Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Кому нужно получать лицензию
В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:
- деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
- деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
- производство лекарств и медтехники;
- охранная и детективная деятельность;
- оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
- деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
- образовательная деятельность;
- фармацевтическая и медицинская деятельность;
- перевозки водным и воздушным транспортом;
- перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
- перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Как получить лицензию на алкоголь
Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.
Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.
Для получения лицензии соискатель должен:
- быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
- иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
- общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
- при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
- иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.
Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.
Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство промышленности и торговли России;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Министерство культуры РФ;
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Лицензия может быть аннулирована при:
- игнорировании предписания лицензирующего органа;
- приостановлении срока ее действия.
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.
Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
- юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
- физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
- предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.
На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:
- сдача неполного пакета требуемой документации;
- несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
- наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
- несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
- несоответствие устава законодательным требованиям;
- отсутствие факта оплаты госпошлины;
- несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.
Расценки на услуги юристов в рамках оформления лицензии на страховую деятельность
Вид услуги |
Подробная информация |
Стоимость |
Беседа с юристом с обсуждением вопроса оформления лицензии |
Страховая деятельность регулируется законодательством Российской Федерации, и малейшие нарушения караются внушительными штрафами. В связи с этим лучше заранее заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалисты компании «МИП» проконсультируют вас по любому вопросу в области страхования и получения лицензии. |
От 3 000 |
Юридический анализ документов страховой компании |
Чтобы стать обладателем лицензии на страховую деятельность, соискателю необходимо предоставить в лицензирующий орган свои учредительные документы. Если они не будут в порядке, в выдаче разрешения будет отказано. Наши юристы помогут вам подготовить документы. |
От 7 000 |
Рекомендации по пакету бумаг, подаваемых в лицензирующий орган |
Помимо внутренней документации страховой фирмы необходимо подать и дополнительные справки. Наш опытный адвокат подскажет на консультации, какие именно бумаги необходимо собрать, в какие учреждения нужно обратиться и многое другое. |
От 10 000 |
Взаимодействие с органом лицензирования по доверенности клиента |
Клиенты юридической группы «МИП» имеют возможность доверить своим защитникам ведение дел в органе лицензирования страховой деятельности. Адвокаты сдают документы, разрешают текущие вопросы, получают разрешение. |
От 13 000 |
Услуги по оформлению лицензии на страховую деятельность «под ключ» |
Вас интересует, где можно получить правовую помощь по оформлению страховой лицензии под ключ? Отвечаем: в юридической фирме «МИП». Данным вопросом занимаются опытнейшие специалисты, которые имеют постоянную практику и отработанные методы. Юристы действуют в тесном контакте с клиентом. |
От 30 000 |
Как формировался рейтинг компаний, которые помогают оформлять лицензию на страховую деятельность
Предприниматели, которые собираются предоставлять услуги в области страховой деятельности, должны пройти процедуру официального получения лицензии. Сделать это необходимо для того, чтобы работать в соответствии с современным законодательством и не столкнуться с административной ответственностью. Пройти процедуру лицензирования можно и самостоятельно, однако более предпочтительным вариантом для большинства организаций станет обращение за помощью в специализированную юридическую организацию.
Чтобы вы не столкнулись со сложностями при выборе правовой организации, которая поможет оформить лицензию на страховую деятельность, мы предлагаем вам воспользоваться нашим рейтингом. Чтобы его составить, специалисты ресурса провели масштабную работу по анализу большинства важных характеристик. Специалистами были рассмотрены следующие моменты:
- Опыт работы правовой организации на рынке;
- Репутация в сфере – показатель, можно ли доверять представленной организации;
- Стоимость лицензии на страховую деятельность при комплексном обслуживании;
- Сроки получения разрешительного документа;
- Возможность воспользоваться дополнительными услугами, например, обжаловать отказ.
Согласно статье 32.5 Федерального закона №4015-1 лицензия по умолчанию является бессрочной (выдается на неопределенный срок). Но орган страхового надзора (Банк России) при выявлении определенных нарушений может применить особые санкции к субъекту страхового дела, которые будут выражаться в ограничении действующей лицензии. Согласно статьям 32.6-32.8 орган надзора имеет право на совершение следующих действий с ранее выданной лицензией:
- Ограничение или приостановление. Накладывается в случае, если субъект страхового дела не выполнил предписание об устранении нарушений, ранее выданное органом страхового надзора. Ограничение предусматривает запрет на страховую деятельность по определенным видам страхования, в то время как приостановление лицензии предусматривает запрет на осуществление всех видов страховой деятельности. При этом со страховой компании (иного субъекта страхового дела) не снимаются обязательства по действующим договорам страхования;
- Возобновление. В случае полного устранения нарушений, из-за которых было наложено ограничение (приостановление) лицензии, орган страхового надзора в полной мере возобновляет действие лицензии;
- Отзыв. В случае неустранения нарушений в установленный срок, в случае повторного характера нарушений, а также в случае появления непреодолимых препятствий, мешающих осуществлению страховой деятельности, у страховщика может быть отозвана лицензия. С этого момента он лишается права на ведение страховой деятельности, но при этом с него не снимается ответственность по действующим договорам страхования.
Помимо указанного, орган надзора может аннулировать решение о выдаче лицензии. Аннулирование лицензии осуществимо только в том случае, если субъект страхового дела еще не успел воспользоваться ею. Так, аннулированию подлежит лицензия, если спустя 2 месяца после принятия решения о ее выдаче страховщик не предпринял никаких действий для ее получения или если до получения лицензии страховщиком вскроется факт предоставления соискателем недостоверной информации.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется по решению Банка России, который, кроме того, занимается:
- ведением реестра брокеров страхования;
- ведением Государственного реестра объединений страховщиков и индивидуальных страховщиков;
- разработкой нормативных и методических документов, относящихся к страхованию.
Банк России вправе:
- Приостановить действие лицензионного документа — до устранения нарушений работы на заключение новых и продление действующих договоров по всем типам страховой деятельности для перестрахования. Однако страховщик должен работать по заключенным на нынешний момент договорам.
- Ограничить действие лицензии — наложить мораторий до срока устранения установленных нарушений условий лицензирования на ту же деятельность, что и во время приостановления.
Лицензию субъекта Банк России может также отозвать. Это значит, что ее действие прекращается по решению этого органа вместе с деятельностью субъекта, останутся только его обязательства по действующим страховым договорам.
Приостановление, ограничение и возобновление лицензии
При выявлении нарушений страхового законодательства объекту лицензирования органом по страховому надзору выдается предписание, в котором указываются условия для их устранения.
Предписания даются в таких случаях:
- Осуществления объектом лицензирования деятельности, которая запрещена в законодательстве, а также деятельности, при которой нарушаются условия, установленные для выдачи лицензии.
- При несоблюдении страховщиком законодательства в части размещения либо формирования средств страховых резервов, прочих фондов, гарантирующих осуществление выплат по страховым случаям.
- При несоблюдении страховщиком установленных нормативными актами требований по обеспечению соотношения принятых обязательств и активов, а также иных требований к обеспечению платежеспособности и финансовой устойчивости;
- При нарушении субъектом требований о представлении в страховой надзор либо его территориальный орган отчетности.
- При непредставлении субъектом в установленные сроки документов, которые затребованы в порядке страхового надзора в размерах компетенции соответствующего органа.
- При установлении факта представления субъектом неполных или недостоверных информационных данных.
- При непредставлении в установленный срок в информации о дополнениях и различных изменениях, которые были внесены в учредительные документы.
Предписание направляют объекту лицензирования, в случае необходимости его копия может быть направлена в определенные органы исполнительной власти. Объект лицензирования в установленный данным предписанием срок должен предоставить представляет в страховой надзор документацию, подтверждающую ликвидацию выявленного нарушения. Указанные документы рассматриваются в течение 30 суток с момента получения. Таков порядок лицензирования страховой деятельности.
Необходимые документы
Чтобы субъекту страхового дела, включая общества взаимного страхования, получить лицензию для осуществления деятельности по взаимному, добровольному или обязательному страхованию, необходимо представить в орган страхового надзора:
- заявление на выдачу лицензии;
- документ о регистрации в качестве юрлица, которому необходима лицензия;
- пакет учредительных документов;
- информацию о составе участников или акционеров;
- протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа;
- подтверждение оплаты уставного капитала в полном размере;
- экономическое обоснование осуществления видов страхования;
- сведения о страховом актуарии;
- правила страхования по различным видам предусмотренного законодательством страхования с образцами применяемых документов;
- положение о формировании страховых резервов;
- информацию о руководителях, главном бухгалтере, ревизоре соискателя;
- заключение аудитора при необходимости.
Получение лицензии и лицензионные требования
Получение лицензии
Лицензирование страховых организаций и обществ взаимного страхования осуществляется исключительно по правилам Закона о страховом деле, а Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» к страховой деятельности не применяется в силу прямого указания на это в п. 2 ст. 1 указанного Закона. Это предопределяет две важные особенности лицензирования субъектов страхового дела. Первая: действует не судебный, а административный порядок отзыва лицензий. Вторая: правила лицензирования и лицензирующий орган определяются не Правительством РФ, а непосредственно Законом о страховом деле. В ст. ст. 32, 32.3, 32.5 Закона достаточно подробно описан порядок получения лицензирования и рассмотрены вопросы действия лицензии.
Лицензии субъекту страхового дела выдает орган страхового надзора. Институционально орган страхового надзора уже неоднократно менял свое наименование и подчиненность — при написании этой книги органом страхового надзора является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Всего выдают четыре типа лицензий: страховую, перестраховочную, взаимного страхования и брокерскую. Порядок выдачи всех лицензий аналогичен, но для каждого типа имеются особенности. В основном они касаются перечня предоставляемых документов.
Страховые лицензии и лицензии на взаимное страхование выдаются по видам страхования, перечисленным в ст. 32.9 Закона (виды страхования подробно рассмотрены в § 2 гл. 2 настоящей работы), и для получения лицензии на каждый новый вид страхования, не входящий в ранее выданную лицензию, требуются представление дополнительных документов и получение соответствующего разрешения. Виды страхования, которые данная организация вправе осуществлять, указываются в лицензии.
Лицензии, как правило, бессрочны, но иногда, по заявлению соискателя либо если недостаточно страховой статистики для проверки правильности расчета тарифов, может быть выдана временная лицензия сроком до трех лет. Однако эта возможность редко используется.
Важно подчеркнуть, что в отечественной правовой системе получение лицензии на занятие страховой деятельностью является правом организации — орган страхового надзора обязан в определенный срок рассмотреть представленные организацией документы, исчерпывающий перечень которых установлен законом, и не вправе отказать в выдаче лицензии, если все документы соответствуют установленным требованиям. Более того, даже если не все документы в порядке и орган страхового надзора имеет по ним замечания, он обязан рассмотреть такие документы и либо выдать лицензию, либо отказать в ее выдаче (Постановление ФАС Московского округа от 17 ноября 2004 г. N КА-А40/10302-04), и даже если представлены не все документы, орган страхового надзора тем не менее обязан заявление рассмотреть (Постановление ФАС Московского округа от 2 октября 2006 г. N КА-А40/9424-06).
Так обстоит дело не во всех юрисдикциях. Например, по свидетельству Р.Ю. Точилина, в Канаде ведение страхового бизнеса не право, а привилегия, которую государство в лице органа страхового надзора может предоставить, а может и не предоставлять.
Однако несмотря на то, что формально никакой произвол в деле выдачи лицензии у нас не допускается, установлены исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии и сроки, в течение которых должно быть принято решение, — 120 дней для выдачи первичной лицензии и 60 дней для выдачи лицензии на дополнительный вид страхования — фактически эта процедура может тянуться сколь угодно долго. Закон не устанавливает для органа страхового надзора никаких последствий такого затягивания. Можно, правда, обжаловать его бездействие, и некоторые компании так и поступили, и даже суды признали их правоту, но ничего, кроме судебных актов, признающих правоту этих компаний, они не получили, и никаких неблагоприятных последствий для органа страхового надзора и его сотрудников не наступило. Таким образом, в этом вопросе наблюдается обычное для нашего правопорядка явление — право имеется, законом оно закреплено, и законом же установлены условия его реализации, но для его фактического осуществления недостаточно соблюдения этих условий, необходимы дополнительные усилия.
Средняя цена: 115 000 рублей.
Клиент после заключения договора вносит аванс в размере 70 % от стоимости выбранных юридических услуг.
Название лицензии | Стоимость |
Лицензия на осуществление медицинского страхования | 115 000 рублей |
Лицензия на деятельность страхового брокера | 115 000 рублей |
Лицензирование деятельности по осуществлению страхования гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования от несчастных случаев и болезней | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление пенсионного страхования | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования имущества граждан, за исключением транспортных средств | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования предпринимательских рисков | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования финансовых рисков | 115 000 рублей |
Лицензия на страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и/или с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (лицензия ОСАГО) | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору | 115 000 рублей |
Лицензия на страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств водного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств воздушного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств железнодорожного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования средств наземного транспорта, за исключением железнодорожного транспорта | 115 000 рублей |
Лицензия на осуществление страхования гр��зов | 115 000 рублей |
Лицензия на сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных) | 115 000 рублей |
Устная юридическая консультация | 2 400 рублей |
Письменная юридическая консультация | 3 600 рублей |
Письменная консультация по лицензированию
Цена: 3 600 рублей. Клиент вносит аванс в размере 80 % от стоимости.
Срок подготовки: до 7 дней. Длительность оказания услуги зависит от сложности и согласовывается с каждым клиентом индивидуально.
Средний объем консультационного заключения: 3 листа формата А4, без учета прилагаемых к ответу нормативных и иных актов (извлечений), судебных решений (извлечений).
Опытные юристы нашей компании профессионально подготовят консультационное заключение в виде подробных ответов на поставленные клиентов вопросы по интересующим аспектам лицензирования. Письменная юридическая консультация минимизирует последствия сделанных правовых ошибок до обращения в нашу компанию и поможет предотвратить будущие ошибки. Для предоставления письменной консультации с клиентом заключается договор на оказание данного вида юридических услуг. На этапе заключения договора клиент однозначно определяет тему консультации и в письменном виде формулирует вопросы, затем передаёт юристу нашей компании при встрече или с помощью электронной почты.
На практике различают следующие виды лицензий:
-
Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.
-
Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.
-
Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.
-
Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).
-
Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.
-
Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.
-
Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.
-
Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.
-
Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.