Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дела об административном надзоре появились как самостоятельная категория гражданских дел после принятия Закона об административном надзоре. Процессуальные особенности рассмотрения дел указанной категории первоначально определялись правилами гл. 26.2 ГПК с учетом общих положений о рассмотрении дел, вытекающих из публично-правовых отношений. С 15 сентября 2015 г. процессуальные особенности рассмотрения дел данной категории определяются гл. 29 КАС.
Особенности судебного решения по административным делам об административном надзоре
Решение по делам об административном надзоре в целом должно отвечать требованиям, предъявляемым гл. 15 КАС к решениям. Если суд принимает решение об установлении или о продлении административного надзора, в таком случае суд должен установить и конкретные административные ограничения из числа предусмотренных ст. 4 Закона об административном надзоре. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Закон допускает установление одновременно нескольких административных ограничений. В любом случае в отношении поднадзорного лица должно быть установлено ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Например, если лицо осуждалось за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или в период отбывания наказания подвергалось взысканиям за употребление алкогольных напитков в исправительном учреждении, целесообразно рассмотреть вопрос о применении административных ограничений, запрещающих пребывание такого лица в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
В том случае, если лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неотбытое наказание, не связанное с лишением свободы, суду при выборе административных ограничений следует учитывать ограничения, назначенные данному лицу в связи с исполнением такого наказания в целях предотвращения возможности нарушения порядка и условий отбывания наказания, не связанного с лишением свободы.
В отношении беременных женщин, а также лиц, страдающих тяжелым заболеванием, административный надзор устанавливается на общих основаниях, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законом в качестве исключающих применение данной меры. Однако они могут быть учтены судом при установлении конкретных административных ограничений (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре»).
КАС устанавливает требования по скорейшему изготовлению в мотивированном виде решения суда (в день его принятия). Копия решения суда должна быть незамедлительно вручена (направлена) лицам, участвующим в деле. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле.
Права, обязанности и ответственность поднадзорного лица
Помимо того, что поднадзорный вправе обжаловать судебное решение, заявлять о досрочном прекращении надзора или частичной отмене ограничений, Федеральным законом 64-ФЗ предусмотрено право обращаться в УМВД за разрешением на пребывание вне дома. Необходимость в разрешении может возникнуть по семейным причинам, в силу которых человеку стало невозможно проживать в месте, которое указано при установлении надзора (к примеру, пожар). Кроме того, можно обращаться с заявлением о получении разрешения на краткосрочный выезд за пределы города, если есть какие-либо исключительные обстоятельства (к примеру, болезнь или смерть родственника).
На гражданина, которому установлен административный надзор, возлагаются обязанности:
- исполнять решение суда;
- прибыть для постановки на учет в ОВД того города, куда был разрешен краткосрочный выезд и уведомить ОВД в своем городе о своем возвращении ( в течение 3-х дней).
- уведомлять в трехдневный срок о смене работы, учебы, увольнении.
- о смене места жительства за три дня; (к примеру, если это произошло вынужденно).
- являться по вызову сотрудников внутренних дел.
- впускать в дом участкового, если он прибыл с проверкой соблюдения ограничения.
За невыполнение своих обязанностей и уклонение от административного надзора гражданин несет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ. Наказание за совершение данного преступления может быть в виде лишения свободы на срок до 1 года.
Поправки в ФЗ-64 от 06.04.2011 об административном надзоре были внесены 1.10.2019. Изменения коснулись вопросов совмещения принудительных работ и осуществления надзора.
Принудительные работы являются наказанием за совершенное преступление, но они могут быть не связаны с лишением свободы. Поэтому возникла необходимость разграничить этот вид наказания с таким понятием как надзор (которое не является наказанием, и не может осуществляться в то время, когда человек отбывает срок, даже если он не находится в местах лишения свободы).
Федеральный закон 64-ФЗ об административном надзоре с 1 октября 2019 года устанавливает, что если преступнику заменили определённый период нахождения в местах лишения свободы на принудительные работы, то надзор не может быть за ним установлен после выхода из места заключения. Необходимо, чтобы человек выполнил принудительные работы в полном объёме. После этого наказание, установленное судом за определённое правонарушение, будет считаться выполненным. Только затем возможно назначение надзора за бывшим заключенным.
Аналогично, если принудительные работы назначаются во время осуществления надзора над конкретным лицом. Надзор не может происходить в период отбывания наказания. Поэтому на время принудительных работ срок надзора прерывается.
Теперь суд может устанавливать и продлевать надзор в тех случаях, когда преступника не изолируют от общества. Например, человек осужден условно, либо у него имеется отсрочка от наказания.
Субъект преступления и особенности доказывания
В рамках действия ст. 314-1 к субъектам относятся:
- Освобождённые, но имеющие как неснятую, так и ещё непогашенную судимость.
- Признанные злостными нарушителями во время отбывания наказания.
- Отбывшие наказание и имеющий судимость.
Речь идёт о тех, ктонесмотря на имеющуюся судимость, совершили в течение 12 месяцев после приговора суда новые деяния.
В протоколах о правонарушении отражаются также и некоторые другие доказательства. К примеру, это свидетельские показания.
В процессе формирования обвинения дознаватель отмечает такие моменты, как:
- обстоятельства и факты правонарушения;
- место, время правонарушения;
- ограничения по отношению к гражданину, которые были установлены судом и нарушены гражданином;
- действия человека при совершении правонарушения;
- виновность гражданина;
- определение мотивов и формы вины.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Понятие «государственный административный надзор» появилось в отечественном законодательстве в 2011 г. – в год принятия ФЗ № 64, регламентирующего порядок его осуществления. Надо отметить, что этот термин использовался ранее в правоприменительной практике, однако относилось преимущественно к осуществлению региональными, федеральными и местными властями функций по контролю экономической деятельности разных видов.
Административный надзор существовал в советское время. Он осуществлялся в соответствии с Положением ВС СССР от 1966 г. Однако в 2009 г. этот нормативный акт был отменен.
В 2011 г. был утвержден 64-ФЗ «Об административном надзоре». Основной причиной его введения стало огромное количество рецидивов среди ранее судимых лиц. Примерно половина преступлений, фиксируемых органами правопорядка, совершается именно ранее осужденными гражданами. Особенно высокие показатели рецидивов среди субъектов, лишавшихся свободы на 3-10 лет. Чтобы остановить эту тенденцию, было решено ввести дополнительный контроль со стороны полиции за гражданами, уже освобожденными, но все еще имеющими не снятую судимость.
Оспаривание постановления
Оно осуществляется по правилам, закрепленным гл. 30 КоАП. Согласно положениям Кодекса, субъект, не согласный с результатами проверки и величиной вмененного штрафа, вправе обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию или в суд. Следует помнить, что оспорить постановление можно в течение 10 дней с даты его вручения.
Процедура судебного обжалования актов регламентируется гл. 24 АПК. Предписание об устранении нарушений, обнаруженных в ходе проверки, оспаривается по правилам ч. 4 198 статьи Кодекса. Срок обжалования – 3 мес. с даты, когда субъект узнал о нарушении его прав.
Акт проверки не является актом госоргана, порождающим обязанности и права или ущемляющим интересы лица, в отношении которого была выполнена ревизия. Этот документ выступает только одним из способов фиксации результатов контрольного мероприятия. Соответственно, оспорить его в порядке ч. 4 198 статьи АПК нельзя. Специалисты рекомендуют начинать оспаривание акта с подачи жалобы в АТИ. Ее можно направить в инспекцию в течение 15 дней.
Судебная инстанция может отменить постановление АТИ и штраф, если установит, что инспекция:
- Допустила нарушения правил привлечения субъекта к административной ответственности. К примеру, протокол был составлен без участия лица, подлежащего привлечению к ответственности.
- Использовала незаконные (недопустимые) доказательства виновности субъекта. К примеру, протокол, заключения, акты осмотра были получены в нарушение предписаний ФЗ № 294.
Жалоба будет также удовлетворена, если в суде будет доказано, что инспекция пропустила срок давности привлечения субъекта к ответственности по неуважительной причине.
Рассмотрение административного дела об административном надзоре.
Административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая неподсудности требований данному суду и возвращения административного искового заявления на основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ. После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.
Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора.
Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.
Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенных поднадзорного лица и представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случаев, если явка таких лица и (или) представителя будет признана судом обязательной.
В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 КАС РФ.
Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) административное ограничение – временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) поднадзорное лицо – лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;
4) место фактического нахождения – избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения. (Пункт введен – Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)
Статья 2. Задачи административного надзора
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор
1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 2283, частью первой статьи 231, частью первой статьи 2341 Уголовного кодекса Российской Федерации. (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2017 № 252-ФЗ)
2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 21 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом “л” части второй статьи 105, пунктом “е” части второй статьи 111, пунктом “з” части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 2823, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 21 настоящей статьи).
ФЗ № 64: официальный текст и основные положения
Первая редакция законопроекта относится к 2011 г. Тогда его одобрили депутаты Госдумы. ФЗ 64 определяет, кто попадает под надзор, каким образом он может осуществляться, какими полномочиями наделены официальные структуры, ведущие наблюдение. Также официальный текст содержит сведения о возможных ограничениях, накладываемых на лиц, ранее нарушавших закон.
Законопроект представлен 4 главами, каждая из которых содержит подпункты:
- В эту главу включены статьи с 1 по 5. В ней представлены сведения о главных положениях проекта, перечислены цели административного надзора, составлен список граждан, попадающих под государственный контроль. Также в первых статьях дан перечень ограничений, налагаемых на тех, кто находится под надзором, и приведен срок, в течение которого он осуществляется.
- Вторая глава включает информацию о введении, условиях пролонгации, прекращении и способах исполнения надзора.
- Третий раздел определяет права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за нарушителями закона. Установлены границы допустимого для служб внутренних дел при исполнении надзора.
- В последней главе законопроекта отведено место лишь заключительным положениям, регламентирующим его вступление в силу.
Статья 261.8. Решение суда по делу об административном надзоре
1. Суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
2. Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
3. В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора.
4. Решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в порядке, установленном главой 40 настоящего Кодекса.
5. Копия решения суда по делу об административном надзоре направляется судом лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу.
Как снять надзор после освобождения?
После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:
- заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
- до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
- в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.
Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.
Разбор прав и обязанностей поднадзорного: глава 3 закона № 64-ФЗ
Отдельным пунктом в законе № 64-ФЗ стоят права и обязанности поднадзорных граждан. Этот момент освещен в ст. 10 и ст. 11.
Человек, освободившийся из колонии, вправе:
- обращаться в органы суда с прошением об отмене административных мер либо их смягчении;
- обжаловать постановления о назначении, пролонгации запретов, а также оспаривать действия проверяющих сотрудников;
- направлять запросы в ОВД для получения разрешений на выезд, для одобрения пребывания вне дома по причине особых обстоятельств – смерть или тяжелое состояние родственника, получение медпомощи, прохождение обучения, сдача экзаменов, решение различных вопросов при трудоустройстве (собеседование, заключение договора, визит в органы трудоустройства населения).
В обязанности поднадзорного входит явка в ОВД для постановки на учет в течение 3 дней после прибытия к месту проживания, а также уведомление структуры о необходимости выезда, переезда в другое жилище, о смене работы. Также гражданин обязан впускать проверяющих сотрудников в свою квартиру в то время суток, в период которого он покидать ее не вправе.
Дополнительно поднадзорному следует являться в ОВД, давать объяснения в письменном либо устном виде, если уполномоченное лицо вызывает его с этими целями.
Согласно ст. 3 ФЗ 64 надзору подвергаются лица, у которых не снята и не погашена судимость за совершение преступлений:
- относящихся к категории тяжких или особо тяжких;
- умышленно совершенных против детей и подростков;
- совершенных при рецидиве.
- двух и более преступлений в сфере оборота наркотическими средствами.
В отношении этих лиц административный надзор устанавливается, если соблюдены следующие условия:
- Находясь в местах лишения свободы, осужденный злостно нарушал внутренний порядок.
- Уже освободившись, человек за год совершил два и более нарушения общественного порядка и был привлечен за это к административной ответственности.
При этом есть категории лиц, для которых административный надзор устанавливается в любом случае. К ним относятся:
- совершившие половые преступления против несовершеннолетних (сюда же относятся и люди, страдающие педофилией, но при этом признанные судом вменяемыми);
- совершившие преступления, относящиеся к категории опасного или особо опасного рецидива;
- совершившие ранее, во время нахождения под административным надзором, преступление, за которое были направлены в места лишения свободы.