Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить заключение по служебной проверке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.
Внутренняя проверка: случаи нарушения
Порядок проведения служебной проверки в МВД регламентируется приказом Министерства Внутренних Дел №161 от 2013 года. К сожалению, достаточно часто имеет место пренебрежение данным законом.
Наиболее распространенные случаи нарушения правил проведения внутренней проверки связаны со следующими обстоятельствами:
- Служебную проверку осуществляет лицо, не уполномоченное на данное действие.
- Решение о проведении комплекса мероприятий по внутренней проверке принимается не руководителем структурного подразделения.
- Несоблюдение сроков внутреннего расследования.
- Начало внутреннего расследования не совпадает с моментом озвучивания информации о проступке. Оно должно начаться не позже, чем через 2 недели.
- Недостаточное количество или полное отсутствие фактических доказательств или аргументированных объяснений того члена персонала, в отношении которого инициирована проверка.
Важнейшей частью внутреннего расследования является подготовка комплекса документов. Грубое нарушение — проведение служебной проверки в МВД без достаточного количества документов, которые должны стать основанием для заключения.
Например, в материалах обязательно должна присутствовать информация из кадрового департамента того структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник. Кроме того, нарушением также является отсутствие справки о том, состоит ли данный член коллектива в профсоюзе Главного Управления Министерства Внутренних Дел или нет.
Наконец, работа по расследованию дисциплинарного проступка считается практически бесполезной, если руководству не предоставлены структурированные выводы о причинах, повлекших проступок.
Библиографический список
- Организация работы с кадрами / Под ред. Л.М. Колодкина. М., 1997.
- Куракин А.В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Государство и право. 2008. N 5.
- Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел / Под ред. В.Л. Кубышко. М., 2008.
- Кононов А.М., Камалетдинова А.А. Служебные проверки в органах внутренних дел: сущность, основания и виды // Проблемы правового регулирования и организации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Вологда, 2008.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья Куракина А.В. «Административные запреты и ограничения как средство противодействия коррупции в системе государственной службы» включена в информационный банк согласно публикации — «Административное и муниципальное право», 2008, N 1.
- Костенников М.В., Куракин А.В. Административные запреты как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М., 2010.
- Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел. Домодедово, 2010.
- Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы науки административного права / Под ред. Н.А. Овчинникова. М., 2011.
- Маюров Н.П. Служебная проверка как фактор совершенствования дисциплинарных правоотношений в органах милиции // История государства и права. 2005. N 2.
- Никоноров Е.А. Институт служебной проверки в административном праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
- Пряников С.В. Криминалистические основы служебных проверок о признаках коррупционных проявлений в деятельности сотрудников правоохранительных органов // Научные исследования высшей школы. Тюмень, 2006.
- Сухинин А.В. Служебная проверка. М., 1997.
- Черных С.Б. Правовые и организационные аспекты деятельности служб собственной безопасности ОВД как объект исследования // Актуальные проблемы работы органов внутренних дел. М., 2000.
Что представляет собой служебная проверка?
По общему определению, это мероприятия в пределах дисциплинарного дела в отношении конкретных сотрудников. Назначаются в целях тщательного изучения обстоятельств по факту дисциплинарного правонарушения, совершенного работником МВД. Либо по факту неосуществления им возложенных задач.
Нормативные основы для проведения служебных проверок:
- Федеральный закона №342 от 30.11.2011г. «О службе в ОВД РФ», а именно ст.52;
- Федеральный закон №3 от 07.02.2011 «О полиции»;
- Приказ МВД РФ №161 от 26.03.2013г., утвердивший регламент осуществления должностных расследований;
- Дисциплинарный устав ОВД №1377 от 14.10.2012г;
- Инструкция по обеспечению режима секретности в РФ, принятая постановлением Правительства РФ № 3-1 от 05.01.2004г. – по делам, связанным с распространением государственных секретов и охраняемых законом тайн.
Порядок обжалования результатов служебной проверки МВД
Обжалование результатов проверки сотрудником в соответствии с п. 47 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 может быть осуществлено вышестоящему руководителю или в суд.
При обжаловании вышестоящему руководству оформляется жалоба на заключение проверки и направляется адресату.
Алгоритм действий при оспаривания в суд будет заключаться в следующем:
- Необходимо будет подготовить письменный иск с изложением всех обстоятельств дела и указанием конкретных требований, а именно, о признании результатов служебной проверки недействительными. Наряду с указанным требованием могут быть заявлены иные требования, связанные с результатами проверки. В иске должен быть отражен перечень прикладываемых копий документов.
- Один экземпляр подготовленного иска должен быть вручен или направлен почтовым отправлением ответчику, т.е. органу, который проводил проверку и оформлял результаты проверки.
- Подготовленный иск с приложением документов, в том числе, о вручении иска ответчику, необходимо подать в суд.
- После принятия иска судом к производству и назначению дела к рассмотрению истец должен будет принять участие в заседании и озвучить основания и предмет своих требований.
- По результатам рассмотрения судом будет вынесено решение, согласно которому иск будет удовлетворен или отказано в его удовлетворении. Соответственно если результаты проверки будут признаны недействительными, то права истца будут восстановлены.
- Решение будет исполнено Ответчиком добровольно или через службу судебных приставов по заявлению стороны
Какая ведется работа с персоналом?
Лицо, осуществляющее проверку, обязано обеспечить соблюдение всех прав работника, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Если в процессе проведения проверки поступит какая-либо жалоба или заявление, проверяющий сотрудник обязан принять их под расписку и направить руководству организации.
Если будет допущено какое-либо вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку, он должен известить об этом вышестоящее руководство.
Работа и расследование с трудящимися ОВД и МВД проводится на принципах доверительной коллегиальности. Работнику могут предложить написать подробную объяснительную записку, в которой он вправе изложить свое видение сложившейся ситуации.
Для человека это хорошая возможность пояснить все детали, которые послужили причиной совершение дисциплинарного проступка.
Однако в некоторых ситуациях по неизвестным причинам сотрудники отказываются давать какие-либо пояснения. В подобных случаях формируется акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Документ визируют три члена коллектива.
О проведении служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России
С 25 июня 2013 г. действует приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161, утвердивший Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Названный Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации. Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», а также заявление сотрудника. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России. Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации также предусмотрены полномочия участников служебной проверки, порядок оформления результатов служебной проверки. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 приказ МВД России от 24 декабря 2008 г.
Сначала к начальству, потом – в суд: как обжаловать взыскания госслужащим
Рабочий конфликт, который грозил полицейскому лишением работы, он пытался решить через свое руководство. Такой метод ему не помог и привел к увольнению. За это время сотрудник пропустил срок исковой давности для обжалования тех актов служебной проверки, с которых и начались разногласия. Верховный суд объяснил, что в такой ситуации является уважительной причиной пропуска срока исковой давности.
Весной 2021 года в отношении полицейского Андрея Королева* служба собственной безопасности провела проверку, которая обнаружила, что страж порядка выезжал за границу. Проверяющие сочли, что этой поездкой сотрудник нарушил правила хранения гостайны, к которой имел доступ. По итогам проверки Королева лишили доступа к секретным сведениям и временно отстранили от работы.
Полицейский не согласился с таким решением и летом того же года подал рапорт на имя своего руководителя, в котором объяснил, – другие страны он посещал, но обо всех заграничных полетах информировал начальство и правила хранения гостайны не нарушал. Ответа на свое обращение страж порядка так и не получил, зато вместо этого сотруднику предложили перейти на другую должность, где доступ к секретным сведениям не нужен. Королев отказался от такого предложения, и в декабре 2021 года его уволили. Тогда экс-сотрудник обжаловал в судебном порядке не только свое увольнение, но и акт служебной проверки вместе с лишением доступа к гостайне. Первая инстанция ему отказала, сославшись на пропуск трехмесячной исковой давности. Суд пояснил, что заявителю надо было сразу же оспаривать акт проверки и запрет на доступ к секретным сведениям, а не ждать больше полугода.
А вот Судебная коллегия по гражданским делам ВС отменила такое решение. ВС пояснил, что Королев поздно обратился в суд по уважительной причине: работник обжаловал все перечисленные решения своему руководству, но так и не дождался от начальства ответа на эти жалобы. (По материалам апелляционной практики Судебной коллегии по гражданским делам ВС).
*Имена и фамилии участников дела изменены.
С полным текстом обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными госслужащими, утвержденным Президиумом ВС 15 ноября 2021 года можно ознакомиться здесь.
- Трудовое законодательство, Госслужба, Исковая давность, Суды и судьи
- Полиция
- Верховный суд РФ
- Трудовые отношения
Работа с персоналом во время проверки
Уполномоченное лицо должно обеспечить соблюдение всех прав коллеги, в отношении которого инициирована внутренняя проверка. Если в ходе ее реализации будут поступать какие-либо жалобы или заявления, уполномоченное лицо обязано принять их под расписку и переправить для принятия решения руководства.
Недопустимо, если имеет место вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку. О таких фактах он обязан немедленно докладывать руководству.
Работа с сотрудником, в отношении которого проводится расследование, осуществляется на принципах доверительной коллегиальности. В частности, этому сотруднику должно быть предложено написать подробное объяснение, в котором он изложил бы свое видение инцидента. Это хороший шанс для человека объяснить все нюансы, послужившие причиной совершение дисциплинарного проступка.
Однако иногда человек по субъективным обстоятельствам отказывается давать объяснительную. В этом случае составляется локальный акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Данный акт визируется тремя членами коллектива.
Если в течение внутренней проверки обнаруживаются аналогичные проступки других членов коллектива, то о них следуют докладывать рапортом руководству. Возможно, в отношении этих лиц также будет инициирована внутренняя проверка.
Когда требуется приказ
Приказ о проведении служебного расследования оформляют, чтобы провести в организации служебное расследование.
Служебные расследования проводят в организации по итогам недостачи, выявленной по результатам инвентаризации, по факту хищения, разглашения коммерческой или служебной тайны и любых других происшествий.
При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.
Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее нужно назначить специальную комиссию. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.
В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включают:
- представителя внутренней службы безопасности,
- юриста,
- сотрудника бухгалтерского отдела или экономист,
- технического работник, например, инженера и т.п.
В комиссию может входить и руководитель компании.
Основанием для издания приказа о проведении служебного расследования выступает докладная записка или представление от начальника отдела/руководителя подразделения, в котором обнаружилось нарушение.
Кто участвует в служебном расследовании
Обычно служебной проверкой занимается служба безопасности и/или подразделение внутреннего аудита. В небольших компаниях эти функции нередко на себя берет кадровая служба. Как уже говорилось выше, для служебного расследования можно привлекать и сторонних специалистов (юристов, бухгалтеров и т.д.). В расследовании должен участвовать непосредственный начальник работника, в отношении которого оно проводится. При этом важно знать, что для объективности проводимой проверки непосредственный начальник не может быть членом специальной комиссии. Это требование касается и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания. Таким образом, в комиссию могут входить сотрудники службы безопасности и персонала, а также профсоюзной организации. Как правило, в ее составе находится не менее трех человек, возглавляемых начальником службы безопасности.
Служебное расследование на предприятии: порядок проведения
Служебное расследование — это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну.
Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков.
Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно.
Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону.
Образец служебного расследования в отношении работника
Во время СР устанавливается степень виновности человека в произошедшем, а также выявляются обстоятельства, побудившие его повести себя не лучшим образом.
- Наименование документа, место и дату его составления.
- Состав комиссии (ФИО и должности);
- Сведения о человеке, в отношении которого проводилось СР (ФИО, должность).
- Основная часть с указанием цели проведения СР и обстоятельств, которые привели к нарушению.
- В заключительной части, выносится решение о виновности/невиновности сотрудника. В случае, если вина доказана, определяется вид дисциплинарного взыскания.
- Приложение, подписи всех членов комиссии.
В каких случаях проводится проверка?
Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:
- Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
- Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
- Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
- Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
- Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.
К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.
ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдени
«Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
«Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)
Что представляет собой служебная проверка?
Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.
ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.
Срок продления служебной проверки в мвд
Уважаемые форумчане! :sty072: :sty072: Прошу совета и помощи.
Сегодня на меня пришло представление из прокуратуры района, где они требуют провести в отношении меня служебную проверку и наказать:bottom: , копию приказа о наказании направить в их адрес. Срок 10 дней.
Суть в следующем:
в ноябре 2006г., мной, в ССП было направлено постановление, о взыскании суммы штрафа в отношении кнкретного гр-на (статья ГАИшная), т.к. сам он, зараза, платить не хочет и в районе его найти невозможно. Само постановление вынесено в июне 2006г.
Прокуратура бьъет на то, что мы должны были в отношении этого гр-на составить адм. протокол по ст.20.25КоАП РФ. Как, я это сделаю, если я человека найти не могу?! Не понимаю.
Так же они указывают, на превышение сроков, направляемых исполнительных док-ов в ССП. Есть разница в вынесении постановлений и направлении их в ССП в 4, 6, 10мес.
Но перед тем, как направлять в ССП документы, я консультировалась со старшим приставом, который мне конкретно сказал, что мы (ГАЙки) имеем право направлять в их адрес постановления в течении 1 года, с момента их вынесения. Так, что с их точки зрения, нарушений сроков нет.
Я попросила дать мне ссылку на какой-либо нормативный акт, регулирующий данный вопрос, но сразу старший ССП мне его найти не смог. Сказал, что точно, где-то в КоАП РФ (ст.31.9?) или Законе о ССП такой пункт имеется.
У наших ССП, в прошлом, был случай, когда они «завернули» постановления, направленные через 7-8мес., а ГАЙки их обжаловали и спор выиграли.
В соответствии со 161 Приказом МВД «О проведении служебных проверок», решение должно быть вынесено в течение двух недель с даты получения соответствующим начальником сведений, являющихся основанием для ее инициации.
В период, отведенный для осуществления проверочных мероприятий, не включается время нетрудоспособности сотрудника, пребывания его в отпуске (командировке), отсутствия его на службе по другим уважительным причинам. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально – справкой из кадрового отдела соответствующего органа, подразделения, организации МВД.
Срок проведения служебной проверки не может превышать 1 месяца с даты вынесения соответствующего решения. Если последний день мероприятий выпадает на выходной либо праздник, днем их завершения будет считаться предшествующий рабочий день.