Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подача жалобы в Конституционный суд – почему нужен юрист, и чем он может помочь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конституционный Суд выведен в отдельный орган судебной власти, который не имеет начальных инстанций на местах. Сам суд находится в Санкт-Петербурге и имеет свое представительство в Москве. Все жалобы, адресованные в КС, необходимо отправлять непосредственно в Санкт-Петербург на Сенатскую площадь, дом 1.
Кто может обращаться в КС РФ
КС РФ компетентен рассматривать несколько видов обращений от разных лиц. Для целей обращений юридических лиц и предпринимателей в КС РФ значение имеют следующие случаи:
Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод |
|
Запрос о проверке конституционности нормативных актов |
|
Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ |
|
Судебный запрос о проверке конституционности закона |
|
Вопрос 424. Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод.
Компетенция Конституционного Суда РФ.
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации КС (ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде в Российской Федерации»):
1) разрешает дела о соответствииКонституции Российской Федерации:
А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
А) между федеральными органами государственной власти;
Б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
В) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная ст. 3, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий ФКЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).
Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ.
Поводом к рассмотрению дела в КС является обращение в КС в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ о Конституционном Суде (ст. 36 ФКЗ о Конституционном Суде).
Основанием рассмотрения дела является:
— обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор;
— обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;
— обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ;
— выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, ВС РФ и ВАС РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ст. 125 Конституции РФ):
А) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;
В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждани по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.
КС РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено. О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение (ст. 83 ФКЗ о Конституционном Суде).
Правом на обращение в КС с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ (ст. 92 ФКЗ о Конституционном Суде)12.
Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ.
Обращение направляется в КС в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами) (ст. 37 ФКЗ о Конституционном Суде).
Какие прикладываются документы к заявлению
К официальному заявлению, направляемому в Конституционный суд, прикладывается другая документация.
К ней относятся:
- акт или иной документ, который необходимо проверить на соответствие положениям Конституции;
- квитанция об уплате госпошлины, причем физлица платят 450 руб., а представители бизнеса должны заплатить 6750 руб.;
- если человек, чьи права были нарушены, пользуется помощью представителя, то требуется нотариально заверенная доверенность, содержащая список передаваемых полномочий;
- если составителем выступает иностранец, то он формирует текст на родном языке, но дополнительно документ переводится на русский язык;
- иные материалы, выступающие доказательством правоты заявителя.
Жалоба в Конституционный суд РФ
Перед тем, как поговорить более подробно на тему того, что нужно знать перед подачей и как составляется жалоба в Конституционный суд РФ, стоит определить причины и ситуации, при которых вам, скорее всего откажут в рассмотрении проблематики вашего дела в КС РФ.
Не редко на практике встречаются случаи, когда комиссариат КС РФ отказывает заявителю в передаче жалобы на рассмотрение судьями. Иногда такая жалоба пропускается дальше, но судейская комиссия все-равно не дает ход.
Почему же такое происходит? Все дело даже не в том, что во время составления жалобы были допущены грубые ошибки. Причина может скрываться в самом вопросе, с которым вы обратились в Конституционный суд.
Здесь стоит понимать, что при указанной постановке проблемы даже многократные повторные обращения в КС РФ с переделанными, усовершенствованными и доработанными жалобами не дадут положительного результата.
Для того, чтобы вы смогли перестраховать себя от возможного допускания таких ошибок и для более вероятной гарантии положительного исхода ваших стараний, давайте рассмотрим, в каких случаях Конституционный суд Российской Федерации скорее всего откажет вам в рассмотрении вашей жалобы и более детального изучения вашего дела? Итак, к причинам отказа по нецелесообразности обращения можно отнести следующие причины:
- неправильные акценты на не стоящих обстоятельствах;
Иногда, граждане прочитают в мировой сети интернет о том, как составляется жалоба в Конституционный суд РФ и тут же берутся самостоятельно составлять непосредственно сам текст такой жалобы, ориентируясь и максимально подробно описывая свои собственные переживания, поступки, умозаключения. На деле суд ответит вам, что не в его компетенции исследовать обстоятельства дела и личностные чувства.
- жалоба на несовершенство действующего законодательства;
В действительности Конституционный суд Российской Федерации занимается решением вопросов о том, чтобы принимать поправки и изменения в действующее законодательство. Но текст такой жалобы должен быть внимательно составлен, а в смысловой части должны быть использованы правильные формулировки. Вот почему есть смысл в том, чтобы воспользоваться поддержкой профессионала в данном вопросе.
- жалоба с целью перепроверить конкретное решение суда;
Стоит четко понимать, что Конституционный суд функционирует для того, чтобы давать оценку положениям действующего законодательства.
Если же заявитель просит пересмотреть его дело, выражает сомнения относительно правильности вынесенного решения, то суд может отказать в рассмотрении материалов дела и не удовлетворить требования жалобы, сославшись на то, что вы не осведомлены в том, как подается жалоба в Конституционный суд РФ и о том, в каких случаях этого делать не стоит в силу абсурдности проблематики поставленного вопроса к органу, который не имеет компетенции для решения вашей проблемы. Тут следует понимать, насколько важную роль может сыграть профессиональная помощь и правильно составленные юридические формулировки.
- существует процессуальная практика для рассмотрения вопроса другими органами, а сам вопрос вне компетенции КС РФ;
Если Конституционный суд не видит в проблематике вашего обращения своей собственной компетенции, то вам имеют полное право отказать в более детальном рассмотрении обстоятельств вашего дела. Особенно это происходит в случае, если разрешением таких вопросов занимается другая инстанция, уполномоченная законом решать такие проблемы.
Безусловно, мы перечислили далеко не все причины, опираясь на которые, Конституционный суд может ответить отказом на вашу жалобу. Для более детального изучения данного вопроса вы можете обратиться к действующему законодательству нашей страны.
Поводы и основания к рассмотрению дел
Процедура возбуждения конституционного судопроизводства предусмотрена Конституцией РФ и Законом о КС РФ. В ст. 36—39 Закона определяются поводы и основания к рассмотрению дела, а также общие требования к обращению.
Поводом к рассмотрению дела в КС РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы.
Запросом именуются обращения управомоченных органов и лиц о проверке конституционности:
- — федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- — конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
- — договоров между органами государственной власти;
- — не вступивших в силу международных договоров РФ;
- — о толковании Конституции РФ.
- — обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
- — обращения Совета Федерации для дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Ходатайством называются обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти (ст. 92 Закона).
Жалоба — обращения граждан, их объединений, других управомоченных органов и лиц о проверке конституционности законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан и примененные или подлежащие применению в конкретном деле.
Обращение заявителя, отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела и обязывает суд решить вопрос о принятии обращения к рассмотрению.
Как следует обращаться в Конституционный Суд РФ?
Поскольку процедура обращения в Конституционный Суд достаточно сложна, прибегать к ней следует, когда остальные способы защиты прав уже исчерпаны.
Жалоба в Конституционный Суд РФ должна отвечать требованиям закона:
Набор требований к обращению в Конституционный Суд сформулирован в статье 37 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В числе основных требований упомянуты: указания на нормативный акта, подлежащего проверке и позиция заявителя по данному вопросу. В тексте жалобы в обязательном порядке должно быть указание на нарушенные конституционный права и свободы.
Хотелось бы акцентировать внимание на необходимости правильно и грамотно сформулировать текст жалобы. Сотрудники нашего Адвокатского бюро опираясь на обширный практический опыт и знание норм действующего законодательства, Конституции РФ, международных соглашений и принципов права готовы помочь сформулировать жалобу в Конституционный Суд.
Нужно ли платить пошлину при обращении в Конституционный Суд?
Да, при обращении в конституционный суд должна быть уплачена пошлина в размере, установленном ст. 333.23 НК РФ. Размер данной пошлины составляет 6 750 рублей для организации и 750 рублей для гражданина (физического лица).
Список необходимых для подачи жалобы документов
Конституционный суд никогда не будет рассматривать апелляцию, если совместно с самим её текстом истец не приложит обширный пакет сопроводительных документов, доказывающих долгий путь обжалования, а именно:
- Само ходатайство, написанное заявителем и оформленное в соответствии с законом, как основание для возбуждения проверки первичного судебного решения.
- Если заявитель действует через адвоката, ему потребуется нотариально оформленная доверенность на право представления интересов своего клиента в суде, вне зависимости от инстанции.
- Пакет всех бумаг и их официальных копий, свидетельствующих о праве гражданина обратиться именно в Конституционный суд. Так, здесь потребуются все выдаваемые ранее решения мировых, районных и апелляционных судов, а также жалобных ходатайств к ним.
- Если документы были представлены на любых иностранных языках, нужно к ним приложить соответствующий перевод, выполненный аккредитованным профессионалом и заверенный нотариально.
- Копии документов всех лиц, как со стороны истца, так и ответчика, включая свидетелей по делу, присутствовавших ранее или заявленных вновь в ходе всех имеющих место разбирательств.
- Дубликаты проведённых по делу обследований и экспертиз, назначаемых ранее по требованию судебных органов различных инстанций.
Жалоба в КС РФ подается через Секретариат Конституционного Суда, который подвергает полученную жалобу изучению на предмет выявления ошибок. Причем Конституционный суд, в отличие от судов первой инстанции, крайне не лоялен к ошибкам и неточностям в жалобе. Наличие лакун в оформлении влечет за собой отказ в приеме и возврат жалобы заявителю.
Жалоба, прошедшая проверку Секретариата, принимается к предварительному рассмотрению и передается судье Конституционного Суда для изучения.
После процедуры изучения, которая может длиться до 3 месяцев, Конституционный Суд назначает дело к рассмотрению на конкретную дату. Однако тот факт, что жалоба была принята, не означает, что она обязательно будет рассмотрена. В любой момент жалоба может быть снята с рассмотрения и возвращена заявителю.
Требования к обращению в суд
Подать абы какое заявление в КС РФ не получится. Требования к жалобе сформулированы в ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ. В первую очередь, обжаловать в КС можно лишь ту норму, которая была применена судами или иным органом. Если заявитель полагает что вот эта применённая норма, нарушает его конституционные права, он может обратиться в КС РФ.
Само обращение должно быть в письменном виде. Когда формировалась эта норма в ФКЗ, про Интернет мало кто думал. Другие требования не сильно отличаются от таковых к искам и т.п., подаваемым в другие суды. Тут ФИО заявителя, название суда и иные подобные сведения. Но есть и особые — это основания для обжалования, указанные в ФКЗ-1. Существуют требования и к прилагаемым документам. Указаны они в ст. 38 ФКЗ от 21.07.1994 г.
Размышления о конституционном судопроизводстве в России. Часть 1
1. Конституционный Суд России в своей практике довольно часто вынужден принимать к рассмотрению жалобы, где поднимаются вопросы, которые не должны были бы возникнуть в конституционном судопроизводстве как таковые, поскольку в них рассматриваются по сути не вопросы противоречия норм Конституции, а дефективности правоприменительной практики – порой лишь фрагментарной и не сопряженной с попытками заявителей обжаловать судебные акты в кассационной и надзорной инстанциях.
Говорить об этом необходимо, конечно, с поправкой на модели конституционной юстиции, однако, в данном контексте важно, что реализованная российская модель конституционного контроля допускает ситуации, когда обращение с жалобой в порядке конституционного судопроизводства de facto становится альтернативной кассационному и надзорному обжалованию судебных актов. Различного рода проявления дефективности (когда речь, скажем, не идет о применимом правовом подходе, где при разрешении дел затрагиваются материи политико-правового свойства, что собственно и должно в первую очередь разрешаться в рамках конституционного судопроизводства) должны устраняться на уровне судов кассационной и надзорной инстанций.
Так или иначе, сложно спорить с тем, что вопросы, которые разрешаются органом судебного конституционного контроля (как специализированным органом, что свойственно континентальной модели конституционной юстиции, так и «общим» судом, что свойственно иным моделям – англо-американской, иберийской) в целом очень наглядно характеризуют качество правоприменения. Справедливо утверждать, что характеризуют они и то, насколько в целом свободны суды в вопросах права, насколько они «юридически активны».
Однако, дефективность практики все же должна подлежать проверке на конституционность – но только при ее системном характере и, если таковая имеет место в практике высшей судебной инстанции, – такой подход совершенно релевантен континентальной модели конституционной юстиции, реализованной в России.
Для устранения дефектов правоприменения на иных уровнях существуют кассационный и надзорный порядки обжалования судебных актов, ровно как с этой же целью обобщается и систематизируется практика.
Хотя мировой опыт знает и механизмы «прямого» казуального конституционного контроля (к примеру, amparo, осуществляемого общими судами, что реализовано в латиноамериканской модели судебного конституционного контроля).
2. В этой связи, необходимо полагать, что нашедшая отражение в действующем регулировании формула допустимости конституционной жалобы является недостаточно жесткой.
Критерии допустимости жалобы, как это определяется статьей 97 ФКЗ «О Конституционном Суде…», предполагают применение закона в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.
По каким вопросам можно обратиться в КС РФ
Заявление в данное учреждение формируется на основании многочисленных и строгих правил.
Обычно с жалобой обращаются граждане к Конституционному суду по следующим основаниям:
- гражданин не может реализовать свои конституционные свободы и права из-за действующих нормативных актов и законов;
- возникают сомнения относительно соответствия законов или актов положениям Конституции РФ;
- гражданин желает привлечь представителей госорганов к ответственности, так как они осуществляют действия, которые не относятся к их компетенции и должности.
При составлении жалобы указываются только актуальные личные сведения, а также оставляются ссылки на нормативные акты. Приводятся исключительно данные, которые невозможно оспорить.
Порядок и способы подачи заявления
Существует несколько способов, с помощью которых жалоба передается судье. К ним относится:
- личное посещение приемной КС;
- отправка документации по почте, но для этого используется только заказное письмо с описью вложения, объявленной ценностью и уведомлением о вручении;
- допускается пользоваться электронной формой документа, который отправляется через личный кабинет на сайте КС.
Если выбирается электронный формат, то через личный кабинет дополнительно предлагается возможность отслеживать ход рассмотрения жалобы. Сначала дается 3 дня на проверку документации работниками секретариата. Они должны убедиться, что предоставленные бумаги и сведения достоверны, а документация – правильно оформлена.
Если обнаруживаются нарушения, то заявитель может внести исправления, а если гражданин не реагирует на требования представителей КС, то его жалоба аннулируется.
Заявитель должен подготовиться к судебному заседанию, на котором рассматриваются все обращения. Обычно назначается разбирательство по иску через три месяца после регистрации жалобы. Решение принимается коллегией судей в течение нескольких часов.
Если оно является положительным, то это приводит к следующим последствиям:
- норма, которая утратила силу, признается обжалованной;
- аннулируется постановление суда или какие-либо его пункты;
- принимается новый нормативный акт;
- пересматривается какое-либо дело на основании положений Конституции.
Справка! Иногда непосредственно во время разбирательства судья приостанавливает действие оспариваемого закона или акта до того момента, пока не будет вынесено решение.
Статья 97. Допустимость жалобы
Жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если:
1) имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба;
2) жалоба подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты, а в случае, если в пересмотре дела судом, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, было отказано в связи с пропуском срока обжалования, — в срок не позднее одного года после принятия последнего судебного решения, в котором был применен соответствующий нормативный акт;
3) исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, при разрешении конкретного дела. При этом под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с применением этого нормативного акта, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав таких заявителя или лица. Конституционный Суд Российской Федерации может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.
Процедура и срок рассмотрения
Случаи, когда уместно подавать жалобу на нарушение законом прав и свобод, которые гарантируются в конституционном порядке:
- определенная норма закона напрямую затрагивает права и свободы, гарантируемые конституцией государства для отдельных лиц или гражданских объединений;
- параллельно с жалобой в конституционный суд об определенном законе, нарушающем конституцию — идет судебное разбирательство, где стоит вопрос о применении данного закона при вынесении решения;
- закон, который обжалуется в конституционном суде, уже применен при вынесении решения по определенному делу, либо на него идет большой упор при принятии решения по определенному делу.
При подаче заявления с жалобой необходимо подробно указать в чем именно данный закон нарушает права и свободы отдельного гражданина либо группы лиц. Требуется указать какое именно конституционное право нарушается действием данного закона.
По каким вопросам можно обратиться в КС РФ
Заявление в данное учреждение формируется на основании многочисленных и строгих правил.
Обычно с жалобой обращаются граждане к Конституционному суду по следующим основаниям:
- гражданин не может реализовать свои конституционные свободы и права из-за действующих нормативных актов и законов;
- возникают сомнения относительно соответствия законов или актов положениям Конституции РФ;
- гражданин желает привлечь представителей госорганов к ответственности, так как они осуществляют действия, которые не относятся к их компетенции и должности.
При составлении жалобы указываются только актуальные личные сведения, а также оставляются ссылки на нормативные акты. Приводятся исключительно данные, которые невозможно оспорить.
Обратиться с заявлением могут физлица, представленные российскими гражданами, а также иностранцами, которые проживают на территории РФ на основании официального разрешения. Дополнительно заявителями выступают владельцы бизнеса, которые столкнулись с нарушением своих прав во время сотрудничества с государственными инстанциями.
Даже представители органов власти разных уровней могут составить жалобу.
Судья после рассмотрения данного заявления может принять разные решения:
- оставление документа без рассмотрения, так как оно составлено с нарушениями или содержит недостоверные сведения;
- принятие решения по жалобе без проведения судебного заседания;
- объединение нескольких расследований в одно дело;
- проведение судебного разбирательства.
Все грамотно сформированные жалобы рассматриваются на заседании. На нем должно участвовать не меньше 2-х третьих судей. Дополнительно вызывается заявитель и ответчик. При необходимости привлекаются к разбирательству эксперты, свидетели и иные лица. Не принимаются к производству заявления, которые небрежно оформлены или не соответствуют нормам.
Конституционный судья может потребовать от заявителя или ответчика дополнительные материалы, имеющие отношение к делу. Он при необходимости вызывает специалистов, дающих разъяснения по тем или иным вопросам. При этом заседание может быть открытым или закрытым.
Когда можно обратиться в Конституционный Суд
Прежде всего следует понимать, что КС РФ – это не апелляционная, не кассационная и не надзорная инстанция. В большей степени Конституционный Суд – это инстанция, дающая заключение по соответствию применяемых норм права конституционным основам РФ.
Мнение эксперта
Козлов Андрей Кириллович
Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
То есть заявитель, обращающийся в Конституционный Суд, просит не о кассации или апелляции, а о разъяснениях, насколько та или иная буква закона, примененного к нему, соответствует Конституции.
Например, банальная ситуация при которой гражданин получает запрет на выезд за рубеж по причине наличия у него долгов. Прежде всего, Конституция РФ предусматривает право человека на свободное перемещение. Это фундаментальное право.
Более того, Международная Конвенция по защите прав человека и основных свобод, а также Международный Регламент ЕСПЧ, которые Российская Федерация ратифицировала, предусматривают ответственность государства за лишение его права перемещения и свободы за долги.
Человек, получивший запрет, имеет право обращения в Конституционный Суд с запросом о законности этого запрета, поскольку он нарушает его права, дарованные Конституцией.