Минфин: вниманию заказчиков аудиторских услуг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин: вниманию заказчиков аудиторских услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Проверки аудиторских компаний

Аудиторские фирмы также подлежат проверке. Их деятельность контролирует как саморегулируемая организация аудиторов, в которой они состоят, так и Федеральное казначейство.

Так вот теперь результаты проверки, проведенные Федеральным казначейством, могут быть засчитаны как плановые результаты проверки, которую должна осуществить СРО аудиторов.

Установлен четкий регламент взаимодействия между Федеральным казначейством и СРО аудиторов:

  • казначейство и СРО подписывают соглашение о том, чтобы одна из сторон признала результаты полученной проверки и не проводила плановую ревизию;
  • такие алгоритмы взаимозачеты не распространяются на внеплановые проверки, проводимые со стороны СРО;
  • СРО аудиторов может признать только те результаты проверки, которые касаются компанию, проводящих также и обязательный аудит;
  • результаты ревизии могут быть взаимозачтены только в том случае, если проверяют один и тот же отчетный период. Если ревизия со стороны ФК и СРО аудиторов охватывает разные временные периоды, то взаимозачет не возможен.

Интересный момент и по деятельности самой СРО. Те трактовки, которые представлены в Законе, свидетельствуют об одном – останется только одна саморегулирующая организация аудиторов.

И это подтверждается той нормой, что статус СРОК может получить та компания, члены которой в совокупности охватывают более 50% аудиторских услуг. Как минимум, остается 49% охват. Следовательно, создать еще одну организацию подобного рода не получится.

I. Влияние ситуации, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции

Сложившаяся в 2020-2021 гг. ситуация, обусловленная распространением новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений, оказали и продолжают оказывать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, что, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности, в частности, при планировании аудита, рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. рекомендуется применять:

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции, одобренные Советом по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г.;

  • информационное сообщение ИС-аудит-32;

  • письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов Минфина России от 7 апреля 2020 г. № 07-02-09/27403.

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.

Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.

Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.

Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.

Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):

  • как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
  • как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.

Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:

  • ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
  • как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.

Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.

При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:

  • должны иметь новый аттестат;
  • должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.

Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.

Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.

Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.

Выход мог быть иным – фирмы расформируются, но каждый начнет заниматься частной практикой. Но, к сожалению, новый закон очень ограничивает возможности частных аудиторов.

Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.

Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.

Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:

  • индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
  • индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.

Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.

Как изменится аудиторская деятельность в 2021-ом и 2022-ом годах?

34. Подготовка к проведению аудиторского мероприятия является его первоначальным этапом, на котором осуществляются:

1) формирование группы государственного аудита;

2) предварительное изучение объектов государственного аудита;

3) составление плана проведения государственного аудита (далее – План аудита), программы проведения государственного аудита (далее – Программа аудита), поручения на проведение аудиторского мероприятия, совместной и параллельной проверок (далее – Поручение), являющиеся актами о назначении проверки, аудиторского задания на проведение аудиторского мероприятия (далее – Аудиторское задание).

35. Подготовка к проведению отдельного государственного аудита осуществляется в зависимости от типа государственного аудита в соответствии с соответствующим Процедурным стандартом.

36. Непосредственное руководство за проведением аудиторского мероприятия осуществляет член Счетного комитета (Ревизионной комиссии), ответственный за проведение государственного аудита, по закрепленным за ним направлением работы.

37. Группа государственного аудита формируется до начала проведения предварительного изучения объектов государственного аудита с учетом требований по исключению конфликта интересов членов группы с объектами государственного аудита, согласно Законам Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О государственной службе Республики Казахстан», «О государственном аудите и финансовом контроле»

38. Формирование группы государственного аудита, осуществляется руководителем аппарата Счетного комитета (руководителем аппарата и (или) председателем Ревизионной комиссии) на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита.

Ревизионными комиссиями формирование группы может осуществляться в порядке, определенном их регламентами.

39. Состав группы государственного аудита включает в себя руководителя группы государственного аудита, государственных аудиторов и (или) ассистента(-ов) государственного (-ых) аудитора (-ов) (далее — ассистент), а также, в случае привлечения, специалистов государственных органов, экспертов, негосударственные аудиторские организации (далее – эксперт).

40. Органы внешнего государственного аудита в пределах своих полномочий, в целях выполнения возложенных на них задач в соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона, могут привлекать экспертов. Привлечение экспертов осуществляется в порядке, предусмотренном 600. Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647).

41. Руководитель структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение, закрепляет за группой государственного аудита работника, который осуществляет правовое сопровождение на всех этапах аудиторского мероприятия и представляет на письменные (по электронной почте, в ИИС СК) запросы руководителя группы государственного аудита, государственных аудиторов, письменные консультации по применению законодательства при выявлении нарушений и недостатков по вопросам проводимого государственного аудита. Письменные консультации работников структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение, оказываются исключительно в рамках поставленных вопросов и в пределах объемов представленных документов.

42. В случае непосредственного участия работника структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение в аудиторском мероприятии, им осуществляется правовое сопровождение в ходе аудита. Участие (выезд) работников структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение для проведения правового сопровождения осуществляется на основании служебной записки на имя Председателя Счетного комитета (Ревизионной комиссии), за подписью члена Счетного комитета (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие, по предложению руководителя структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение.

Сноска. Пункт 42 — в редакции нормативного постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28.03.2022 № 4-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

43. Государственные аудиторы в процессе проведения аудита информируют руководителя группы государственного аудита о работе, проведенной в рамках аудиторского мероприятия.

Читайте также:  Посмотреть сведения о банкротстве: как?

44. Руководитель группы государственного аудита координирует работу государственных аудиторов, разрешает проблемные вопросы, возникающие в процессе аудиторского мероприятия.

45. Руководитель группы государственного аудита информирует в письменном виде члена Счетного комитета (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие и руководителя подразделения, ответственного за проведение государственного аудита, о случаях невыполнения государственными аудиторами, экспертами, участвовавшими в аудиторском мероприятии, служебных обязанностей и фактах нарушений исполнительской, трудовой дисциплины, несоблюдения служебной этики государственных служащих в ходе проведения государст��енного аудита.

46. Член Счетного комитета (Ревизионной комиссии), ответственный за аудиторское мероприятие и руководитель подразделения, ответственного за проведение государственного аудита сообщают в письменном виде Председателю Счетного комитета (Ревизионной комиссии) об указанных фактах для принятия мер.

В 2001 году вышел ФЗ «Об аудиторской деятельности». Далее в него вносились значимые дополнения и поправки, в конечном итоге появился новый закон, который действует сегодня. Закон содержит:

  1. Определение аудита и сопутствующих понятий.
  2. Органы, регламентирующие деятельность аудиторов.
  3. Понятия «аудитор», «аудиторская организация».
  4. Аттестация аудиторской деятельности, ее цели и задачи.
  5. Критерии для включения в СРО.
  6. Государственный реестр СРО, порядок его ведения.
  7. Обязательный аудит, случаи проведения.
  8. Стандарты аудиторской деятельности, классификация.
  9. Права и обязанности аудитора при осуществлении аудиторской проверки.
  10. Структура аудиторского заключения.
  11. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
Замечание 1

Закон определяет место аудиторской деятельности в системе хозяйствования. Для России это имеет важное значение, так как ранее государственный контроль был единственным видом, необходимо было определить место и роль независимого контроля, коим является аудит.

Среди актов нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности Закон является ведущим НПА, определяющим основополагающие требования к аудиту. Сегодня разработана и принята концепция смешанного регулирования и законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Такая система позволяет регулировать аудиторскую деятельность не только посредством законов и подзаконных актов гос. структур, но и посредством нормативных актов общественных организаций.

Закон регулирует деятельность СОА, где члены организации взаимодействуют на основе профессионального признака. Закон определяет:

  1. Понятие саморегулирования и его субъектов.
  2. Предмет СО, стандарты и правила организаций, общие критерии признания некоммерческой организации СРО.
  3. Структуру руководящих органов, функции, права, обязанности СРО.
  4. Порядок осуществления контроля СРО за деятельностью своих членов.
  5. Имущественная ответственность членов СРО перед потребителями.

Российские стандарты аудита называются Федеральными правилами аудиторской деятельности (ФПСАД). Первые шесть стандартов вышли в 2003 году, с этого времени идет их постоянное обновление и совершенствование. Это объясняется экономической активностью, развитием рынка аудиторских услуг, изменениями в международной практике аудита. В 2010 году действовало 34 стандарта, принятых в соответствии с законом.

ФПСАД включает в себя информацию, которая необходима для осуществления аудиторской деятельности и сопутствующих ей услуг. Здесь подробно прописан порядок оказания услуг, оформление результатов проверки, оценка качества услуг.

Требования ФПСАД помогают разрабатывать и осуществлять грамотную политику в области аудита. Российские стандарты соответствуют международным, это обеспечивает доверительные отношения между аудиторами и пользователями. Безусловно, главную роль в разработке стандартов играет аудиторское сообщество.

Развитие аудита должно опираться на мировые достижения в этой области, а также на практику современных российских предприятий.

Замечание 3

Стандарты СРО определяют требования к процедурам аудита в дополнение к требованиям федеральных стандартов. Они утверждают свои правила, которые обязательны к исполнению для аудиторов, имеющих членство в СРО.

Регулирование аудита осуществляется при участии субъектов аудита:

  • уполномоченного федерального органа (УФО) на государственном уровне;
  • Совета по аудиту при УФО – смешанное регулирование;
  • саморегулируемого объединения аудиторов – саморегулирование;
  • аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов – саморегулирование.

Функции регулирующего федерального органа выполняет Минфин России, в его рамках создан Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Функции федерального органа следующие:

  • определение гос.политики в сфере аудита;
  • нормативно-правовое регулирование, утверждение федеральных стандартов, правил;
  • ведение государственного реестра СРОА и контрольного экземпляра реестра;
  • анализ рынка аудиторских услуг;
  • надзор за деятельностью СРОА;
  • контроль внешнего характера за качеством работы аудиторов, которые осуществляют аудит гос.собственности.

Департамент, созданный в рамках Минфина России разрабатывает меры по государственному регулированию рынка аудита в РФ, осуществляет надзорные действия за этой деятельностью. В обязанности сотрудников департамента входит публикация в СМИ статей рекомендательного характера по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности и применению законодательства.

Рекомендации Минфина освещают наиболее актуальные вопросы, которые требуют изучения, например, по факторам риска право и дееспособности экономического субъекта, риска внутреннего контроля, риска непрерывности деятельности и пр. К разработке проектов нормативных актов по договорам привлекаются члены аудиторского сообщества, специалисты, эксперты.

Замечание 4

Совет по аудиторской деятельности – новое подразделение в системе государственного аудита. Он создан с целью обеспечения общественных интересов в ходе аудиторских проверок.

Состав Совета следующий:

  • 10 представителей пользователей бух. отчетности;
  • 2 представителя УФО;
  • по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, имеющего полномочия принимать НПА, контролировать и осуществлять надзорные действия в сфере финансовых рынков;
  • 2 представителя от СРОА, делегированных всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.

Совет создает рабочий орган, который готовит решения. Состав и численность утверждается УФО. В состав рабочего органа входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители СРОА, а также руководитель аттестационной комиссии, представители научной и педагогической общественности. Число представителей СРО должно составлять 70% от общего числа состава рабочего органа. Положение о Совете и о рабочем органе утверждается УФО, а регламент утверждает сам Совет. Сведения о деятельности Совета должны обладать такими свойствами, как доступность и открытость, в том числе через официальный сайт Минфина России.

Изучение документов заказчика, разработанных для обеспечения ПБ, является обязательным этапом пожаудита по Постановлению № 304. Экспертная организация проверит:

  • приказы, инструкции, планы, регламенты и другие документы, описывающие меры по пож. безопасности, алгоритмы действий на случай задымлений, пожаров;
  • журналы инструктажей, поверки оборудования и средств пожаротушения, индивидуальной защиты;
  • разрешительную документацию на товары, механизмы, приборы, техустройства;
  • правоподтверждающую, эксплуатационную, техническую документацию на строение, конструкции, материалы;
  • ранее разработанные расчеты рисков, декларации ПБ;
  • акты, предписания, протоколы и постановления по итогам проверок МЧС;
  • договоры на монтаж, обслуживание систем;
  • другую документацию, в зависимости от особенностей объектов.

Так как по результатам пожаудита выносится заключение о состоянии пож. безопасности, в нем будут отмечены все выявленные недостатки. Устранив замечания, заказчик сможет избежать проблем при визитах пожарников, устранит или минимизирует последствия от пожароопасных ситуаций.

Выездные процедуры в процессе пожаудита включают обследования и визуальный осмотр. Эксперт выполнит следующие мероприятия:

  • получит данные о состоянии пож. безопасности, о надлежащем соблюдении противопожарного режима;
  • выявит и опишет риски возникновения и распространения огня, воздействия потенциально опасных факторов на граждан, имущественные активы;
  • определит, соответствуют ли разработанные и использованные меры защиты фактической пожароопасности объекта.

Естественно, перечень обследований зависит от особенностей здания, сферы деятельности заказчика, вида производственных процессов и используемых материалов, множества других факторов.

Приведем несколько примеров, описывающих порядок обследований. На всех видах объектов эксперт обследует действующие системы защиты, места установки датчиков и извещателей, их работоспособность при возникновении и распространении огня, порядок передачи сигнала о возгорании или задымлении. Система должна обеспечивать защиту всех помещений и площадей, в том числе в местах планируемой эвакуации граждан, имущества.

Также эксперты проверяют соответствие и достаточность средств индивидуальной защиты и тушения, огнестойкость конструкций, порядок проведения инструктажей и практических занятий с персоналов. Обязательно изучается работоспособность эвакуационных выходов, пожарных лестниц и гидрантов, противопожарные расстояния или достаточность других методов для предотвращения распространения огня.

В ходе процедуры могут проводиться испытания, расчеты, исследования, другие специальные форматы проверок. При необходимости, эксперт делает расчеты пожарных рисков. Например, это обязательно требуется, если на объекте невозможно точно соблюсти все пожарные нормы, либо они вообще отсутствуют. Под выполненные расчеты заказывается проектирование систем защиты, устанавливает дополнительной оборудования для снижения пожарной опасности.

Экспертная организация обязана направить заключение в МЧС не позже 5 дней после его утверждения. Если документ полностью соответствует Закону № 123-ФЗ, а эксперты не выявили нарушений, на основании заключения может приниматься решение о непроведении плановой проверки МЧС, либо о ее проведении только по отдельным направлениям. В обратной ситуации, если заключение содержит выводы о грубых нарушениях, влекущих серьезные угрозы людям и имуществу, пожнадзор может назначить внеочередную инспекцию.

Заказчик может использовать выводы экспертов для устранения нарушений, разработки дополнительных мер по обеспечению пож. безопасности. Если в заключении были отмечены недостатки, по ним можно заказать разработку документов, проектирование и монтаж систем защиты, выполнить иные мероприятия. Заключение пожаудита необходимо хранить и предъявлять при надзорных мероприятиях пожарников.

Как и в других сферах деятельности, сроки и стоимость проведения пожаудита определяются индивидуально в договоре. Эксперт должен знать, какой объем информации и документации ему предстоит изучить, на каком виде объектов нужно провести обследования. Поэтому сроки и стоимость пожаудита даже для объектов со схожими характеристиками могут существенно отличаться. Свяжитесь с нашими консультантами или заполните форму на сайте, чтобы рассчитать предварительную стоимость работ. Точные цены и сроки мы рассчитаем после получения всех необходимых документов и информации.

№ п/п Услуга, документ Стоимость
1 Проведение независимого пожарного аудита от 25 000 руб.
2 Проведение экспертизы в сфере пожарной безопасности от 35 000 руб.
3 Проектирование противопожарных систем от 20 000 руб.
4 Услуги по подготовке к проверке МЧС, устранию предписания от 20 000 руб.
5 Помощь в согласования от 20 000 руб.
6 Разработка плана пожарных мероприятий от 10 000 руб.

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

Порядок составления плана

Для проведения проверки составляется план контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю, индивидуальный для каждого подведомственного учреждения. Для аудиторской проверки необходимо указать:

  • тему;
  • перечень вопросов, которые будут изучаться в ходе проверки;
  • сроки проведения;
  • список ответственных должностных лиц.

Подготавливая карту внутреннего финансового контроля на 2023 год, учитывайте:

  • существенность операций, то есть оказывают ли проверяющиеся операции значительное влияние на показатели отчетности;
  • объем выборки операций, которые будут тестироваться для определения надежности контроля;
  • возможные риски после проведения контроля;
  • сроки проведения проверки;
  • возможность проведения внеплановых аудиторских проверок.

Как подготовиться к сдаче обязательного отчета по выбросах парниковых газов на уровне организации

ШАГ 1. Определение соответствия компании критериям регулируемых организаций.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • проверить перечень применимых производственных процессов и видов деятельности на соответствие критериям Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 355;
  • провести аудит — определить источники выбросов ПГ в атмосферу, находящиеся на предприятии или под контролем компании;
  • рассчитать объем прямых выбросов парниковых газов в CO2-экв, и определить, является ли рассчитанный объем основанием для предоставления отчета

    — с 2023 — 150 тыс. тонн;

    — с 2025 — 50 тыс. тонн.

Как изменится аудиторская деятельность в 2021-ом и 2022-ом годах?

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Первое изменение, предусмотренное статьёй 18 закона об аудиторской деятельности, касается числа сотрудников в компаниях, предоставляющих услуги данной направленности. Для того, чтобы они получили статус аудиторских и имели возможность войти в членство СРО, в их штате по основному месту работы должно числиться не менее трёх аудиторов. Данное изменение начнёт действовать с 01.06.22 года.

Согласно статистическим данным, полученным из базы электронного портала “Audit-It”, примерно треть компаний, работающих в данной сфере, не будут соответствовать данному критерию. Согласно информации, полученной из того же источника, штат аудиторов в примерно 40% организаций состоит из трёх специалистов, в остальных же – из более трёх, но при этом неизвестно, является ли данная компания основным местом их работы.

Изменения ФЗ об аудиторской деятельности также предусматривают введение такого обозначения, как «руководитель аудита». Под ним подразумевают аудитора:

  • Который стоит во главе группы;
  • Ответственен за предоставление соответствующей услуги аудируемому лицу.

Требования к нему прописаны в статье 5.2. Федерального закона и включают в себя определённый опыт ведения аудиторской деятельности, повышение квалификации и чистоту репутации в течение последних 3-ёх ‒ 5-ти лет.

Читайте также:  Что делать, если не выплатили зарплату при увольнении и куда обращаться

Аудиторское заключение о бухотчетности: сроки представления изменятся

  • Если ваша организация обязана проводить аудит, вы должны выбрать аудиторскую фирму и заключить с ней договор на проведение обязательной проверки.
  • С января 2021 года пороги доходов и величины активов в целях проведения обязательного аудита сильно увеличили, поэтому многие представители малого и среднего бизнеса автоматически от него освободились.

Написать комментарий

      Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

      Общие правила проведения аудитов в России:

      • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
      • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
      • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
      • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

      Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

      Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

      • акционерные общества любой формы;
      • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
      • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
      • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
      • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
      • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
      • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

      Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

      Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

      Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

      Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

      • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
      • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
      • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
      • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

      Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

      Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

      Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

      1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
      2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
      3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
      4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

      Для кажд��го юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

      Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

      За нарушение этого требования наступает ответственность:

      • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
      • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
      • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

      Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.

      Перечень общественно-значимых организаций

      Статья 5.1 Федерального закона определяет так называемые ОЗО (или «общественно-значимые организации»), которые обязаны выбирать компанию-исполнителя для проведения обязательного аудита каждые пять лет. К ним относят:

      • Публичные акционерные общества;
      • Страховые и банковские группы;
      • Организации, профессионально торгующие ценными бумагами;
      • Корпорации и компании, доля государства в которых составляет более 25%;
      • Клиринговые учреждения, негосударственные пенсионные фонды;
      • Управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
      • Управляющие компании паевого инвестиционного фонда;
      • Прочие, которые предоставляют и/или раскрывают годовую отчётность.

      Критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций

      Для проведения проверки аудиторских и профессиональных организаций, учитывается наличие одного из следующих критериев:

      1) результаты предыдущих проверок внешнего контроля качества;

      2) результаты проверок уполномоченного органа и (или) профессионального совета;

      3) несоблюдение Кодекса этики;

      4) наличие обращений (жалоб);

      5) имеется информация, полученная из государственных органов и (или) других источников, о нарушениях требований Международных стандартов аудита, Кодекса этики и законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности.

      п/п

      Формулировка оценки

      Оценка

      1.

      Деятельность аудиторской организации достаточна для обеспечения качества аудита на должном уровне и направлена на соблюдение требований Международных стандартов аудита и Кодекса этики

      5

      2.

      Аудиторская организация во всех существенных аспектах соблюдает требования Международных стандартов аудита и Кодекса этики

      4

      3.

      Аудиторской организации, в связи с наличием выявленных недостатков, необходимо провести серьезные организационные реформы для обеспечения качества аудиторских услуг. Выявленные недостатки позволяют говорить о неполном соблюдении требований Международных стандартов аудита и Кодекса этики

      3

      4.

      Аудиторская организация нарушила требования Международных стандартов аудита и Кодекса этики

      2

      Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

      В 2001 году вышел ФЗ «Об аудиторской деятельности». Далее в него вносились значимые дополнения и поправки, в конечном итоге появился новый закон, который действует сегодня. Закон содержит:

      1. Определение аудита и сопутствующих понятий.
      2. Органы, регламентирующие деятельность аудиторов.
      3. Понятия «аудитор», «аудиторская организация».
      4. Аттестация аудиторской деятельности, ее цели и задачи.
      5. Критерии для включения в СРО.
      6. Государственный реестр СРО, порядок его ведения.
      7. Обязательный аудит, случаи проведения.
      8. Стандарты аудиторской деятельности, классификация.
      9. Права и обязанности аудитора при осуществлении аудиторской проверки.
      10. Структура аудиторского заключения.
      11. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

      Документация для планирования аудита

      Типовые документы для аудиторской проверки, которые рекомендуют унифицировать аудиторским компаниям, представляют собой общий план аудита и его программу. Необходимо привести их форму и в каждом разделе, который относится к практическому аудиту, требуется исходить из предположения о их заполнении в соответствии с перечнем вопросов, которые подлежат проверке (табл. 2).

      В соответствии с требованием ФСАД № 2 «Планирование аудита» до момента подписания договора аудиторской проверки должен быть оформлен общий план аудита, описывающий в разделе «Наименование работ» укрупненные направления.

      Таблица 2. Общий план аудита

      Аудиторская компания

      Проверяемый субъект

      Лицензия №…, со сроком действия до …..

      Вид деятельности

      Реквизиты

      Реквизиты

      п/п

      Наименование работ

      Объем проверки (документы)

      Примечание

      1. Общие процедуры проверки

      1.1

      Знакомство с системой бухучета

      1.2

      Тест систем внутреннего контроля (СВК)

      1.3

      Аудиторский риск и его существенность с расчетами

      2. Практические разделы бухгалтерского и налогового учета, которые подлежат проверке

      2.1

      Аудит учредительных документов

      2.2

      Аудит учетных политик для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения

      2.3

      Аудит внеоборотных активов

      2.4

      Аудит запасов производства (сч. 10, 11, 14, 15, 16 и др.)

      2.5

      Аудит производственных затрат (сч. 20, 21, 23, 25, 26,28, 29 и др.)

      2.6

      Аудит готовых изделий (сч. 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 и др.)

      2.7

      Аудит денежных средств (сч. 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59 и др.)

      2.8

      Аудит расчетов

      2.9

      Аудит капитала

      2.10

      Формирование финансовых результатов и распределение прибыли (счета 90, 91, 96, 97, 98, 99 и др.)

      2.11

      Порядок ведения раздельного учета по типам деятельности

      2.12

      Аудит забалансовых счетов

      2.13

      Соответствие бухгалтерской отчетности требованиям действующих Законов

      2.14

      Анализ финансовой устойчивости с вычислением базовых показателей

      2.15

      Прочие вопросы на усмотрение аудитора, которые требуются для подтверждения достоверности отчетности:

      – мероприятия, минимизирующие финансовые риски;

      – оценка качественной стороны учета;

      – анализ исковых требований, предъявленных предприятию

      3. Завершающий этап и его процедуры

      3.1

      Формирование письменной информации по итогам аудита

      3.2

      Формирование письменной информации по результатам аудита руководителю проверяемого субъекта с согласованием спорных вопросов

      3.3

      Написание и представление аудиторского заключения

      3.4

      Подпись акта приема-сдачи выполненных работ

      Подписи аудиторской компании с печатью, дата

      Подписи проверяемого субъекта, печать, дата

      Характеристика программы

      Программа позволяет выполнить полный гидравлический расчет системы, в рамках которого:

      • Подбирает диаметры трубопроводов.
      • Определяет гидравлические сопротивления отдельных участков с учетом гравитационного давления, являющегося следствием остывания теплоносителя в трубопроводах и потребителях тепла.
      • Определяет общие потери давления в системе.
      • Уменьшает избыток давления в участках посредством подбора предварительных настроек клапанов или подбора диаметра отверстия дроссельной шайбы. Учитывает необходимость обеспечения надлежащего гидравлического сопротивления участка.
      • Подбирает настройки регуляторов перепада давления, установленных проектировщиком в выбранных им местах (основание стояка, ветвь системы, т.д.).
      • Автоматически учитывает требования относительно авторитетов термостатических клапанов (соответствующий перепад давления на клапанах).
      • Подбирает квартирные станции с теплообменниками
      • Подбирает буферные накопители тепла, работающие с квартирными станцями
      • Подбирает насосные группы.
      • Подбирает насосы.
      • Позволяет применять гидравлические стрелки.
      • Позволяет применять спаренные коллекторы.

      Программа позволяет выполнять тепловой расчет, в рамках которого:

      • Определяет теплопоступления от трубопроводов, находящихся в помещениях.
      • Определяет остывание теплоносителя в трубопроводах.
      • Для указанной потребности в тепловой мощности определяет требуемые размеры отопительных приборов.
      • Подбирает нужный расход теплоносителя, поступающего в существующие потребители тепла с учетом его остывания в трубопроводах, а также теплопоступления от трубопроводов (вариант регулирования существующей системы, напр., в утепленных зданиях).
      • Учитывает воздействие остывания теплоносителя в трубопроводах на значение гравитационного давления в отдельных участках, а также на тепловоую мощность потребителей тепла.
      • Определяет параметры проектируемых напольных отопительных приборов.

      В программе возможно спроектировать следующие системы:

      • Насосная система.
      • Система трубопроводов: однотрубная, двухтрубная, смешанная.
      • Тепло- или хладоноситель: вода, этиленгликоль, пропиленгликоль.
      • Нижняя и верхняя разводка, системы с горизонтальной разводкой, коллекторные системы.
      • Конвекционные, напольные или стеновые отопительные приборы.
      • Автоматические воздухоотводчики (не должно быть воздуховыпускной системы).
      • Обычные или термостатические радиаторные клапаны.
      • Предварительная регулировка посредством использования клапанов с преднастройкой или дроссельных шайб.
      • Стабилизация перепада давления путем использования дроссельных стабилизаторов.
      • Возможность использования регуляторов расхода.
      • База программы включает в себя данные по трубопроводам, арматуре и отопительным приборам.

      В одном проекте можно одновременно использовать арматуру, трубопроводы и отопительные приборы различных производителей.

      Программа С.О. дает возможность проектировать большие системы (даже 140 стояков и 12000 отопительных приборов). Поставляемая вместе с программой библиотека типовых фрагметов рисунков (блоков) таких как этажестояки, элементы поквартирных и распределительных систем позволяет быстро создавать развернутую плоскую схему. Кроме того пользователь сможет создавать почти неограниченное количество собственных блоков, состоящих из любых фрагментов рисунка. Данные блоки могут быть затем использованы
      в других проектах. Благодаря функции размножения элементов рисунка можно, напр., ввести фрагмент развернутой плоской схемы системы для всего этажа (очередные стояки или поквартирные системы) и затем автоматически создать схему и данные для следующих этажей.

      Данные для программы могут задаваться в графической форме на планах и на плоских развернутых схемах. Необходимая информация о рисованных элементах вводится в таблицы, связанные с планом или плоской схемой. Благодаря этому решению можно быстро редактировать как отдельные трубопроводы, отопительные приборы, арамтуры, так и выделенные группы оборудования данного типа. С каждым введенным элементом связана система проверки правильности задаваемых данных, а также справочная система, позволяющая получить информацию о задаваемой величине или вызвать нужные данные из базы программы.

      Для облегчения процесса ввода даннных программа снабжена:

      • Возможностью одновременного редактирования многих элементов системы.
      • Возможностью использования готовых блоков.
      • Умными функциями размножения любых фрагментов рисунка по горизонтали (поквартирные системы) и по вертикали (традиционные вертикальные системы) вместе с соответствующей нумерацией помещений и участков.
      • Возможностью определения неограниченного количества собственнх блоков, состоящих из любых фрагментов рисунка.
      • Быстрым доступом к справочной информации по вводимым параметрам.
      • Системой раскрывающихся кнопок, облегчающей доступ к наиболее используемым элементам системы.
      • Функцией динамического связывания данных из рисунка с данными из таблицы.
      • Системой, помогающией в соединении арматуры, отопительных приборов
        и других элементов системы с помощью трубопроводов.
      • Функцией автоматического создания системы стояков на основании плана.
      • Функцией редактирования данных в таблицах, позволяющей индивидуально определять параметры многих одновременно выделенных элементов рисунка. Благодаря динамической связи рисунка с таблицей с данными, актуально редактируемый в таблице элемент выделяется на плоской схеме.

      Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

      Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.

      В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.

      Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.

      При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

      Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.

      Новые правила работы аудиторов с 1 января 2022 года

      Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

      Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.

      Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

      «Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

      • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
      • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
      • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
      • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

      Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

      • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
      • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

      ­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

      • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
      • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

      Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

      • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
      • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
      • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

      Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

      Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

      Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

      Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

      Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

      • условия внесения сведений в этот реестр;
      • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
      • порядок внесения сведений в реестр;
      • публичный характер реестра;
      • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
      • основания для исключения сведений из реестра;
      • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

      Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

      • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
      • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

      Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

      • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
      • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
      • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

      Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

      Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

      • при назначении;
      • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

      Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) о��четности за 2023 год.

      Формы взаимодействия:

      • запрос информации;
      • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

      Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

      • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
      • оказания иной аудиторской услуги;
      • банковского надзора;
      • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

      Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

      Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

      Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

      Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

      Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

      Руководитель компании несет следующие виды ответственности:

      • субсидиарную — перед кредиторами;
      • административную — за нарушения, которые связаны с ведением бизнеса;
      • уголовную — за нарушения, которые подпали под нормы УК РФ.

      Например, уклонение от уплаты налогов путем отражения в декларации заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, грозит ответственностью в виде одной из нижеприведенных мер:

      • штраф — от 100 000 до 300 000 руб.;
      • взыскание заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-ух лет;
      • принудительные работы до 2-ух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового;
      • арест на срок до 6 месяцев;
      • лишение свободы на срок до 2-ух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового.

      За то же деяние, но совершенное группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере, установлена повышенная ответственность в виде одной из нижеприведенных мер:

      • штраф — от 200 000 до 500 000 руб.;
      • взыскание заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-ех лет;
      • принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового;
      • лишение свободы на срок до 6-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового.

      Такой порядок установлен пунктами 1 и 2 статьи 199 Уголовного кодекса РФ. При этом следует учитывать, что с 12 апреля 2020 года уклонение от уплаты налогов в крупном размере означает, что бюджет недополучил более 15 млн рублей за три финансовых года подряд. В особо крупном — более 45 млн руб. за три финансовых года подряд (Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ). Однако уголовной ответственности можно избежать, если нарушитель (лицо или компания) уплатят в бюджет возникшую недоимку, пени и штраф.

      Таким образом, чтобы снизить риски, руководитель должен быть заинтересован в проведении аудита. Так он сможет понять, где была совершена ошибка и как ее можно исправить с минимальными негативными последствиями.

      В проверке, которая проводится независимыми экспертами, заинтересованы также:

      • все работники компании (особенно отдел бухгалтерии);
      • собственники бизнеса.

      С учетом изложенного, для собственников предприятия аудит — это гарантия прозрачности деятельности компании и работы ее должностных лиц. Если в документах обнаружены недостатки, то аудиторы обязательно предупредят в аудиторском заключении о наличии рисков.

      Часто компании сталкиваются с ситуацией, когда по документам бизнес прибыльный, а по факту — есть финансовые трудности. Это действительно возможно. Но для того, чтобы понять истинные причины возникшей ситуации необходимо провести контрольные меры. Компания может поручить такое задание своим работникам, но практика показывает, что аудиторская проверка эффективнее, ведь аудиторы — независимые лица.

      Это лучше разобрать на примере.

      Компания работала с прибылью. Но свободных денежных средств было мало. Руководство поручило аудиторам выяснить причины.

      Анализ бухгалтерской отчетности, расчет финансовых показателей, которые характеризуют эффективность бизнес-процессов, а также проверка документов позволили аудиторам установить главные источники проблемы. Это:

      • несоблюдение сроков погашения дебиторской задолженности;
      • закупка сырья «про запас» (несоответствие потребностям производственного процесса);
      • невыгодные условия работы с покупателями (соглашения предусматривали отсрочку оплаты).

      После аудиторской проверки руководство компании приняло важные меры. В частности:

      • наняли на работу юриста, который стал работать с должниками (контролировать оплату, составлять претензии, обговаривать сроки оплаты и др.);
      • стали закупать сырье по производственной необходимости;
      • поменяли условия работы с покупателями на более выгодные.

      Результат: разница от поступления и оттока денежных средств составила более 100 млн руб.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *