование этих видов страховых услуг продолжается сравнительно недолго, потому вряд ли удастся легко найти ответ на этот вопрос в интернете.

Примечательно, что этот вопрос ставит в тупик даже некоторых опытных выплатников, имеющих солидный стаж работы в сфере автострахования. Потому стоит поискать ответ в действующем законодательстве, в частности, в одном из основополагающих документов – Гражданском кодексе. Однако для начала нужно разобраться, когда пострадавший пассажир коммерческого транспорта вправе получить выплату по «автогражданке», а когда может обратиться за возмещением по обязательной страховке ответственности перевозчика.

Компенсация морального ущерба и вреда здоровью

При дорожно-транспортном происшествии денежную компенсацию предоставляет страховая фирма, с которой заключен договор у виновника ДТП. Пассажиру не принципиально, кто будет им признан. Он может получить компенсацию в случае вреда здоровью наравне с водителем, если у второй стороны есть полис ОСАГО. Выплата происходит при предоставлении документального подтверждения наличия травм, получения инвалидности или кончины пострадавшего.

В таких ситуациях подтверждающими документами являются справки из травмпункта и поликлиники или свидетельство о смерти. При нанесении вреда здоровью максимальный объем выплаты составляет до 2 млн руб. в зависимости от степени тяжести травмы.

Читайте также:  Как матери или отцу отказаться от алиментов на ребенка в 2022 году — инструкция

Собрав полный пакет документов, включающий протокол и справки, нужно обратиться в страховую. Она располагает сроком в 30 дней для организации выплаты или предоставления мотивированного отказа в компенсации.

Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО или вы не согласны с отказом от выплаты компенсации, обращайтесь в ближайший к месту проживания суд. Все собранные документы вместе с сообщением о наличии заказа такси станут доказательствами, используемыми в ходе разбирательства. В роли ответчика выступит агрегатор или таксопарк, который предоставлял услугу такси.

Если вы столкнулись с трудностями в защите собственных интересов, обратитесь в компанию The Cab. Компетентные специалисты обеспечат юридическую поддержку и полное сопровождение на протяжении всего разбирательства. Мы гарантируем ваше спокойствие после столь серьезного стресса и быстрое урегулирование любых вопросов.

О правовом регулировании агрегаторства в пассажирских перевозках

Антон Меркушев, адвокатпри участии Елены Гращенковой, правозащитника в сфере легкового такси
Бизнес пассажирских перевозок пережил серьезную трансформацию, когда на смену обычным, традиционным таксопаркам пришли онлайн-сервисы такси. Это отвечало потребностям развивающегося общества: с одной стороны, традиционный таксопарк — не очень удобное, затратное, сложное в управлении предприятие; с другой стороны – мобильный, удобный, быстрый заказ, огромный пул свободных автомобилей, доступных по нажатию кнопки.

Идея агрегации такси – это идея обратного аукциона, где исполнитель борется за заказ. Однако интересы бизнеса – в их практическом выражении – оказали сильное и своеобразное влияние на формирование этого свободного, казалось бы, института.

Куда обращаться при отказе в возмещении вреда

Нередко страховые конторы отказывают в предоставлении компенсации пострадавшему клиенту такси. Спорные моменты можно решить только в судебном порядке. Иск следует подавать на перевозчика либо агрегатора.

В суд придется обратиться и в том случае, если водитель работал в такси нелегально либо авто не было застраховано. При таких обстоятельствах ответчиком будет выступать таксист, виновный в ДТП.

В указанных ситуациях иск направляется в суд по месту проживания пассажира, пострадавшего в поездке. В пакет документов обязательно включается протокол ГИБДД, а также медицинское заключение, прочие справки о состоянии здоровья, распечатка сообщений из системы заказа такси. Дополнительно можно пригласить очевидцев и приложить фото, видеоматериалы, относящиеся к происшествию.

Помимо основного требования о начислении компенсации, дополнительно можно запросить возмещение морального вреда. Также с ответчика допустимо взыскать средства, потраченные на адвоката.

Пассажир, пострадавший в ДТП в момент поездки на такси, имеет право на материальное возмещение вреда. Выплата предоставляется страховой конторой виновной стороны. Запрос на компенсацию направляется страховщику в течение 15 дней с момента аварии. При отказе в выплате, либо если таксист работал нелегально или же машина не была застрахована по ОСАГО, следует действовать через суд. Иск направляется в органы по месту проживания пострадавшего пассажира. Дополнительно последний может взыскать моральный вред. При этом лучше всего заручиться поддержкой адвоката, хотя в целом судебная практика по таким делам считается положительной.
Прокатилась на такси – получила травму. Как можно отсудить деньги за аварию у Яндекс-такси? Тариф “ДЕТСКИЙ” Яндекс такси / ТАКСИСТ попал в ДТП / Позитивный таксист Москвичка подала иск на 60 миллионов к “Яндекс. Такси” – Россия 24

Какие между ними складываются правоотношения?

— отношения между агрегатором и пассажиром. Это – лицензионное соглашение. Оно регулирует лишь предоставление пассажиру – пользователю программного обеспечения – прав на использование этого программного обеспечения (приложение или сайт-платформа). В этом соглашении агрегатором заранее отсекаются все отсылки к другим правоотношениям в области перевозки. В случаях, когда агрегатор существует в виде колл-центра, текста договора или соглашения может и не быть.

— отношения между агрегатором и посредником — «подключашкой». Как правило, это агентское соглашение, соглашение об оказании услуг (например, software as a service — SAAS) или то же лицензионное соглашение между агрегатором и юридическим лицом, которое фактически занимается оперативной деятельностью по поиску и подключению машин, юрлиц, ИП, и просто физлиц к перевозкам. Оно регулирует в основном доступ к ПО и подключение третьих лиц к оказанию услуг, порядок взимания комиссии с «подключаемых» третьих лиц, и поэтому в нем также устранены и не регулируются отношения по перевозке пассажира. Этот договор – только на узкое взаимодействие посредника и агрегатора. Посредником может выступать и таксопарк в случае с водителями — «безлошадниками».

— отношения между посредником и таксопарком, ИП или частником. Это, как правило, договор оказания услуг посредником по подключению таксопарка к ПО агрегатора. Здесь фактически создаются условия для нарушений требований агрегатора к подключаемым таксопаркам. Причина – комиссия посредника: чем строже требования, тем меньше подключенных, тем меньше комиссия. Естественно и этот договор не содержит правил, регулирующих перевозку пассажиров. Таким образом, и в этих отношениях конечный пассажир – никто. На этом или предыдущем этапе таксопарк выступает как юридическое лицо, оформившее разрешение на пассажирскую перевозку на конкретные автомобили.

— отношения между таксопарком и водителем. Таких звеньев может быть несколько, но может быть и одно. Как правило, это договор аренды автомобиля неким ИП или даже водителем-частником.

— отношения между водителем и пассажиром. На сегодня агрегаторы, посредники и таксопарки придерживаются такой позиции: отношения по перевозке складываются исключительно между пассажиром и водителем, и именно водитель обязан отвечать за ущерб в результате ДТП.

Почему они так утверждают?

Потому что созданная агрегаторская схема, в противовес прошлому порядку (когда пассажирскими перевозками на такси занимались обычные таксопарки безо всяких агрегаторов) основана на документах, содержащих специальным образом составленные и сформулированные пункты маскирующие настоящие отношения, подменяющие одни понятия другими, исключающие и ограничивающие ответственность агрегатора. Такие формулировки незаконны, но пассажир, не имея юридического образования, об этом не знает.

Читайте также:  Как получить визу в Латвию: полная инструкция

Есть лишь один настоящий бенефициар в агрегаторской схеме пассажирских перевозок, которому удалось и снизить затраты на оказание услуг, и распределить (в том числе снять с себя) ответственность за ненадлежащее оказание или неоказание услуг. Этот настоящий, подлинный бенефициар – агрегатор.

Агрегаторская схема позволяет агрегатору избегать ответственности или делать процесс привлечения его к ответственности крайне затрудненным, почти невозможным. Конечным виновником всегда остается водитель.

Что не так? И что говорит закон?

Регулирование отношений по пассажирским перевозкам довольно обширно и подробно. Самыми общими нормами являются положения ГК РФ. Самыми конкретными – положения подзаконных нормативных актов, устанавливающие конкретные требования к перевозкам – к процессу, транспорту, допускам, участникам.

Как правило, при ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью, применяется статья 264 УК РФ – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которая включает в себя необходимым признаком причинение тяжкого вреда здоровью или смерти.

Однако ДТП с автомобилями агрегаторов, как правило, связаны с нарушением обязанностей, которые могут возникнуть в отношениях между агрегатором, посредником, таксопарком и водителем.

Езда с открытой дверью

Редко, но бывает, что автомобиль движется с приоткрытой дверью из-за того, что она неисправна. Либо деталь внезапно отходит в сторону во время движения. Если в такой ситуации раскрытой дверью будет поврежден другой автомобиль, есть два варианта оценки события:

  • Происшествие – целиком вина водителя проблемной машины. Он нарушил пункт 12.5 КоАП, то есть участвует в дорожном движении на неисправном автомобиле, что запрещается «Основными положениями эксплуатации ТС…». Автомобилист заплатит штраф в 500 р. И если водитель поврежденного транспорта не нарушил ПДД, того, кто ехал с открытой дверью, обвинят в этой аварии. И его страховщик заплатит за ремонт.
  • Вина может быть признана обоюдной. Так бывает, если установлено, что водитель второй машины нарушил дистанцию. Существует подпункт 9.10 ПДД:
    Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

    При обоюдной вине автомобилистов страховщики отказываются делать компенсационные выплаты. Поэтому приходится идти для решения проблемы в суд. Или автомобилистам нужно договариваться друг с другом об устранении взаимных претензий. Если им это не удается, необходимо собирать доказательства вины оппонента.

Рекомендуем прочитать о ДТП без страховки ОСАГО. Вы узнаете о том, что делать водителю при ДТП без страховки в ситуациях, когда он потерпевший, является виновником ДТП. А здесь подробнее об оказании первой помощи при ДТП.

Как подключить услугу страхования и сколько она стоит

Страховка автоматически распространяется на все поездки, совершенные через «Яндекс.Такси». От водителей и пассажиров не требуется куда-то идти, заполнять договор и платить за услугу. Пользователи застрахованы с момента начала поездки (когда водитель нажимает кнопку «В пути») до ее окончания (когда водитель нажимает кнопку «Завершить»).
Для пассажиров и водителей услуга предоставляется бесплатно — все страховые расходы «Яндекс.Такси» берет на себя. В сервисе пообещали, что на тарифы для пассажиров введение страхования не повлияет.

Количество застрахованных пассажиров не может превышать число посадочных мест. Если водитель нарушит правила дорожного движения и посадит в машину больше людей, чем предполагает ее вместимость, то кто-то из пассажиров может не получить страховку.

Что происходит при превышении лимита

В соответствии с требованиями, каждая компания страхует клиентов. К примеру, в МСК, СПб и Сочи агрегатор Wheely оформляет страхование на каждого пассажира — сумма составляет 2 500 000 рублей. При этом застрахован каждый пассажир, а не только тот, кем была оформлена поезда. Такая же практика в «Яндекс.Такси», только максимальный размер выплаты здесь меньше на полмиллиона.

Однако, ответственная сторона не всегда готова распрощаться с деньгами в досудебном порядке. В таком случае придется обращаться в суд. Чтобы подать иск, потребуется собрать пакет медицинской документации, подтверждающей получение вреда. Также необходимо сохранить чеки за оказанные медуслуги, а также квитанции, договор и записи общения с представителем агрегатора.

Тяжесть полученного ущерба будет определяться сотрудниками полиции во время расследования. По мнению многих адвокатов, в подобных ситуациях суд занимает сторону потерпевшего. Тем не менее, размер компенсации часто занижается.

Какие документы потребуются

Важно! Чтобы страховая компания приняла решение о начисление компенсации, потребуется подготовить пакет бумаг:

  • заявление, которое составляется в письменной форме. Информация излагается в свободной форме. Обязательно нужно указать обстоятельства происшествия, вид транспорта, причины аварии, регистрационный номер, характер травм и так далее;
  • документ, устанавливающий личность заявителя. Если наступила смерть в результате ДТП, то предоставляется паспорт родственника погибшего лица;
  • письменное отражение происшествия со стороны перевозчика или представителя такового. Заменить такой документ может справка со стороны скорой помощи или ГИБДД;
  • список имущества, которое было утрачено в результате ДТП. При этом следует отразить все характеристики: вес, стоимость и так далее.
  • заключение экспертной комиссии, если привлечение таковой требовалось для оценки трудоспособности пострадавших лиц;
  • личные данные свидетелей аварии, а также показания таковых, чтобы можно было использовать информацию как доказательство;
  • билеты или иные документы, которые подтверждают факт осуществления проезда на конкретно установленном общественном транспорте;
  • чеки, отражающие расходы на лечение и лекарственные средства;
  • медицинские документы, которые устанавливают характер травм, причины и время получения таковых.

Процедура расследования ДТП с пострадавшими.

Поскольку страховые компании могут ставить отдельные условия реализации процедуры возмещения, то перечень документов следует уточнять в конкретной организации.

Страховщик наделяется правом проведения дополнительного расследования, чтобы установить обстоятельства дорожного происшествия, причины получения травм пассажирами и так далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *