Минпромторг запланировал с 1 января повысить утильсбор на спецтехнику

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минпромторг запланировал с 1 января повысить утильсбор на спецтехнику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.

Количество позиций в списке

Перечень включает следующие виды товаров:

  1. Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
  2. Каучук, резина и изделия из них;
  3. Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
  4. Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
  5. Прочие химические продукты;
  6. Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
  7. Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
  8. Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
  9. Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
  10. Первичные элементы и первичные батареи;
  11. Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
  12. Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
  13. Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
  14. Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
  15. Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
  16. Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
  17. Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
  18. Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).

Необходимые документы

Для участия в программе утилизации понадобится следующий пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ (для лизинговых компаний и юридических лиц — документы, подтверждающие вид деятельности) или доверенного лица с предъявлением нотариальной доверенности;
  • документ, подтверждающий право собственности на ТС;
  • копия паспорта транспортного средства (ПТС) с отметкой, позволяющей определить срок нахождения в собственности;
  • документ о снятии с регистрации в МРЭО (это может быть ПТС с соответствующей отметкой; справка, выданная ГИБДД; карта учета (оригинал) с отметкой о снятии с средства с регистрации, заверенной подписью и печатью);
  • оригинал акта или его нотариально заверенная копия сдачи ТС в утиль.

Покупка б/у машин про программе утилизации в 2022 году

Многие автолюбители желают приобрести взамен старого авто модели бывшие в употреблении. Такое желание продиктовано высокой стоимостью новых моделей и ограниченными финансовыми возможностями.

В программе утилизации не участвуют автомашины б/у в качестве покупки. Но некоторые дилерские салоны предлагают такую альтернативу: они принимают ТС по программе трейд-ин и предлагают модели б/у со скидкой.

В таком варианте имеется существенный плюс. Автовладелец может быть уверенным в том, что приобретает машину в хорошем техническом состоянии и проблем с документами в дальнейшем не возникнет.

Если у автовладельца имеется сертификат на получение скидки на покупку ТС, то банки идут навстречу потребителю, и чаще всего одобряют кредит.

Необходимые документы

Автовладелец, который решил обратиться по вопросу оформления утилизации в 2022 году в автосалон, должен иметь при себе следующий перечень документов:

  • Документ удостоверения личности (паспорт гражданина РФ).
  • Требуется наличие ПТС, в котором должен быть указан соответствующий срок нахождения рассматриваемого транспортного средства в собственности.
  • Документ, который подтверждает факт снятия с регистрации в ГИБДД (по утилизации, возможны варианты). Это может быть либо соответствующая отметка в ПТС, либо справка ГИБДД, также допускается оригинал учетной карты ТС (с печатью установленной формы, подписью).
  • Акт, подтверждающий факт сдачи автомобиля утилизатору (это может быть как оригинальный документ, так и предварительно заверенная нотариально копия).

Несмотря на то, что программа утилизации автомобиля получила широкое распространение, и ей воспользовалось огромное количество автовладельцев, в Трейд ин имеются определенные подводные камни, о которых следует знать.

Минусы:

  • Главный минус такой сделки это узкий выбор моделей.
  • Низкая стоимость по произведенной оценке (данный момент, как правило, возникает не по причине недоработки проекта, а из-за недобросовестного отношения работников к клиентам).
  • Нередко возникают проблемы со сдачей транспортного средства имеющего значительный пробег, поврежденного в ДТП или имеющего серьезные поломки по иным причинам.
  • Условия кредитования невыгодны.

Из комментариев тех, кто воспользовался программой, следует выделить следующие нюансы:

  1. Необходимость проведения ТО и независимой экспертизы по подтверждению состояния ТС, которое было описано в заключении, выданном в салоне.
  2. В статистике встречаются инциденты скручивания одометров, попытки автовладельцев сокрытия факта участия автомобиля в ДТП.
Читайте также:  35 тысяч рублей перед Днем Победы: кто и какие выплаты получит на 9 Мая?

Что такое утилизация автомобилей

Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.

Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.

В каких случаях это невыгодно

Утилизация не всегда выгоднее других способов реализации автомобиля:

  • Когда грузовик не подходит под условия программы, то удобнее передать его на переработку вплоть до сдачи на металлолом. При этом, можно заранее снять сидения, приборную панель, руль и иные части, агрегаты, ели они необходимы владельцу для дальнейшего применения, или последующей продажи на запчасти.
  • Если в планы не входит покупка нового транспортного средства, то сдача в утиль грузового транспортного средства по государственной программе невыгодна, так как наличные деньги не выдаются, а предоставляется специальный сертификат на скидку.
  • При сдаче на металлолом, за машину можно получить реальные деньги, однако намного меньше, чем при утилизации по государственной программе.

Альтернативный вариант – продать грузовик заинтересованному лицу по обычному договору купли-продажи, а также принять участие в программе обмена trade-in.

Государственная программа

Данная программа представляет собой федеральную поддержку автопроизводителей, которая позволяет дилерам принимать старые автомобили на утилизацию и предоставлять клиентам скидки на покупку новых машин. В 2022 г. существенный бонус при покупке грузовика в рамках госпрограммы предлагают и российские, и зарубежные производители.
Разные дилерские центры согласно партнерским соглашениям с автомобильными изготовителями могут осуществлять самостоятельное формирование условий обмена старых грузовых авто на новые, однако при этом не должны нарушаться положения действующей госпрограммы.

Обратите внимание! Утилизация грузовых автомобилей несколько отличается от этой же программы для других видов транспорта. Отличия состоят в размерах выплачиваемой компенсации и в предоставлении на сдачу грузовика грузоподъемностью, соответствующей покупаемому авто.

Рассмотрим основные нюансы передачи старого грузового автомобиля на утилизацию.

В 2022 г. человек, решивший избавиться от своего грузовика – «долгожителя», в соответствии с условиями программы может рассчитывать на скидку размером 90-350 тыс. руб.

Чтобы уточнить значения компенсации, владельцу авто нужно обратиться напрямую к сотрудникам дилерского центра. Величина скидки рассчитывается в зависимости от вида грузовика, который может быть представлен:

  • грузовой машиной;
  • малотоннажным грузовым авто – LCV;
  • грузовым автомобилем средней или большой грузоподъемности.

С целью получения компенсации за сдачу грузовика на утилизацию нужно подготовить всю необходимую документацию, а именно:

  • документ, устанавливающий право владения транспортным средством;
  • бумаги, являющиеся подтверждением того, что грузовой автомобиль находится в собственности настоящего владельца в течение предшествующих 6 месяцев;
  • ксерокопии ПТС, имеющие отметки о том, что автомобиль сдан в утиль и снят с государственного учета.

Следует знать, что существует два варианта утилизации грузовика:

  1. Непосредственно программа утилизации старого грузового авто.
  2. «Trade-in» (для реализации требует несколько иного перечня документов).

К утилизируемым грузовикам также предъявляется целый ряд требований: они должны состоять из всех необходимых технических агрегатов и узлов, а также пройти ТО. Каких-либо ограничений по марке или модели автомобиля, его году выпуска и стране – производителю нет.

Судьба автомобилей после сдачи

Все старые грузовые автомобили, участники программы, отправляются на переработку на специализированные предприятия.

К сведению! Специалистами подсчитано, что переработанный металл от старого грузовика обеспечивает получение 50% кованого железа при производстве свежего грузового автомобиля. Использование вторичного сырья способствует сохранению природных ресурсов и стабилизации цен на транспорт.

В специализированных компаниях с машин снимают детали, обладающие взрывоопасностью, и те части, которые можно использовать, как вторсырье, например покрышки, всевозможные масла (моторное, трансмиссионное, гидравлическое), тормозная и охлаждающая жидкости.

Переработка аккумуляторов и радиоприборов также осуществляется в отдельности от остальных запчастей. После разбора автомобиля все детали подвергаются сортировке и измельчению, после чего отправляются на вторичную переплавку.

Необходимые документы

Участнику процедуры нужно предоставить следующие документы:

  • паспорт гражданина (физлицам, лизинговым компаниям или юрлицам – лицензию);
  • доверенному лицу – нотариально подтвержденную доверенность;
  • правоустанавливающие на ТС документы;
  • техпаспорт ТС (ПТС копия) с указанием срока нахождения в собственности;
  • бумага о снятии регистрации МРЭО (ПТС со специальной отметкой / карта учета / справка от ГИБДД)
  • оригинальный акт / нотариально заверенная копия передачи ТС.

Список универсальный, касается всех марок, включая грузовые и специализированные авто.

Методы сдачи авто в утиль

Старая техника загрязняет среду и создает затруднения на дорогах. Согласно решению Правительства, принятому в 2021 году, был создан утилизационный сбор, касающийся тракторов, самоходных машин и прочей спецтехники. Эти средства используются для переработки и поддержки работы автопроизводителей. Рассчитать сумму сбора несложно – берется базовая цифра и умножается на несколько коэффициентов в зависимости от:

  • типа машины;
  • веса (чем она больше, тем соответственно выше получится сбор);
  • мощности двигателя (за более сильный придется доплатить).
Читайте также:  Какие льготы и выплаты положены чернобыльцам (вдовам) в 2021 году

Кроме соблюдения условий, которые предъявляются к грузовому авто, для участия в программе нужно:

  • обратиться к официальному дилеру, оформить соглашение и доверенность на представление интересов физического лица в программе утилизации;
  • заплатить ему установленную договором цену (около 10 000 рублей в среднем) за услуги;
  • сдать автомобиль в дилерский центр.

По завершению формальной части, бывшему хозяину грузовика выдается свидетельство об утилизации старого и сертификат на скидку для покупки нового транспортного средства.

Грузовые машины начали принимать на утилизацию только с 2014 года, в 2021 программа также работает.

Есть два способа участия:

  • Сдача старых машин для полной утилизации: разбор, переработка и т. п.;
  • Программа обмена trade-in.

Для полной утилизации нужно снять транспортное средство с учета в ГИБДД. Процедура:

  • обратиться лично или через представителя по доверенности (нотариальную оформлять не нужно) в уполномоченный государственный орган;
  • понадобится паспорт или иной документ для подтверждения личности;
  • при наличии необходимо сдать в ГАИ – регистрационные госзнаки, документы на машину (ПТС, свидетельство и т. д.);
  • оплатить государственную пошлину;
  • получение документального подтверждения снятия автомобиля с учета.

Кроме соблюдения условий, которые предъявляются к грузовому авто, для участия в программе нужно:

  • обратиться к официальному дилеру, оформить соглашение и доверенность на представление интересов физического лица в программе утилизации;
  • заплатить ему установленную договором цену (около 10 000 рублей в среднем) за услуги;
  • сдать автомобиль в дилерский центр.

По завершению формальной части, бывшему хозяину грузовика выдается свидетельство об утилизации старого и сертификат на скидку для покупки нового транспортного средства.

Грузовые машины начали принимать на утилизацию только с 2014 года, в 2018 программа также работает.

Есть два способа участия:

  • Сдача старых машин для полной утилизации: разбор, переработка и т. п.;
  • Программа обмена trade-in.

Для полной утилизации нужно снять транспортное средство с учета в ГИБДД.
Процедура:

  • обратиться лично или через представителя по доверенности (нотариальную оформлять не нужно) в уполномоченный государственный орган;
  • понадобится паспорт или иной документ для подтверждения личности;
  • при наличии необходимо сдать в ГАИ – регистрационные госзнаки, документы на машину (ПТС, свидетельство и т. д.);
  • оплатить государственную пошлину;
  • получение документального подтверждения снятия автомобиля с учета.

Как он влияет на цены

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.

Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).

То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).

Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».

Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Читайте также:  Обжалование протокола об административном правонарушении

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.

Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.

Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.

В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.

Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.

Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!

Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.

А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.

При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:

«До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.

Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.

Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.

Как утилизировать автомобиль

Каждую из трёх проблем можно решить путём утилизации автомобиля. Причём, для первого случая могут возникать определённые нюансы. Машина может быть утилизирована полностью или некоторые её детали могут быть проданы владельцем. А вопрос с проданным по доверенности авто и его угоном решается практически одинаково.

  1. Машина (легковая, грузовая, автобус, прицеп и даже мотоцикл) полностью вышла из строя, а её ремонт обойдётся дороже, чем восстановление работоспособности. Кроме того, автовладелец может преследовать цель избавиться от налога за неиспользуемое им транспортное средство.
  2. Автомобиль продан по договору купли-продажи, однако новый собственник не соблюдает условия договора – не оформляет машину на себя и не платит транспортный налог. Выплаты ложатся на продавца, который решает, что утилизировать машину проще, чем решать проблему с недобросовестным покупателем.
  3. Авто находится в угоне, и до сих пор не обнаружено. При этом от владельца по-прежнему требуется платить налоги на транспортное средство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *