Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютная переоценка: как не платить лишние налоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но если у автомобиля есть паспорт, у земельного участка — кадастровый номер, а у недвижимости — адрес, то валюта не так-то просто поддаётся контролю. Да, у купюр есть номера, но в справках об обмене валюты банки не фиксируют, какие конкретно «бумажки» были проданы или получены. В связи с этим возникает ряд вопросов.
Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.
Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.
В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.
Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:
1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;
2. Налоги, взносы;
3. Пени;
4. Проценты;
5. Штрафы.
Вводится ли налог в размере 13%
Сообщения о том, что власти вводят обязательный налог в сумме 13% на сделки с валютой вызвали у граждан много вопросов.
Однако заместитель главы Минфина Илья Трунин поспешил заверить всех, что пока что налог не вводится и паника здесь лишняя.
Более того, он отметил, что проконтролировать чистый реальный доход человека при подобных обменных операциях нереально. Поэтому неясно, какую сумму облагать подоходным налогом. Например, человек может решить обменять валюту, которую копил много лет подряд и покупал, когда курс был совсем иным.
Налоговое резидентство
Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».
Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.
Также могут использоваться следующие критерии:
- недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
- наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
- гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).
Как оплачивать налог?
И с точки зрения Министерства финансов и ГК валюта является имуществом. Следовательно, налог на продажу валюты физическими лицами платится при получении дохода от проведения такой сделки.
В данном случае при уплате налогового взноса будут работать все правила, актуальные для имущественного налога.
Если валюта, то есть имущество с точки зрения налоговой, находилась во владении больше 3 лет, платить с нее налог не потребуется. Если меньше 3 лет, но общая прибыль от владения имуществом составила меньше 250 000 рублей, ни оплачивать налог, ни сдавать в налоговую отчетность не потребуется.
Если валюта находилась во владении меньше 3 лет, и при этом владельцу удалось получить с ее реализации сумму больше 250 000 рублей, ему необходимо будет подать декларацию и выплатить полную сумму налога.
Размер налога с продажи валюты в 2022 году для физических лиц рассчитывается с полученной с имущества прибыли.
Необходимая к оплате сумма рассчитывается по следующей формуле:
(Доход – 250 000) * 0,13.
Когда следует уплатить налог за продажу валюты – примеры
Чтобы точно понять, надо ли платить налог с продажи валюты, в каком размере он исчисляется, попробуем разобраться на примере.
Итак, законодательство (НК РФ и ГК РФ) четко указывают, что уплата НДФЛ предусмотрена только в том случае, если сделка принесла человеку прибыль в размере более 250 тыс. руб., а покупка совершена менее 3 лет назад.
Например:
- Гражданин А. в январе 2018 года купил 100 000 долларов по 62,7 руб. за 1 у. е.;
- В феврале 2019 года он продал их по 77,2 руб. за 1 у.е.;
- Прибыль составила – 1 450 000 руб.;
- В бюджет нужно уплатить 13% от этой суммы или 188 500 руб.
С другой стороны, если бы гражданин А. держал доллары более 3 лет, налог на обмен валюты в России платить не пришлось бы. Аналогично и в ситуации, когда фигурируют меньшие суммы:
- Гражданка В. планировала поехать в отпуск в Европу в апреле 2019 года и приобрела 22 марта 10 000 евро по курсу 72,59 руб.;
- 6 апреля ее планы изменились, иностранные денежные знаки срочно пришлось продать по курсу 73,44 руб.;
- Прибыль со сделки составила 8 500 руб.
- Уплата налога при продаже валюты не предусмотрена, так как сумма меньше 250 тыс.
Таким образом, НДФЛ с валютных операций физических лиц действительно взимается, но только для крупных сделок, по которым человек смог получить высокую прибыль.
Как физическим лицам обменивать валюту по новым правилам
Изменения законодательства произошли в конце декабря 2016 года, с 28 числа в банковской сфере стали действовать новые правила продажи валюты. Если вы хотите обменять сумму, эквивалентную 15 тысячам российских рублей, то вам придется пройти полную идентификацию клиента. Необходимость этой меры государство объяснило тем, что сейчас в стране ведется антитеррористическая кампания, и важно контролировать все банковские операции.
На самом деле введение анкет в обменных пунктах было необходимо для поддержания ранее принятого закона о налогах. В 2016 году физическим лицам, которые обменивают значительные суммы, приходится уплачивать налог с прибыли от этой сделки. Ранее было невозможно зафиксировать небольшие объемы продажи, сведения в Росфинмониторинг поступали только при сделках от 600 тысяч рублей, но благодаря введению опросных листов у государства появилось больше возможностей для контроля за физическими лицами. Напомним, ФНС имеет право проверять операции по всем банковским счетам, а также контролировать сделки без открытия депозитов.
Сделки на Форексе: налоги за них
На рынке торговли валютой, который называется Форекс, сейчас ведет деятельность достаточно большое количество физических лиц. Они реализуют и покупают денежные средства иностранных государств, а также ценные бумаги. В связи с этим важно знать правила налогообложения, которые применяются по отношению к ним.
Согласно мнению Министерства финансов, получение дохода на Форексе ничем не отличается от других методов приобретения прибыли. Именно поэтому на него распространяются все правила, применяемые к операциям с недвижимостью, валютой и пр. Важно понимать, что в расчет не принимаются убытки.
Приведем небольшой пример. Физическое лицо занимается торговлей валютными денежными средствами на бирже Форекс. За год его прибыль составила 450 тысяч рублей. Однако у него имелись и убыточные сделки. Их размер достиг 600 тысяч. За 12 месяцев работы физическое лицо будет вынуждено уплатить в бюджет налог с указанных 450 000. Убытки во внимание не принимаются вообще. Так, в казну с прибыли уйдет 58 500 рублей.
Однако бывают ситуации, когда брокер сразу удерживает сбор с дохода. Тогда человек вправе не подавать отдельную декларацию, а также не вносить в казну никаких дополнительных налогов по окончанию соответствующего расчетного периода. База в этом случае определяется по другому принципу, и физическое лицо не обязано ничего делать самостоятельно, что значительно упрощает взаимодействие с налоговой инспекцией и биржей Форекс.
В соответствии с предлагаемыми поправками в Налоговый кодекс, российские организации, филиалы и представительства юрлиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных по законодательству других стран, и международные организации, созданные на российской территории, граждане России, а также постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, иностранные граждане и лица без гражданства (кроме тех, кто за пределами РФ проводит более 183 дней в год) должны будут сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, а также представлять отчет об операциях с цифровой валютой и об ее остатках.
Такое декларирование становится обязательным, если за год сумма поступлений (без учета поступлений цифровой валюты, при которых распоряжение на перевод давалось самим лицом, в том числе через третьих лиц) цифровой валюты лицу или ее списаний превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей. Сумма рассчитывается исходя из рыночной цены на дату совершения каждой операции. Порядок определения цены будет устанавливать Федеральная налоговая служба.
До этой суммы предоставление такой информации остается на усмотрение налогоплательщика. Однако, как ранее пояснил Минфин, если владелец информирует как о самом факте обладания валютой, так и операциях с ней, это позволит обеспечить ему судебную защиту.
В случае обязательного декларирования информация должна быть представлена в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Физлица могут направлять ее через личный кабинет налогоплательщика, юрлица — в электронной форме.
За непредставление отчета об операциях и остатках цифровой валюты или представление недостоверных сведений предусматривается штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм в рублевом эквиваленте — поступления или списания валюты — информация о которых не была представлена, за нарушение срока представления информации — штраф 50 тыс. рублей.
Если налогоплательщик не включил в налоговую базу прибыль или доходы от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, на него будет налагаться штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
Сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой на дату вступления в силу этого закона, должны быть представлены не позднее 30 апреля 2022 года. Обязательное декларирование будет применяться для операций с 2021 года.
Налог с продажи валюты
Некоторые граждане рассуждают так, что валюта, которая у них есть – это их личные средства и распоряжаться ими они вправе как угодно. Однако, НК РФ говорит об обратном, а именно, что используемые на территории России денежные единицы иных стран относятся к имуществу. То есть, как при продаже собственности, за обмен валюты необходимо уплачивать подоходный налог по ставке 13%. Введена данная мера была в 2016 году, когда в кризис многие граждане стремились заработать на скачках курса доллара. Целями таких продаж валюты по максимальной стоимости были следующие:
- накопление капитала;
- конвертирование средств для возможности при выезде за пределы РФ совершать покупки без переплат;
- получение дохода на разнице курса.
Именно с последней из указанных целей и было принято решение бороться. Поэтому обмен валюты теперь признается сделкой по реализации имущества, в результате которой лицо получает материальную выгоду. А по итогам такой сделки необходимо заплатить НДФЛ по ставке 13% от суммы полученной прибыли. Закон, принятый в 2016 году, обязывал только банковские организации взимать налог. Но при этом «серые» обменные пункты в большом количестве предлагали хороший курс и не требовали уплаты налога. В настоящее время ведется борьба и с такими пунктами, проводится проверка деятельности обменников по всей территории РФ.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Продал валюту и теперь должен подать декларацию о доходах?
Часто граждане считают, что имеющаяся у них валюта – это их личное дело. Якобы пользоваться своим капиталом они вольны, как угодно. На самом деле Налоговый кодекс страны четко определяет, что используемые в пределах РФ денежные знаки других государств относятся к категории имущества.
Как и при продаже любой другой собственности, за такие обменные операции нужно платить подоходный налог по общеустановленной ставке 13%. Подобная мера была введена в 2016 году. Тогда в разгар кризиса многие люди пытались начать зарабатывать на колебаниях курса, продавая имеющиеся у них доллары по максимальной стоимости.
Целей в основном было несколько:
- Накопить капитал;
- Конвертировать средства, чтобы при выезде заграницу иметь там возможность делать покупки без лишних переплат;
- Получить спекулятивный доход на разнице курса.
И если первые две цели имели право жить, то со спекулятивными сделками государственные органы пытаются бороться. Для этого обмен валюты принято считать сделкой по реализации имущества. А по итогам такой операции человек получает материальную выгоду.
Замечено, что многие граждане начали активно сбывать имеющуюся у них валюту именно в период спада экономической ситуации в стране. Таким образом они пытаются получить больше прибыли на спекулятивных сделках. Логично, что с подобным нужно бороться.
Логика чиновников предельно простая: продаете евро или доллары? Значит, получаете прибыль от реализации личного имущества. По итогам сделки будьте добры уплатить 13% от полученной прибыли. Действовавший с 2016 года закон обязывал только банки брать налог, в то время как большое число «серых» обменников не только предлагали лучший курс, но и не требовали уплачивать 13%. Сейчас же власть намерена серьёзно бороться с махинациями и начала проверку деятельности обменных пунктов по всей территории страны.
Если сделка по продаже валюты принесла прибыли от 250 тысяч рублей, еще можно добиться получения налогового вычета. Но эта сумма может быть увеличена.
Для примера: если средний граждан решит обменять 5 тысяч долларов или примерно 275 тысяч рублей, из этой суммы ему придется заплатить 35 750 рублей в виде подоходного налога. Цифра получается весьма внушительной.
Не обошлось и без спорных моментов, а именно «двойного» налогообложения. Такие ситуации можно наблюдать, если человек желает обменять (продать) имеющиеся у него доллары и хочет купить евро. Пока что неясно, как решать вопрос с налогом и придется ли его платить повторно.
Сообщения о том, что власти вводят обязательный налог в сумме 13% на сделки с валютой вызвали у граждан много вопросов.
Однако заместитель главы Минфина Илья Трунин поспешил заверить всех, что пока что налог не вводится и паника здесь лишняя.
Более того, он отметил, что проконтролировать чистый реальный доход человека при подобных обменных операциях нереально. Поэтому неясно, какую сумму облагать подоходным налогом. Например, человек может решить обменять валюту, которую копил много лет подряд и покупал, когда курс был совсем иным.
Сегодня граждане обязаны вносить в декларацию нужно только те сделки, которые принесли им прибыль в сумме больше 250 тысяч рублей. Для тех, кто не входит в эту группу, есть ряд поблажек:
- Если валюта куплена больше 3 лет назад и есть чеки, которыми этот факт можно подтвердить, налогом такая сделка облагаться не будет;
- Если за полученные в результате обмена средства человек собирается покупать жилой дом или использует средства для оплаты образования ребенка, можно рассчитывать на получение налогового вычета.
Таким образом часть налога можно вполне реально вернуть. Главное, придерживаться ряда рекомендаций от экспертов. Для начала стоит хранить все чеки, касающиеся проведенных с валютой операций. Речь идет не только о продаже долларов или евро, но и о покупке. Все операции лучше всего записывать в блокнот и прикреплять туда же квитанции.
Стараться по возможности не продавать валюту, если она находится в собственности меньше 3 лет. Желательно не реализовывать валюту в рамках того налогового периода, в котором совершались крупные сделки, например, продажа квартиры.
В ближайшие несколько лет можно с уверенностью ожидать, что государство будет всячески контролировать валютные операции. Уже сейчас для сделок в крупных размерах требуется проходить идентификацию личности. Поэтому есть все предпосылки к тому, что придется также подтверждать легальность источника своего дохода и платить 13% налога от совершаемых с валютой сделок.
Прочтите также: Можно ли получить налоговый вычет, если есть задолженность по налогам
Документы продавцу валюты потребуется предъявить в том случае, если сделка проводится на сумму от 15 тыс. рублей и более. В противном случае предъявление документов не требуется. К документам, необходимым к предъявлению, в случае превышения указанного лимита относят:
- оригинал паспорта;
- свидетельство ИНН;
- контактные сведения (электронная почта, номер телефона);
- данные о том, откуда поступили деньги.
Данный перечень документов не является исчерпывающим, банки вправе дополнить его иными документами при необходимости. Потребуются все документы только однажды. Сведения из них будут внесены в электронную анкету сотрудниками банка.
Некоторые граждане рассуждают так, что валюта, которая у них есть – это их личные средства и распоряжаться ими они вправе как угодно. Однако, НК РФ говорит об обратном, а именно, что используемые на территории России денежные единицы иных стран относятся к имуществу. То есть, как при продаже собственности, за обмен валюты необходимо уплачивать подоходный налог по ставке 13%. Введена данная мера была в 2016 году, когда в кризис многие граждане стремились заработать на скачках курса доллара. Целями таких продаж валюты по максимальной стоимости были следующие:
- накопление капитала;
- конвертирование средств для возможности при выезде за пределы РФ совершать покупки без переплат;
- получение дохода на разнице курса.
Именно с последней из указанных целей и было принято решение бороться. Поэтому обмен валюты теперь признается сделкой по реализации имущества, в результате которой лицо получает материальную выгоду. А по итогам такой сделки необходимо заплатить НДФЛ по ставке 13% от суммы полученной прибыли. Закон, принятый в 2016 году, обязывал только банковские организации взимать налог. Но при этом «серые» обменные пункты в большом количестве предлагали хороший курс и не требовали уплаты налога. В настоящее время ведется борьба и с такими пунктами, проводится проверка деятельности обменников по всей территории РФ.
Как мы уже определили выше, уплачивать налог и подавать в ФНС декларацию не нужно в том случае, если валюта в собственности гражданина была более 3 лет. Даже независимо от того, в какой сумме на разнице курсов было заработано денег.
В противном случае, потребуется подавать декларацию. Причем, даже в том случае, если на продаже валюты дохода не было, а был получен убыток. Декларацию следует подать не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, а налог оплатить – до 15 июля года, следующего за отчетным. То есть, если продажа валюты состоялась в 2018 году, подать декларацию следует до 30 апреля 2021 года, а уплатить налог – до 15 июня 2021 года.
Правом граждан при расчете налога является использование имущественных вычетов:
- Затраты на покупку валюты. То есть из суммы, полученной при продаже валюты следует вычесть сумму, потраченную на покупку этой валюты.
- 250 000 рублей. В том случае, если подтвердить документами затраты на приобретение валюты невозможно, полученный доход может быть уменьшен на вычет в 250 тыс. рублей. Данный лимит предусматривается не для одной операции, а для вех операций с имуществом, за исключением жилья, совершенным в течение отчетного года.
Выбрать какой вычет заявить гражданин вправе самостоятельно. При правильном выборе даже при получении прибыли при продаже валюты можно только подать в ФНС декларацию, а уплачивать ничего не придется.
Форекс – это рынок торговли валютой, торговлю на которой ведет довольно большое число граждан. Они приобретают и реализуют иностранную валюту и ценные бумаги. При этом к такой торговле применяются некоторые правила налогообложения.
В соответствии с мнением Минфина, доход, полученный на Форексе, является таким же доходом, который получен от иных способов получения прибыли. Поэтому в данном случае действуют те же правила, которые применяются к операциям с валютой или недвижимостью. При этом следует помнить, что убытки в расчете не учитываются.
Как платить налог с покупки валюты
Банк раз в год направляет в налоговую информацию о процентных доходах клиента по вкладам и счетам, но сам не удерживает налог — он не является налоговым агентом. Сумму налога определяет налоговый орган — он учитывает информацию о полученных вами процентных доходах во всех банках. Вы получаете единое уведомление от налогового органа с расчётом суммы к уплате.
После того, как вы получите это уведомление, вам останется только заплатить налог удобным для вас способом: в СберБанк Онлайн или в офисе банка.
По новым правилам, налогом на доходы физических лиц облагается купонный (процентный) доход по всем видам облигаций, включая государственные, муниципальные и корпоративные, независимо от даты выпуска и размера купонного дохода.
В правилах и льготах, которые касаются налогообложения доходов от продажи или погашения ценных бумаг, изменений нет.
При доходе свыше 5 млн рублей за год ставка НДФЛ составляет 15%.
Пример. Допустим, вы получили зарплату 4 млн рублей и ещё 3 млн рублей от инвестиций в ценные бумаги. Общий доход составил 7 млн рублей. Из них 5 млн облагаются по ставке 13%, а 2 млн (сумма превышения) — по ставке 15%.
Налоговая получает информацию о суммах всех ваших доходов от налоговых агентов — например, вашего работодателя. На основании этой информации она рассчитывает ваш доход, определит сумму НДФЛ с учетом применимых ставок (13% и 15%) и направит вам уведомление об уплате налога.
Если сумма налога, которую уже удержали налоговые агенты, окажется меньше рассчитанной налоговым органом с учетом ставки 15%, вы обязаны самостоятельно уплатить налог на основании уведомления налогового органа. Первый срок — до 1 декабря 2022 года.
Некоторые виды доходов физического лица не включаются в расчет налоговой базы по ставке 15%. К ним относятся доходы от продажи имущества (за исключением ценных бумаг), доходы в виде стоимости имущества, полученного в подарок, а также подлежащие налогообложению доходы, полученные в рамках договоров страхования и пенсионного обеспечения. По отношению к таким доходам, уменьшенным на применимые налоговые вычеты, применяется ставка налога 13%.
Доходы, получаемые, начиная с 2021 года облагаются НДФЛ по ставке 15% при условии превышения суммы в 5 млн рублей. При этом, НДФЛ 15% уплачивается ТОЛЬКО с суммы превышения над 5 млн рублей.
Повышенная ставка налога касается всех доходов, за исключением доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг), т.е. НЕ распространяется на доход от продажи квартиры, машины и тд.
В 2021 году расчета НДФЛ актуален только для налоговых агентов (российских организаций или ИП), выплачивающих доход в пользу физических лиц и имеющих обязанность уплатить НДФЛ в бюджет по новым правилам вместе с выплатой дохода. Для физических лиц, получающих доходы в 2021 году, расчет НДФЛ по новым правилам станет актуален только при декларировании такого дохода в 2022 году (по общим правилам в срок до 30 апреля 2022 года).
Нами в будущем дополнительно будет представлен детальный обзор изменений в НК РФ и примерами расчета НДФЛ по новым правилам.
С 2021 года устанавливаются дополнительные меры по контролю за расчетами наличными, в частности ФЗ от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля” Фз-115 вносятся изменения о том, что в Росфинмониторинг подлежат передаче сведения о фактах совершения следующих операций:
- операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке (купля-продажа, мена, дарение и любые иные сделки, предметом которых выступает недвижимость) с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее;
- операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (дискуссионный пункт, т.к. формально внесение наличных на банковский счет в размере, превышающем 600 тыс руб, под контроль и передачу в Росфинмониторинг НЕ подпадают);
- операции почтового перевода денежных средств, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее;
- операции по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее (иными словами — снятие с мобильного телефона более 100 тыс руб. (которые третье лицо обычно туда зачисляло);
- операции по снятию наличных со счета юридического лица
При этом, выведена из-под контроля в частности операция по переводу денежных средств за границу на счёт (вклад), о��крытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счёта (вклада), открытого на анонимного владельца.
Все описанные меры ужесточения контроля направлены на выявление расчетов «серыми» или «черными» наличными, при которых будет видно, что производимые расходы, превышают получаемые налогоплательщиком доходы, с которых уплачены налоги, а следовательно имеют место быть нелегальные заработки. Иными словами, приобретение квартиры стоимостью 15 млн руб., при официальных доходах в 1 млн руб./год может вызвать вопросы налоговиков об источниках происхождения остальных средств на покупку.
Пример 1. Банк является стороной по сделкам в рамках договоров осуществления операций валютного свопа, заключенных с физическими лицами
В сделках поставочного валютного своп-контракта, заключаемых банком от своего имени и за свой счет с физическим лицами, банк признается налоговым агентом по НДФЛ по доходам в виде периодически и (или) единовременно уплачиваемых денежных сумм в зависимости от изменения курса иностранной валюты.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с производными финансовыми инструментами (далее – ПФИ) установлены ст. 214.1 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 214.1 НК РФ ПФИ признается договор, отвечающий требованиям ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон N 39-ФЗ).
Перечень видов ПФИ (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Банком России в соответствии с Законом N 39-ФЗ (абз. 1 п. 5 ст. 214.1 НК РФ).
Согласно п. 5 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У «О видах производных финансовых инструментов» (далее – Указание N 3565-У) под своп-договором признается в том числе:
- договор, предусматривающий обязанность стороны или сторон договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен (значений) базисного актива. В случае если такая обязанность установлена для каждой из сторон, она определяется на основании различных базисных активов или различных значений базисного актива (правил определения значений базисного актива). При этом обязанность стороны договора уплачивать денежные суммы может определяться на основании фиксированного значения базисного актива, установленного договором (абз. 2);
- договор (за исключением договора репо), предусматривающий обязанность одной стороны передать валюту в собственность второй стороне и обязанность второй стороны принять и оплатить валюту, а также обязанность второй стороны передать валюту в собственность первой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора и обязанность первой стороны принять и оплатить валюту. Данный договор должен иметь указание на то, что он является ПФИ, или предусматривать обязанность стороны или сторон договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен (значений) базисного актива и (или) от фиксированных в договоре цен (значений) базисного актива. При этом определение обязанности каждой из сторон договора уплачивать денежные суммы осуществляется в соответствии с условиями договора на основании различных значений базисного актива (правил определения значений базисного актива) (абз. 3).
Своп-договор, предусматривающий обязанность сторон или стороны своп-договора передать в том числе на периодической основе другой стороне валюту, являющуюся базисным активом, является поставочным (абз. 8 п. 5 Указания N 3565-У).
Согласно п. 20 ст. 214.1 НК РФ, налоговая база по операциям с ПФИ определяется налоговым агентом по окончании налогового периода, если иное не установлено настоящей статьей или ст. 226.1 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 226.1 НК РФ, налоговым агентом при получении доходов от осуществления операций с ПФИ, а также доходов, полученных в виде материальной выгоды от осуществления указанных операций и определяемых в соответствии со ст. 212 НК РФ, признаются в том числе форекс-дилер, осуществляющий с физическими лицами операции на основании договоров, предусмотренных п. 1 ст. 4.1 Закона N 39-ФЗ (пп. 1.1).
Банк не вправе совмещать свою деятельность с деятельностью форекс-дилера, это следует из п. 4 ст. 4.1 Закона N 39-ФЗ. Соответственно, по доходам физического лица от валютного своп-контракта банк не признается налоговым агентом в смысле ст. 226.1 НК РФ.
Данный вывод подтверждается мнением, изложенным в Письме Минфина России от 31.10.2017 N 03-04-06/71599.
Пунктом 1 ст. 214.1 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по операциям с ПФИ учитываются доходы, полученные по операциям (по форекс): с ПФИ и иными инструментами, которые предусмотрены п. 1 ст. 4.1 «Деятельность форекс-дилера» Закона N 39-ФЗ (пп. 5).
Согласно п. 5 ст. 214.1 НК РФ, отнесение ПФИ к обращающимся на организованном рынке осуществляется в соответствии с требованиями, установленными п. 3 ст. 301 НК РФ. К ПФИ, не обращающимся на организованном рынке, в целях гл. 23 НК РФ отнесены опционные контракты, не обращающиеся на организованном рынке.
Указанный в тексте вопроса валютный своп-контракт не может быть отнесен ни к обращающимся на организованном рынке ПФИ (не удовлетворяет критериям п. 3 ст. 301 НК РФ), ни к не обращающимся ПФИ (не является опционом). Соответственно, к рассматриваемому валютному своп-контракту не могут быть применены правила определения налоговой базы, предусмотренные ст. 214.1 НК РФ, в их буквальном прочтении.
Поскольку по условиям поставочного валютного своп-контракта предусматривается обязанность одной стороны передать валюту в собственность второй стороне и обязанность второй стороны принять и оплатить валюту, а также обязанность второй стороны передать валюту в собственность первой стороне и обязанность первой стороны принять и оплатить валюту, поставка валюты при исполнении поставочного валютного своп-контракта в целях гл. 23 НК РФ может рассматриваться как две разнонаправленные сделки по покупке-продаже иностранной валюты.
Республика Кипр
«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (Заключено в г. Никозии 05.12.1998) (ред. от 08.09.2020)
П. 1 ст. 23 Соглашения гласит: «1. Применительно к России двойное налогообложение устраняется следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогами на Кипре, сумма налога на такой доход или капитал, подлежащая уплате на Кипре, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Сумма такого вычета, однако, не должна превышать сумму налога на такой доход или капитал в России, рассчитанную в соответствии с ее налоговым законодательством и правилами».
Республика Беларусь
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» (включая протокол 2006 г.)
Статья 20. Метод устранения двойного налогообложения
Если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход или имущество, подлежащая уплате в этом другом Государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
Великобритания, действуют две конвенции:
Конвенция между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 31.07.1985 «Об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества»
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества» (вместе с обменом нотами от 15.02.1994 «Между чрезвычайным и полномочным послом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Российской Федерации и заместителем министра иностранных дел Российской Федерации»)
Статья 22. Устранение двойного налогообложения
1. С учетом положений законодательства Соединенного Королевства в отношении разрешения зачета против налога Соединенного Королевства налога, уплачиваемого вне его территории (которые не затрагивают общего принципа):
- налог Российской Федерации, уплачиваемый согласно ее законодательству и в соответствии с настоящей Конвенцией непосредственно или путем вычета, на прибыль, доход или прирост стоимости имущества, полученных из источников в Российской Федерации (исключая в случае выплаты дивидендов налог, уплачиваемый в Российской Федерации в отношении прибыли, из которой выплачиваются такие дивиденды), должен быть зачтен против любого налога Соединенного Королевства, начисленного на ту же прибыль, доход или прирост стоимости имущества;
- в случае, если дивиденды выплачиваются компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации, компании, которая является лицом с постоянным местопребыванием в Соединенном Королевстве и которая контролирует прямо или косвенно по крайней мере 10 процентов участия в компании, выплачивающей дивиденды, сумма зачета будет включать (в дополнение к любому российскому налогу, засчитываемому в соответствии с подпунктом a) настоящего пункта) налог, уплачиваемый компанией в отношении прибыли, из которой выплачиваются дивиденды.
2. Если лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации получает доход из Соединенного Королевства, который в соответствии с положениями настоящей Конвенции может облагаться налогом в Соединенном Королевстве, сумма налога на этот доход, уплачиваемый в Соединенном Королевстве, подлежит зачету при уплате этим лицом налога на доходы в Российской Федерации. Однако размер засчитываемой суммы не может превышать сумму налога на доход, исчисленную в Российской Федерации в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.
3. Для целей п. п. 1 и 2 настоящей статьи прибыль, доход и доход от прироста стоимости имущества, которыми владеет лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, которые могут облагаться налогами в другом Договаривающемся Государстве в соответствии с настоящей Конвенцией, будут рассматриваться полученными из источников в этом другом Договаривающемся Государстве.
Примечание № 1. Письмо Минфина России от 17 декабря 2018 г. N 03-12-11/4/91781
Вопрос: О признании форекс-дилеров организациями финансового рынка в целях налогообложения
Согласно п. 13 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ, денежные средства по договорам форекс-дилера, передаваемые физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, форекс-дилеру, зачисляются на номинальный счет форекс-дилера, открытый в банке, находящемся на территории Российской Федерации, с банковского счета указанного физического лица.
Кроме того, п. 15 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ установлено, что форекс-дилер по такому номинальному счету вправе давать указания о совершении ряда операций по номинальному счету без соответствующего распоряжения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
По мнению Департамента, исходя из сути правоотношений между форекс-дилерами и клиентами можно сделать вывод о том, что форекс-дилеры осуществляют фактическое управление финансовыми активами клиента.
Следует также отметить, что согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», форекс-дилер является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и проводит деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и учитывая, что в Перечне организаций, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 Кодекса в силу низкого риска совершения с использованием таких организаций действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693, отсутствуют форекс-дилеры, они признаются организациями финансового рынка, если они соответствуют признакам организации финансового рынка, указанным в п. 2 ст. 142.1 Кодекса, поскольку иных исключений не предусмотрено.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Примечание № 2. Письмо Минфина РФ от 29 мая 2020 г. N 03-03-07/46039
Вопрос: Об определении форекс-дилером налоговой базы по налогу на прибыль
В соответствии со ст. 40 НК РФ доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 «Налог на доходы физических лиц», 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Согласно ст. 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в ст. 251 НК РФ.
Учитывая указанное, полученный налогоплательщиком налога на прибыль доход на рынке форекс подлежит налогообложению налогом на общих основаниях.
В частности, регулирование деятельности форекс-дилера осуществляется Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон N 39-ФЗ).
Согласно ст. 4.1 Закона N 39-ФЗ, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность форекс-дилера, именуется форекс-дилером. Деятельностью форекс-дилера признается деятельность по заключению от своего имени и за свой счет с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах:
- договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, обязанность сторон по которым зависит от изменения курса соответствующей валюты и (или) валютных пар и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения;
- двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара, срок исполнения обязательств по которым совпадает, кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения.
Особенности налогообложения срочных сделок установлены в ст. 301 НК РФ*.
Особенности определения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами устанавливаются с учетом положений ст. 280 и ст. ст. 301 – 305 НК РФ (ст. 274 НК РФ).
Платить ли налог при продаже валюты?
Я слышал, что если купить валюту, а потом продать ее, то надо заплатить НДФЛ, если валюта находилась в собственности менее трех лет. Это правда?
То есть мне надо подавать декларацию и платить налог, если я продаю доллары и получаю рубли, что-то зарабатывая на разнице курсов? А если я так делал и никогда ничего не подавал, что теперь будет?
Валюта — это имущество. Так написано в гражданском кодексе, и так считает Минфин. Если у вас есть Айфон, машина и диван — это имущество. Если у вас есть доллары, то это тоже имущество. Это спорная позиция, потому что валюта — это все-таки средство расчетов. Но у Минфина на этот счет другое мнение, и пока никто не пытался его побороть.
Когда владелец продает имущество, он получает доход. Для государства это экономическая выгода, с которой оно ждет отчислений в виде НДФЛ. Но платить налог нужно не всегда.
Подавать декларацию не нужно, и налога тоже нет. Даже если на разнице курсов удалось заработать миллион, налоговой инспекции и бюджета это не касается.
При продаже валюты в течение трех лет после покупки в любом случае нужно подать декларацию. Даже если валюту продали в убыток и потеряли миллион. Такие правила.
Срок подачи — до 30 апреля следующего года. Если продали валюту в 2018 году, то в 2019 нужно отчитаться. Платить НДФЛ по декларации нужно до 15 июля следующего года.