Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление дорожно-транспортного происшествия инспекторами ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отсутствие пострадавших граждан является причиной отказа сотрудников ГИБДД выезжать на место аварии при самостоятельном урегулировании конфликта между сторонами. Если участники не могут решить спорные моменты, инспектор ГАИ обязан выехать на вызов для оформления ДТП. Для составления европротокола дорожного происшествия без раненых и пострадавших водители могут не фиксировать данные свидетелей, достаточно будет видео или фотоматериалов.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Обязательно ли вызывать сотрудника ГИБДД при оформлении ДТП? | Нет, если в аварийной ситуации нет раненых и пострадавших, участники самостоятельно могут урегулировать конфликт. |
Что важно указать при дорожном происшествии? |
|
Какие документы обязан составить инспектор ДПС при оформлении ДТП? |
|
Нужно ли составлять расписку? | При самостоятельном урегулировании конфликта участники обязаны написать расписку о примирении сторон или получении денежных средств на месте аварии. |
Какие документы требуются при оформлении дорожно-транспортного происшествия?
При оформлении ДТП инспекторами ГИБДД на месте или в отделении выдаются следующие документы:
- Постановление об административном нарушении – выдается в том случае, если во время происшествия были нарушены ПДД.
- Протокол о ДТП – к нему прилагается схема ДТП, в которой схематично рисуется ситуация, произошедшая на дороге. Такая схема должна составляться с применением измерительных приборов, а также слов участников и свидетелей. Кроме этого, к протоколу прикладывается приложение с указанием механических повреждений транспортных средств. А также к протоколу прилагаются объяснения участников и очевидцев.
Внимательно ознакомьтесь со всеми документами, проверьте все данные.
КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!
Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.
Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.
Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.
Как поступить при незаконной остановке?
Многие водители даже не знают о том, могут ли гаишники останавливать для проверки документов вне стационарного поста разные автомобили. Обычно такие граждане ведут себя спокойно и без всяких вопросов передают бумаги на машину для изучения. Но желательно хорошо разбираться в своих правах, чтобы отстаивать их в разных ситуациях.
Не допускается нарушение прав и интересов водителей со стороны работников ГИБДД. Проверка документов разрешена только на стационарном посту, поэтому если машина была остановлена в городе без веских причин, водитель может выполнить несколько действий:
- отказаться представлять документы для изучения;
- совершить звонок в дежурную часть с просьбой привлечь автоинспектора к ответственности;
- зафиксировать действия и разговор на видеорегистратор;
- запросить удостоверение у сотрудника ГИБДД (водитель может переписать сведения из этого документа для дальнейшего составления жалобы);
- обратиться с жалобой в отделение ГИБДД, где работает остановивший машину инспектор.
Если каждый водитель будет отстаивать свои права, то значительно снизится количество ситуаций, когда автоинспекторы превышают свои полномочия, нарушая положение регламента полиции.
Как обстоят дела с этим вопросом за пределами РФ
Сотрудники дорожной полиции за пределами Российской Федерации действуют на основании законодательных актов, которые изданы на государственном уровне. Правила остановки не значительно отличаются от российских.
На территории европейских стран действуют более жесткие требования – остановить и потребовать пройти экспресс медицинское освидетельствование на алкогольное опьянение могут любого водителя автомобиля при наличии малейших подозрений. Больше всего страдает служба ГАИ на территории Украины, которая неоднократно подвергается реформам, в связи с ситуацией, которая сложилась в пределах государства.
При поездке за рубеж гражданам Российской Федерации необходимо иметь при себе исчерпывающий пакет документов, которые позволяют идентифицировать гражданина, установить наличие права на управление транспортным средством.
Перед поездкой необходимо ознакомиться с правилами въезда на территорию иностранного государства и при необходимости оформить дополнительный пакет документов, который включает:
- заграничный паспорт;
- водительское удостоверение международного образца;
- страховой полис, который будет действовать за пределами РФ (Зеленая карта);
- пассажирская таможенная декларация на ТС, которая заполняется при пересечении границы государств;
- виза или миграционная карта;
- полис медицинского страхования.
Какие документы нужно иметь при себе водителю: перечень документов водителя 2019
Список документов водителя, которые обязательно должны быть с собой не слишком большой.
Документы предоставляемые сотрудникам ГИБДД:
- Водительское удостоверение – необходимо для подтверждения права на управление транспортного средства с соответствующей категорией. Если права были аннулированы, нужно предъявить временное разрешение на управление ТС.
- Свидетельство, подтверждающее регистрацию транспортного средства и документы на прицеп, если таковой имеется.
- Документы, указывающие на владение или право эксплуатации транспортного средства. А также потребуются документы на прицеп, если таковой имеется.
- Путевой лист, лицензионная карта водителя и документы на транспортируемый груз предоставляются только в определенных случаях.
- Документы на перевозку крупногабаритных или тяжелых грузов, а также грузов, представляющих опасность в случае возникновения ДТП (топливо, химия и др.).
Также нельзя управлять ТС без полиса ОСАГО (Обязательного Страхования Автогражданской Ответственности). Его можно оформить в электронном виде через интернет. Хоть штраф за его отсутствие не слишком большой, лучше не рисковать. Потому как, в случае ДТП, водитель будет оплачивать ущерб, нанесённый автомобилям и лечить пострадавших из личного кармана.
Вот и все обязательные документы водителя, то есть это все документы, предъявляемые сотруднику ДПС, которые он имеет право требовать.
Если вы заметили, то паспорт не относится к документам, которые должен иметь водитель, так как информация, содержащаяся в водительских правах, позволяет полностью идентифицировать водителя.
Для выявления нарушений при патрулировании применяются скрытые или гласные проверки. При этом используются средства видеонаблюдения, навигации и других технических средств. Проверяется сохранность и правомерность применения информационных сведений, соответствие реквизитов открытых административных дел фактической информации о нарушителях и другие мероприятия.
При проведении контрольных мероприятий учитываются заявления и жалобы гражданских лиц, оперативные сведения о работе патруля. Гласные проверки проводят не реже одного раза в неделю приказом командира полк, роты, батальона. Проверки ежедневно, не реже двух раз в смену, проводят командиры взводов или их заместители. О прибытии проверяющего ДПС, который представляется и показывает документы и предписание (это не касается непосредственных начальников) старший наряда сообщает дежурному. Проверяющему ДПС не разрешается применять любые провокационные действия.
Скрытые проверки проводят по утвержденному заранее графику командиром строевого отделения или руководителем. Если вскрылись объективные факты и обстоятельства, то разрешено проводить скрытую проверку вне графика. Продолжительность такой проверки не превышает часа. Наблюдение ведется при помощи видеокамер, фотосъемки, аудиозаписи.
Особенности несения службы
По прибытии на пост наряд ДПС получает от руководителя сменяемого состава или дежурного сведения об обстановке, происшествиях, проведенной оперативной работе, поступивших распоряжениях и сообщениях, исправности техники, связи, эксплуатационном состоянии проезжей части и другую информацию по делу. Осмотр места патрулирования определяется инструкцией, учитывающей протяженность участка трассы, обстановки, поставленных целей. Докладывает дежурному о принятии поста, недостатках, требующих срочного вмешательства.
Патруль защищает здоровье и жизнь простых граждан от посягательства преступных элементов, оперативно докладывает дежурному или командиру полученные сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, авариях, чрезвычайных ситуациях. В рамках компетенции оказывает пострадавшим посильную помощь, в этом случае порядок действий определяется подпунктами 102,5–102,7 этого наставления. Информацию дежурному сообщает не реже одного раза в час.
Патрулю ДПС разрешается покидать пост без разрешения командира подразделения или его заместителя в случае:
- выполнения неотложных мероприятий за чертой ответственной зоны и патрулирования нарушителя или потерпевшего в помещение внутренних дел;
- оказания помощи в работе другим нарядам;
- преследования транспорта, граждан, совершивших уголовное или административное нарушение;
- оказание первой помощи пострадавшим;
- охраны места происшествия за пределами зоны патрулирования;
- внезапной болезни;
- обеда в положенное время;
- выполнения поступившего указания другого порядка.
КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!
Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.
Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.
Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.
Как поступить при незаконной остановке?
Многие водители даже не знают о том, могут ли гаишники останавливать для проверки документов вне стационарного поста разные автомобили. Обычно такие граждане ведут себя спокойно и без всяких вопросов передают бумаги на машину для изучения. Но желательно хорошо разбираться в своих правах, чтобы отстаивать их в разных ситуациях.
Не допускается нарушение прав и интересов водителей со стороны работников ГИБДД. Проверка документов разрешена только на стационарном посту, поэтому если машина была остановлена в городе без веских причин, водитель может выполнить несколько действий:
- отказаться представлять документы для изучения;
- совершить звонок в дежурную часть с просьбой привлечь автоинспектора к ответственности;
- зафиксировать действия и разговор на видеорегистратор;
- запросить удостоверение у сотрудника ГИБДД (водитель может переписать сведения из этого документа для дальнейшего составления жалобы);
- обратиться с жалобой в отделение ГИБДД, где работает остановивший машину инспектор.
Если каждый водитель будет отстаивать свои права, то значительно снизится количество ситуаций, когда автоинспекторы превышают свои полномочия, нарушая положение регламента полиции.
Какие документы имеет право требовать у водителя инспектор ДПС в 2021 году?
Если водитель согласен с протоколом и штрафом, и не намерен оспаривать действия должностного лица, то возникает возможность для, так называемого, сокращённого производства по делу об административных правонарушениях (ст. 810 КоАП РК). Водителю обязаны разъяснить права по льготному периоду оплаты штрафа (сокращение размера штрафа до 50% в случае оплаты в течение 7 дней), вручается квитанция, а должностным лицом возбуждается административное производство, которое будет завершено по факту оплаты штрафа.
По указанным действиям должностного лица составляется индивидуальный протокол (протокол досмотра ТС, протокол об изъятии документов и т.д.), либо данные о действии, его основаниях и результатах заносятся в протокол об административном правонарушении. Подробнее о каждом из указанных действий должностного лица вы можете ознакомиться по ссылкам, указанным рядом с ними.
Так же, для того чтобы выяснить наличие спецоперации – Вы можете позвонить по телефону доверия ГАИ (инспектор обязан Вам его назвать). Ещё следует помнить что, явным признаком «Спецоперации» является наличие у остановивших Вас сотрудников полиции – бронежилетов и автоматов.
В ПДД нет такой обязанности – «Выходить из своего автомобиля». А в Приказе министра МВД Административный регламент № 185 (ДСП №186)
п.70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения: а) выйти из транспортного средства в случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника; б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Права водителя при остановке ГИБДД
Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.
Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».
Внимание!
20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.
Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.
Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).
Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.
Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.
Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».
В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.
Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.
Ссылки на статьи:
Можно ли снимать на видео сотрудника ДПС ГИБДД с 20 октября 2017 года?
Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее – Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.
Основаниями к остановке являются:
-
установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;
-
наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;
-
наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;
-
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
-
необходимость привлечения водителя в качестве понятого;
-
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
-
необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях, например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях);
-
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
-
проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;
-
проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля
Останавливать автомобиль сотруднику ГИБДД разрешено в том числе рукой, а не только жезлом. Инспектору запрещено останавливать машину там, где остановка запрещена по Правилам, за исключением исключительных случаев.
Проговорить ее вслух в форме вопроса, обращенного к ИДПС, дождаться положительного ответа, при этом все фиксируется на камеру. Какие документы предоставляет водитель при общении с инспектором ДПС При предъявлении удостоверения – записать номер жетона и удостоверения, личные данные, должность, до какого числа действует.
Итак, если инспектор остановил автомобиль, за рулем которого находится автомобилист, не имеющий при себе водительского удостоверения, то наказанием в этом случае станет или предупреждение, или административный штраф в размере 500 рублей. Это указано в части 2 статьи 12.3 КоАП РФ.
Если есть основания, составляется протокол отстранения от управления авто, акт освидетельствования, приглашаются понятые.
Конечно же, есть случаи мошенничества, и, ни у кого нет гарантий в том, что перед Вами настоящий инспектор ДПС или сотрудник полиции, особенно в тех случаях, если автомобиль останавливают не на стационарном посту. Вы всегда имеете право попросить проверяющего предъявить свое удостоверение, если оно Вам поможет, но Вы обязаны передать документы для проверки, а не просто показать их и спрятать.
Данные процедуры проводятся полицейскими с одной целью – обнаружить доказательство правонарушения или предмет его совершения. Осмотр, конечно, позволяет увидеть меньше, например, непристегнутого пассажира или ребенка, едущего без специального детского автокресла. Досмотр же позволяет инспектору самому попасть в машину, чтобы найти, например, съемную тонировку или шторки, которые водитель снял на глазах у инспектора.
Чтобы данные цели стали основанием – достаточным условием, позволяющим проведение досмотра – у инспектора должно быть не просто предположение о возможном нахождении этого предмета в авто, он должен был самостоятельно его увидеть. К сожалению, доказывать свое наблюдение он никак не обязан.
Морфологически эти слова довольно схожи, однако юридически эти процедуры имеют огромную разницу.
Осмотр – визуальное, исключительно зрительное ознакомление с содержимым автомобиля, его техническим состоянием, его пассажирами. То есть, инспектор может заглянуть в окно, обойти сам автомобиль, но дотрагиваться до предметов не может. Фактически сотрудник ГИБДД проводит осмотр каждый раз, когда останавливает автомобиль.
Досмотр – более серьезная процедура, которая позволяет инспектору не только осматривать авто, но и прикасаться к предметам, находящимся в нем, требовать от водителя и пассажиров выйти из ТС, а также самому садиться на их места. Для такого действия уже требуется основание, о которых речь пойдет ниже. Досмотр должен проводится в присутствии 2 понятых, которые будут следить за действиями полицейского, а по завершении процедуры поставят подписи в протоколе досмотра – это будет доказательством того, что предмет, обнаруженный в автомобиле, не был подброшен инспектором и что вся процедура проводилась в соответствии с законом. Вместо привлечения понятых инспектор может вести видеозапись.
Сотрудники Госавтоинспекции могут проводить не только досмотр ТС, но и досмотр вещей, личный досмотр. Это еще 2 серьезных действия, на которые должны составляться отдельные протоколы. И для каждого из них нужны понятые. Важно! Проводить личный досмотр может лишь полицейский того же пола, что и досматриваемый; понятые также должны быть этого пола.
В чем же отличия этих 3 процессов? Досмотр ТС должен ограничиваться только проверкой содержимого авто: инспектору запрещено открывать лежащие в нем сумки, чемоданы, пакеты и так далее. Личный досмотр – это проверка вещей, находящихся при человеке, он позволяет требовать снять аксессуары, часть одежды и доставать вещи из карманов. Досмотр личных вещей означает, что инспектор будет проверять сумки, портфели, чемоданы, коробки, контейнеры и так далее.
Ст. 27.9 Административного кодекса обязывает полицейских составлять протокол досмотра ТС перед началом процедуры. Исключение – необходимость задержания лиц, находящихся в автомобиле, тогда факт досмотра может быть включен в протокол задержания, а отдельного документа для него не требуется.
Протокол досмотра должен содержать:
- информацию о времени и месте процедуры;
- личные данные сотрудника Госавтоинспекции (ФИО, звание и должность, часть);
- личные данные владельца авто;
- сведенья об автомобиле (марка и модель, госномер и так далее);
- описание найденных вещей;
- личные данные понятых (ФИО, адрес проживания, телефонный номер);
- пометку о записанных видеодоказательствах при их наличии (данную пометку может сделать и водитель, если запись велась не инспектором).
В конце данный документ подписывается инспектором, понятыми при их наличии и водителем. Водитель вправе отказаться от подписи – это его право, однако лучше этого избегать. В протоколе следует сделать все необходимые пометки, указать нарушения проведения процедуры, если они были, а в конце – все же подписать.
Независимо от результатов процедуры копия протокола должна быть выдана водителю на месте.
Теоретически, конечно, гаишник может аккуратно подложить что-то в салон автомобиля и сразу же найти это. Сделать это довольно просто. Однако если у инспектора нет к водителю личной неприязни и если автомобилист ��е является каким-либо известным лицом, за подставу которого могут хорошо заплатить, то вероятность подлога близка к нулю.
Дело в том, что сотрудники ГИБДД должны пресекать нарушения именно в сфере ПДД: от этого зависит их продвижение по службе. Обнаружение наркотиков практически не принесет им пользы, а вот проблем окажется довольно много. Начнется все с бумажной волокиты и различных рапортов, а продолжится расследованием следственного комитета, в которое будет вовлечен инспектор. В таком процессе не хочется участвовать ни одному ГАИ-шнику.
Согласно Административному регламенту, утверждённому Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 и КоАП РФ, в правовом поле процедура досмотра будет выглядеть следующим образом:
- Остановка авто
- Предъявление документальных оснований для остановки и проведения досмотра
- Поиск 2 понятых
- Освобождение салона ТС водителем и пассажирами
- Тщательный досмотр автомобиля инспектором, включая багажник и груз
- Составление протокола о проведенной процедуре
- Оставление подписи обеими сторонами
- Передача водителю копии протокола
Кажется, что все крайне просто и вопросов, а тем более споров относительно процедуры досмотра возникать не должно. Но на практике ошибки во время досмотра совершают как владельцы автомобилей, так и инспекторы. Поэтому некоторые пункты приведенного выше списка будут рассмотрены более подробно.
Понятыми не могут быть:
- Пассажиры остановленного авто
- Сотрудники ГИБДД
Инспектор должен назначить понятых из случайных прохожих или остановить с этой целью еще один автомобиль. Незаинтересованные лица обязательно предоставляют сотруднику ДПС удостоверения личности, данные из которых будут вписаны в протокол.
Досмотр ТС осуществляется только при условии пустого салона. Водитель и пассажиры обязаны выйти из машины, но присутствовать во время процедуры и содействовать ее проведению в рамках правового поля. При этом допустимо вести видео- и фотосъемку процесса.
Здесь инспекторы часто превышают свои полномочия. Поэтому любой водитель должен знать, что:
- Трогать руками личные вещи, открывать багажник, капот и «бардачок» должностное лицо не может – по его просьбе все подобные действия совершает владелец ТС
- Опломбированный груз не подлежит вскрытию – о нем по рации сообщают в дежурную часть и только после поступления соответствующих распоряжений (это делается в самом крайнем случае, когда существует прямая угроза жизни) целостность пломбы нарушается
- Сотрудники наряда не препятствуют нахождению водителя около своего автомобиля, но в случае подозрений на совершение им уголовного преступления имеют право частично ограничить его свободу (наручниками)
- При обнаружении в процессе досмотра административного правонарушения или иного преступления (совершенного либо запланированного) инспектор составляет соответствующий документ.
В первом случае это будет дело о правонарушении, открытое самим сотрудником ДПС. Во втором – рапорт, передающийся следственной группе, направленной на место досмотра посредством звонка в дежурную часть.
По результатам досмотра уполномоченное лицо составляет протокол. В нем указываются:
- Данные инспектора: Ф.И.О., звание, должность
- Место и дата
- Данные лица, управлявшего ТС: Ф.И.О., дата рождения, номер и дата выдачи водительского удостоверения, место регистрации, адрес проживания, телефон
- Идентификационных признаки транспортного средства
- Данные понятых: Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, адрес проживания, телефон
Случается, что инспектор отказывается искать понятых, ссылаясь на ведение официальной видеосъемки. Такие действия не могут классифицироваться как правомерные. Закон не обязывает сотрудников ДПС вести съемку досмотра. Производить ее допустимо по собственной инициативе обеими сторонами. А вот наличие понятых является обязательным условием законности проведенного досмотра. Поэтому на их присутствии водитель должен настаивать.
В ситуации, когда досмотр проводится в безлюдном месте и поиск понятых не представляется возможным, водитель должен согласиться на официальную видеосъемку.
У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.
Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.
«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.
Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства. Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись. Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.
Раньше доверенность была обязательным документом, если под управлением автомобиля находится не собственник. Но с появлением ОСАГО необходимость в ней отпала. Однако лучше составить доверенность и держать при себе, чтобы не вызывать лишних подозрений у инспектора. Опять же, при наличии страховки требовать этот документ сотрудники дорожной полиции не могут.
Постановление Правительства России № 716 от 19.08.2013 года прописывает условия и алгоритм остановок автомобилей, права и обязанности властных структур, наделенных этим полномочием, во сколько осуществляется пересменка работников ДПС, а также правовая защита лиц, управляющих ТС.
Итак, транспортное средство вправе остановить:
- Регулировщик;
- Представитель Федеральной службы по надзору за транспортом;
- Инспектор ГИБДД;
- Полицейский.
Для остановки должен быть весомый повод – одной проверки документов недостаточно.
Остановить ТС без причины представитель властных структур не вправе. Это прямое нарушение нормы закона. Сотрудник, остановивший машину, обязан разъяснить автовладельцу основание для остановки транспортного средства. В это время водитель вправе не выходить из салона авто (статья 67 Приказа МВД №185).
Законные причины остановки:
- Нарушение ПДД (Правил Дорожного Движения);
- Подозрения о нахождении в государственном (или международном) угрозыске водителя или его пассажиров;
- Подозрение на то, что машина числится угнанной;
- Водителя (пассажира) просят засвидетельствовать ДТП или нарушения ПДД;
- Если действует «план-перехват», в связи с побегом осужденного из колонии.
Все остальные аргументы считаются остановкой без причины.
Порядок исполнения обязанностей сотрудниками автоинспекции прописан в Приказе МВД №185. Многие автовладельцы задают вопрос, имеет ли право представитель инспекции требовать от водителя покинуть салон машины? Сотрудник вправе попросить об этом, но выполнять просьбу или нет – право водителя, а не его обязанность.
Приказ остановиться подается инспектором при помощи громкой связи или жезла со свистком. В обязанность сотрудника инспекции вменяется точное указание жезлом на авто. Если на машину жезл не указывает, водитель вправе продолжить движение.
Причины остановки машины
Проверка документов сотрудниками ДПС разрешается исключительно при условии, если остановка автомобиля связана с вескими основаниями. К самым распространенным причинам остановки авто относится:
- нарушение водителем ПДД или требований безопасности на дороге, причем нарушение может не фиксироваться с помощью технических средств;
- наличие у автоинспектора информации о том, что конкретный водитель или пассажиры причастны к аварии или преступлению;
- машина находится в розыске;
- имеются доказательства, что конкретное авто использовалось в незаконной деятельности;
- требуется опросить водителя и пассажиров о дорожном происшествии или каком-либо нарушении, если они являются свидетелями;
- привлечение граждан, находящихся в машине, в качестве понятых;
- автомобиль требуется сотруднику ГИБДД;
- осуществляется регулировка дорожного движения, причем в этом случае не имеет права автоинспектор проверять документы шоферов;
- водители привлекаются к оказанию помощи участникам движения или работнику ГИБДД;
- проведение специальных рейдов.
Не во всех вышеуказанных ситуациях у автоинспектора имеется право требовать от водителя предъявления прав, страхового полиса и диагностической карты. Необходимо веское основание для проверки документов сотрудником ДПС.
Право остановки транспортного средства регулируется Правилами дорожного движения, в частности пунктом 2.4, где указано, что подобными полномочиями наделены:
- Регулировщики – сотрудники полиции, в том числе инспекторы ППС, участковый, Росгвардии, военной полиции, работники дорожных служб, дежурные на переездах железнодорожных составов или паромных переправ. При этом наделены правом осмотра и изучения документов у водителей ТС только инспекторы МВД (ГИБДД) и Росгвардии. Инспекция шоферского удостоверения производится представителем ГАИ. Другие сотрудники полиции имеют право проверять паспорт и иной документ, удостоверяющий личность водителя.
- Останавливать грузовые ТС, автобусы, курсирующие за пределы государственной территории или иностранные автотранспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки имеют право сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта только в специально отведенных местах или пунктах досмотра.