Нюансы учета средств по программе обязательного медицинского страхования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нюансы учета средств по программе обязательного медицинского страхования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Качество ведения бюджетного учёта отражается на всей деятельности государственной компании. Чтобы ей выделили деньги, придется отчитаться по сметам доходов и затрат. После государство внимательно следит за расходованием средств. Каждая операция должна быть обоснована и зарегистрирована в бухучете.

С 1 января 2006 года все медицинские бюджетные учреждения должны вести учет в регистрах новой формы.

Формы регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н.

По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы.

При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело).

На обложке следует указать: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период – год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

Регистры подписываются главным бухгалтером (или его заместителем) и исполнителем, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций вносятся в Главную книгу.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

№ 1 Журнал операций по счету «Касса»;

№ 2 Журнал операций с безналичными денежными средствами;

№ 3 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

№ 4 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

№ 5 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

№ 6 Журнал операций расчетов по оплате труда;

№ 7 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

№ 8 Журнал по прочим операциям;

Если в регистрах бюджетного учета обнаружены ошибки, исправить их можно в следующем порядке:

– если ошибка обнаружена до момента представления бухгалтерского баланса и не требует изменения данных в журналах операций, то неправильные суммы и текст зачеркиваются тонкой чертой и пишутся правильные данные. На полях документа за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

– если ошибка обнаружена до момента представления отчетности, но требует изменения в журнале операций, то оформляется «красное сторно» и производится дополнительная запись последним днем отчетного периода;

– если ошибка обнаружена в регистрах за период, за который отчетность уже представлена, то исправления вносятся по способу «красное сторно». А также делается дополнительная запись датой обнаружения ошибки. Все исправления оформляются справкой, в которой указываются номер и дата исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Бухгалтерский учёт и отчётность в бюджетной организации

У некоммерческих организаций строгий порядок подачи отчётности. Каждый период — месяц, квартал, полгода, год — они сдают на проверку несколько документов. Например:

  • балансы на бланке по форме 0502130;
  • баланс компании на бланке 0503730;
  • отчет о результатах экономической деятельности по форме 0503721;
  • информацию о задолженностях на бланке 0503769 и другие.

В целом, некоммерческие компании отражают средства на балансе так же, как и коммерческие. Но здесь в бухучёте такие особенности:

  • на балансе отражаются активы и пассивы;
  • все статьи расходов и доходов ведутся подробно и детализировано;
  • данные отражаются за один прошедший год, а не за два, как коммерческие фирмы;
  • активы делят на две группы: финансовые и нефинансовые;
  • средства также классифицируют по группам — денежные и материальные;
  • в пассивах перечисляют все формы обязательств.

Если вакцины поступают безвозмездно

Когда организация получает вакцины от организаций государственного сектора, сектора государственного управления и других организаций, получение учитывается по дебету счета 105.00 «Материальные запасы» и кредиту счета 401.10.190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».
Бухгалтерские записи для вакцин:

Читайте также:  Техосмотр по новым правилам - 2022 год
Операция КФО 15-17 разряд КПС Дт Счет Дт 15-17 разряд КПС Кт Счет Кт
Безвозмездное получение лекарственных препаратов 4 000**

105.21 341
105.31 341

180*** 401.10 19х*
Выбытие израсходованных лекарственных препаратов 4 244 000** 109.60 272
401.20 272
000** 105.21 441
105.31 441

Организация учета в медицинских учреждениях

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Регламент для препаратов особого назначения

Если речь идет о контроле наличия психотропных и наркотических препаратов, регламент предусматривает:

  • обязательное ежемесячное проведение инвентаризационных мероприятий;
  • уведомление органов МВД при обнаружении недостач;
  • ограниченный допуск лиц к проведению инвентаризации;
  • регистрацию сведений об инвентаризации в специальном журнале.

Учет оборудования

Каждой единице оборудования присваивается статус инвентарного объекта.

На все поступающее в оборудование оформляются соответствующие документы:

  • Товарную накладную (определяет наименование основного средства, его стоимость, а также содержит информацию о поставщике).
  • Акт приема-передачи (фиксирует факт оприходования оборудования и содержит инвентарный номер объекта, срок его использования, данные амортизационной группы).
  • Карточку ОС-6 (содержит данные из акта приема-передачи).

Данные могут дополняться в процессе эксплуатации основного средства, принятого к учету.

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Ремонт и списание основного средства

Ремонт оборудования, произведенный в процессе эксплуатации, отражается в составе прочих расходов или остаточной стоимости основного средства. Если в процессе дооборудования произошло увеличение стоимости, сумма включается в величину остаточной стоимости. При замене частей, не увеличивающих стоимость, расходы на ремонт не отражаются на величине остатка.

Выбытие объекта путем списания осуществляется по истечении срока использования или до его окончания. Для списания оборудования в связи с выходом из строя и утратой потребительских свойств необходимо наличие экспертного заключения. Списание сопровождается составлением акта формы ОС-4. Остаточная стоимость имущества, не полностью амортизированного, учитывается в составе прочих расходов.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Как компенсируется ущерб, выявленный при инвентаризации наркотических и психотропных препаратов?

Недостача, выявленная при инвентаризации препаратов особого назначения, покрывается за счет виновного лица в размере, увеличенном в 100 раз от величины ущерба.

Вопрос №2. Начисляется ли амортизация по основным средствам медицинского учреждения, принадлежащим некоммерческим предприятиям?

Не начисляется. Определяется износ основных средств, информация о котором учитывается за балансом.

Вопрос №3. Как поступить, если при списании оборудования медицинского назначения были сняты элементы, содержащие драгметаллы и впоследствии реализованы?

Продажа лома металлов, снятых при демонтаже оборудования, является доходом организации.

Вопрос №4. Изменяется ли норма амортизации при дооборудовании основного средства?

Норма амортизации пересчитывается и применяется в увеличенной сумме с месяца, следующего за документальным оформлением дооборудования.

Значение бухгалтерского учета в условиях реформирования системы управления здравоохранением

Экономические реформы, осуществляемые в настоящее время, направлены на формирование рыночного механизма хозяйствования. Становление рыночных отношений вызывает необходимость формирования аналогичных отношений в здравоохранении. Учитывая социальную значимость медицинских услуг и невозможность их подчинения исключительно коммерческим интересам, требуется формирование такого хозяйственного механизма здравоохранения, когда с одной стороны, достигалась бы высокая эффективность медицинских услуг, а с другой, — обеспечивалось бы представление основной их номенклатуры независимо от состояния личных доходов потребителей.

Читайте также:  Как оформить дарственную на дом?

С конца 60-х годов в России наметилась тенденция к ухудшению всех показателей, характеризующих здоровье населения. В 90-х годах она еще более усилилась. Это напрямую связано с изменениями социально-экономических условий жизни, локальными войнами, увеличением числа беженцев и вынужденных переселенцев, ростом преступности. Правда, в 1994-1995 г.г. в динамике замедления процесса ухудшения: снизились показатели общей и младенческой смертности, заболеваемости некоторыми управляемыми инфекциями (дифтерия, скарлатина, корь, коклюш). Однако это не дает оснований для вывода о стабилизации медико-демографической ситуации в стране.

Ухудшающееся состояние здоровья населения обусловлено не только комплексом общих социально-экономических факторов, но и рядом негативных тенденций в системе здравоохранения, таких как:

1. Острейший дефицит финансовых ресурсов. После относительной стабилизации финансирование здравоохранения, связанной с введением обязательного медицинского страхования (ОМС) в 1995-1996 г.г., ситуация снова ухудшилась. Появление нового источника финансирования в виде взносов на ОМС работающего населения стало перекрываться снижением бюджетных ассигнований, что в значительной мере связано с несоблюдением закона «О медицинском страховании граждан РФ».

2. Снижение уровня управляемости системой охраны здоровья. В значительной мере утрачена комплексность системы охраны здоровья. Усилия разных ведомств, связанных с охраной здоровья, оказались разъединенными. Заметно снизилось значение стратегического и текущего планирования здравоохранения. Утрата прежних административных рычагов управления сетью лечебно-профилактических учреждений (далее ЛПУ) не компенсировалось методами экономического управления. Как органы управления здравоохранением, так и органы и структуры ОМС утрачивают рычаги воздействия на учреждения здравоохранения, систему оказания медицинской помощи в целом, (см. рис. 1 и рис. 2).

Эквайринговые операции (расчеты пластиковыми картами)

Оплата пластиковой картой является одним из наиболее удобных видов оплаты услуг для физических лиц. Эти операции называются эквайрингом. Число медицинских организаций, предлагающих клиентам такую возможность, с каждым годом увеличивается.

Эквайринговые операции обладают целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами расчётов:

  • Снижение к минимуму наличных расчетов, что позволяет меньше беспокоиться о сохранности наличности, о рисках, связанных с приемом фальшивых денег, об организации кассы с выделением отдельного помещения и т.п.
  • Поскольку все больше людей при расчетах применяют пластиковые карты, организация становится более привлекательной для клиентов, что, в свою очередь, приведет к увеличению оборотов;
  • На операции по пластиковым картам не распространяется лимит расчетов наличными.

При пользовании услугой эквайринга обязательно наличие расчетного счета в банке, а также должен быть непременно заключен договор эквайринга.

Принцип работы с использованием эквайринга заключается в следующем:

  • услуги организации оплачиваются с пластиковой карты клиента через специальное оборудование;
  • банк-эквайер переводит ее на расчетный счет организации, при этом за свои услуги снимает комиссию.

Коммерческие медицинские организации

Важное 31 июля 2006 г. 00:09 кие медицинские организации ведут бухгалтерский учет согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н (далее План счетов бухгалтерского учета). В структуре затрат медицинской организации большое место занимает стоимость использованных лекарственных средств, медикаментов и прочих материалов.

В соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01), материалы, используемые при оказании услуг, являются частью материально — производственных запасов организации.

Задачи бюджетного учета

К основным задачам бюджетного учета относят:

  • формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

  • формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

  • обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

  • обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Требования к ведению бюджетного учета

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.

Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

Читайте также:  Налоговый вычет пенсионеру за лечение

Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:

  • любые действия, обязаны совершаться точно в срок.

  • отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;

  • ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Учет медицинского оборудования

Когда речь идёт об учете основных средств в медицинской организации, в большинстве случаев под ОС понимается специальное медицинское оборудование. Учитывая его высокую стоимость, важно правильно сформировать первоначальную стоимость объектов основных средств.

Источниками пополнения основных средств служат:

  • Приобретение оборудования за плату;
  • Спонсорская помощь;
  • Дарение;
  • Приобретение оборудования в кредит.

Высокая стоимость медицинского оборудования позволяет также использовать его в качестве взноса в уставной капитал медицинской организации

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 существует четыре способа начисления амортизации:

  1. линейный способ;
  2. способ списания стоимости пропорционально объему оказываемых услуг;
  3. способ уменьшаемого остатка;
  4. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Наиболее часто применяется первый (линейный) способ начисления амортизации. В этом случае годовая сумма амортизационных отчислений вычисляется, базируясь на первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, определяемой исходя из срока полезного использования этого объекта.

Для определения срока полезного использования объекта основных средств применяются следующие исходные характеристики:

  • Ожидаемый срок использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью;
  • Прогнозируемая степень физического износа, зависящая от условий эксплуатации, влияния среды, системы проведения ремонта;
  • Нормативно-правовые и иные ограничения использования объекта (срока аренды) (п. 20 ПБУ 6/01).

Второй метод – списание стоимости пропорционально объёму оказываемых услуг – в качестве исходных характеристик использует натуральный показатель объёма оказанных услуг за отчётный период и соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объёма услуг за весь срок полезного использования.

При использовании способа уменьшаемого остатка при начислении амортизации годовая сумма отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации. Для определения нормы амортизации используются такие характеристики, как срок полезного использования объекта основных средств и коэффициент ускорения, устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования опирается на использование такой характеристики, как годовая сумма амортизационных отчислений. Она определяется, исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, в числителе которого стоит число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы этого объекта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *