Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система финансового контроля в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральное казначейство внутренний контроль может осуществлять и за иными субъектами на основании заключенных соглашений, к примеру, за заказчиками регионального и местного уровня при открытии ими соответствующих счетов в ФК (ч. 7 ст. 99 44-ФЗ, ч. 6 Постановления от 12.12.2015 № 1367).
Ведущим органом государственного финансового контроля РФ в представительской власти является Счетная палата. Данная государственная структура создана Законом № 4-ФЗ от 11.01.1995.
Основной задачей Счетной палаты является организация и проведение ревизионных мероприятий за соблюдением действующего налогового, финансового, бюджетного, таможенного и прочего законодательства в рамках:
- своевременности исполнения доходных, расходных статей соответствующего бюджета;
- соблюдения целевого значения и направленности бюджетных средств;
- выявления эффективности произведенных расходов госбюджета и целесообразности операций по использованию имущества;
- финансово-экономической экспертизы проектов федеральных программ и законов;
- контроля над своевременностью и законностью проведенных операций по созданию, распределению и расходованию бюджетных и внебюджетных средств;
- социально-экономического анализа выявленных отклонений от установленных показателей соответствующего бюджета и внебюджетных фондов;
- регулярного предоставления отчетности о ходе исполнения действующих федеральных программ, проектов и законов.
Полномочия Федерального казначейства.
Напомним, что в силу п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований.
Согласно ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
-
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как мы уже отмечали, проводимые проверки федерального казначейства бывают выездными и камеральными, а также встречными, проводимыми в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения Федерального казначейства (его территориального органа), в том числе на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по запросам Федерального казначейства (его территориального органа), а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок и в результате анализа данных государственных и муниципальных информационных систем. Камеральная проверка осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Федерального казначейства (его территориального органа).
По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки казначейства руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:
-
о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля;
-
о проведении внеплановой выездной проверки казначейства (ревизии).
Что такое финансовый мониторинг?
Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. «Финансы» — это деньги в движении, а «мониторинг» — это процесс наблюдения и фиксации результатов.
Таким образом, финансовый мониторинг — это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган — служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь — коммерческие банки. Помимо них, субъектами финансового мониторинга являются страховые компании, биржи, платежные системы и многие другие финансовые структуры.
В разных странах эта процедура может называться по разному, например, «финансовый контроль», «финансовая разведка», у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.
Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).
Методы финансового контроля
Методы финансового контроля — это приемы исследования учетной документации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации.
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды.
1. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д.
3. Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.
4. Экономический анализ как разновидность финансового контроля имеет целью изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
Органы осуществляющие финансовый контроль
1. Президентский контроль. Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.
Финансовый контроль осуществляют полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюджета в соответствующем регионе.
Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 года. Его функции: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение желоб и обращений граждан и юридических лиц.
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти. С этой целью созданы соответствующие структуры; комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная плата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ.
2. Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовый вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.
3. Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете Министров — Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. При Правительстве РФ действует Контрольнонаблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
4. Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление.
Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).
5. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
6. Федеральная налоговая служба РФ. Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
Работа Министерства Финансов России
Документ регулирующий работу Минфина России – это Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, которое было утверждено постановлением Правительства РФ № 329 от 30.06.2004.
Минфин России осуществляет регулирование и контроль работы находящихся в его сфере влияния Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе финансовую проверку исполнения Федеральной таможенной службой, регулирующих деятельность нормативных правовых актов, в части исчисления и взимания таможенных платежей, назначения таможенной стоимости различных товаров и всевозможных транспортных средств.
Минфин России обеспечивает общегосударственный финансовый контроль:
- при осуществлении своих полномочий, включающих участие в составлении проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении и консолидированного бюджета страны;
- работая от имени Российской Федерации по заключению договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, а также договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
- распоряжаясь государственным долгом Российской Федерации;
- осуществляя сбор и рациональное использование ценностей Государственного фонда – драгоценных камней и металлов, принадлежащих Российской Федерации;
- объявляя конкурсы и заключая государственные контракты на размещение заказов на соответствующей электронной площадке на выполнение работ, поставку товаров, оказания услуг и проведение научных исследований для прочих государственных нужд в конкретной сфере деятельности и т.д.
Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций, производимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
По регламенту осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний).
Инициативный контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения стратегических и тактических целей и не вытекает из финансового законодательства.
Обязательный финансовый контроль проводится:
- в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);
- по решению компетентных государственных органов (например, проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).
По объектам контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль, контроль за денежной массой.
По субъектам контроля — президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.
Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.
Аудиторский (независимый) финансовый контроль — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.
Центральный Банк России
Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.
Задачи Центрального Банка России:
- разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
- разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
- эмиссия денежных знаков в стране;
- обеспечение функционирования российской платежной системы;
- регистрация новых банков;
- проверка банков;
- выдача, отзыв банковских лицензий;
- формирование правил осуществления банковских операций.
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- другие функции.
Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.
Структура Центрального Банка России:
- Председатель банка России;
- Департамент денежно-кредитной системы;
- Департамент операций на финансовых рынках;
- Департамент по связям с общественностью;
- Департамент кадровой политики;
- И еще 40 разных департаментов.
Министерство финансов
Министерство финансов РФ (Минфин России) – это федеральный орган исполнительной власти, который проводит работу по проведению единой финансовой политики в стране, осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и других областях.
Сфера ответственности Минфина:
- Бюджетная политика, формирование и контроль исполнения федерального бюджета;
- Налоговая и таможенно-тарифная политика, международные налоговые отношения;
- Законы, проекты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
- Стандарты и методики проведения аудита, контроль и надзор за аудиторской деятельностью;
- Вопросы внутреннего и внешнего долга России;
- Выпуск ценных бумаг;
- Формирование резервного фонда;
- Создание и развитие государственной информационной системы «Электронный бюджет»;
- Регулирование межбюджетных отношений;
- Другие компетенции.
- 1. Как связаны между собой элементы финансового механизма и функции управления финансами?
- 2. Каковы цели и задачи государственного (муниципального) и частнохозяйственного (корпоративного) финансового планирования?
- 3. Чем отличается финансовое планирование от финансового прогнозирования?
- 4. Как связаны между собой и чем отличаются бюджетирование и финансовое планирование?
- 5. Чем вызвана необходимость деления системы финансового регулирования на государственное (муниципальное) и корпоративное финансовое регулирование?
- 6. Назовите основные методы государственного финансового регулирования.
- 7. В чем заключаются принципиальные отличия частнохозяйственного финансового контроля от государственного финансового контроля?
- 8. Назовите отрасли, основные виды, формы и методы финансового контроля.
Органы государственного финансового контроля
Состав органов финансового контроля определяется государственным устройством, функциями отдельных государственных органов, закрепленных в Конституции РФ.
Это предопределяет контроль за финансовой деятельностью:
• органов исполнительной власти — со стороны Президента РФ;
• органов законодательной власти.
В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной властей, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.
Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам, назначения на должность и освобождения от должности министра финансов, представления Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Банка России.
В состав Администрации Президента РФ входит Главное контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, но вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента РФ.
Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ законодательные (представительные) органы власти осуществляют:
• предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;
• текущий контроль — при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
• последующий контроль — при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных органами исполнительной власти.
В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относятся проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.
В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделено: Министерство финансов РФ, включая федеральные службы. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также представляет Счетной палате РФ информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.
Органы государственного финансового контроля:
1) Счетная палата РФ — независимый от Правительства РФ орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Счетную палату РФ возглавляет председатель, назначаемый Государственной Думой сроком на шесть лет. Коллегия Счетной палаты РФ помимо председателя состоит из 12 аудиторов.
Текущую контрольную работу выполняет аппарат — инспекторы Счетной палаты РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты РФ — контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.
Контролю подлежат все юридические лица:
• государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Банк России;
• органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые компании и др;
• негосударственные некоммерческие организации — в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности.
Задачи Счетной палаты РФ:
• организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
• подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
• оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе;
• определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
• финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;
• контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;
• регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
• контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга;
• контроль за деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга;
• оценка эффективности использования иностранных займов, кредитов, получаемых Правительством РФ.
Права Счетной палаты РФ:
• давать указания, обязательные для исполнения;
• принимать решения о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица.
Деятельность Счетной палаты РФ является гласной.
2) Контрольное управление Президента РФ. (далее — Управление) действует как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента РФ и проводит от имени и по поручению Президента РФ президентский контроль за исполнением ��едеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, законов РФ, указов и распоряжений Президента РФ.
Основная задача Управления — подготовка для Президента РФ по результатам контроля информации:
• о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц по исполнению Конституции РФ, указов и распоряжений Президента РФ;
• об исполнении Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами поручений Президента РФ;
• о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятий, учреждений и организаций по реализации социально-экономической политики;
• о деятельности дипломатических, торговых представительств и других учреждений Российской Федерации за рубежом.
Основные функции Управления:
• готовит и представляет Президенту РФ аналитическую информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по исполнению Конституции РФ, указов и распоряжений Президента РФ;
• проводит проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, их руководителей и аппарата, а также учреждений и организаций;
• осуществляет проверки деятельности подразделений Администрации Президента РФ;
• рассматривает жалобы и обращения граждан, предприятий, учреждений и организаций;
• анализирует деятельность специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений на местах;
• обобщает практику применения законодательства РФ в сфере контрольной деятельности и вносит предложения по его совершенствованию;
• осуществляет сотрудничество с контрольными органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам контрольной деятельности, изучает практику реализации контрольных функций и структуре президентской власти других государств;
• проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров Управления.
Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».
Банк России как контрольный финансовый орган
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».
Совершенствование условий осуществления финансового контроля
В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:
1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.
2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.
3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.
4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.
Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.
Основные функции Счетной палаты:
- контроль за исполнением статей бюджета;
- контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
- контроль за использованием федеральной собственности;
- проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
- участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.
Основные направления деятельности Счетной палаты:
- контрольно-ревизионная деятельность;
- экспертно-аналитическая деятельность;
- информационная деятельность.
Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.
Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.
Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.
В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов �� рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».
Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов
Представим действующую структуру органов, осуществляющих финансовый контроль, в виде таблицы.
Уровень бюджета |
Субъекты ФК в представительной власти |
Субъекты ФК в исполнительной власти |
---|---|---|
Федеральный |
Госдума РФ Совет Федерации РФ Счетная палата РФ |
Главное контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ Центробанк России Министерство финансов РФ Федеральное казначейство РФ Департамент государственного ФК и аудита Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) Федеральные министерства и ведомства Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) Внебюджетные фонды |
Региональный |
Законодательная власть региона РФ Региональная счетная палата |
Финорганы региона России Территориальные управления:
Главные распорядители и распорядители средств бюджета регионального уровня |
Муниципальный |
Муниципальные представительные органы Муниципальная счетная палата |
Отдел финуправления при муниципальном образовании Главные распорядители и распорядители муниципального бюджета Местные отделения казначейства, налоговой и таможенной служб Муниципальные представительства министерств и ведомств Местные отделения внебюджетных фондов |
Далее определим основные функции госогранов финансового контроля.
Особую важность имеет финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами. Он заключается в проведении контрольно-ревизионных мероприятий по исполнению налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней по средствам камеральных и выездных налоговых проверок.
Ведущим органом государственного финансового контроля РФ в представительской власти является Счетная палата. Данная государственная структура создана Законом № 4-ФЗ от 11.01.1995.
Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.
Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.
Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.
Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.
Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.
Государственный финансовый контроль – это комплексная система экономико-правовых действий отдельных органов власти и управления, которая базируется на конституции и других законах государства.
Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения валового национального продукта. Государственный финансовый контроль распространяется на все пути движения денежных ресурсов, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.
Главная цель государственного контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.
Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т. д.
Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов, таких как налогообложение, пользование государственными ресурсами. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский внешний) контроль. Задача негосударственного контроля – повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.
Органы финансового контроля
Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:
1) ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства – контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;
2) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;
3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
4) аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;
5) службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа (с преобладающей государственной собственностью) государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.
Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и приближается к западной модели, по оценкам специалистов, доказавшая свою эффективность.
Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более строгого контроля за исполнительной властью и повышения профессионального уровня контрольных служб. Рыночная конкуренция заставляет фирмы совершенствовать методы внутреннего контроля, а также привлекать специалистов специализированных консультационных и аудиторских фирм.
Принципы организации финансового контроля
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство.
Эти принципы изложены в Римской декларации ИНТОСАИ, в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность.
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными, по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.
Объективность и компетентность подразумевают обязательное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы на основе установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:
1) результативность контроля;
2) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
3) неподкупность субъектов контроля;
4) обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
5) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
6) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
7) согласованность действий различных контролирующих органов и др.
Каждый институт и разновидность контроля имеет свой регламент, т. е. порядок и последовательность контрольных действий.
Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:
1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
2) визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов, их данных;
3) проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильности и полноты отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
4) проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т. д.);
5) проверку правильности составления отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.