Новый стандарт по учету имущества казны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый стандарт по учету имущества казны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.

Что такое имущество казны

Если в учреждении имеется имущество, которое фактически не принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а является собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета, то такое имущество относится к имуществу казны. По данному имуществу все решения принимаются субъектами РФ или муниципалитетами.

В 2008 г. в послании президента Российской Федерации от 23 июня «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» были определены требования о необходимости обеспечить учет имущества казны в полном объеме. В этом же году, Приказом Минфина России от 30.12.2008 г. №148н для учета имущества казны был разработан отдельно специализированный счет 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны», учет на котором ведется в разрезе материальных и нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.

Обобщим вышеизложенное. Источники формирования, состав казны, документы-основания по движению имущества казны, порядок бюджетного учета устанавливаются нормативными правовыми актами публично-правового образования.

Нефинансовые активы, составляющие казну, в разрезе материальных и нематериальных основных фондов, непроизведенных активов, материальных запасов учитываются на счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Учет на указанном счете ведется в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества. На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется.

В правовом акте по бюджетному учету казны должны быть закреплены типовые корреспонденции счетов по отражению в учете операций, не предусмотренных Инструкцией N 162н, таких как приобретение (создание) объектов имущества казны, принятие в состав казны бесхозяйного имущества, излишков имущества, выбытие имущества из состава казны вследствие его реализации, приватизации, списания в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных, иных бедствий и др.

Государство принимает участие в публичных и правовых, а также в частных отношениях. Федеральная власть гарантирует подчинение интересов отдельных людей общим целям и задачам, в результате чего такие отношения приобретают публично-правовой характер.

В России в качестве субъекта права (частно-правовой стороны) отсутствует понятие «казна». И это, несмотря на то, что подобный термин в больших объемах применяется в отечественном законодательстве.

Казна рассматривалась в качестве системы государственных органов, которые осуществляли сбор и перераспределение бюджетных средств, уделяя отдельное внимание не имущественному и организационному механизму, а контролю и надзору.

К примеру, должностные лица казначейства, вероятнее всего, интересуются административными рычагами, а не типичным изъятием из банковских рук бюджетных операций.

Данное ведомство не является универсальным объектом права, которое представляет в имущественных взаимоотношениях государство. В сферу казначейства входят только безналичные денежные ресурсы, причем лишь в некоторой степени.

В вещевой и наличной формах имущество находится в ведении иных государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом. Казначейство занимается контролем только некоторых направлений, его функционирование четко ограничивается правовыми нормами действующего Российской Федерации.

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 1081 Гражданского кодекса дополнена п. 3.1, в соответствии с которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решению Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами за счет казны РФ, Министерство финансов РФ напоминает управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ о необходимости обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. А при отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо предпринимать меры, направленные на его установление.

Гражданско-правовой статус казначейства

По мнению автора настоящей работы, рассмотрение гражданско-правового статуса казначейства невозможно без исследования истории его создания и развития. Первейшей заботой государства была и есть забота о пополнении казны и рачительных тратах из нее. Эту заботу государства исполняли на Руси доверенные люди Государя — казначеи1. Среди исследователей нет единства в вопросе о дате основания прообраза казначейства Казенного приказа (Двора). Одни авторы указывают, что Казенный приказ на Руси был основан около 1495 года,2 другие полагают, что Казенный приказ образован в 1512 году.3 Главным лицом названного Приказа был казначей, который заведовал двором, где хранились и откуда выдавались ценности и дорогие вещи, составляющие царскую казну. Помещался двор в Москве при Благовещенском соборе, кладовые которого сохранились до сих пор. 4

Читайте также:  специализация административная деятельность кем можно работать

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его казны регламентировалась Соборным Уложением 1649 года.

В результате финансовых преобразований Петра Великого была создана Счетная или Казначейская контора (в 1710 году), которая должна была следить за правильным поступлением налогов.

Бетин О.И. и Юрьев В.М. считают, что прообразом российского казначейства можно считать Камер-коллегию, образованную в период петровских преобразований.1

Задачи Казенного приказа с более широким кругом функций с 1775 года указом Екатерины II были поручены вновь учрежденной Казенной палате. С образованием Государственного Казначейства России в 1821 году казенная палата стала губернским органом Министерства финансов по Департаменту Государственного казначейства, на который было возложено получение доходов, счетоводство и отчетность по приходу и расходу.

До февраля 1917 года особых перемен в устройстве учреждений Государственного казначейства России не было. Лишь в годы войны 1914-1917 гг. были организованы полевые казначейства для обслуживания действующей армии. С февраля 1917 года в период правления Временного правительства структура и учреждения Государственного казначейства сохранялись, однако их работа была дезорганизована из-за влияния революционных настроений на чиновников казенных палат и казначейств. Повсеместно образовывались союзы чиновников губернии и союзы чиновников губернских учреждений, в том числе союз чиновников казенных палат и казначейств, взявшие на себя в самовольном порядке право управления деятельностью учреждений наравне с назначенными властями управляющими. Это был конец функционирования казначейских учреждений Российской Империи.

После 1917 года функции по исполнению Государственного бюджета и контроля за расходованием государственных средств осуществлялись созданными в Наркомфине приходно-расходными кассами. С середины 20-х годов и до 1991 года эти функции выполнял Государственный банк СССР.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение — решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения для установления контроля Правительства РФ за государственными финансами.

В связи с созданием органов федерального казначейства к ним перешла часть функций Министерства финансов РФ и его органов, в том числе и по учету, выделению бюджетных средств и др.

В число значимых задач, решаемых казначейством, входит обеспечение бюджетного федерализма, реализуемое через распределение доходных источников по уровням бюджетной системы в соответствии с установленными нормативами и с учетом групповых и индивидуальных налоговых льгот, установленных каждым властным уровнем.

Наличие на центральном уровне информации о состоянии и движении бюджетных средств предоставляет Министерству финансов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета широкие возможности для гибкого маневрирования ресурсами и оперативного контроля за состоянием финансов, находящихся в распоряжении бюджетных единиц и распорядителей средств.

Назначение государственной казны

Наполнение государственной казны материальными ценностями происходит постоянно, равно как и отчисления на экономическую деятельность. Рост объемов запасов свидетельствует о хорошем положении дел в стране и позволяет выделять часть ресурсов на реализацию различных проектов. В противном случае правительству приходится регулировать расходную часть, урезать финансирование отдельных отраслей.

Основные функции государственной казны:

  • Пополнение региональных и муниципальных бюджетов для обеспечения деятельности и реализации приоритетных проектов.
  • Накопление ресурсов, их хранение и капитализация.
  • Социальная функция, необходимая для поддержки населения страны и реализации социально значимых задач.
  • Наличие и эффективная работа государственной казны позволяет развивать рыночную экономику, конкуренцию, поддерживать предпринимательскую деятельность.
  • Казна необходима для реализации инвестиционной функции. С помощью финансовых инструментов правительство вкладывает средства в проекты, способные принести прибыль и извлечь ощутимые выгоды для государства.
  • Государственная казна выполняет гарантийную функцию, поддерживая экономику страны и уровень жизнь населения в период экономического кризиса.

Реализация прав в отношении имущества, посредством которого формируется государственная казна, муниципальные образования и РФ осуществляют непосредственно. При этом функции госсобственика невозможно осуществлять вне деятельности уполномоченных органов. Это означает, что право пользования, владения, распоряжения государство реализует через свои институты власти. В п. 1, 2 125 статьи ГК определено, что муниципальные и госорганы получают и осуществляют юридические возможности и несут обязанности от имени РФ и МО в пределах своей компетенции. Ее границы устанавливаются нормативными актами, закрепляющими правовой статус этих институтов власти. На практике в качестве представителей муниципалитетов и государства в отношении средств бюджета выступают законодательные структуры. Они наделяются соответствующими полномочиями от имени административно-территориальных образований.

Исполнительные органы

В действующем законодательстве определяется компетенция структур местной и госвласти. Нормы предусматривают полномочия по распоряжению, пользованию и владению средствами бюджета не только для представительных, но и для исполнительных органов. Примером, в частности, может служить Орловская обл. в данном регионе организуется в соответствии с областным законодательством, принимаемым в рамках конституционных положений и ФЗ. Высший при этом наделяется полномочиями утверждать нормативные акты, которыми регулируется пополнение казны, порядок распоряжения ее средствами и объектами. Кроме этого, в компетенцию данного института власти входит контроль сохранности и целевого использования имущества, ее составляющего. Постановлением коллегии администрации области №43 определено, что такое казна. Ее составляют бюджетные средства, и недвижимые объекты, не закрепленные за региональными учреждениями и предприятиями на правах оперативного управления/хозяйственного ведения. В нее включены также земельные участки, не переданные в аренду, являющиеся собственностью области.

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 1081 Гражданского кодекса дополнена п. 3.1, в соответствии с которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решению Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами за счет казны РФ, Министерство финансов РФ напоминает управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ о необходимости обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. А при отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо предпринимать меры, направленные на его установление.

Читайте также:  6‑НДФЛ с 2023 года — обзор изменений в форме

Исполнительные органы

В действующем законодательстве определяется компетенция структур местной и госвласти. Нормы предусматривают полномочия по распоряжению, пользованию и владению средствами бюджета не только для представительных, но и для исполнительных органов. Примером, в частности, может служить Орловская обл. Бюджетный процесс в данном регионе организуется в соответствии с областным законодательством, принимаемым в рамках конституционных положений и ФЗ. Высший исполнительный орган при этом наделяется полномочиями утверждать нормативные акты, которыми регулируется пополнение казны, порядок распоряжения ее средствами и объектами. Кроме этого, в компетенцию данного института власти входит контроль сохранности и целевого использования имущества, ее составляющего. Постановлением коллегии администрации области №43 определено, что такое казна. Ее составляют бюджетные средства, движимое имущество и недвижимые объекты, не закрепленные за региональными учреждениями и предприятиями на правах оперативного управления/хозяйственного ведения. В нее включены также земельные участки, не переданные в аренду, постоянное пользование (бессрочно), являющиеся собственностью области.

Понятие и классификация имущества казны. Возникновение и прекращение режима казны

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ. В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Правовые режимы имущества в отношении государственной собственности

В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима

хозяйственное ведение

оперативное управление

режим казны

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами бюджета, казну

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну субъектов РФ.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Состав федеральной казны

Попытаемся охарактеризовать состав федеральной казны путем экскурса в действующее законодательство. Прежде всего, казна подразделяется на денежную и имущественную.

Денежную казну составляют средства федерального бюджета, следовательно, важными источниками правовых норм о казне служат Бюджетный кодекс РФ и федеральные законы о бюджете.

В состав казны включаются акции и другие ценные бумаги, доли и вклады государства. Согласно законодательству большая часть природных ресурсов находится в федеральной собственности, следовательно, включается в состав федеральной казны.

  • недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»);
  • земельные участки (Земельный кодекс РФ);
  • лесные участки в составе земель лесного фонда (Лесной кодекс РФ);
  • водные объекты (Водный кодекс РФ);
  • животный мир в пределах территории Российской Федерации (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»).

Необходимо отметить, что некоторые виды природных ресурсов могут находиться только в федеральной собственности (например, лесные участки в составе земель лесного фонда).

В состав казны включаются и объекты культурного наследия , находящиеся в федеральной собственности (Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» незакрепленную федеральную собственность образует Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней . В его составе выделяется Алмазный фонд, являющийся неделимым и неотчуждаемым, и золотой запас РФ (используется для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей при чрезвычайных ситуациях).

В состав федеральный казны включен и государственный резерв (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве») — особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для целевого использования, определенного законодательно. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный резерв не подлежит приватизации.

Еще одной составляющей государственной казны является государственная часть Музейного фонда РФ (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»), в которую входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации (порядок их разграничения определяется в специальном положении), независимо от того, в чьем владении они находятся (они закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления). Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции.

Согласно Федеральному закону от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в казну входит и Архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Читайте также:  Новые выплаты за стаж от 25 лет для пенсионеров в 2022 году

Есть и другие виды имущества, которые попадают в федеральную казну: конфискованное и выморочное имущество, переданное в доверительное управление (но по ст. 1018 ГК на него не обращается взыскание), имущество, переданное в аренду или залог (обращение взыскания на него невозможно).

Говоря о казне, необходимо иметь в виду и гражданско-правовую классификацию вещей на оборотоспособные, ограниченные в обороте и необоротоспособные. Это необходимо при определении статуса того или иного компонента казны. На самом деле соотношение такой гражданско-правовой классификации и публичного назначения того или иного имущества неочевидно и во многом ситуативно.

Возвращаясь к пониманию государственной казны и ее составляющих, выделим (условно) следующие составные части:

  1. денежные средства (государственный бюджет);
  2. объекты, которые находятся в государственной собственности, но могут находиться и в частной (земельные участки, памятники истории и культуры);
  3. объекты специального назначения, используемые в публичных целях. Режим таких видов имущества регламентируется особо (фонд драгоценных металлов, государственный резерв, Музейный и Архивный фонды). Необходимо отметить, что гражданско-правовая категория вещей, изъятых из оборота, не учитывает всех нюансов такого особого режима;
  4. иное имущество, не закрепленное на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Поскольку объекты казны специального назначения отчуждению не подлежат, они не представляют ценности в плане гражданского права — с ними нельзя совершать сделки, обеспечивать обязательства и т.п. Да и режим денежной казны (бюджета) установлен нормами как гражданского, так и публичного (бюджетного) законодательства, что диктует необходимость учитывать при применении гражданско-правовых норм особенности публичных субъектов, установленные в том числе бюджетным законодательством, а при формировании и исполнении бюджета — наличие у публичных субъектов гражданских прав и обязанностей 1 См.: Голубцов В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. 2006. № 9. .

Кстати, по Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета) составляющего казну Российской Федерации» утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.

К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации кроме средств федерального бюджета Пенсионного фонда Государственного резерва Алмазного фонда социального страхования других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации уставного капитала и иного имущества Банка России включая золотовалютные резервы относится движимое и недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр и все что прочно связано с землей в том числе здания сооружения объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом.

Таким образом к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:

  • а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
  • б) участки леса недр водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
  • в) недвижимое имущество в том числе:
    • — здания строения сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
    • — объекты инженерного и коммунального назначения;
    • — бесхозное имущество (на период установления собственника);
    • — имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
  • г) движимое имущество в том числе акции (доли вклады) хозяйственных обществ и товариществ находящееся в федеральной собственности;
  • д) имущественные права в том числе права на объекты интеллектуальной собственности полученные за счет средств федерального бюджета;
  • и) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество в том числе переданное в пользование аренду залог и по иным основаниям выморочное имущество.

При этом на законодательном уровне перечень устанавливающий исчерпывающий состав имущества составляющего государственную казну Российской Федерации и подлежащего государственному учету ведению и распоряжению не определен.

В отсутствие нормативных актов устанавливающих перечень имущества казны документами Росимущества имущество составляющее казну определено как недвижимое имуще��тво (без земельных участков) не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в состав которого входит имущество ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий включающее в себя объекты нежилого назначения изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте) и объекты жилого фонда подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения помещения (жилые и нежилые) сооружения в том числе: взлетно-посадочные полосы дороги причальные стенки инженерно-технические коммуникации объекты незавершенного строительства выморочное имущество.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА

денежные средства государственного бюджета.

  • — железный ящичек, ларец с казною, знак чея, позже замененный Книгой…

    Топонимический словарь Амурской области

  • — 1. . Чулан в сенях русской избы, ограниченный перегородкой. 2. Кухонная часть в избе татар-мишарей…

    Архитектурный словарь

  • — см. Узел стопорный…

    Морской словарь

  • — денежные средства государственного бюджета…

    Экономический словарь

  • — 1) финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов; 2) хранилище денег и драгоценностей правителей, королей, царей, монастырей в историческом прошлом…

    Экономический словарь

  • — государство, как носитель определенных прав и обязанностей; отсюда казенный — принадлежащий государству…

    Справочный коммерческий словарь

  • — Хранилище денег, драгоценностей и других материальных ценностей ханов, королей, царей великих и удельных князей, монастырей и др. В условиях централизованных государств — совокупность финансовых ресурсов…

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • — денежные средства государственного бюджета. См. т.ж. КАЗНА…
  • — см. Казна…

    Энциклопедия юриста

  • — часть государственного или муниципального имущества, не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями…

    Энциклопедия юриста

  • — тюрк. устар. ценности, имущество, принадлежащие государству или организации. В Др. Руси всякого рода движимое имущество, коллективное или частное, место для хранения ценностей…

    Политология. Словарь.

  • — ценности, имущество, принадлежащие государству или организации; место для хранения ценностей…

    Современная энциклопедия

  • — см. Казна…

    Словарь юридических терминов

  • — …

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • — см. казна…

    Большой юридический словарь

  • — см. Государственная собственность…

    Большой юридический словарь


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *