Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На кого ложится обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с увеличением количества обращений по вопросу ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по вывозу твердых бытовых отходов, Управление Роспотребнадзора по Орловской области разъясняет.
Комментарии к ст. 8.2 КОАП РФ
1. Статья включает формальный общий состав с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения, выполняя, как и ст. 8.1, роль резервной нормы.
Цель статьи — обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).
2. Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и многих других, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп.) содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты, обязывания (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.)).
3. Объект правонарушения — общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет — отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества — бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Отходы производства и потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (см. ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ). Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, различая их по определенным видам. Статья 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду. Вопросы отнесения отходов к определенному классу решаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»), по ГОСТу 17.4.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» — на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит понятие загрязняющего вещества — это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (см. также приложения к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 1 «Опасные производственные объекты» и N 2 «Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности»).
Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Этот Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
4. Объективная сторона данного правонарушения — действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
5. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовы�� предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
6. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
7. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности.
8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), органов, осуществляющих экологический контроль (ст. 23.29), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в части нарушений экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования) (ст. 23.36). В том случае, если возникает необходимость в применении к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности, дело передается на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ
Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ
В случае несоблюдения требований при размещении отходов на специализированных полигонах, которые повлекли причинение здоровью людей и окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание – применяется часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ.
Если я НЕ буду платить за вывоз мусора
Как и для иных видов коммунальных платежей, в случае неуплаты услуги по обращению с ТКО в отношении неплательщика может быть назначен штраф.
Так, согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ каждый собственник должен вносить плату за жилое помещение и ресурсы ЖКХ, включая обращение с бытовым мусором, ежемесячно до 10 числа месяца, идущего после периода, в котором была оказана услуга.
В случае несвоевременной оплаты квитанции, включая раздел «Обращение с ТКО», производится начисление пени. Ее размер составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Данная пеня исчисляется от суммы долга за каждый день просрочки. Такое правило прописано в п. 14 ст. 155 ЖК РФ.
Кроме того, собственники помещений должны помнить, что при неоплате услуги по вывозу и обработке бытового мусора, исполнитель данной услуги может взыскать с них имеющуюся сумму задолженности в судебном порядке.
Ответственность за нарушения в области обращения с отходами
До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.
Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и веществами, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обобщённо, без конкретизации.
Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в области обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.
Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.
ВС РФ : вывоз ТКО нужно оплачивать даже за пустующие квартиру или дом
Верховный суд России отказался признать незаконным подход к оплате услуг по вывозу ТКО для собственников, в квартирах или домах которых никто не живёт и по факту услуга не оказывается. Владелец такого жилья пытался через суд принудить регоператора сделать перерасчёт платы за ТКО, но проиграл дело.
Собственник дома в Угличе подал в суд иск с требованием, чтобы регоператор по обращению с ТКО сделал перерасчёт платы за услуги. Истец проживает в квартире в МКД, а своим домом не пользуется, не сдаёт в аренду и фактически платит за вывоз несуществующего мусора.
Суды всех инстанций отказали собственнику, сославшись на п. п. 93, 148.44 ПП РФ № 354. Эти нормы прописывают порядок перерасчёта платы за коммунальную услугу в случае временного отсутствия жителей в квартире или доме, а не при постоянном неиспользовании жилья. Владелец дома подал административный иск в ВС РФ, попросив признать недействительными эти пункты.
Верховный суд России в решении от 23.04.2021 по делу № АКПИ21-129 отметил, что оспариваемые нормы соответствуют требованиям жилищного законодательства и НПА в области обращения с отходами. В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник помещения или дома обязан оплачивать услугу по обращению с ТКО. Даже если никто не живёт в квартире или доме, владелец всё равно платит за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
ВС РФ не принял во внимание ссылку истца на судебную практику, в которой есть решения в пользу собственников помещений, а не регоператоров. Практика судов не доказывает незаконность оспариваемых норм ПП РФ № 354. Оспариваемые положения ясные и определённые, приняты кабмином в рамках его полномочий. Иного НПА, имеющего большую юридическую силу, не существует.
Ранее ВС РФ уже рассматривал похожий иск: владелец помещения в МКД оспаривал п. 148.36 ПП РФ № 354, согласно которому регоператор рассчитывал плату за вывоз ТКО в пустующей квартире по числу её собственников. Узнайте, какие выводы сделал ВС РФ в этой ситуации.
Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).
А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру.
Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.
Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.).
Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).
Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства).
И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте. Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020).
Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.
В КоАП появятся штрафы за сброс мусора из машины
- Штраф за неуплату налога на имущество для физических лиц
- Неуплата транспортного налога физическим лицом: штраф
- Просмотр запрещенных сайтов в России – штраф
- Бизнес
- Бытовые проступки
- ГИБДД
- Документы
- ЖКХ
В связи с новыми противопожарными правилами дачникам с этого года также необходимо производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и осуществлять покос травы. «Это правило касается не только собственников земельных участков, но и арендаторов. Такое требование введено в целях устранения пожароопасной ситуации в населенной местности. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Обратите внимание, что сейчас запрещено устраивать свалки отходов, в том числе горючих, на территориях общего пользования, которые прилегают к объектам, относящимся к имуществу общего пользования СНТ, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельхозназначения», — отметил Бугров.
Вышеназванные требования будут действовать до 2026 года, отметил юрист. По его словам, ответственность за нарушение требований предусматривает:
- для граждан штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
- для должностных лиц — от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
Введенная в 2019 году обязанность садовых некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ (ОНТ) собирать членские взносы в виде безналичных перечислений в 2021 году может также обернуться административной и даже уголовной ответственностью. «Дело в том, что, несмотря на нововведение, многие продолжают платить наличными, а здесь уже возникает ответственность за незаконное обращение денежных средств», — пояснила Данильченко.
Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний. Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей. В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом. Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики. Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.
Штрафы-2021: за что придется заплатить владельцам жилья
В некоторых сферах например, ответственность за обращение с отходами животноводства, где предусмотрены немалые штрафы в течение — гг. Причина, к сожалению, не в соблюдении законодательства всеми субъектами, а мораторий на проведение плановых проверок, который действовал в течение последних двух лет. А в целом примером низкого уровня работы органов государственной власти в сфере привлечения виновных лиц к ответственности за ненадлежащее обращение с отходами являются данные административных комиссий городских рад.
С каждым годом масса мусора и его объем (а особенно объем как отмечают специалисты) растет все больше. Вместе со старыми диванами в мусорных контейнерах оказываются коробки из-под новой техники, пенопласт и другие габаритные вещи, которые играют решающую роль в статистических показаниях.
Административное нарушение Вследствие того, что крупногабаритные отходы не относят к твердым бытовым отходам и вывозить его нужно самостоятельно, исключая случаи дополнительных услуг на вывоз (с договором и счетом на оплату), горожане не имеют никакого права оставлять непригодные для пользования крупногабаритные вещи возле мусорных баков. Помните, что подобные действия расцениваются как административные правонарушения, а на недобросовестного гражданина администрация района (города) вправе наложить штраф.
- Выбрасывание строительного мусора. Большинство из нас знают, что выбрасывать оставшиеся от стройки отходы в контейнер для мусора запрещается, но это не мешает многим игнорировать установленное правило.
- Выбрасывание мусора из автотранспортных средств.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил изменения в Правилах противопожарного режима, согласно которым запрещено выбрасывать окурки из окон поездов и автомобилей. Соответствующее постановление опубликовано на сайте кабмина, сообщает LIFE.
— В полосах отвода и охранных зонах дорог, а также на участках железнодорожных путей и автомобильных дорог не разрешается выбрасывать горячие шлак, уголь и золу, а также горящие окурки и спички во время движения железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта, — говорится в документе.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Делаю ремонт. Куда выбрасывать мусор и нужно ли за это доплачивать?
Я затеяла небольшой ремонт в квартире. Никаких сносов стен, просто хочу обновить мебель и технику по мелочи.
В связи с этим возник ряд вопросов. Могу ли я выносить мебель и старую технику на площадку для мусора рядом с домом? Нужно ли за это доплачивать? А если снести стену между ванной и туалетом, что тогда делать с кусками стены?
В интернете однозначного ответа не нашла. Буду рада, если поможете.
Ольга
Но если будете сносить стены, то строительный мусор, например бетонные блоки и куски кафеля, придется вывозить самостоятельно или договариваться с компанией, которая заберет его за отдельную плату. Это может быть региональный оператор, который вывозит обычный мусор, управляющая компания или сторонняя организация.
В квитанциях за ЖКУ есть отдельная строка «Обращение с ТКО». Это и есть плата за вывоз мусора.
Получается, что помимо обычного мусора вы можете вынести на мусорную площадку рядом с домом крупногабаритную мебель и технику и ничего за это не доплачивать. Еще можно бесплатно выставить эти вещи на «Авито»: кому-то они могут пригодиться, а вам не придется самостоятельно нести их вниз.
Все о том, как жить в РоссииИ взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи
Чтобы разобраться с мусором от ремонта, нужно сначала понять разницу между текущим и капитальным ремонтом.
Полвека назад министр коммунального хозяйства РСФСР утвердил разделение бытовых отбросов и строительного мусора. По приказу Минкоммунхоза РСФСР отбросы после текущего ремонта квартир отнесли к бытовому мусору жилых зданий. Крупные предметы домашнего обихода, в том числе старая мебель, также считались бытовым мусором.
То есть старые обои вы можете выкинуть бесплатно. Но строительный мусор после капитального ремонта оставлять на площадке с контейнерами нельзя, потому что она оборудована только под бытовой мусор. Если затеяли серьезный ремонт, вы обязаны сами или через УК связаться с организацией, которая вывезет образовавшийся мусор.
В случае с бытовым мусором за собственников уже посчитали, сколько мусора они выбросят и сколько будет стоить вывоз. Получается, выбросить старые обои или смеситель вы можете без доплаты: это мусор после текущего ремонта, то есть ТКО, за вывоз которого вы уже платите по квитанции.
Но за выброшенные пеноблоки, оконные рамы и двери нужно доплачивать, поскольку мусор от капитального ремонта не включен в норматив регионального оператора.
Заплатить за его вывоз можно любой компании, предлагающей такую услугу, в том числе региональному оператору. Стоимость вывоза строительного мусора потребители и исполнители каждый раз определяют заново.
Могут вывезти из квартиры или двора, 50 килограмм или тонну — все это повлияет на стоимость.
Другое дело, что доказать, кто именно нарушил закон, выбрасывая мусор, сложно. Но лучше не рисковать и все делать по закону.
Мусор от текущего ремонта квартир тоже входит в состав ТКО: выбросить старые обои можно без доплаты.
Строительный мусор от капитального ремонта — паркет, плитка, бетон — не относится к ТКО и не входит в зону ответственности регионального оператора. За его вывоз отвечает собственник, который затеял ремонт.
Вывезти строительный мусор можно по отдельному договору с регоператором или специализированной компанией за дополнительную плату. За неправильное обращение с отходами предусмотрен административный штраф.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что грозит за оставление мусора вне специальных контейнеров?
Наказание за оставление мусора в неположенных местах регламентируется несколькими статьями КоАП РФ. Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий подлежит наказанию согласно ст. 8.1 КоАП РФ. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления регулируется ст. 8.2 КоАП РФ. Обе эти статьи предполагают штраф для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Ст. 8.1 КоАП РФ также предусматривает предупреждение, а ст. 8.2 КоАП РФ — штраф за повторное нарушение в течение года в размере от двух до трех тысяч рублей.
Если человек не донесет отходы до мусорки и оставит их в лесополосе, ему грозит штраф по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ — от двух до трех тысяч рублей.
Процедура штрафования
Оштрафовать субъекта, который вредит природе, вправе представители правоохранительных структур или территориальной администрации. Уголовная кара назначается исключительно судом.
Перед тем, как обжаловать наказание, необходимо определить основания, которые смогут послужить причиной удовлетворения жалобы. Админштраф оспаривается в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП. Обращаться нужно либо к вышестоящему органу, либо в районный суд. Приговор по уголовному делу обжалуется в апелляционную судебную инстанцию.
Образец заявления в Роспотребнадзор о несанкционированной свалке мусора
Важно! Если опротестование не дало результата, необходимо немедленно выплатить установленную сумму. Иначе документы передадут в службу судебных приставов, а это — дополнительные расходы в виде исполнительского сбора, арест имущества и счетов, запрет покидать пределы страны.
Где должны располагаться мусорные контейнеры
Наиболее острым вопросом взаимоотношений между обслуживающими организациями и жителями многоквартирных и отдельно стоящих домов остаётся задача размещения мусорных контейнеров. Оценить эффективность работы единого регионального оператора в рамках его полномочий по новому законодательству можно будет ещё нескоро, а в настоящее время собственникам жилья приходится обращаться в разные инстанции, чтобы определить мусорным контейнерам законное и безопасное расположение. При соблюдении всех прочих условий необходимо соблюдать и требования к допустимому максимальному количеству контейнеров на одной площадке – их должно быть не больше 5.
Обращаем ваше внимание, что для многоквартирных строений и отдельно стоящих домов нормы размещения незначительно, но отличаются, как и правила вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО).
В санитарных правилах (пункт 8.2.5 в СанПиН 2.1.2.2645-10) строго определена удалённость мусорных баков от многоквартирного дома (строения), детской игровой, спортивной площадки или от мест отдыха минимум на 20 метров, максимум расстояния – 100 м. Расположение контейнеров должно оставаться в пределах специальной крытой или открытой площадки для сбора бытовых отходов.
Куда обращаться если не вывозят мусор
Если оператор не вывозит мусор, жалоба в его адрес может поправить ситуации. Если вы проживаете в многоквартирном доме, начните с письма в УК, ТСЖ или ЖК. Напишите заявление в свободной форме, с указанием личных данных, адреса и сути претензии.
Лучше передать жалобу лично, а на втором экземпляре оставить отметку о дате приема документа оператором с печатью организации и подписью должностного лица.
Если оператор не отреагировал на ваши замечания, поочередно направляйте материалы о нарушении в контролирующие органы:
- министерство или департамент ЖКХ;
- жилищная инспекция;
- Роспотребнадзор;
- региональные органы исполнительной власти (Администрация и Правительство);
Штраф за мусор в неположенном месте
Каждый человек, проживая в большом городе или провинциальном селении, обзаводясь там семьёй, имея работу, бизнес и ведя комфортный для себя образ жизни, стремится к улучшению условий жизни для себя и своих близких. Так, опрятные подъезды, ухоженные дворы, чистые пешеходные улицы и цветущие городские парки не могут не радовать граждан. Однако мало кто из людей принимает действительно активное участие в поддержании чистоты в собственном городе, хотя экологическая пропаганда, которая день ото дня всё растёт в нашей стране, призывает более ответственно относиться к обстановке в родном городе.
Действительно, для поддержания в чистоте и порядке собственного ареала обитания необходимо активные действия начинать прежде всего с себя. В каждом городе имеются муниципальные службы, готовые поддерживать город в чистоте, ежедневно убирая с улиц мусор, жизнь значительно упростится, если люди начнут выкидывать мусор в специально отведённых для этого местах.