Спецоценка 2020: новые правила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Спецоценка 2020: новые правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.

Чем отличается оценка профессиональных рисков от спецоценки условий труда

В двух похожих понятиях – СОУТ и оценка профессиональных рисков — можно легко запутаться. Некоторые работодатели считают, что организовав спецоценку, их обязанность перед трудовым законодательством в плане охраны труда заканчивается. Но это далеко не так. Давайте разберемся подробнее.

Оценка профессиональных рисков подразумевает анализ рисков травматизма, уровень защищенности работников средствами индивидуальной защиты. Также проводится мониторинг личного профессионального риска на каждом рабочем месте в отдельности. Можно сказать, что главным отличием СОУТ от оценки профрисков является масштаб проведения такого мониторинга.

Цель СОУТ – проверить рабочие места сотрудников, а цель оценки профрисков – проверить всю работу сотрудника организации в комплексе – с точки зрения опасности и вероятности причинения вреда не только на конкретном рабочем месте, но также на территории компании или даже в командировке.

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

  1. Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
  2. Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
  3. Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
  4. Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Проблемы, которые решает приказ

Основная цель принятия приказа, как было сказано ранее — облегчить работу, снизить финансовые издержки и нагрузку как на работодателей, так и на оценивающие организации. Работодателю дается право самому распоряжаться проведением СОУТ в своей организации. Но когда кому-то дается право, за этим правом автоматически возникает ответственность.

Читайте также:  Выплаты по больничному в 2023 году станут больше

Приказ позволяет учесть специфику своей работы и на ее основе провести спецоценку и сформировать локальный нормативный акт. Но все ли захотят этим заниматься? Ведь чтобы это делать, нужно разобраться в действующем законодательстве по охране труда, самостоятельно идентифицировать опасные факторы, а раньше можно было отдать это сторонней организации и не касаться вопросов охраны труда в своей деятельности. Вполне допустимо, что работодатель в этом случае задастся вопросом: «Зачем мне брать на себя ответственность?»

Здесь и становится очевидной еще одна цель приказа, которая соответствует цели всей трансформации законодательства — вовлечь работодателя в вопросы охраны труда. Теперь не получится закрыть обязательные требования формальной «бумажкой» от сторонней организации — придется разобраться с тем, что такое в принципе процедура СОУТ и как работать по предложенному чек-листу.

Центр тяжести регулирования ОТ переносится с федерального на локальный уровень. Не всем это нравится, и даже во ВНИИ труда приходит много писем и вопросов по типу: «Почему вы нас вывели из строя? Так хорошо было работать по четким правилам, например, вешать табличку здесь и на такой высоте, а теперь приходится самому принимать решение, вешать или не вешать эту табличку». Выясняется, что кроме привычных всем запретов есть другие способы решения проблем: инвестировать в новые технологии, использовать не только индивидуальные, но и коллективные средства защиты и т.д. А от работодателей нужна компетентность, которую они могут получить с помощью обучений, проверки знаний — тогда они смогут решить и вопросы спецоценки, и идентификации опасных факторов, и других действий, которые возникают в рамках СУОТ. Иллюзия того, что если на руках есть «корочка», то можно провести какую-то процедуру, со временем должна исчезнуть.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)
Читайте также:  Инспекция по делам несовершеннолетних информирует

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Ошибка: Руководство предприятия составило список аналогичных рабочих мест и распорядилось о проведении проверки 1 рабочего места из их числа.

Комментарий: Должна быть проведена проверка как минимум одного рабочего места из числа аналогичных рабочих мест.

Ошибка: На предприятии была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой выяснилось, что работники трудятся во вредных для здоровья условиях. Руководство внесло пункт о «вредности» производства в договора с новыми работниками, но не изменило условий трудовых отношений с принятыми ранее сотрудниками.

Комментарий: Необходимо внести изменения в трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками или подпись дополнительное соглашение к договору, в котором сообщалось бы о наличии вредных факторов производства и дополнительных гарантий, связанных с данным фактом.

Введение — что такое спецоценка условий труда?

Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

Кто контролирует и наказывает

Важность СОУТ чрезвычайно высока и влияет на права сотрудников, поэтому контролирующие органы наделили широкими полномочиями:

  • без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
  • запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
  • изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
  • направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
  • оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) с 1 января 2022 года

С 1 января 2022 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2022. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.

С 2022 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС. Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.

Штраф за отсутствие СОУТ

При указанных обстоятельствах штраф за непроведение СОУТ в 2022 году ИП не грозит. Также Роструд пообещал, что в течение 2022 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.

16-го января 2022 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.

ЭКСПЕРТИЗА СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЭКСКЛЮЗИВНО!

Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

Читайте также:  Счёт на оплату. Бланк и образец заполнения

Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

Механизм привлечения к административной ответственности

Как будут выявляться организации, пренебрегающие требованиями в области охраны труда? Вся информация о проведении СОУТ в обязательном порядке заносится в Государственную систему учета результатов спецоценки (ФГИС СОУТ). При простом сравнении двух баз — ФГИС СОУТ и Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — нарушителей выявят в автоматическом режиме.

Важно! Если с даты регистрации организации или ИП прошло 12 месяцев, а информация о СОУТ не внесена в реестр, на такого работодателя будет наложен штраф.

Срок давности привлечения к административной ответственности за отсутствие СОУТ составляет 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ).

Обратите внимание! Штраф налагается даже при впервые выявленном нарушении. Ранее обещанная замена штрафа предупреждением (см. разъяснения Минтруда от 16.01.2019) не получила широкой поддержки в судебной практике.

Замена административного штрафа предупреждением предусмотрена ст. 3.4 КоАП РФ для впервые совершивших правонарушение. Однако такое послабление не применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, к которой приводит нарушение требований в области охраны труда. (см., например, решение Мосгорсуда от 24.01.2018 по делу № 7-0276/2018).

Однако некоторые судьи при наличии достаточных оснований смягчают степень ответственности правонарушителя (решение Пролетарского районного суда г. Саранска по делу № 12-147/2019).

Штрафа за непроведение СОУТ в 2021 году избежать будет сложно.

Как избежать наказания, если СОУТ не провели вовремя

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте

Работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Специальную оценку условий труда обязаны поводить все без исключения организации, предприятия и ИП, имеющие работников, за исключением вакантных рабочих мест, а также надомных и дистанционных работников. Освобождены от проведения СОУТ и работники религиозных организаций.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда России. Процедура СОУТ заключается в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются мероприятия и компенсации работникам, дополнительные выплаты, обязательность спецодежды и т.д.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2021 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2021 № 208-ФЗ и от 27.12.2021 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *