Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое бессрочное пользование наделом и какие права имеет гражданин на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отказ от права постоянного бессрочного пользования земельным участком – желание избавиться от земли, например, по ненадобности. На данный момент право постоянного (бессрочного) пользования не совсем удобно, сейчас существуют иные формы владения землей.
Первый этап – прием заявления и его регистрация. После этого ответственный специалист обеспечивает передачу заявления к рассмотрению соответствующего (уполномоченного) сотрудника.
Далее сотрудник проводит проверку заявления и приложенных к нему документов на предмет комплектности. Если выясняется, что ряд документов отсутствует, тогда как по правовым актам они должны быть, сотрудник может запросить их:
- в органах местного самоуправления;
- в государственных органах.
Также может быть направлен запрос межведомственного характера в местное Управление Федеральной налоговой службы – с целью предоставления выписки из ЕГРЮЛ.
Сотрудник при необходимости направляет запросы в Федеральную кадастровую палату, чтобы получить нужные выписки из ЕГРН:
- о наличии права на участок земли;
- о наличии прав на сооружения и здания, другие объекты, которые расположены на участке (если такие объекты есть).
Обжалование и его порядок
Заявитель обладает правом на внесудебное (досудебное) обжалование действий и решений органов, отдельных должностных лиц и сотрудников. При этом внесудебный и досудебный порядок обжалования не исключает последующую возможность обжалования действий, которые были реализованы в рамках предоставления услуги в порядке, предусмотренном судом.
В каких обстоятельствах заявитель имеет право обращаться с жалобой:
- были нарушены сроки регистрации запроса о предоставлении услуги;
- были нарушены сроки предоставления услуги;
- от заявителя требовали предоставление документов вне нормативных правовых актов РФ;
- заявителю отказали в приеме документов, предусмотренных нормативными правовыми актами;
- заявителю отказали в предоставлении услуги на основаниях, не предусмотренных законодательством;
- у заявителя требовали оплатить предоставление услуги, что не соответствует законам и правовым нормам;
- орган отказал заявителю в исправлении имеющихся ошибок и опечаток в документах либо нарушил сроки их исправления;
- были нарушены порядок или сроки выдачи необходимых документов по итогам предоставления услуги;
- процесс предоставления услуги был приостановлен, тогда как соответствующие основания прекращения прав не предусмотрены законодательством.
Если жалоба направляется через представителя, необходимо дополнить ее документом, который будет подтверждать наличие полномочий для реализации действий от его имени. В числе таких документов:
- доверенность с печатью и с подписью заявителя;
- копия решения об избрании/назначении или копия приказа о назначении на конкретную должность физического лица.
Подача жалобы возможна в двух вариантах:
- в письменном виде;
- в электронном виде.
Комментарий к Ст. 54 ЗК РФ
1. Права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, могут быть прекращены принудительно ввиду ненадлежащего использования земельного участка в порядке, предусмотренном Кодексом. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка, т.е. нарушения требований законодательства по использованию земли, наступает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК (ст. ст. 284 — 286).
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому изъятие земельного участка у лиц, не являющихся собственниками земельных участков, может наступить после привлечения их к административной ответственности. При этом состав правонарушения и основания изъятия земельного участка должны быть одними и теми же.
Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка наступает на основании КоАП. Указанным Кодексом, в частности, установлены следующие виды правонарушений, за которые следует административная ответственность:
— уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
— самовольная переуступка права пользования землей;
— самовольный обмен земельного участка;
— проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;
— сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
— самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;
— уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
— невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
— использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
— нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
Перечисленные правонарушения следует отличать от правонарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, также установленных КоАП. К ответственности за правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, привлекаются лица, не обладающие правами на используемые земельные участки.
3. Об осуществлении государственного земельного контроля см. гл. XII Кодекса и комментарий к ней.
Форма предупреждения о допущенных земельных правонарушениях установлена в качестве приложения к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о допущенном земельном правонарушении
———————————
Не приводится.
4 — 5. Принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется на основании решения суда. При рассмотрении судебных споров суды обращают внимание на наличие состава правонарушения, соблюдение требований КоАП и ЗК о привлечении виновных лиц к ответственности, на иные значимые с правовой точки зрения обстоятельства.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N А74-2148/05-Ф02-7028/05-С2 был сделан вывод о том, что суд правомерно отказал в иске о прекращении права ответчика на земельный участок, поскольку обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1 Постановления администрации города Абакана от 22 декабря 1993 г. N 443 земельный участок площадью 1,71 га, находящийся в 6-м микрорайоне 9-го жилого района, предоставлен АООТ «С» для строительства 16 коттеджей, что подтверждается государственным актом N РХ-01-002090 от 1 марта 1994 г.
На основании протокола общего собрания АООТ «С» от 10 февраля 1999 г., Приказа генерального директора от 23 февраля 1999 г. N 1 АООТ «С» перерегистрировано в ОАО «С», что подтверждается выпиской из государственного реестра юридических лиц.
Истец, мотивируя свои требования тем, что ответчиком не использовался спорный земельный участок в течение трех лет, ссылаясь на подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из того, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования.
Указанные выводы мотивированы непредставлением истцом в материалы дела документов, подтверждающих факт наложения на ответчика административного взыскания в виде штрафа, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, ФАС Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК.
В соответствии со ст. 287 ГК прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В п. 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 2, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК.
Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в п. 2 ст. 54 ЗК обозначено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
Статья 46 ЗК РФ. Основания прекращения аренды земельного участка
- Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
- Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
- Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, не допускается:
1) в период полевых сельскохозяйственных работ;
2) в иных установленных федеральными законами случаях.
Статья 49 ЗК РФ. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации. - Утратил силу.
- Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Порядок прекращения прав
Если речь идёт о добровольном отказе, изначально нужно будет обратиться с заявлением в местную администрацию. Это заявление должно подавать как юридическое лицо, так и обычный гражданин. В нём отобразить причину отказа, свои инициалы, кадастровые данные на землю, когда была выделена земля и иную информацию. Чтобы его приняли с первого раза, предварительно рекомендуется просмотреть образец по составлению подобных заявлений.
При себе также необходимо иметь следующий пакет документов:
- документы, подтверждающие личность гражданина;
- если обращается юридическое лицо, представить выписку из ЕГРЮЛ;
- постановление\решение муниципального образования о выделении данного земельного участка;
- межевой план и остальные кадастровые документы;
- госакт на право использование недвижимого объекта, либо свидетельство.
Решиться этот вопрос должен в течение одного месяца. Если документы не будут представлены в течение 3 дней с момента регистрации и принятия заявления, в рассмотрении вопроса будет отказано. Заявление будет назад направлено просителю для внесения коррективов. Возможно, допущены опечатки и иные несоответствия в представленных документах.
Прекращение прав в связи со смертью
Лица, не имеющие статуса собственника, могут иметь только вещные права. В статье под номером №268 ГК РФ прописано, на каких именно основаниях можно будет получить право на бессрочное использование земельного участка.
Родственники, в связи со смертью наследодателя, на законных основаниях получают права на все имеющиеся постройки на этой земле. Но имеются и исключения из этих правил. Они заключаются в следующем:
- Наследники могут завершить оформление участка в собственность, если эта процедура была начата наследодателем, но не была закончена в связи с его смертью.
- Наследники могут претендовать на имущество, которое оформлено в собственное владение. Участок необходимо приватизировать или оформить его иным образом, чтобы у наследников в последующем не возникло каких-либо проблем.
Граждане, получившие привилегию на бесплатную эксплуатацию участка ранее 2001 года, могут не волноваться о своих правах. Но их можно лишиться, если нарушить регламент применения. Физическим лицам необходимо пройти процедуру приватизации и оформить право собственности на землю. Для этого им нужно узнать в нотариальной конторе, куда обращаться для оформления всех этих документов. Это даст больше преимуществ при использовании территории, чем при бесплатном бессрочном пользовании. Оформить участок в собственное владение можно только по решению суда.
Проведение проводок при прекращении бессрочного права
Если право постоянного пользования участком прекращено, учитывать участок в бюджетном учёте 0.103.11.000 казённое учреждение не имеет права. В бюджетном учёте должны указываться все выбывшие участки из оборота, в том числе и изъятые из пользования у граждан. Основанием для постановки земли на учёт служит свидетельство, подтверждающее право пользования землёй.
Бухгалтерские проводки участка до момента регистрации права бессрочного пользования ведутся на забалансовом счёте 01. После того как получена выписка из единого кадастра недвижимости, участок принимается по дебетовому счёту 0.103.11.330. Автономные и бюджетные учреждения на стоимость принятого к учёту земельного участка должны откорректировать расчёты с учредителем. Все проводки проводятся по счёту 4.210.06.000.
На чем основывается прекращение права собственности на земельный участок?
Самым распространенным вариантом развития событий является полное ограничение на пользование участком из-за ненадлежащего использования. Объекты сельхозназначения относятся к этим пунктам. 3К Российской Федерации статья 45 регулирует такие вопросы и содержит основания для ограничения обременения прав на земельные участки:
- Нарушения использования природных ресурсов, иррациональность решений.
- Преднамеренная порча почвы
- Земля не рекультивируется
- Земельный участок используется ненадлежащим образом
- Участок не используется больше 3-х лет
Для того, чтобы нормы и правила эксплуатации соблюдались, существуют соответствующие органы, следящие за всеми вышеперечисленными аспектами. Когда собственник не согласен с постановлением, то можно подать иск в судебную структуру. Судебная тяжба в таким случаях проблематичная, стоит воспользоваться услугами земельного юриста, специализирующегося на подобных проблемах, в особенности когда вопрос касается отнимания земли для муниципальных нужд города. Когда заявитель попытается самостоятельно пойти в суд с данной проблемой, то дело будет сразу же обречено на провал.
Права и возможности после решения суда
Судебное решение выносится на основании пункта 2 статьи 54 ЗК РФ. Для его осуществления, от административного органа требуется соблюдение этапов прекращения права пользования:
- административное взыскание и наказание в виде штрафа, постановление о вменении обязательства по восстановлению плодородия почв с указанием сроков;
- в случае неисполнения, уведомление о возбуждении дела в суде.
Соответственно, гражданин, который заинтересован в сохранении права пользования, за данный ему промежуток времени, сумеет устранить им же допущенные нарушения. Если он этого не сделает, то лишение его права пользования окажется не только правомочным, но и целесообразным.
Более того – после признания судом прекращения права пользования, он будет обязан возместить нанесённый землям ущерб, по постановлению суда. Выписка из постановления суда будет отправлена в Росреестр для снятия изъятого участка с регистрационного учёта и постановки на учёт в качестве объекта муниципальной собственности.
Если же порядок досудебной процедуры был нарушен со стороны административной комиссии, или дело о прекращении было возбуждено на основании ничтожного прецедента, гражданин может отстаивать своё право также, в судебном порядке.
Его право пользования обеспечивают положения Земельного кодекса, в частности:
- статья 60 восстанавливает нарушенное право пользования после признания решением суда, незаконного отнятия земельного участка;
- статья 61 отменяет неправомерные взыскания, налагаемые административными решениями.
Опираясь на данные по закону, права защиты граждан, землепользователь может быть застрахован от перегибов со стороны административных комиссий. Документы для искового производства удобнее всего подать в десятидневный срок после принятия решения, судом.
Возможно ли наследование?
В судебной практике достаточно много подобных прецедентов. Например, споры о передаче дома вместе с участком наследнику. В такой ситуации суд, скорее всего, признает переход права собственности на постройку к новому владельцу, но не на земельную территорию. Это происходит из-за того, что по закону собственником участка бессрочного использования остается орган местного самоуправления, а лицо, которое им пользовалось, не имеет права на распоряжение землей.
Если же на таком участке нет построек, то передать его по наследству будет еще сложнее: только при оформлении права собственности на эту территорию.
Еще один вариант решения проблемы — это договориться с администрацией о продолжении права БП уже на наследника, потому как для него действует переуступка прав аренды.
Другой комментарий к Ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации
1. Статья 287 ГК РФ закрепляет норму о том, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Положения комментируемой статьи устанавливают перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. С одной стороны, закрепление этих оснований в законе является гарантией обеспечения стабильности реализации указанных прав на землю, а с другой стороны, возможность прекращения прав служит цели обеспечения публичных интересов, если землепользователи или землевладельцы не выполняют требования земельного законодательства.
Все основания, перечисленные в комментируемой статье, делятся на две группы. К первой группе относятся случаи, когда право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения прекращаются по волеизъявлению их обладателя. Это случаи отказа от права на земельный участок. Условия и порядок отказа от права на земельный участок урегулированы в ст. 53 ЗК РФ.
Ко второй группе относятся случаи принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Всего предусмотрено семь таких оснований, указанных в п. 2 комментируемой статьи. Особо следует отметить, что решение о прекращении прав на землю по этим основаниям может быть принято по общему правилу только в судебном порядке. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка определены в ст. 54 ЗК РФ.
2. Действует ряд законодательных актов, которые развивают положения ЗК о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, их изъятие для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, осуществляется путем прекращения этих прав.
При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка, такое право оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет. При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком гражданина, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, такое право оценивается как право собственности на указанный земельный участок.
В случаях изъятия земельных участков путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения предоставление других земельных участков взамен изымаемых осуществляется на праве собственности гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность. Предоставление земельных участков в указанных случаях осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов.
Пункт 2 ст. 47 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает, что садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены ЗК.
Статья 9 ЛК РФ закрепляет правило о том, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
В законодательстве предусмотрены и случаи прекращения рассматриваемых прав на земельные участки. В ст. 15 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» указаны особенности прекращения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. В случае, если находящиеся в федеральной собственности земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям, такое право прекращается без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи. Основаниями прекращения этого права на земельный участок могут быть решения органа государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти в отношении земельных участков, которые подлежат передаче для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан принять соответствующие решения в течение определенного срока с даты представления Фондом кадастровой выписки о земельном участке; кадастрового паспорта земельного участка; кадастрового паспорта образуемого земельного участка в случае необходимости образования земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Наряду с основаниями и условиями прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в законодательстве предусмотрен случай, когда установлен запрет на прекращение этого права. Пункт 2 ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» запрещает изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. В п. 2 указанной статьи весьма нечетко указан титул, на котором могут использоваться земли государственных природных заповедников. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Видимо, в этом случае имеется в виду право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
С изменением советского Земельного законодательства, на ныне действующее, которое вступило в силу на основании земельной политики РФ, участки стало разрешено переоформлять в собственность. Более того, положение было облегчено программой «дачной амнистии», которая позволяла оформить ЗУ в короткие сроки, при предоставлении минимума документов. Те из граждан, чьи правоустанавливающие документы были утрачены, смогли беспрепятственно восстановить их и переоформить право собственности путём перерегистрации.
Для переоформления следует обратиться с заявлением в администрацию населённого пункта, предоставив требуемые документы. После рассмотрения, заявитель получит акт административного решения (копию), которую передаст в Росреестр вместе с пакетом документов и заявлением о регистрации права собственности.
Для физических лиц не предусмотрено федеральных нормативов по штрафным и иным санкциям за просрочку переоформления. Однако каждый регион вправе взимать таковые на основании локальных актов.
В каких случаях возникает право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?
Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Государственной собственностью в РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. При этом земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Примечание. Так же как и право оперативного управления, право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Надо ли данные по земельному участку отражать в бухгалтерском учете?
Бюджетные учреждения при получении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не ставят их на бюджетный учет. Основание такое: непроизводственные активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.), отражаются в бюджетном учете в момент их вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот (п. 28 Инструкции по бюджетному учету ). То же самое было установлено и ранее действовавшей Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (до 17.03.2009). Как указано в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития России (п. 5.2), вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот является:
- приобретение земельных участков;
- продажа земельных участков;
- передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Бюджетные учреждения здравоохранения, органы государственной власти и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения отражают в бюджетном учете земельные участки только в перечисленных выше случаях при наличии соответствующего согласования с органом по управлению имуществом.
Исходя из этого постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения (Письмо Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406, доведенное до подведомственных налоговых инспекций Письмом ФНС России от 07.06.2006 N ВЕ-6-16/575@).
Автономные учреждения также не должны отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности земельные участки, закрепленные за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный вывод основан на следующем. По всем критериям земельные участки относятся к объектам основных средств. Однако в бухгалтерском учете согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств могут быть отражены основные средства (в зависимости от имеющихся у организации на них прав):
- принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
- находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
- полученные организацией в аренду;
- полученные организацией в безвозмездное пользование;
- полученные организацией в доверительное управление.
Реализация через отказ
Отказ от участка на добровольной основе составляется согласно следующему плану:
- Отправиться в комитет.
- Составить заявление и приложить к нему документы.
- Ожидание решение комиссии в течение тридцати дней.
- Получение копии решения в течение трех дней.
Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Отказ от участка принудительным путем:
- После определения оснований, по которым гражданин неправильно вел эксплуатацию земельного участка, на него будет наложен штраф и взято обязательство устранить последствия халатности.
- В связи с этим выдается предупреждение, в котором можно найти следующую информацию:
- список нарушений;
- период, за который необходимо устранить нарушения и последствия;
- указание, к чему может привести бездействие;
- права, доступные гражданину в случае старта судебных разбирательств.
- Невыполнение требований приведет к судебному разбирательству.
- По истечении десяти дней будет отправлен акт о государственной регистрации в организацию.
- Даже если гражданина лишили прав, то он будет обязан выплатить штраф.
- Обжалование возможно в течение десяти рабочих дней.