Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подача жалобы на судью: как добиться справедливости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.
Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.
Кто может стать судьей?
Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией «магистр». У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.
Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:
- работник Конституционного Суда — возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
- судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
- судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
- работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.
В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.
Практика привлечения судей к уголовной ответственности
Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.
Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).
Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.
Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.
Отставку судьи от занимаемой должности регулирует статья 15 ФЗ «О статусе судей». Отставка судьи проявляется в виде почетного ухода с поста, как правило, по собственному желанию. Судье гарантируется личная неприкосновенность и почетная принадлежность к судейскому сообществу.
Ушедшему в отставку работнику суда гарантируется выходное пособие и компенсации на приобретение документов проездного типа. Пенсия ушедшему в отставку работнику выплачивается на общих основаниях. Стаж работы для пенсии не должен составлять менее 20 лет.
Стоит также отметить, что привлечение к уголовной ответственности судей (Верховного суда, Конституционного или любого другого), либо выявление нарушений, допущенных до ухода в отставку, свидетельствуют о прекращении отставки. Решение принимается квалификационной коллегией по бывшему месту работы судьи. За судьей, отставка которого прекращается, остается пенсионное обеспечение, но исчезают льготы и пособия.
Ответственность судей является очень важной темой. Судьи несут ответственность за свои действия или бездействие, но судьи в отличии от рядового человека являются особыми (специальными субъектами). Не стоит путать, что все судьи “цари”, но и не стоит забывать, что судьям законом установлены дополнительные гарантии (“бонусы”), но одновременно с так называемыми бонусами у судьи есть и запреты. Судья не имеет право занимать какие-либо должности, кроме преподавательской, быть и помогать какой либо политической партии, учавствовать в их акциях, выражать публично свое политическое мнение и так далее. А в качестве бонусов у судьи есть неприкосновенность, которая включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. Неприкосновенность это не “счастье”, а большая ответственность! Скажем просто, если неприкосновенность была бы “счастьем”, то каждый судья мог увесить / обвесить свой автомобиль спец.сигналами, обклеить любыми цветографическими схемами (расскраска авто) и бегать по улице сломя голову и приставать к любому сотруднику полиции, ездить на своем автомобиле под 300 км/ч и по встречке, и ему бы ничего за это не было, но такое не происходит! Поэтому неприкосновенность только лишь кажется “бонусом/счастьем” для лиц, которые ей не обладают.
Одновременно с этим, соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.
Если судья совершит виновное действие (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона “О статусе судей” и (или) кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание. Т.е. судью можно привлечь только к дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения полномочий судьи.
Какие это нарушения:
- Спал в процессе, случай был.
- Драка с помощником, разборка с помощником, случай был.
- Ругался матом в процессе, специально сторонам запрещал подавать ходатайства.
- Вне работы пользовался неприкосновенностью в свою пользу (хамство в отделе полиции) случай был.
- Судья не знает что такое рецедив (знает любой студент), случай был.
- Волокита – долго дело не рассматривается, в том числе вышестоящими судами.
Следовательно, нарушения должны быть существенные. Если судья присуждает меньшие суммы денег, с грамматическими ошибками пишет решения – за это ему ничего не будет, да же разбираться никто не будет.
Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала.
Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам.
Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.
Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.
Теоретические и практические аспекты привлечения судей к уголовной ответственности
В законодательстве Российской Федерации можно выделить особенности производства по уголовным делам в отношении особых категорий лиц.
Причем данные особенности могут касаться как досудебного производства, так и ведение дела в судебном процессе. Об этом гласит глава 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [5].
Кроме того, в ней закреплены и дополнительные юридические и процессуальные гарантии этих лиц, предоставленные им законодателем.
Все эти меры необходимы, прежде всего, для обеспечения защиты и охраны прав данных категорий лиц от какого-либо нарушения. Но, это также, обеспечивает невозможность какого-либо вмешательства в осуществляемую ими деятельность, оказания на неё влияния или давления, что особенно важно в деятельности по осуществлению правосудия.
Но, несмотря на эти положения, необходимо помнить и о том, что лицо, занимающее определенное должностное положение в обществе не должно полагать, что его действия, которые не соответствуют требованиям закона, останутся безнаказанными. Нельзя порождать произвол и в судебной деятельности тоже.
Так, незаконное привлечение к уголовной ответственности является существенным нарушением прав и свобод человека и гражданина, нарушает его жизненный строй, накладывает на него и его семью негативный отпечаток, заставляет этих лиц испытывать моральные страдания.
Поэтому законом должна быть предусмотрена особая процедура привлечения к ответственности и лиц, относящихся к лицам, обладающими определенными гарантиями и правовым статусом.
- В статье 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [5] указаны категории лиц, которые обладают указанными юридическими гарантиями и особым правовым статусом. К таковым лицам можно отнести и судей:
- — Конституционного Суда Российской Федерации;
- — федеральных судов общей юрисдикции или федеральных арбитражных судов;
— мировых или уставного суда субъекта Российской Федерации [7, c. 75–79].
Кроме судей к таким лицам следует относить и присяжных заседателей, но только на момент их участия в судебном процессе по конкретному делу.
Следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на строго установленную правовую базу привлечения судей к уголовной ответственности, на практике, реализация данной возможности практически не осуществима, в силу сложности процедуру и процесса доказывания неправомерных и незаконных действия судей. Так же у многих правоведов, как теоретиков, так и практиков на основании данной проблемы возникает большое количество вопросов по её разрешению.
- Некоторые трудности при осуществлении процедур по привлечению судей к уголовной ответственности создает и обязательность принимать во внимание положения законодательных актов, содержащих условия и меры защиты данной категории лиц от необоснованного обвинения. К таким законодательным актам относятся следующие:
- — Конституция Российской Федерации [1];
- — Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [3];
- — Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2];
- — Закон «О статусе судей в Российской Федерации» [6];
- — Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» [4].
- На основании положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [5] установлено, что производство по делам данной категории происходит по общим правилам, если законом не установлено иное.
- Говоря о процедуре привлечения судей к уголовной ответственности, нельзя не отметить, что она, конечно же, начинается с возбуждения уголовного дела и проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий.
- Так вот, чтобы получить провести такого рода мероприятия в отношении судей, то необходимо получить решение об этом, либо судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации, либо судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, в зависимости от вида судебного органа.
- Но, несмотря на указанную выше первую трудность при реализации процедуры привлечения судей к уголовной ответственности, самой сложной её частью является возбуждение уголовного дела в отношении судьи и привлечения его в качестве обвиняемого.
- Данное решение может быть принято:
- — Руководителем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
- — Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
- — Квалификационной коллегии судей в зависимости от вида суда и звена судебной системы.
- Указанное решение должно содержать в себе мотивы принятого решения с указанием норм закона, которые подтверждают представленные доводы.
Как известно, что положительный результат при производстве предварительного расследования по уголовным делам напрямую зависит от быстроты обнаружения и фиксации доказательств по делу. В случае же, когда обвиняемым по делу является судья говорить о быстроте получения доказательств нельзя.
Ведь для начала необходимо получить разрешение на проведение этих действий, соблюсти все требования закона, перепроверить возможности необо��нованного обвинения. То есть фактически, получить достоверные и полные доказательства в рассматриваемом нами случае практически невозможно.
Это реально создает угрозу существования в российском правосудии лиц, которые могут безнаказанно нарушать нормы закона.
- Что касается задержания судей, то законодатель для судей федеральных судов и мировых судей предусматривает возможность их задержания лишь в случаях, когда они были застигнуты на месте совершения преступления, либо сразу после окончания его совершения.
- Если все же удалось возбудить уголовное дело в отношении судьи, то дальнейшие следственные действия проводятся по общим правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [5].
- Указанное правило не касается порядка заключения судьи под стражу. Данная мера пресечения в отношении судьи может быть избрана на основании решения:
- — судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Руководителя Следственного комитета Российской Федерации в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда;
— судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Руководителя Следственного комитета Российской Федерации в отношении судьи иного суда [8, c. 508–511].
Как видно, процедура привлечения судей к уголовной ответственности достаточно сложна и занимает большое количество времени. Все это способствует избежанию ответственности со стороны лиц, которые сами осуществляют правосудие.
Трудности, которые связаны с возбуждением уголовного дела и проведением следственных и иных мероприятий чаще всего приводит к утере весомых доказательств по делу, сокрытию информации и свидетелей.
Как закон “о статусе судей” характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.
Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.
Заявление о привлечении к уголовной ответственности
Чтобы привлечь работодателя к уголовной ответственности, необходимо обратиться с заявлением в Следственный Комитет, так как дела о невыплате заработной платы и незаконном увольнении отдельных категорий работников подследственны этому органу. Возбуждению уголовного дела в интересах работников, не получающих заработную плату более двух месяцев, незаконно уволенных работников может способствовать прокуратура.
Председатель ТСЖ или директор организации (в зависимости от ее вида) как должностные лица могут нести уголовную ответственность за мошенничество, присвоение, растрату, злоупотребление полномочиями, невыплату обязательных взносов и неуплату налогов. К примеру, если жители наблюдают факты пропажи общедомового имущества или факты ненадлежащего расходования средств, они могут обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела в органы внутренних дел или следственный комитет.
Процесс привлечения судей к ответственности уголовного типа был несколько изменен в 2010 году путем внесения изменений в статью 16 ФЗ «О статусе судей». Статья 16 гласит о неприкосновенности всех судей. Что включается в понятие неприкосновенности? Личность, служебные помещения, служебные транспортные средства, багаж, документы, переписка и различное казенное имущество — все это обладает согласно закону статусом неприкосновенности.
Если судом не установлено злоупотребление судьей своими полномочиями, то за любое вынесенное решение, за любое высказанное мнение судья не может быть привлечен к ответственности. Подобное правило также внесено в закон.
Влияет ли как-то статус неприкосновенности на привлечение судей к уголовной ответственности? Согласно законопроекту, не влияет никак.
Практика привлечения судей к уголовной ответственности
Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.
Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).
Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.
Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.
Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий
Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, развивается в Законе о статусе судей и Законе о судебной системе.
Закон “О судебной системе РФ” запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздействия на судей и ином вмешательстве в деятельность суда подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом.
Сроки и порядок взыскания судебных штрафов
Судимость в нашей стране – своего рода приговор на всю жизнь – невозможность устроиться на нормально оплачиваемую работу, критичное и брезгливое отношение со стороны общества, запрет занимать некоторые должности (учитель, правоохранительная деятельность, наёмная служба в ВС и прочие).
Судебный штраф как мера уголовно-правового характера имеет свои особенности взыскания и протяжение длительности.
Исполнительные листы о взимании санкции за незаконное деяние могут быть представлены к выполнению после вступления в правомочность вердикта:
- На протяжении 2 лет, еслисанкция назначена вместо ликвидации свободного перемещенияна то же время.
- Шести лет за опрометчивое правонарушение, в случае предусмотренного способа выполнения обязательств – заключение под стражу больше 2 лет.
- 6 лет, при совершении намеренного правонарушения с осуждением ареста от 2 до 5 лет.
- Десяти лет, при преступлении с умыслом, ответственность за которое не меньше 5 лет, но не больше 10 тюремного заключения.
- Срок давности составляет 15 лет. За совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.
Как видно из представленных сведений, давность предъявления и спроса за совершение варьируется в зависимости от категории правонарушения.
Помимо листа, приставам надобно отправить копию вынесенного вердикта, а также распоряжение по его исполнению. Пристав рассматривает поступившую информацию и в продолжении трёх суток выносит заключение о начале/отказе исполнительного производства.При отрицательном исходе мотивированный отказ отправляется во дворец правосудия.
При возбуждении производства исполнитель обязуется взыскать цену урона на протяжении 60 дней после вступления судейского заключения в законную силу. Даётся промежуток времени для погашения задолженности в 30 дней. При предоставлении рассрочки оплаты об этом информируется пристав. И он уже в постановлении определяет периодичность платежей и размеры оплаты.
Постановление о необходимости уплаты вручается на следующий день после его принятия должнику с обязательным оповещением последствий в случае уклонения от выполнения предписанных обязательств.
Закон прописывает конкретные случаи прерогативы приставов на принудительное взыскание, а именно:
- в предоставленное добровольное время должник не исполнил обязательств, а правосудие отказало в замене финансовой санкции на более строгую;
- в 30-дневный срок представитель несовершеннолетнего не совершил оплаты;
- не была произведена оплата в указанное время санкции как величины дополнительной репрессии.
Итак, не последует негативных последствий для должника при своевременном возврате задолженности государству.Но есть и более благоприятный выход из сложившегося положения для провинившегося лица.
Если следователь при расследовании усмотрит готовность субъекта загладить вину, возместить понесённый ущерб, при совершении криминального проступка впервые и деятельном раскаянии, то возможно назначат досудебный штраф по уголовному делу.
Это избавит человека от совестных мук и необходимости производства в залах тяжебных заседаний.
Правила исчисления размера судебного штрафа
При назначении данного вида ответственности жрецы правосудия руководствуются комментарием Верховного суда и определёнными в нём предписаниями.
Предписания, требующие неукоснительного исполнения:
- Выраженность в денежном эквиваленте.
- Указание способа расчёта и конечной финансовой платы.
- До назначения следует выяснять наличие или отсутствие работы у осуждённого, возможности оплаты, финансового положения семьи, нахождение иждивенцев, тяжесть совершённого деяния.
- Не меньше 25 тыс. рублей при даче взятки, совершении коммерческого подкупа.
- Если до вынесения заключения субъект находился под стражей, денежное взимание, назначенное как основное наказание, может быть уменьшено пропорционально уже отбытому ограничению свободы.
- К основной репрессии – материальному взысканию, вправе назначить второстепенные обязательства в виде лишения прерогативы заниматься конкретной деятельностью, занимать определённые должности, лишение звания или награды.
- Вправе предоставить рассрочку платежа.
Отступать от этих предписаний не разрешается при назначении данного вида ответственности. Как становится понятно, за некоторые проступки полагается смягчение, а за другие необходимо проявить жёсткость, без снисходительности при назначении ответственности.