Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужна временная прописка и как ее получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иностранному гражданину в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Сколько платят нарушители
Размер штрафа колеблется в рамках от 2000 до 7000 рублей. Чаще всего наказывают за просрочку по месту пребывания или проживания. Всегда учитываются обстоятельства.
Если у иностранных граждан просрочена регистрация, их могут не привлечь к ответственности, если нарушение было допущено по уважительной причине, к примеру, болезни, смерти близкого родственника и т. п.
Случаи злостного нарушения миграционного законодательства (повторяются неоднократно, длительная просрочка и т. п.) наказываются не только штрафами в предусмотренных размерах, но и депортацией.
Кодекс административных правонарушений не рассматривает такие обстоятельства, как просрочки.
Наказание предусмотрено за те факты, когда гость не обратился за регистрацией по месту пребывания или месту жительства в отделения управления по вопросам миграции.
По своей сути просроченный документ из ГУВМ МВД РФ больше не может считаться временной регистрацией, так как теряет силу. К его владельцу применяется статья 18.9 КоАП РФ, предусматривающая определенный размер штрафа как для иностранца, лишившегося временной прописки, так и для владельца жилой площади, на которой продолжает свое пребывание нарушитель.
Штраф за просроченную регистрацию не избежать и в тех случаях, когда иностранец уже был зарегистрирован, но несвоевременно обратился за продлением временной регистрации. ГУВМ МВД РФ официально установила сроки рассмотрения заявлений: 7 рабочих дней — обращаться по поводу продления регистрации следует заблаговременно.
Комментарии к ст. 18.9 КОАП РФ
1. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.); от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства. Указано, что должностные лица, обеспечивающие обслуживание или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.
2. Комментируемая статья определяет ответственность указанных выше должностных лиц, юридических лиц, а также граждан за нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.
Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 данной статьи обязанности, а также сами такие организации.
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в необеспечении российскими гражданами и постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами установленного порядка выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших к ним по частным делам, которым они предоставили жилое помещение.
Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи могут быть граждане РФ и иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ.
5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в предоставлении жилого помещения или транспортных средств либо оказании иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, может быть гражданин РФ, должностное лицо или юридическое лицо.
6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.
Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.
7. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
8. При совершении правонарушений, предусмотренных данной статьей, в отношении нескольких иностранных граждан и лиц без гражданства виновное лицо несет административную ответственность в отношении каждого из них в отдельности (см. примечание к данной статье).
9. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов и органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Где можно и где нельзя зарегистрироваться
Зарегистрироваться временно можно не только в квартире или доме. Регистрация по месту пребывания возможна в различных учреждениях — студенческом общежитии, гостинице, хостеле, пансионате, турбазе, медучреждении и учреждении уголовно-исполнительной системы. Также с 1 января 2019 года россияне могут регистрироваться на дачах. При этом загородный дом должен соответствовать требованиям для постоянного проживания.
Но есть объекты недвижимости, в которых зарегистрироваться нельзя. Например, ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
Постоянную регистрацию также нельзя оформить в апартаментах. В них можно жить, по характеристикам они практически не уступают обычным квартирам, но юридически апартаменты относятся к нежилому фонду. Однако временная регистрация в апартаментах возможна.
Правила регистрации иностранцев на территории РФ в 2019 году
На основании Федерального закона №109 от 18.07.2006 «О миграционном учете граждан и лиц без гражданства в РФ», при прибытии на территорию России лица с удостоверениями личности других государств обязаны проходить регистрацию в миграционной службе в обязательном порядке. Временная прописка проводится на жилой площади, принадлежащей на праве собственности или аренды приглашающему в Россию лицу. Это может быть родственник, организация-работодатель, близкий друг.
Важно: Если въезд осуществлен по собственному желанию, к примеру, с целью самостоятельного туризма, то регистрацию осуществляют сотрудники отеля. Обращаться в отделение ГУ МВД РФ (бывший ФМЦ) иностранцу самостоятельно не потребуется.
Регистрация осуществляется в уведомительном порядке. Разрешение на прописку получать в государственных органах предварительно не требуется. Достаточно обратиться с документами, подтверждающими личности и место прописки в уполномоченное учреждение по миграционным вопросам. В качестве таковых рассматривается ближайшее отделение миграционной службы, МФЦ или Почта России.
Понятие фиктивной регистрации для иностранцев в РФ в 2019 году
Под фиктивной постановкой на учет понимается проживание гражданина по другому месту, чем указано в уведомлении о регистрации. Такое деяние квалифицируется по ст.322.2 УК РФ и считается уголовным правонарушением, то есть образует состав преступления.
В качестве санкций по такому составу рассматриваются:
- наложение штрафа;
- лишение свободы;
- принудительные работы.
Привлекается к ответственности при допущении такого нарушения владелец жилья, в котором был прописан иностранец, если он оформил за своей подписью регистрацию. На практике выделяются следующие признаки фиктивности:
- нарушение нормы жилой площади в расчете на одного человека – для каждого региона стандарт определяется разный, к примеру, в Москве и Московской области на каждого жителя должно приходиться не менее 10 кв.м.;
- временная прописка в жилье, не пригодном для проживания – если оно признано аварийным, грозящим обвалом по распоряжению местной администрации;
- оформление иностранца или лица без гражданства на маленькой площади – если собственнику принадлежит незначительная доля, к примеру, 1/20 или меньше.
Как происходит регистрационный учет по месту жительства
Разделами III и IV правил установлен такой порядок регистрации граждан по месту их постоянного жительства:
- В течение недели после заселения по новому адресу гражданин должен явиться в районный отдел МВД, предъявить свой паспорт, заполненное заявление, документ, на основании которого он въезжает в эту комнату/квартиру/дом.
- Заявление может быть подано в электронной форме через портал госуслуг, а договор аренды, соцнайма и т. п. можно не предъявлять, если он был зарегистрирован в соответствующих органах госвласти.
- Регучет производится в течение 3 дней со дня поступления документов (особые сроки предусмотрены для случая подачи документов через МФЦ).
Как поступить, если заканчивается регистрация?
Любой иностранец, находящийся на территории РФ, должен знать, когда именно он должен продлить свою регистрацию. Если срок действия заканчивается, то можно выполнить следующие действия:
- иностранец может выехать за пределы государства, после чего вернуться через определенный промежуток времени;
- разрешается оформить постоянную регистрацию, для чего надо найти жилое помещение, в котором делается постоянная прописка по месту жительства;
- гражданин может получить разрешение на работу в России;
- допускается оформить или продлить действующий патент;
- иностранец может поступить в образовательное учреждение на очную или очно-заочную форму.
Если просрочена регистрация по месту пребывания, то необходимо срочно покинуть территорию РФ, так как если будут выявлены такие нарушения, то это приведет к негативным последствиям для человека.
Комментарии к ст. 18.9 КОАП РФ
1. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.); от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства. Указано, что должностные лица, обеспечивающие обслуживание или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.
2. Комментируемая статья определяет ответственность указанных выше должностных лиц, юридических лиц, а также граждан за нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.
Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 данной статьи обязанности, а также сами такие организации.
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в необеспечении российскими гражданами и постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами установленного порядка выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших к ним по частным делам, которым они предоставили жилое помещение.
Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи могут быть граждане РФ и иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ.
5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в предоставлении жилого помещения или транспортных средств либо оказании иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, может быть гражданин РФ, должностное лицо или юридическое лицо.
6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.
Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.
7. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
8. При совершении правонарушений, предусмотренных данной статьей, в отношении нескольких иностранных граждан и лиц без гражданства виновное лицо несет административную ответственность в отношении каждого из них в отдельности (см. примечание к данной статье).
9. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов и органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Размер штрафа за просрочку
Величина штрафа за нарушение сроков регистрации иностранными гражданами прописана в КоАП (ст. 18). После последних изменений, принятых в профильном законодательстве, для иностранцев-нарушителей его сумма составляет 2-5 тыс. р. В областных центрах, Москве, С-Петербурге, а также в Севастополе размер штрафа может достигать 5-7 тыс. р. Повторное нарушение, зафиксированное в течение 1 года, влечет наложение нового штрафа в размере до 7 тыс. р.
В зависимости от злостности нарушения, иностранный гражданин, помимо наложения на него штрафной санкции, может быть подвергнут и другому наказанию. Таковым, согласно российскому законодательству, считается выдворение из России или депортация с последующим запретом на въезд в страну. Период времени, на который распространяется действие подобной санкции, может достигать 5 лет.
Должен ли иностранный гражданин проживать по месту прописки
Право нахождения на территории РФ для иностранных лиц подтверждается РВП или ВНЖ (вид на жительство). Причём на мигрантов распространяется действующий институт прописки. Для законного пребывания адрес регистрации и фактическое место нахождения должны совпадать. Ответственность за соблюдение этого аспекта лежит на обеих сторонах: на госте и собственнике помещения.
За соблюдением указанного правила следит территориальная ФМС и полиция в лице участкового инспектора. Действующий закон запрещает иностранным гражданам менять место жительства даже в границах района, не говоря о других регионах. Для изменения потребуется менять прописку.
Это интересно: Как продлить временную регистрацию по месту пребывания иностранным гражданам
Основания для освобождения от ответственности
В некоторых случаях граждане имеют законные основания для освобождения от санкций. Данные основания прямо указываются в статьях, определяющих ответственность за нарушения, в примечаниях к ним:
- если гражданин проживает в помещении, но имеет регистрацию в ином месте, но на территории того же населённого пункта. Многие считают, что достаточно иметь место регистрации на территории того же субъекта, но данное правило действует лишь в отношении городов федерального значения и не распространяется на прочие субъекты;
- если лицо проживает на территории Москвы или Санкт-Петербурга, но имеет регистрацию в соответствующих областях и наоборот. Исключение распространяется также на Севастополь и Республику Крым;
- если лица являются близкими родственниками и проживают на территории, принадлежащей таким родственникам, например, сын живёт у родителей, бабушка — у внука и так далее. Исключение распространяется и на супругов.
Распространенные случаи взыскания за незаконный приём на работу иностранцев и размер оплаты
Установленные законодательством права миграционного учета фиксируют размер штрафных санкций и иные способы наказания не только на работодателя для мигрантов, но и самих нелегалов. При чем, сумма денежных взысканий и другие меры накладываются и на физических, и на юридических лиц, в зависимости от того, кем трудоустроен гражданин другой страны.
Рассмотрим следующие причины, которые приводят работодателей к наказанию:
- Невозможность предоставить необходимый пакет документов, подтверждающие законное пребывание гражданина на территории РФ.
- Нарушение трудового права, законов.
- Трудоустройство без оформления договора, предоставления должностных обязанностей.
- Несоблюдение критериев, указанных в государственных нормативных требованиях охраны труда.
- Неустановленный порядок на рабочем месте, отсутствие его оценки.
- Трудоустройство иностранца без документов, подтверждающих личность, разрешающую трудовую деятельность.
- Отсутствие предоставления работодателем индивидуальной защиты, согласованной с регламентом охраны труда.
Сроки регистрации и достоверность
Важно понимать, когда иностранные граждане из разряда гостей переходят в разряд нарушителей. Это происходит в следующих случаях:
- Не была осуществлена регистрация в положенный период. Для большинства приезжих установлен семидневный срок, в течение которого они обязаны дать знать ГУВМ о своем въезде на территорию Российской Федерации. Для некоторых стран предусмотрены иные сроки.
- Человек дал знать о своем приезде, как и положено по закону, но его регистрация в силу неких обстоятельств (мошенничества, неправильных действий) оказалась недостоверной.
- Гость РФ зарегистрирован в одном месте, а проживает в другом.
- Временная прописка на территории России истекла по сроку, а гражданин или гражданка не покидает страну.
В некоторых случаях доказать вину несложно. Бывают ситуации, когда закон оказывается на стороне нарушителя.
Особенности регистрации граждан
Регистрационная процедура имеет большое значение, и согласно действительным нормам российского законодательства, каждый человек, проживающий на территории РФ, обязан быть зарегистрирован по месту своего постоянного проживания. Данное требование действует не только для российских граждан, а и для иностранцев, чье нахождение в России абсолютно легальное.
Однако, сразу же стоит обратить внимание на некоторые оговорки, которые даются в законодательной базе. Существует два понятия – регистрация по месту жительства и проживания, которые часто путают между собой. В первом случае речь идет о прописке. Это означает, что пользователь зарегистрирован и проживает в одной и той же квартире.
В случае с регистрацией по месту пребывания для граждан РФ все куда сложнее. Гражданин может иметь прописку в одном месте, но фактически проживать совсем в другом. При этом, ему необходимо легализировать свое положение, потому в обязательном порядке он должен посетить орган УФМС (ГУВМ) и зарегистрироваться по месту фактического нахождения.
Проживание без регистрации по месту жительства влечет за собой ряд проблем для нарушителя, среди которых невозможность получить бесплатную медицинскую помощь и устроить детей в детский сад и школу. Также против нарушителя могут быть применены административные меры наказания в виде денежных штрафов.