Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о знаке «Обгон запрещен»: когда штраф, а когда лишение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, с выездом на полосу встречного движения, и возвращение на ранее занимаемую полосу. Маневр производится по левой стороне. Такого понятия, как обгон справа в ПДД не существует.
Расшифровка термина «опережение»
Опережение – это маневр, при котором транспортное средство обгоняет другое, при этом, не выезжая на полосу встречного движения.
такое перестроение выполняется проще, реже приводит к авариям и может быть выполнено почти в любой момент. Тем не менее есть несколько случаев, когда опережение запрещено.
Выполнять опережение нельзя:
- на пешеходном переходе;
- на железнодорожном переезде;
- на мостах и в тоннелях;
- на участках дороги с плохой видимостью.
Существует два вида маневра:
- без смены полосы движения, когда транспортное средство за счет скорости обгоняет автомобиль;
- с выездом на соседнюю полосу движения, при этом она не должна быть встречной.
Нужно помнить о том, что если транспортное средство выезжает на другую полосу, опережение должно осуществляться по левой полосе.
Путаница между терминами чаще всего возникает у тех водителей, которые редко пользуются многополосными дорогами.
Как можно оспорить решение
Перед тем как опротестовывать выписанный протокол, нужно поинтересоваться у сотрудника ГИБДД, каким способом зафиксировано нарушение. Если уполномоченное лицо предоставит фото или видеоматериал, где заметно, как водитель совершает неправомерные действия, то доказать свою невиновность не получится.
Когда инспектор говорит, что сам видел маневр,то можно попробовать оспорить решение.Для этого нужно обладать достаточными доказательствами своей невиновности.
Опротестовать постановление можно и в том случае, если нарушение зафиксировал регистратор. Камера снимает только факт пересечения сплошной линии, не учитывая обстоятельств данного действия.
Так, если водитель совершил маневр из-за крайней необходимости, то это не считается несоблюдением ПДД. Следовательно, наказание отменят. Штраф аннулируют и в случае некачественно нанесенной разметки, в других ситуациях, предусмотренных действующим законодательством.
Чтобы опротестовать постановление, обращаются к начальнику ГИБДД, чей сотрудник назначил взыскание или откуда пришла квитанция.
Составляется жалоба, в которой указывают:
- название автоинспекции, куда направляют обращение;
- личные данные;
- сведения о российском удостоверении личности;
- контактную информацию – адрес, телефон;
- суть претензии;
- дату;
- подпись с расшифровкой.
Исходя из определений терминов, обгон и опережение следует, что в России при установленном левостороннем движении, как такого обгона справа не существует, так как это физически не предполагает выезд на встречный ряд. Такой манёвр будет признан опережением. Ограничений на совершение перестроения с целью объезда справа в ПДД не прописано, но это не значит, что то, что не запрещено – разрешено. Обгон справа по обочине не допустим, так как это противоречит другим правилам.
Отдельно норма по опережению справа не выделена в связи с тем, что совершаемое действие будет связано с иными нарушениями.
К таковым относятся:
- выезд на обочину с целью опережения транспортного средства, следующего по правому ряду;
- скорость движения авто по правой полосе не превышает режима среднего ряда.
Если водитель из левой или средней полосы передвинулся в правую, которая движется быстрее, то это будет являться перестроением. Опережением также будет признано перестроение из левого ряда, если там автомобили планируют делать поворот.
Что касается заезда на трамвайные рельсы, то это запрещено, особенно если это связано с попыткой обгона.
В ПДД оговорены две ситуации, при которых данный манёвр допустим:
- Объезд стоящих транспортных средств, которые загораживают движение при аварийной ситуации.
- Движение в период увеличенного потока машин.
В обоих вариантах водитель обязан предварительно убедиться, что его действие не помешает передвижению трамвая, так как он имеет приоритет на участке дороги, где размещены рельсы. Заезд на траекторию езды встречного трамвая строго карается законом, так как представляет собой сразу несколько правонарушений: передвижение по рельсам и по встречной полосе.
ПДД, Обгон справа: правила
Многие граждане, которые сейчас самостоятельно управляют личным автомобилем, еще с автошколы помнят о том, что обгон справа всегда был строго запрещен. Ведь именно так говорили преподавали по теории ПДД. Но действительно ли все так категорично? Или все-таки разрешено совершать обгон транспортного средства справа в определенных законом случаях? Подробнее обо всем этом будет рассказано в данной статье.
Какие санкции здесь предусмотрены для тех, кто совершит подобное правонарушение? Как правило, инпектор ГИБДД пугает водителя суровым штрафом за то, что он нарушил правила совершения обгона и поехал с правой стороны. В то время как за езду по обочине предусмотрен административный штраф 1500 рублей. За нарушение правил совершения обгона санкции более суровые. Здесь может быть штраф в сумме пяти тысяч или даже лишение прав на период до полугода.
С самого начала, когда появились правила обгона, споры среди автолюбителей не перестают стихать. Это весьма скользкая тема, поскольку от того, прав ли водитель или нет, может зависеть очень многое. В любом учебнике можно найти пояснение, что обгон автомобиля, это очень опасный маневр, который должен выполняться очень аккуратно и выполняться, только при крайней необходимости.
Автолюбители, которые имеют огромный опыт вождения, выполняют данный маневр на автомате. При обгоне, большинство автолюбителей, используют пониженную передачу. С помощью зеркал, нужно внимательно осмотреть траекторию движения и опасность, исходящую от движущихся автомобилей. Выходя на обгон, нужно убедиться, что отсутствует опасность, со стороны идущего транспорта. Далее можно совершать маневр. Существуют моменты, когда данное действие, запрещено и разрешено.
Разворот вместо обгона
Собственник транспортного средства может избежать административного взыскания, если вместо обгона совершит разворот или поворот. Если в момент выполнения запрещенного маневра водитель обнаружил инспекторов ГИБДД, он может «невзначай» изменить траекторию своего движения, въехав на прилегающую территорию или повернув. Действия водителя не будут расценены в качестве обгона, если он не вернется в свою полосу.
Штрафная квитанция в подобной ситуации все же возможна. Однако риск лишиться прав останется позади. При пересечении сплошной при развороте или повороте инспектор имеет право наложить штраф лишь в размере от 1000 до 1500 рублей.
Важно учитывать, что разворот без оценки дорожной ситуации может повлечь за собой последствия более серьезные, чем штраф 5000 рублей. Важно менять траекторию только при полной уверенности в безопасности обстановки.
В каких случаях обгон возможен
Опережение впереди едущего транспорта возможно без совершения правонарушения в следующих случаях:
- Возникла крайняя необходимость. Этот вопрос освещает статья 2.7 КоАП РФ. Согласно данному документу, административным правонарушением не является деяние, совершенное для устранения опасности при невозможности ее избежать другим путем и в том случае, если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Так, если водитель обгоняет впереди едущую машину с пересечением сплошной линии, чтобы избежать аварии и т.д., то это не считается неправомерными действиями.
- Объезд стоящего автомобиля. Если машина сломалась, припаркована так, что мешает движению, разрешается ее обгон. В такой ситуации маневр разрешен, если нельзя его совершить по правой стороне. При этом запрещено объезжать пассажирский автобус, другой общественный транспорт, если он остановился с целью высадки людей.
- Некачественная разметка. Водитель вправе выполнить переезд через сплошную линию, если черта стерлась, нанесена на дорожное полотно не по ГОСТу.
В таких ситуациях сотрудник ГИБДД не вправе наказывать водителя. При неправомерном назначении штрафа решение инспектора можно обжаловать в суде.
Водителю нужно знать, не только в каких случаях можно совершать обгон, но и правильный алгоритм действий.
Порядок выполнения маневра:
- Подъехать к обгоняемому автомобилю на расстояние 15-20 метров.
- Включить поворотник, это предупредит водителей позади вас.
- Начать перестроение.
- В ночное время или при небольшом ограничении видимости допустимо помигать фарами дальнего света.
- Обогнать автомобиль, включить поворотник, перестроиться на нужную полосу, не создавая помех для других участников движения.
Если вы начали обгон и понимаете, что по какой-то причине безопасно это сделать невозможно, то нужно отказаться от маневра и вернуться на свою полосу.
Можно ли обгонять справа?
Из правил дорожного движения пункт о запрете обгона справа был исключен в 2015 году. Но это не говорит, что обгонять с правой стороны автомобили разрешено. Дело в том, что опираясь на понятие об обгоне, следует сделать вывод о том, что опережение транспорта возможно только слева, двигаясь по встречной полосе. Таким образом получается что пункт о запрете обгона справа был исключен из правил просто как лишний момент. По сути, эта норма была излишней в ПДД, так как она просто дублировала уже имеющуюся информацию. Исходя из правил движение по тротуарам и обочине запрещено, кроме ряда случаев прописанных в ПДД. Если водитель совершит обгон справа, то он в любом случае попадет в запретные зоны и заработает соответствующий штраф за нарушение.
Как такового, нарушения «обгон справа», не существует. Соответственно здесь не актуальны обычные наказания.
Многие водители при этом постоянно подают жалобы, что практика подобных обгонов является достаточно популярной.
Если водителя ловят на подобном процессе, штраф вменяется за такое нарушение, как перемещение на автомобиле по обочине.
Езда по тротуарам или по обочине дороги является нарушением административного правила. Водителю в этом случае назначается штраф, сумма которого составляет 1500 рублей.
Если в процессе разбирательства сотрудники ДПС установят не просто перемещение по обочине, но неправомерное опережение, штраф за обгон справа будет составлять 5000 рублей.
Если водитель в процесс обгона транспортных средств совершает проезд по трамвайным путям, за такое нарушение может быть назначен штраф в сумме 5000 рублей или лишения прав на срок до 6 месяцев.
Штрафы за перемещение по обочине не назначаются в случаях, если данная форма перемещения является вынужденной.
Причиной для этого могут послужить такие факторы, как повреждения на дорожном полотне, аварийные ситуации, перекрывающие и блокирующие нормальный проезд.
К категории подобных ситуаций можно также отнести наличие впереди едущего крупногабаритного средства, например, фуры.
Почему фраза «обгон справа» противоречива
До внесения поправок в 2010 году понятия опережения в ПДД не существовало, равнозначным по определению было понятие обгона. В старом определении в отличие от действующего необязательно совершать выезд на встречную полосу, достаточно было выехать с занимаемой полосы. В связи с этим фраза «обгон справа» была вполне обоснована и уместна.
Но когда в ПДД внесли изменения, такое словосочетание стало вызывать противоречия, так как при обгоне теперь обязателен выезд на полосу или сторону со встречным движением. А при совершении обгона попутно идущих ТС с правой стороны такой ход событий невозможен, потому что выезд на встречную полосу может состояться только при обгоне с левой стороны.
Фактически, совершая обгон справа, водитель выезжает на правую свободную полосу с попутным движением и опережает ТС, которое движется с меньшей, чем у него, скоростью. Из этого следует, что целесообразней называть такой маневр опережением справа, тогда он будет полностью соответствовать понятиям, приведенным в нынешнем законодательстве, и не вызовет никаких противоречий.
Как правильно выполнить
Во время езды вдоль трассы возникают разнообразные ситуации, поэтому иногда крайне важно совершить объезд транспортного средства справа. В данном положении нужно соблюсти определённые меры безопасности, необходимые для предотвращения ДТП. В частности, стоит:
- Убедиться в том, что на рассматриваемой полосе нет припаркованных автомобилей, а сам манёвр не приведёт к столкновению.
- Ознакомиться со всеми дорожными символами, которые указывают на второстепенные дороги, переходы и иные направления.
- Проанализировать схему движения машин сзади с целью уточнения их намерений, чтобы избежать аварий (сигнал поворотника).
- Уточнить условия покрытия обочины и погоды (смена поверхности, особенно в дождь или снегопад, часто заканчивается тем, что транспорт ведёт в сторону).
В первую очередь необходимо максимально точно определить дистанцию между впереди идущими машинами, чтобы быть на 100% уверенным в успешности запланированного маневра – перестроения в соседний ряд.
Опережение справа на многополосных дорогах
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Догнал кого-то в левой полосе, увидел свободное место справа, перестроился в соответствии с требованием не занимать левую полосу при свободной правой. Догнал кого-то по правой — обогнал его по левой, если она свободно и вернулся в правую. И те кто тошнит в левой — пусть дальше тошнят. Мир им.
Рекомендуем прочесть: Очередь на социальные путевки
Разберемся в терминах
Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, с выездом на полосу встречного движения, и возвращение на ранее занимаемую полосу. Маневр производится по левой стороне. Такого понятия, как обгон справа в ПДД не существует.
Это один из самых сложных и опасных маневров при движении. Именно при нарушении правил обгона возникает большое количество ДТП с летальным исходом. Поэтому в ПДД предусмотрены жесткие требования к водителю, выполняющему такой маневр.
Для выполнения безопасного обгона нужно:
- оценить скорость движущегося впереди автомобиля;
- проанализировать состояние дорожного покрытия: насколько оно влажное, скользкое, сухое;
- оценить скорость автомобиля, который идет навстречу;
- знать возможности своего автомобиля.
Перестроение на дороге не должно создавать помех для других участников движения. Если существует хотя бы небольшая вероятность возникновения аварийной ситуации, то от маневра необходимо отказаться, так как он может стать причиной ДТП. Водитель должен знать, что правила движения обгон справа не предусматривают.
Расшифровка термина «опережение»
Опережение – это маневр, при котором транспортное средство обгоняет другое, при этом, не выезжая на полосу встречного движения.
такое перестроение выполняется проще, реже приводит к авариям и может быть выполнено почти в любой момент. Тем не менее есть несколько случаев, когда опережение запрещено.
Выполнять опережение нельзя:
- на пешеходном переходе;
- на железнодорожном переезде;
- на мостах и в тоннелях;
- на участках дороги с плохой видимостью.
Существует два вида маневра:
- без смены полосы движения, когда транспортное средство за счет скорости обгоняет автомобиль;
- с выездом на соседнюю полосу движения, при этом она не должна быть встречной.
Нужно помнить о том, что если транспортное средство выезжает на другую полосу, опережение должно осуществляться по левой полосе.
Путаница между терминами чаще всего возникает у тех водителей, которые редко пользуются многополосными дорогами.