Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение требований охраны труда.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Нормативные обоснования
Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:
- ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
- ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
- ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
- ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
- ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.
Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.
Уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение правил охраны труда в ст. 143.
Наконец, Постановление Правительства РФ № 399 содержит полный перечень нормативных актов, где закреплены регламенты по обеспечению охраны труда и ответственность за это.
Охрана труда: что входит в систему
Система состоит из спектра мероприятий, среди которых можно выделить основные группы: правовую, организационно-техническую, социально-экономическую и другие. Огромную роль играют меры по лечению, реабилитации после полученных на производстве травм — всё это должно быть организовано в полном соответствии с законодательной базой.
В каждой из групп собраны все необходимые мероприятия и действия, нацеленные на создание и поддержание безопасных условий труда, а также и на ликвидацию последствий нарушений (травм, болезней и так далее).
Помимо сохранения здоровья и жизни, само понятие охраны труда включает разного рода компенсации, выплаты, гарантии и многое другое.
Таблица штрафов по ОТ
Основание | Ответственный | Штрафы по ОТ в 2020 году, рублей |
---|---|---|
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ |
||
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 2000 до 5000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 2000 до 5000 |
|
На юрлиц |
От 50 000 до 80 000 |
|
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 5000 до 10 000 |
|
На юрлиц |
От 60 000 до 80 000 |
|
Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 15 000 до 25 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 15 000 до 25 000 |
|
На юрлиц |
От 110 000 до 130 000 |
|
Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 130 000 до 150 000 |
|
Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда. |
||
Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ |
Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 70 000 до 100 000 |
|
Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность) |
От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Сокрытие страхового случая |
||
Статья 15.34 КоАП РФ |
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа. |
|
На граждан |
От 300 до 500 |
|
На должностных лиц |
От 500 до 1000 |
|
На юридических лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. |
||
Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ |
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 50 000 |
|
На юридических лиц |
От 100 000 до 200 000 |
Оформление взыскания за нарушение требований ОТ
Нарушения по охране труда обычно выявляет и оформляет специалист по охране труда.
Шаг 1. Прежде всего, убедитесь, что:
- с момента совершения проступка прошло не более шести месяцев;
- с момента, когда обнаружен проступок, прошло не более одного месяца.
В срок не входит:
- время болезни работника;
- время его отпуска;
- время, необходимое на учет мнения профсоюза, если он есть в организации (ст. 193 ТК).
Шаг 2. Составьте акт. Требование — форма произвольная, содержит следующие реквизиты и информацию:
- внесите данные организации или оформите на бланке;
- внесите дату, время и место составления;
- укажите данные сотрудника, комиссии, свидетелей;
- детально опишите служебное нарушение правил охраны труда и вероятную ответственность;
- включите в акт пояснения членов комиссии и свидетелей;
- приложение — документы, объяснительные, докладные;
- рекомендации о взыскании и по соблюдению правил охраны труда;
- подписи всех участвующих, включая нарушителя (если он не отказывается).
Системы охраны труда в РФ
Организатор или мастеровой несет ответственность за нарушение требований охраны труда, организуя рабочее место. Основным документом, регламентирующим трудовые отношения в России, является Трудовой кодекс, ТК РФ. Документ является основой для разработки отдельных правовых актов, построения федеральной и отраслевой системы трудового законодательства.
Незнание законов не освобождает работника от материальной, дисциплинарной, уголовной ответственности за нарушение требований и правил охраны труда. Пренебрежение т/б закономерно заканчивается травмой или увечьем трудящегося. Поэтому сотрудники изучают обязательные инструкции и следуют им.
За нарушение норм охраны труда применяется коллективная и индивидуальная ответственность. Организатор производства аттестуется на знание требований, нормативных актов, стандартов и научной организации конкретного трудового процесса:
Ответственность работодателей
В результате плановой проверки деятельности компании или при расследовании несчастного случая выясняется, соблюдению т/б не уделяется должного внимания. Тогда наступает ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Наказание налагается в виде материальных начетов, аннулирования лицензий, приостановки деятельности.
За упущения к организации или отдельным лицам применяются штрафы, установленные кодексом административных правонарушений, КоАП РФ. Если рабочим местам не дана оценка по системе СОУТ, на предприятие может быть наложен штраф до 80 тыс. рублей, на административное лицо до 10 тысяч. Администрации придется отвечать за нарушение требований охраны труда, выражающееся в отсутствии специалиста службы безопасности. По разным случаям нарушения организацию штрафуют до 130 тысяч рублей, ответственное лицо до 10 тысяч рублей.
Ответственность работника за допущенные нарушения требований в области охраны труда
В случаях, когда грубое пренебрежение к требованиям безопасности привело к приостановлению деятельности, к поломке оборудования, аварии, на нарушителя накладывается материальный начет в счет возмещения убытков.
Привлечь работника к дисциплинарному взысканию в форме материальной ответственности можно при соблюдении условий:
- определено, что ущерб нанесен при невыполнении инструкций, допущенной небрежности;
- во время развития аварии нарушитель не принял мер для уменьшения ущерба;
- следствием стал явный ущерб, выраженный материально;
- работник, допустивший проступок, совершеннолетний, прошедший обучение на рабочем месте.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Гражданско-правовая ответственность — это ответственность лица, за нарушение Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Эта мера ответственности может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Характерной особенностью этой ответственности является возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в главе 59 ГК РФ.
Гражданско-правовая ответственность наступает для должностных лиц в случае причинения вреда или нарушения прав других субъектов. В этом случае должностные лица обязаны возместить имущественный или моральный вред пострадавшей стороне, в зависимости от вида правонарушения.
В зависимости от основания применения мер ответственности, существует:
- договорная ответственность;
- вне договорная ответственность.
Административная ответственность для должностных лиц
Административная ответственность – это обязательство выплатить штраф, который назначается должностным лицам, допустивших нарушения законодательства о труде. Государственными органами надзора и контроля могут быть наложены штрафы для должностных лиц — до 10 базовых величин, а на юридических лиц — до 300 базовых величин.
Веской причиной, которая послужит основанием для получения штрафа, может быть:
- безосновательный отказ в приеме на работу;
- нарушение требований по охране труда;
- нарушение законодательства о занятости населения;
- нарушение коллективных трудовых отношений;
- нарушение закона о труде;
- сокрытие страхового случая;
- нарушение правил заключения гражданско-правовых договоров.
Куда обращаться за помощью
Алгоритм защиты прав зависит от наличия или отсутствия трудовых отношений с работодателем. Для того, чтобы восстановиться на рабочем месте или взыскать задолженность по зарплате после увольнения, работнику необходимо обращаться в суд. В дальнейшем можно возпользоваться помощью юристов.
Если трудовой договор не расторгнут, но права гражданина были нарушены, стоит подготовить жалобу в одну из следующих инстанций:
Комиссия по трудовым спорам | Данный орган есть не на всех предприятиях. Более того, его права чересчур ограничены законом. |
Государственная трудовая инспекция | Сообщить о проблеме можно в режиме онлайн на официальном сайте организации. Сотрудники инспекции подготовят ответ на обращение работника в течении 30 дней. Помимо стандартного консультирования по трудовым спорам, заявитель имеет возможность инициировать проверку нарушений. |
Прокуратура | Обратиться в органы прокуратуры можно по месту жительства или, воспользовавшись услугой интернет-приемной. Все обращения граждан подлежат немедленной проверке. |
Роспотребнадзор | У данной службы ограниченный круг полномочий. Обращение в Роспотребнадзор будет целесообразным только в случае нарушения санитарно-эпидемиологических норм на предприятии. |
Судебные органы | В случае наличия уголовных правонарушений — обращение в суд является единственным способом защиты прав. |
Материальная ответственность за нарушение требований охраны труда
Помимо дисциплинарной, трудовое законодательство предусматривает материальный вид ответственности. Последний актуален и применим в ситуациях, когда нарушение норм безопасности привело к ущербу для предприятия, третьих лиц, а также нанесло вред здоровью людей.
Так, наиболее распространенной ситуацией привлечения к материальной ответственности является причинение вреда имуществу работодателя.
Допускается применять материальные виды взысканий к сотрудникам:
- достигшим совершеннолетия,
- при наличии явного фактического ущерба для работодателя,
- если имело место быть халатное бездействие или незаконное действие,
- когда виновность работника в причинении ущерба организации доказана надлежащим порядком.
Законодатель позволяет накладывать на сотрудника обязанность возмещения ущерба полностью или частично, если компенсация не превышает его среднемесячного заработка.
247 статья Трудового кодекса указывает, что возмещать ущерб сотрудник обязан при доказанности его вины, а сумма возмещения просчитывается. А 238 статья трудового закона обязывает делать расчеты без включения упущенной выгоды. Также по смыслу 240 статьи работодатель имеет право отказаться от получения компенсации с работника.
Данный вид ответственности определяется Кодексом об административных правонарушениях, а также в соответствии с ним принятыми нормативными актами.
К ответственности в административном порядке привлекаются должностные лица, руководители структурных подразделений и сотрудники, ответственные за охрану труда и безопасность в организации или на предприятии.
Этот вид ответственности устанавливается ст. 5.27.1 КоАП.
Здесь же определяются ее пределы:
- если допущены нарушения законов об охране труда, то предусматривается наложение штрафа в сумме от 2 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для юридических лиц в сумме 60-80 тысяч рублей,
- за нарушения при проведении оценок рабочих мест предусмотрен штраф для ИП и должностных лиц – до 10 тысяч рублей, 60-80 тысяч – для юр. лиц,
- если сотрудник допущен к выполнению обязанностей без медицинского осмотра, проведения обучения нормам охраны труда: для ИП и должностных лиц штраф в сумме от 15 до 25 тысяч, для юридического лица – до 110-130 тысяч рублей,
- если работник допущен до работы без предоставления средств индивидуальной защиты налагается штраф на ИП и должностных лиц 20-30 тысяч рублей, на юридическое лицо – 130-150 тысяч рублей,
- если вышеуказанные нарушения допущены повторно, то предусматривается наряду со штрафом отстранение от должности на срок до 1 года, а суммы штрафных санкций возрастают для ИП и должностных лиц до 30-40 тысяч, а для юр. лица – до 100-100 тысяч или до приостановления деятельности на срок до 3-х месяцев.
Внимание! Вопросы наложения штрафных санкций и иных взысканий решаются инспекторами органов Государственного надзора. Соответствующие административные дела решаются органами государственной власти, судами.
Нормативные обоснования
Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:
- ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
- ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
- ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
- ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
- ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.
Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.
Уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение правил охраны труда в ст. 143.
Наконец, Постановление Правительства РФ № 399 содержит полный перечень нормативных актов, где закреплены регламенты по обеспечению охраны труда и ответственность за это.
Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.
Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.
Судом установлено, что гражданин, состоявший с предпринимателем в трудовых отношениях, 30 мая 2003 года погиб от несчастного случая на производстве. О данном факте предприниматель не сообщил в Государственную инспекцию труда Свердловской области, чем нарушил требования законодательства, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ.
Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:
- угрозы жизни либо здоровью людей;
- возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
- наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
- причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
- совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 27.16 КоАП РФ. В нашем случае его будет осуществлять государственный инспектор труда путем составления протокола и передачи его в суд.
Поскольку в производственном помещении, принадлежащем предпринимателю, выявлены нарушения государственных нормативных требований труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, требования инспектора труда по приостановке эксплуатации производственного помещения до устранения выявленных недостатков признаны правомерными. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №Ф04-317/2005(8149-А03-19)).
Частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном прекращении деятельности. Согласно части 1 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Согласно части 5 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания.
В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:
«Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)».
Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.
Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.
Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, в которой в числе обязанностей работодателя предусмотрена обязанность сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 5.44 КоАП, также отнесено к ведению Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением по делу №Ф09-6045/04-АК от 26 января 2005 года подтвердил обоснованность привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.44 КоАП РФ за сокрытие страхового случая.
Кроме того, в главе 9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за целый ряд правонарушений конкретно в области строительства.
Так в статье 9.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения. Нарушение данных норм влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
Для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
Для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей в соответствии со статьями 23.23, 23.31 КоАП РФ рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и органами, осуществляющими государственный горный и промышленный надзор.
В статье 9.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.
Нарушение норм указанной статьи влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев;
для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.35 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Статьей 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Нарушение норм указанной статьи влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.
Так Постановлением ФАС Поволжского округа от 24 марта 2005 года по делу №А06-2036У/3-18/04 правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственного архитектурного надзора, согласно которому предпринимателю было предложено произвести демонтаж дымохода, выполненного выше кровли аптеки в нарушение проекта, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем требований по проектированию и строительству.
Статьей 9.5. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию:
«1. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.
Статьей 9.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Нарушение норм указанной статьи влечет:
— для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
— для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ рассматриваются государственными органами по энергетическому надзору
Как следует из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2-9.4, 9.9 в случае, если орган либо должностное лицо, к которым поступило это дело, передает его на рассмотрение судьи.
КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность для должностных лиц строительных организаций по следующим нижеперечисленым статьям:
«Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Неповиновение законному распоряжению и��и требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».
Рассматривать дела об административных правонарушениях в области строительства, предусмотренных данными статьям, имеют право:
- должностные лица федеральных инспекций охраны труда в соответствии с пунктом 16 статьи части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного энергетического надзора в соответствии с пунктом 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с пунктом 43 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Статьей 20.4. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Так частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных норм влечет:
- для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Во второй части статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Нарушение норм данной части статьи влекут наложение административного штрафа в следующем размере:
- для граждан — в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Частью 3 данной статьи предусматривается ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий. За нарушение норм части 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в следующем размере:
- для граждан — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В части 6 указанной статьи законодателем установлена ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. За нарушение норм данной части статьи на нарушителя возлагается административный штраф в следующем размере:
- для граждан — в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают в соответствии с пунктом 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.