Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный Суд об ОСАГО: новые позиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что касается смотра поврежденного имущества, суд указал на обязанность страховой компании провести осмотр поврежденного имущества, а также отметил, какие действия страховой можно считать надлежащей организацией независимой экспертизы – это своевременное направление уведомления с датой, временем и местом проведения экспертизы. Независимая экспертиза (оценка) проводится, если потерпевший и страховщик не сходятся в оценке повреждений, причиненных транспортному средству (обстоятельствах их получения).
Страховое возмещение можно получить в кассе страховщика или на банковский счёт, либо в виде оплаты ремонта в согласованном со страховщиком автосервисе. Способ возмещения выбирает потерпевший. Исключение составляют личные авто граждан РФ, зарегистрированные в России – в этом случае возможен только ремонт и его последующая оплата, если только потерпевший не погиб (погибло авто, потерпевший является инвалидом или получил тяжкий или средний вред здоровью, а также ряд иных обстоятельств, указанных в ст. 61.1 закона об ОСАГО).
Когда страхового возмещения не достаточно, виновник – причинитель вреда оплачивает разницу. Доплата может быть осуществлена страховщиком и в том случае, если возмещения не хватило на восстановление здоровья или утраченного заработка.
Суд в очередной раз отметил, что если страховщик и потерпевший согласны с размером страховой выплаты, то независимую экспертизу можно не проводить, о чем страховщик и потерпевший заключают соответствующее соглашение. Заключив такое соглашение, потерпевший не вправе потом что-либо довзыскивать, но может оспорить в суде само соглашение.
В обновленном Постановлении появился пункт о том, что, если причинителей вреда несколько и их ответственность застрахована разными страховщиками, то последние возмещают вред солидарно.
Шаг №4: Суд со страховщиком
При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.
Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.
Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:
- неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
- финансовую санкцию.
А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.
Получаем отказ и оцениваем перспективы
Итак, если Вас постигла неудача, и Вы столкнулись с одним из 2 последних пунктов в списке выше, то отчаиваться не стоит. Отказ страховой может оказаться вовсе не неудачей, а дополнительными «бонусами» при выигрыше дела, которые могут вылиться в суммы, превышающие саму стоимость возмещения ущерба от ДТП.
Что это за «бонусы»? Их мы подробно рассмотрим ниже, а здесь приведём кратко список:
- реальная сумма ущерба будет оцениваться независимой организацией, это значит, что она не будет занижена или менее занижена (из-за методики расчёта с учётом износа),
- по истечении 20 дней срока на возмещение страховая платит 1% за каждый день просрочки от суммы ущерба,
- в случае отказа досудебного урегулирования спора страховщику полагается штраф 50% от суммы выплаты в пользу истца,
- часто можно возместить небольшую сумму морального вреда.
И всё это без учёта того, что в случае выигрыша по отказу страховая компания возмещает Вам все текущие расходы, в том числе автоюриста, экспертизы, пересылки почты, телеграм и прочих, если они были.
Возмещение ущерба при ДТП с виновника через суд
С причинившего вред требовать выплату можно, если:
- нет законных оснований взыскать ее со страховой, например, ТС, на котором совершено ДТП не застраховано;
- сумма ущерба больше максимума по «автогражданке»
- из-за вычета износа или расчета по Единой методике СК не покрыла ущерб полностью.
У виновника, который становится ответчиком есть три пути, чтобы минимизировать свои расходы:
- доказать, что он невиновен в данном ДТП;
- доказать, что требования, предъявленные к нему – незаконны;
- снизить взыскиваемую сумму.
Если ничего из вышеуказанного ему сделать не удалось, ему потребуется уплатить все расходы.
Финансовые санкции за отказ в выплатах по «автогражданке»
Финансовая санкция, в отличие от неустойки положена, за просрочку отказа в урегулировании убытков. В целом практика по ней сходна с таковой по неустойке и закреплена в тех же документах Верховного Суда.
Финансовая санкция:
- применяется только по закону об «автогражданке»
- не выплачивается если, нет основания, подтвержденного документами, обязательными для страховой выплаты, а также при злоупотреблении подателем иска своими правами;
- упоминание о ней необязательно в досудебной претензии, в которой указано требование о возмещении;
- рассчитывается как 0,05% от максимальной суммы по ОСАГО, за каждый день, срок считается после двадцати дней с подачи документов до дня выдачи отказа в выплате (при его наличии), или до решения суда;
- взыскана может быть одновременно с неустойкой;
- уменьшается по решению суда;
- применяется к РСА.
Отказ в выплате или ее занижение
Причинами обращения страхователей в суд часто являются финансовые конфликты со страховой компанией: либо последние отказываются выплачивать компенсации вообще, либо занижают сумму. Стоит разделять законные и незаконные причины отказа. Если был пропущен 5-дневный срок обращения в страховую компанию с извещением о дорожно-транспортном происшествии, то виноват в отказе только водитель.
Вне положенного и установленного законом срока никто принимать заявление на возмещение расходов не будет. Другой момент – это причины неправомерные. Страховые компании могут воспользоваться незнанием своего страхователя законодательных положений и порядков назначения выплат. В большинстве случаев конфликт можно решить в досудебном порядке, направив руководителю претензию с предъявленными требованиями.
Если сумма была занижена, то автолюбителю придется постараться, чтобы доказать обоснованность своего требования к повышению суммы выплаты. Просто написать большую сумму или попросить знакомых авторемонтников завысить ее не стоит даже пытаться. Необходимо провести независимую экспертную оценку полученных повреждений, а также стоимости восстановления транспортного средства на станции технического обслуживания. Исходя из результатов экспертизы, будет установлена сумма искового заявления.
Помните, что в судебной практике есть случаи, когда водитель не просто проиграл судебное разбирательство, но суд его еще и обязал выплатить страховой компании расходы на данное дело.
Судья должен видеть, что истец защищает свои законные права, а не пытается обогатиться на создавшейся ситуации, в то время как страховая компания выполнила все свои обязательства. Доказательная база, предоставляемая для рассмотрения судом, должна содержать как можно больше подтверждающих документов. Это значительно увеличивает шансы на вынесение решения судом в пользу водителя.
Помимо затрат на ремонт транспортного средства истец вправе потребовать возмещение трат в виде: неустойки за каждый день просрочки выплаты, расходов на консультации юриста, государственной пошлины, неустойки в случае отсутствие ответа на досудебную претензию, расходов на проведение экспертизы, транспортировки автомобиля на эвакуаторе, заверения документов нотариально, а также иных трат, прямым образом связанных с дорожно-транспортным происшествием.
Как правило, на рассмотрение в суд принимают заявления при занижении компенсации на 10% и более. С меньшим процентом занижения исковые заявления просто отклоняются. Да и для самого собственника невыгодно участвовать в судебных разбирательствах за пару тысяч, так как расходы на дело будут гораздо больше.
Цессия или переуступка прав существует в сфере автострахования. Это возможно в нескольких случаях:
1. Сторонняя фирма навязывает свои услуги при востребовании возмещения. Судебной практики в этой сфере крайне мало, но и договоров подобных тоже почти не встречается. В практике есть одно решение в положительном для истца ключе – цессия была расторгнута, а страховая компания была обязана выплатить всю сумму.
2. Страхователь передал права требования со страховой компании третьим лицам. В большинстве случаев права передаются организации, которая специализируется в страховых делах и вопросах возмещения. На практике решения встречаются как в пользу истца, так и в пользу ответчика. Но в 2017 году появился запрет на переуступку прав третьим лицам.
Причины споров со страховыми компаниями
Так уж случилось, что страховые споры в суде занимают значительную нишу всех процессов. Зачастую подобные конфликты возникают из-за нежелания страховых компаний в полном объеме нести ответственность перед своими клиентами. Среди основных причин возникновения спорных ситуаций можно выделить самые распространенные.
-
Страховая компания отказывает в осуществлении выплат, мотивируя свое решение тем, что повреждения машине были доставлены не в конкретном ДТП, а ранее.
Зачастую на этом этапе страховая компания предъявляет ложные документы о ТО автомобиля. В соответствии с данным документом, никто никому ничего не должен, а полученные повреждения взялись из-за невнятного происшествия, не зарегистрированного ГИБДД. Многие пользователи впадают в панику, когда им предъявляют подобный результат. Однако не стоит спешить впадать в уныние, и готовится к лишних финансовым тратам. Стоит обратиться к нашему квалифицированному адвокату, и ваши споры по страховым выплатам ОСАГО останутся в прошлом. - Страховая компания намеренно занижает сумму выплат, используя для этого разнообразные механизмы, включающие подделку результатов независимо экспертизы, оформление некачественных актов осмотра и т.д.
Если вы столкнулись с ситуацией, когда страховое возмещение, которое компания готова вам выплатить, не покрывает истинных расходов на ремонт, необходимо сразу же обратится к юристу и начать процесс взыскания недостающих средств. Если страховщики оперируют заведомо ложными документами, в частности сфабрикованным отчетом независимого эксперта, необходимо организовать собственную проверку состояния ТС. Конечно же, это дополнительный расход, который ложится на плечи автовладельца, но в случае успеха страховая компания будет вынуждена погасить все его затраты, которые имели отношение к судебному разбирательству. - Намеренное затягивание сроков выплат компенсации.
В соответствии с действующим законодательством, страховая компания обязана совершить все расчетные операции в течении 30 дней с момента подачи документов и заявления клиентом. Если этого не произошло, то на страховщиков накладываются штрафные санкции за каждый день просрочки. Они составляют 0,75 ставки рефинансирования ЦБ. И в случае подачи иска по подобной проблеме, суд примет сторону автовладельца. Законом не прописан точный срок. Это может быть, как 30 календарных дней, так и 30 рабочих суток (за исключением праздников и выходных дней). Тем не менее, исходя из текущей судебной практики, суд всегда округляет дату в пользу автолюбителя. - Отказ в страховом возмещении, основанный на утверждении того, что попавший в ДТП водитель не вписан в страховой полис ОСАГО, или же пребывал за рулем под действием наркотиков или алкоголя.
Наверное, это одна из немногих причин отказа в выплатах, которая является правомерной. Однако и тут не все так просто. При поддержке квалифицированного юриста, даже в подобной ситуации можно получить компенсацию. Если вам интересно узнать, как именно, можно позвонить нашим консультантам. - Занижение суммы страховой компенсации с вычетом так называемых «годных остатков», что является противоправным действием.
Эта проблема является весьма актуальной для взаимоотношения между страхователем и страховщиком. Зачастую страховые компании вычитают из суммы возмещения стоимость «годных остатков», тем самым идя на прямое нарушение законодательства. Обратившись за помощью к нашему юристу, вы не только получите причитающиеся вам деньги, а и заставите страховщиков оплатить все ваши расходы и получите возможность потребовать от недобросовестной страховой компании компенсировать ваш моральный ущерб.
Обратившись в нашу юридическую компанию, вы сможете разрешить все перечисленные проблемы с максимальной для себя выгодой. Наши специалисты имеют большой опыт в разрешении споров со страховыми компаниями, и потому детально знают, на какие именно ухищрения идут страховщики, чтобы уклониться от выплат и обмануть своих клиентов. Это знание дает нам невероятно много инструментов для построения грамотной и взвешенной стратегии защиты интересов клиента от посягательств со стороны страховых компаний.
Когда нужно обращаться к юристу по страховым вопросам
Наши квалифицированные адвокаты готовы оказать вам поддержку следующего характера:
- правовые консультации по любым вопросам, тем или иным образом касающиеся области страхования;
- организация проведения независимых экспертиз, проводимых беспристрастными специалистами;
- подготовка документов по страховым конфликтам;
- юридическая оценка действия страховой компании в отношении клиента;
- анализ документации, касающейся страховых конфликтов;
- организация и участие в переговорных процессах на стадии досудебного урегулирования конфликта;
- представление интересов клиента в суде;
- контроль за осуществлением исполнительного производства;
- обжалование судебных решений в судах различной инстанции.
Исходя из нашей обширной практики разрешения страховых споров, можно рекомендовать потенциальным клиентам обращаться к нам в следующих случаях:
- если страховая компания отказывает в выплатах в соответствии с заключенным страховым соглашением. В подобной ситуации обращаться к юристу необходимо незамедлительно. Специалист поможет начать процесс составления досудебной претензии, и попробует доказать тщетность попыток страховщиков обмануть вас;
- если страховая компания нарушает допустимые сроки для рассмотрения обращений клиентов, то ей обязуется уплачивать неустойку. Тем не менее, платить по счетам страховщики не желают, и потому на данном этапе необходимо воспользоваться профессиональной юридической помощью. Адвокат найдет быстрое и эффективное решение проблемы, а при необходимости привлечет страховую компанию к ответственности, возложив на нее еще большие штрафные санкции;
- наш специалист внимательно и обстоятельно изучит все нюансы вашей конфликтной ситуации, и подготовит пакет документов, который потребуется для дальнейшего разрешения спора в судебном порядке;
- адвокат поможет подготовить грамотное исковое заявление и претензию. Кроме того, будет осуществлена помощь в переговорном процессе, и созданы такие условия, при которых клиент получит максимальную выгоду.
Что входит в услуги юриста по ОСАГО?
Нашим клиентам мы предлагаем комплексное ведение спора со страховой по ОСАГО или разовые услуги на выбор. Готовы включиться в проблему на любом этапе: от анализа материалов ДТП до взыскания денег с банковского счета страховой. Возьмем в работу уже начатый суд со страховой по ОСАГО.
В услуги входит:
- консультация, включающая анализ материалов ДТП, экспертиз, отказов страховщика и выбор стратегии;
- медиация – мирные переговоры третьей стороны со страховой компанией как с участием клиента, так и от его имени;
- претензия в страховую по выплате ОСАГО;
- подготовка искового заявления и подача его суд;
- написание апелляционной и кассационной жалоб;
- представительство от имени доверителя судебных заседаний во всех инстанциях вне зависимости от их количества;
- содействие в исполнении судебного решения.
Бегом за законодателем
Споры, вытекающие из договоров ОСАГО, — одна из самых распространенных категорий гражданских дел в судах общей юрисдикции, свидетельствуют данные Судебного департамента при ВС РФ. В первом полугодии 2020 года в суды поступило 210 тыс.
391 подобное исковое заявление — более 3% от их общего количества. Число таких дел сопоставимо по спорами о взыскании невыплаченной заработной платы (их 252 тыс. 732) и уступает только делам из-за долгов по коммунальным платежам (их существенно больше — 2,37 млн — ИФ).
При этом законодательство об ОСАГО меняется весьма часто, и ВС РФ, в свою очередь, встает перед необходимостью модифицировать правила для судов, чтобы судебная система работала ритмично. Поэтому документы Верховного суда по ОСАГО выходят часто — предыдущий был утвержден в 2020 году, и многие его положения перекочевали в новый документ.
Одна из законодательных новелл, которые учтены в новом постановлении, — это электронные полисы ОСАГО, покупать которые через интернет россияне могут с 1 июля 2020 года. У страхователя есть техническая возможность внести в систему недостоверные данные о своей машине и снизить сумму страховой премии, которую он должен уплатить. Иногда это делается злонамеренно, ради экономии, иногда — по ошибке.
В вопросе, как относиться к таким ситуациям, суды демонстрировали крайне противоречивые подходы, говорит Михальчик. По его словам, в ряде случаев они признавали такие договоры незаключенными, и потерпевшие оставались без возмещения.
ВС РФ счел, что это неправильно. В постановлении говорится, что такие действия страхователя не влекут признание договора страхования незаключенным и не освобождают страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая.
Но при этом постановление защищает и страховые компании. Если обман или ошибка со стороны автовладельца вскроются, то страховщик может предъявить к страхователю регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, а также на сумму недоплаты премии.
А вот если до наступления страхового события со страхователя все-таки взыскана сэкономленная необоснованно сумма премии, у страховщика при наступлении страхового события не возникает права на регресс.
ПОДРОБНОСТИ: Повышение тарифов ОСАГО в 2020 году: таблица новых цен
Споры, вытекающие из договоров ОСАГО, — одна из самых распространенных категорий гражданских дел в судах общей юрисдикции, свидетельствуют данные Судебного департамента при ВС РФ. В первом полугодии 2020 года в суды поступило 210 тыс.
391 подобное исковое заявление — более 3% от их общего количества. Число таких дел сопоставимо по спорами о взыскании невыплаченной заработной платы (их 252 тыс. 732) и уступает только делам из-за долгов по коммунальным платежам (их существенно больше — 2,37 млн — ИФ).
При этом законодательство об ОСАГО меняется весьма часто, и ВС РФ, в свою очередь, встает перед необходимостью модифицировать правила для судов, чтобы судебная система работала ритмично. Поэтому документы Верховного суда по ОСАГО выходят часто — предыдущий был утвержден в 2020 году, и многие его положения перекочевали в новый документ.
Одна из законодательных новелл, которые учтены в новом постановлении, — это электронные полисы ОСАГО, покупать которые через интернет россияне могут с 1 июля 2020 года. У страхователя есть техническая возможность внести в систему недостоверные данные о своей машине и снизить сумму страховой премии, которую он должен уплатить. Иногда это делается злонамеренно, ради экономии, иногда — по ошибке.
В вопросе, как относиться к таким ситуациям, суды демонстрировали крайне противоречивые подходы, говорит Михальчик. По его словам, в ряде случаев они признавали такие договоры незаключенными, и потерпевшие оставались без возмещения.
ВС РФ счел, что это неправильно. В постановлении говорится, что такие действия страхователя не влекут признание договора страхования незаключенным и не освобождают страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая.
Но при этом постановление защищает и страховые компании. Если обман или ошибка со стороны автовладельца вскроются, то страховщик может предъявить к страхователю регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, а также на сумму недоплаты премии.
А вот если до наступления страхового события со страхователя все-таки взыскана сэкономленная необоснованно сумма премии, у страховщика при наступлении страхового события не возникает права на регресс.
Практика Московского городского суда
Проведение истцом экспертизы по собственной инициативе до обращения в страховую компанию не противоречит требованиям Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Если страховой компании было сообщено о дате проведения осмотра транспортного средства, то предусмотренная ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязанность по представлению поврежденного транспортного средства на осмотр страховщику со стороны истца считается выполненной.
(Постановление Президиума Московского городского суда от 06.04.2012 по делу N 44г-28/12.)
Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца), как следует из положений п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.
При разрешении требования по взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение страховщиком обязанности по выплате страхового возмещения следует учитывать позицию п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17, согласно которой применению подлежит не положение п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», а специальная норма, регулирующая спорные правоотношения, в частности п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств».
Возмещение судебных расходов регулируется нормами ГПК РФ (ст. ст. 88, 94, 98, 100), а не Закона РФ «О защите прав потребителей». Данные расходы, включая издержки, связанные с рассмотрением дела, не могут быть включены в сумму, из которой на основании указанного Закона производится исчисление штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2013 по делу N 11-42708.)
Во взыскании понесенных истцом расходов на проведение оценки причиненного ущерба не может быть отказано на том основании, что проведение оценки автомобиля не являлось необходимым.
Расходы на проведение независимой оценки являются объективно необходимыми для истца, отчет об оценке стоимости восстановительного ремонта служит основанием для формулировки исковых требований, определения цены иска, в связи с чем понесенные на его составление расходы в силу ст. 94 ГПК РФ признаются издержками, связанными с рассмотрением дела, которые подлежат взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 20.12.2013 по делу N 11-42459.)
Для возложения имущественной ответственности за причиненный вред на страховщика необходимо наличие таких обстоятельств, как причинение вреда имуществу потерпевшего, вина причинителя вреда, а также причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, при этом вина причинителя вреда презюмируется. Наличие административного материала также не является подтверждением страхового случая.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 16.12.2013 по делу N 11-31444.)
Примеры из судебной практики
Согласно действующему законодательству, страхователь должен предпринять попытку урегулировать спор в досудебном порядке, написав претензию страховщику. Если вопрос остается открытым, то оформляется исковое заявление.
Наиболее часто в суд обращаются с претензиями:
- задержка сроков выплаты без уважительных на это причин (например, компания может дожидаться окончания расследования для установления виновника ДТП);
- страховая сумма назначена в меньшем размере, чем требуется для компенсации понесенных убытков;
- отказ от страхового возмещения;
- отказ от принятия документации после независимой экспертизы;
- проведен некачественный ремонт автомобиля дилерами страховщиками;
- отказ от компенсации убытков, понесенных в результате погребения погибшего в ДТП человека;
- необоснованные вычеты из страховой суммы.
Кто в случае вины должен платить страховой компании? Сотрудник, управлявший служебным автомобилем или непосредственно сама организация, являющаяся собственником машины?
Ответ на этот вопрос дал Верховный Суд РФ еще в 2010 году. Основываясь на нормах Гражданского Кодекса РФ, он указал, что юридическое лицо может быть собственником автомобиля. Работник, состоящий в трудовых отношениях с собственником автомобиля, не признается его владельцем в данном случае, несмотря на то, что он управляет им. Ответственность за причинение вреда возлагается на работодателя. Речь шла о ДТП с причинением вреда жизни и здоровью.
Но в 2020 г. Верховный суд вернулся к разъяснениям десятилетней давности. Поводом для этого стал спор по требованиям о возмещении ущерба в порядке регресса, когда вред был причинен только имуществу лиц. Верховный суд фактически распространил свое прошлое толкование на ситуации, когда вред причинен только транспортным средствам (нет вреда жизни и здоровью) и ДТП оформлено без привлечения полицейских.
Таким образом, по общему правилу, водитель служебного транспорта (в силу трудовых отношений или иных оформленных договором гражданско-правовых отношений) не отвечает за вред, причиненный автомобилем. Ответственность несет работодатель, являющийся владельцем этого источника повышенной опасности.
Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.
Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.
Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.
Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.
Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.
Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.
Судебное разрешение спора по ОСАГО
В случае неэффективного досудебного разбирательства, дело передается в судебные инстанции. Первым и самым главным шагом в данном вопросе будет подача искового заявления. Оно содержит следующие положения:
- ФИО и контактные данные истца и ответчика;
- полное описание дела – подробности ДТП, действия обеих сторон, страховой компании;
- перечень нарушенных прав клиента;
- законодательное подтверждение требований – нормативные статьи;
- требования заявителя – резолютивная часть;
- подпись и дата оформления заявления.
Нужно понимать, что все споры по ОСАГО строго индивидуальны, поэтому опираться на образец искового заявления или чей-то опыт – не нужно. Также, самостоятельная подача иска, в большинстве случаев, приводит к неудовлетворительному решению, снижению требований, поэтому необходимо прибегнуть к помощи юристов, которые обладают опытом в решении страховых споров.
Подобные судебные разбирательства рассматриваются в течение 60 дней с момента открытия. Однако, при особых условиях дела, срок может быть увеличен по постановлению судебного органа. Нередко бывает так, что сроки рассмотрения затягиваются без объяснения причины, но у заявителя нет официального подтверждения данной ситуации.
Помимо взыскания основной суммы выплат, истец может рассчитывать на следующее возмещение:
- 50% от суммы взыскания – штраф в пользу собственника ТС;
- неустойка;
- моральный ущерб.
В 85% случаев, исковые заявления по страховым спорам выигрывают в суде. Однако проблема автомобилистов в том, что они не желают подавать иск, потому что судебное разбирательство занимает слишком много времени.
Рассмотрение споров по ОСАГО в суде
При получении от Страховой компании по договору ОСАГО компенсации в соответствии с реальным ущербом в части случаев необходимо обращаться в суд в связи с отказом перечислять денежные средства страхователю или сокращение страховой выплаты по усмотрению страховщика:
- Подсудность спора. Исковое заявление к Страховой компании подается в суд по месту регистрации Страховщика или по месту жительства владельца чье транспортное средство пострадало в результате ДТП. В случае если цена исковых требований будет составлять до 50 000 (тысяч) рублей, то подсудность определяет рассмотрение спора в мировом суде, а если свыше 50 000 (тысяч) рублей, то подсудность определяет рассмотрение спора в районном суде.
- Срок обращения в суд. Возникновение нарушенного права пострадавшего лица является день наступления страхового случая — ДТП. С этого дня отсчитывается три года, после которых право на взыскание со страховой компании компенсационной выплаты уже не будет при заявлении Ответчиком на пропуск срока исковой давности
- Составление исковых требований содержит информацию о размере выплат, в связи с чем, в приложении к иску необходимо приложить пакет документов, который подтверждает факт нарушенного права.
Документы, приложенные к исковому заявлению о взыскании страховой выплаты:
- Оформленные на месте ДТП (протокол, извещение)
- Полис ОСАГО
- Заключение независимой экспертизы
- Претензия с отметкой Страховщика о принятии к рассмотрению
- Заключение медицинского обследования
- Соглашения об оказании юридической помощи, квитанции об оплате юридической помощи, а также подтверждение иных судебных расходов, если они возникли до подачи иска