Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кроме оснований увольнения, предусмотренных Трудовым кодексом, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя по дополнительным основаниям, установленным ст.
Дополнительные основания увольнения муниципальных служащих
Закона N 25-ФЗ?Некоторые специалисты рекомендуют руководствоваться положениями Закона N 25-ФЗ, поскольку его нормы являются специальными, и при наличии указанных ограничений увольнять работника по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.
Однако мы считаем, что если на момент заключения трудового договора ограничения уже имели место, например гражданин имел заболевание, препятствующее поступлению на муниципальную службу, но договор был заключен, то при выявлении такого ограничения трудовой договор может быть расторгнут на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Если же ограничение (в частности, наличие заболевания) возникло и было выявлено работодателем в процессе служебной деятельности, применяются специальные нормы и увольнение осуществляется по п. 3 ч. 1 ст.
О каких госслужащих можно не сообщать
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.
Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.
При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.
При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.
Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего
С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.
Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.
Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.
Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.
Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Образец заявления на увольнение по собственному желанию государственного служащего без отработки
Документ подается в отдел кадров, который осуществляет дальнейший расчет необходимой суммы отпускных, заработной платы и других компенсационных и иных выплат, которые положены работнику. Если у человека возникло желанию покинуть госслужбу по собственному желанию, то ему нужно написать заявление и подать его в кадровый отдел.
Госслужащий — государственный служащий, осуществляющий трудовую деятельность на основании служебного контракта, устанавливающего его правовые обязанности и гарантии при заключении и расторжении соответствующего заключения. Главной особенностью увольнения такого сотрудника является приложение к трудовой книжке, которое выдается в виде памятки о соблюдении требований к служащему. В ней отражаются обязанности бывшего работника по соблюдению соответствующего поведения в обществе, а также при сохранении государственной тайны, если к ней был допуск и т.
Образец заявления на увольнение по собственному желанию государственного служащего без отработки
- В статье 37 данного закона говорится о том, как уволить госслужащего, рассматриваются основания для увольнения.
- В статье 39 рассмотрены различия между увольнением служащего и освобождением от занимаемой должности.
- Подача письменного уведомления об уходе на имя работодателя.
- Принятие просьбы работодателем, передача документа сотруднику отдела кадров.
- Составление приказа об увольнении с расчетом компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.
- В последний день работы производится выдача увольняющемуся сотруднику трудовой книжки, оформление документов и окончательный расчет, включающий выплаты компенсации за неиспользованные отпуска и другие выплаты, прописанные в договоре найма.
Увольнение муниципального служащего
Муниципальная служба является одной из сфер профессиональной деятельности, осуществляемой путем заключения трудового договора на замещение должностей с работодателем, в лице которого могут выступать:
- глава муниципального образования
- руководитель органов самоуправления местного уровня
- председатель избирательной комиссии муниципалитета
- прочие лица, имеющие соответствующие полномочия
Поскольку люди, замещающие муниципальные должности, вступают в трудовые правоотношения, на основании подписания в двустороннем порядке контракта (трудового договора), вопросы урегулирования отношений решаются:
- согласно нормам Трудового кодекса РФ
- в соответствии с прочими правовыми актами в сфере труда, принятыми государством, субъектами РФ, уставами муниципальных образований
Порядок приема на работу и основания прекращения трудовых правоотношений с муниципальными служащими регулируется трудовым законодательством России. Кроме того, 02 марта 2007 года был принят ФЗ № 25 профильного назначения, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в муниципалитеты, прохождение службы и прекращение выполнения служебных обязанностей:
- российских граждан
- лиц, имеющих иностранное гражданство, в соответствии с условиями международных договоров, имеющих право нести муниципальную службу
В соответствии с нормами ст. 77 ТК РФ, действие контракта с муниципальным служащим можно прекратить по общим основаниям трудового законодательства:
- по достигнутому соглашению между лицом, замещающим должность служащего муниципалитета, и работодателем
- по окончании действия договорных отношений
- по желанию служащего, подавшего заявление об увольнении как минимум за две недели до предполагаемой даты прекращения правоотношений
- по инициативе работодателя (заметим, что это могут быть не только виновные действия служащего, нарушившего дисциплину или не справляющегося со служебными обязанностями, но и, например, сокращение численности работников или штата сотрудников, прекращение деятельности муниципального учреждения и прочие)
- переводу служащего к другому работодателю
- по состоянию здоровья (невозможности выполнения далее служебных обязанностей), о чем свидетельствует должным образом оформленное заключение медиков, и отсутствием соответствующих вакансий, куда можно перевести служащего для продолжения несения службы
- прочим основаниям, предусмотренным законом
Возможность восстановления на государственной службе
После увольнения с государственной службы работник не имеет права устраиваться в подобные органы в течение двух лет. По истечении данного периода, если требуется трудоустройство в госорган, создается специальная комиссия, которая принимает окончательное решение. О новом месте работы необходимо сообщать дополнительно (обязанность лежит на сотруднике и руководителе).
Восстановлению в должности подлежит только незаконно уволенный служащий. Решение принимает суд местного уровня. Исковое заявление может подать работник или доверенное лицо (оформляется официально в письменной форме). Важно учитывать следующие нюансы:
- обращение в суд допустимо в течение 30 дней с момента получения приказа на увольнение, трудовой книжки;
- кроме описания сложившейся ситуации, необходимо приложить подтверждающие документы (уведомления, переписку, свидетельские показания, другие);
- истец вправе просить суд провести экспертизу на правомерность действий сотрудников государственного органа.
Как уволиться госслужащему по своему желанию?
Если служащий решил уволиться по своей инициативе, он должен предоставить заявление за 2 недели до предполагаемой даты расторжения контракта. Как выглядит процедура:
- Отдел кадров получает заявление в свободной форме, наниматель или его представитель решает вопрос о необходимости двухнедельной отработки.
- Наниматель оформляет приказ по форме Т-8 с указанием причин и знакомит работника с ним под роспись.
- В последний день трудовой деятельности производятся все выплаты, заполняется трудовая книжка.(О том, как правильно написать заявление об увольнении смотрите здесь⇒ Образец заявления на увольнение фгс).
Увольнение госслужащего по сокращению штата
Согласно ст. 38 закона, при прекращении контракта по сокращению за два месяца до предстоящего события представитель нанимателя обязан проинформировать об этом профсоюзный орган и служащих, чьи должности планируется сократить. Как все делается:
- Представитель нанимателя знакомит каждого сотрудника с уведомлением о сокращении под роспись за 2 месяца до расторжения контракта. В документе указываются должности, на которые можно перейти.
- Берутся письменные отказы от тех, кто не захотел перейти на свободные вакансии и решил уволиться.
- На каждого сотрудника оставляются приказы о прекращении контрактов в связи с сокращением.
- Работников знакомят с приказами под роспись.
В течение двух месяцев после увольнения госслужащим выплачивается компенсация в размере среднемесячного заработка.
Ошибки, допускаемые в документообороте увольнения служащих
При учете трудоустройства служащих и оформлении увольнения учитываются требования ТК РФ и законодательства о муниципальных служащих.
Условие | Неверная позиция | Правильная трактовка |
Ссылка на ному при увольнении | Применяются только основания, описанные в ФЗ № 25-ФЗ | При указании ссылки на норму законодательства используется статья ТК РФ или ФЗ «О муниципальной службе в РФ» |
Выплата среднего заработка при сокращении | Производится сразу при увольнении за 2 месяца | Первая выплата производится авансом, при увольнении, вторая – по истечении 2 месяцев, предоставленных для поиска работы |
Вопрос № 1. Как определяется сумма пособия, предоставляемая ЦЗН работнику после сокращения?
Пособие на основании справки работодателя и при отсутствии трудоустройства выплачивается, начиная с четвертого месяца после увольнения. Сумма исчисляется в процентном соотношении к среднему заработку, при этом выплачиваются 75, 60 и 45% дохода в зависимости от периода нахождения на учете в ЦЗН.
Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:
- Если основанием является сокращение численности штата, предупредить сотрудника необходимо как минимум за два месяца.
- Если сотрудник увольняется добровольно, вся процедура займет две недели.
- По соглашению сторон трудовой договор расторгается в течение периода, о котором договорятся работник и работодатель. Допустимо сокращение периода увольнения до одного дня.
- В связи с утратой доверия и при неоднократном неисполнении должностных обязанностей — не менее двух рабочих дней. Увольнение по этим основаниям является дисциплинарным взысканием. Прежде чем его применить, работодатель обязан затребовать у работника письменное разъяснение. На его предоставление работнику дается два рабочих дня. Издавать приказ об увольнении до истечения этого срока является нарушением трудовых прав работника.
- В случае достижения предельного возраста увольнение оформляется со дня, следующего за днем рождения служащего. Законодательно не оговаривается специальная процедура уведомления о грядущем расторжении договора с сотрудником, но следуя соображениям деловой этики, работодателю стоит заблаговременно известить сотрудника о том, что договор с ним не продлят после наступления предельного возраста.
Трудности разделения трудового договора и служебного контракта
Разделение областей действия трудового договора, а также служебного контракта практически нередко затруднено. Так, ТК РФ не предусматривает подобного порядка заключения, а также расторжения трудового договора, в котором в качестве стороны выступало бы российское Правительство.
Практически представляет особый интерес правового характера, к примеру, распоряжение российского Правительства от 1 апреля 2000 года № 451-р «О Малине В.В.», в котором говорится следующее: «Освободить Малина В.В. от занимаемой им должности председателя Российского фонда федерального имущества согласно пункту четвертому статьи восемьдесят третьей ТК РФ».
В первую очередь, председатель российского Правительства М. Фрадков уполномочен давать указания исключительно органам исполнительной власти, так как он глава конкретно ее, а никак не всех госорганов России; Российский фонд федерального имущества в список органов исполнительной власти на тот период не был включен. Во-вторую очередь, в этом распоряжении источником определения статуса руководителя, возможно, все-таки госоргана считается ТК РФ, а никак не служебный устав либо же закон о госслужбе. Из-за этого Правительство в данной ситуации стороной трудового договора не считается.
Настолько же трудный правовой случай показывает и постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 13.04.2005 года № 1730-ГУ ГД «О досрочном освобождении Войлукова А.В. от должности члена Совета директоров ЦБ РФ». В этом постановлении нет указания на служебный контракт либо же трудовой договор, при этом нет и указания на то, что согласно статье пятнадцатой ФЗ от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)» члены Совета директоров назначаются, а согласно статье пятой данного Закона и освобождаются от своей должности по представлению Председателя ЦБ, которое согласовывается с Президентом страны. Подобное же согласование с Президентом в данном случае не присутствует.
Также среди судебных казусов касательно прекращения госслужбы можно привести в пример и такой.
Оставив без удовлетворения жалобу Теодоровича Т.В. касательно признания не имеющим законную силу распоряжения российского Правительства от 12.02. 1998 года № 186-р об освобождении его от занимаемой должности Торгового представителя РФ в Швейцарской Конфедерации из-за достижения предельного возраста, который установлен для замещения гос. должности госслужбы, Верховный Суд страны решением от 24.08.1998 года № ГКПИ 98-56 указал, что не может быть принято во внимание утверждение данного заявителя касательно того, что освобождение от должности по представленному ранее основанию не соответствует требованиям российской Конституции о равенстве свобод и прав человека и гражданина, в том числе и подобного права на труд, так как, регламентируя правовое положение госслужащих, точный порядок поступления на госслужбу, ее прохождения, государство имеет право устанавливать в данной области с учетом ее специфики и специальные правила. К ним относится, к примеру, введение ФЗ «Об основах госслужбы РФ» требований касательно соблюдения возрастных критериев во время приема на госслужбу и увольнения по достижении предельного возраста для нахождения на гос. должности госслужбы. Верховный суд посчитал, что установление подобных правил (или же специальных требований) не способно рассматриваться в качестве нарушения права на равный доступ к госслужбе и права беспрепятственно распоряжаться собственными способностями к труду, выбирать поле деятельности и занятия. Получается, что установленный предельный возраст для нахождения на гос. должности в этой ситуации не способен расцениваться в виде дискриминационного ограничения конституционных прав индивида.
Значимый пример показывает и определение судьи Верховного Суда России от 16.01. 2006 года № 59-В04ПР-36, в котором делается вывод о том, что после истечения срока муниципальной службы (которая проходит по своеобразной аналогии с госслужбой) работник, который продолжает выполнять свои функции, в конкретном примере это начальник отдела труда администрации одного из районов Амурской обл. России, не может быть уволен из-за того, что судья признал то, что по истечении возраста состояния на муниципальной службе, но при продолжении реального выполнения обязанностей должности таковой службы, с ним имеет действие именно трудовой договор, а никак не служебный контракт. Получается, что по достижении индивидом предельного возраста пребывания на таковой службе на законодательном уровне возможно заключить с ним трудовой договор действием до одного года, в период действия которого на индивида распространяются абсолютно все указанные в ТК РФ и действовавшим на тот период ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» гарантии и компенсации, и конкретно препятствующие произвольному увольнению. Иными словами, за пределами госслужбы, которая оформляется контрактом, продолжаются отношения такой же службы, но они уже в силу казуистики нынешних российских законодателей превращаются в трудовые отношения с сохранением абсолютно всех благ и преимуществ, указанных в ТК РФ. Здесь проявляется неспособность последовательно применять или трудовую теорию, или же служебную теорию отношений правового характера на госслужбе.
По аналогии с госслужбой, которая допускается законодателем по отношению к муниципальным служащим, стоит подумать и о казусе, когда Президент РФ назначает собственным указом ректора творческой Академии. Необычный пример взаимоотношений государства с работой творческих союзов – это Указ Президента РФ от 10.06.1995 года № 585 «О Российской академии живописи, ваяния и зодчества», в котором говорилось о том, что учитывая огромное значение архитектуры и изобразительного искусства, а также большой роли Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества Министерства культуры РФ в возрождении духовности российского общества необходимо установить, что ректор данной академии назначается на должность непосредственно Президентом РФ бессрочно; ректором данной академии назначается Глазунов И.С. Так как основное должностное лицо Академии было назначено иным лицом, которое обладает государственной властью, а также действующим от имени государства, то таковой ректор, конечно же, становится госслужащим, независимо от того, попадает ли он согласно законодательству в их число либо же не попадает.
Но назначение на любую должность, в частности и в общественных органах, на пожизненный срок – это признак отношений монарха с собственным двором.
Есть и специфические особенности трудоустройства бывшего чиновника после оставления им госслужбы. Для борьбы со скрытой зависимостью чиновника, на службе отвечающего за регулирование деятельности частной компании, от его личных интересов в данной компании (то есть очевидный конфликт интересов), в некоторых государствах есть ограничения и на «период охлаждения» с тем, чтобы частная компания не имела права «расплатиться» с чиновником с помощью предоставления ему работы сразу же после увольнения с должности государственной. «Периодом охлаждения» называют время после ухода чиновника с госслужбы, на период в который на него по-прежнему распространяются ограничения на трудовые права.
Выплаты и компенсации
При расторжении трудовых отношений по собственному желанию муниципального либо госслужащего, ему должны быть выплачены причитающиеся ему денежные средства. К ним относят
- Зарплата служащего, начисляемая за то время, которое он отработал по факту. Расчет происходит по средней оплате за день службы, к примеру, если за день он зарабатывает 2000, то за 20 отработанных дней получит 40 000.
- Также ему будет выплачены премиальные. Они рассчитываются за год или квартал. Если выпал такой случай, что было не доработано некоторое время за квартал, то будет сокращение премии пропорционально количеству таких дней.
- Компенсационная выплата за дни отпуска, которые не были использованы.
Отвечая на вопрос: когда можно получить свой расчет в рассматриваемой ситуации, стоит сказать, что он производится в день, когда расторгаются трудовые отношения. В этот же день будет внесена соответствующая запись в трудовой документ.