Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для западного или, по крайней мере, для европейского читателя российское трудовое право не будет большим сюрпризом. Оно устанавливает свободу трудового договора, но предусматривает дополнительную защиту работника. Эта защита выражена в виде минимальных стандартов труда.
Задачи трудового права – на благо общества
Обеспечение соблюдения правовых трудовых норм призвано способствовать правопорядку в трудовой сфере, что благотворно влияет на общество. Задачи каждой правовой отрасли отражают часть социальных задач в целом, будучи направлены на достижение задекларированных целей. Они приведены в тексте ТК (ч.2 ст.1) и декларируют:
- формирование оптимальных факторов для консенсуса интересов собственников производства, руководителей и наемных сотрудников, а также пользы для державы;
- способствование возрастанию производительности труда;
- содействие росту качественности труда;
- меры содействия эффективности производства;
- участие в улучшении финансового и культурного благополучия работающих граждан;
- упрочение трудовой дисциплины.
Профессиональные союзы и коллективные переговоры
Российский Трудовой кодекс участие профессиональных союзов в решении вопросов, относящихся как к организации работы и оплате труда, так и к заключению коллективных договоров и соглашений.
С введением нового Трудового кодекса роль профессиональных союзов на различных уровнях была уточнена, а некоторые из прав, которые ранее приводили к злоупотреблениям, были исключены.
Закон в статье 7 Трудового кодекса предусматривает два типа документов, в которых закрепляются результаты коллективных переговоров: соглашение и коллективный договор.
Соглашения заключаются между представителями работодателей и работников на федеральном, региональном и территориальном уровнях, а также на уровне определенной отрасли. Соглашение в определенной отрасли также может быть заключено на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Соглашение устанавливает условия труда не только для участников отрасли, но также для работников государственных органов (органов власти субъекта Российской Федерации).
Соглашение по общему правилу не распространяется на тех работодателей, которые не участвуют в переговорах через своих представителей (то есть на тех, кто не является членом соответствующей ассоциации). Однако существует механизм, посредством которого даже не желающий работодатель может стать стороной соглашения «посредством молчания». Это происходит, когда работодатель не реагирует на официальную публикацию объявления, предлагающего не участникам ассоциации, присоединиться к соглашению. Такое объявление может быть сделано только Министерством труда и социальной защиты России и только касательно отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне.
Работодатель обязан проинформировать о том, что он не согласен принять это предложение в течение 30 дней с момента публикации. Отказ должен быть хорошо обоснован и направлен в письменной форме. Только таким образом работодатель может избежать действия такого соглашения.
Соглашения могут быть заключены на срок не более трех лет. Стороны могут согласиться продлить действие соглашения, но на срок не более трех лет. Закон допускает только одно продление (ст. 48 Трудового кодекса).
Коллективные договоры заключаются на уровне отдельной компании (или ее подразделения), либо на уровне отдельного индивидуального предпринимателя. Работодатель не обязан обеспечивать наличие заключенного коллективного договора. Однако работодатель обязан участвовать в переговорах о заключении коллективного договора, если такие переговоры инициированы представителями работников (ст. 36 Трудового кодекса).
Трудовой кодекс уже не содержит ранее брошенный вызов работодателям – участвовать в переговорах с несколькими профессиональными союзами одновременно. В настоящее время закон устанавливает, что представителем работников является орган (или группа людей), который получил поддержку большинства работников работодателя. Такими представителями могут быть официальные профессиональные союзы, а также любые не организованные агенты, получившие поддержку большинства работников.
Действующий коллективный договор требует его соблюдения работодателем и всеми работниками. В отличие от соглашения коллективный договор может неоднократно продлеваться сторонами (максимальный период каждого продления – 3 года). Он продолжает действовать в течение трех месяцев после смены собственности организации – работодателя (данная норма получило ограниченное толкование, которое подразумевает, что это правило не применяется при продаже компании между субъектами частного права, поскольку в данном случае собственность переходит между старым и новым частными собственниками, но форма собственности (частная собственность) остается той же. Это правило применяется скорее в случаях национализации, приватизации, перехода из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и в других подобных случаях).
На лиц, которые участвуют в процессе переговоров о заключении коллективных договоров, распространяются некоторые виды гарантий. Эти работники не обязательно должны являться представителями профессиональных союзов. Хотя закон также содержит специальные гарантии для представителей профессиональных союзов (например, в определенных случаях перед увольнением должно быть запрошено мнение профессионального союза; дополнительные гарантии установлены для руководителя профсоюза и его заместителей и т.д.).
Профессиональные союзы или другие представители работников могут также выполнять дополнительные функции, указанные в законе. К ним, например, относятся следующие:
- Давать их согласие по определенным вопросам, когда такое согласие должно быть получено по закону;
- Высказывать мнения и рекомендации о принятии локальных актов работодателя;
- Получать информацию по отдельным вопросам, напрямую касающимся работников;
- Обсуждать деятельность компании и давать свои рекомендации по ее улучшению.
Работодатель не обязан обеспечивать наличие представительного органа работников. В случае, если представительный орган отсутствует, работодатель не обязан запрашивать мнение по тем вопросам, по которым в противном случае должно было быть получено согласие.
Работодателю необходимо руководствоваться точными формулировками Трудового кодекса касательно профессиональных союзов во всех случаях, когда создан профессиональный союз или другой представительный орган работников, а также когда создание одного из них ожидается в ближайшем будущем.
Профессиональный союз более высокого уровня (выше уровня компании) может прислать профсоюзного инспектора для проверки условий труда в компании, в которой создан профсоюз более низкого уровня. Права таких профсоюзных инспекторов детализированы в законе (ст. 370 Трудового кодекса).
ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА.
Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд – работа под угрозой применения какоголибо наказания (насильственного воздействия).
Признаки принудительного труда – отсутствие добровольного предложения лицом услуг для выполнения работы или прохождения службы; – наличие наказания за отказ от выполнения такой работы.
В ч. 3 ст. 4 ТК РФ перечислены дополнительные по сравнению с международными актами формы принудительного труда. К принудительному труду этой нормой отнесены:
1) нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
2) требование работодателем выполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо если работа угрожает жизни или здоровью работника. В п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ дан перечень работ, которые не могут быть отнесены к принудительному труду и при доказанности рассмотренных юридически значимых обстоятельств. К числу таких работ отнесены: работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе, работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами, работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Данный перечень работ в международных актах и для российского законодательства является исчерпывающим. Указание в нем на иные обстоятельства требует доказанности создания в результате их действия угрозы жизни или нормальным жизненным условиям всего населения либо его части. В ч. 2 ст. 142 ТК РФ перечислены временные периоды, в течение которых нельзя приостанавливать работу при невыплате заработной платы, органы и организации, в которых такая приостановка запрещена, а также работники, лишенные права использовать данное средство защиты.
Принцип свободы труда
Основополагающим принципом в трудовом праве является принцип свободы труда. Он воплощается в разнообразных правовых нормах: начиная с возникновения трудовых отношений и заканчивая их прекращением. Свобода труда подразумевает, что лишь гражданин вправе определять, где ему проявить собственные знания и способности. Он имеет право вступить в трудовые отношения с работодателем либо самостоятельно осуществлять предпринимательскую или иную не запрещенную законодательством экономическую деятельность. Под свободой труда подразумевается также право вообще не заниматься каким-либо трудом. Свобода труда не имеет никакого отношения к дискриминации и принудительному труду. Лишь человеческие способности, его деловые качества, познания и опыт учитываются как в процессе заключения трудового соглашения, так и в продвижении по карьерной лестнице.
Таким образом, в соответствии со статьей 3 Трудового Кодекса каждый обладает равными возможностями для осуществления своих трудовых прав.
Ни один работающий не ограничивается в трудовых правах и свободах и не получает какие-то преимущества вне зависимости от таких качеств как:
- половая принадлежность;
- раса;
- цвет кожи;
- национальность;
- язык;
- происхождение;
- имущественное, семейное, социальное и должностное положение;
- возраст;
- место жительства;
- отношение к религии;
- политические убеждения;
- принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям;
- другие обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работающего.
Дискриминацией не считается установление различий, исключений, предпочтений и ограничение прав работающих, определяемые свойственными этой разновидности труда требованиями, устанавливаемыми федеральным законодательством, или определенные особой заботой правительства о лицах, которые нуждаются в повышенной социально-правовой защите.
К примеру, гражданам, претендующим на должность частного охранника, необходимо получить удостоверение соответствующего образца. Обязательные требования для его получения: наличие российского гражданства, достижение совершеннолетия, отсутствие судимости за умышленные преступления и пр. Предъявление перечисленных требований не считается дискриминацией, так как данные требования устанавливаются Законом России от 11 марта 1992-го г. касаемо частной детективной и охранной деятельности в России.
Люди, считающие, что их подвергают дискриминации в трудовой сфере, имеют право обратиться в судебный орган с заявлением восстановить нарушенные права, возместить материальный вред и компенсировать моральный ущерб.
В Трудовом Кодексе запрещение дискриминации в трудовой сфере выделяется в отдельную статью. Таким образом, обозначается один из основных принципов в трудовом праве – недопущение дискриминации в сфере труда и занятий, что закреплено в Декларации МОТ о ключевых принципах и правах в трудовой сфере. Данная Декларация обязательна для государств-членов МОТ вне зависимости от ратификации конкретных конвенций.
Запрещение дискриминации в трудовой сфере нацелено на то, чтоб у всех граждан были равные возможности при реализации собственных трудовых способностей. Лишь деловые качества работающего учитываются как в процессе заключения трудового соглашения, так и при оплате (иных условиях) труда.
Согласно статье 4 Трудового Кодекса принудительный труд запрещается.
Под принудительным трудом подразумевается осуществление работы под угрозой применения какого-то наказания либо насильственного воздействия.
Принудительный труд осуществляется:
- с целью поддержания дисциплины труда;
- как мера ответственности за участие в забастовке;
- как средство мобилизации и применения рабочей силы с целью экономического развития;
- как мера наказания за наличие либо выражение политических нравов или идеологических убеждений, противоречащих определенной политической, социально-экономической системе;
- как мера дискриминации по критериям расовой, социальной, национальной либо религиозной принадлежности.
Принудительным трудом считается работа, которую работнику приходится исполнять под угрозой применения какого-то наказания либо насильственного воздействия, но при этом согласно Трудовому Кодексу или иным федеральным законам он вправе отказаться ее выполнять, в т.ч.:
- вследствие нарушения определенных сроков выплаты зарплаты либо выплаты ее не полностью;
- вследствие возникновения прямой угрозы жизни и здоровью работника в связи с нарушением требований охраны труда, в том числе из-за необеспечения его средствами коллективной либо индивидуальной защиты согласно установленным нормам.
Принудительный труд недопустим в соответствии с конституционным положением. А именно часть 2 статьи 37 Конституции говорит о том, что принудительный труд запрещается. Это значит, что никто не обязан работать под угрозой наказания. Каждый человек имеет право выбора рода деятельности и профессии и может в принципе не принимать участия в трудовой деятельности.
Рассматривая вопрос о запрещении принудительного труда, надо отметить, что в статье 4 Трудового Кодекса перечислены виды работ, которые не признаются принудительным трудом. Данное перечисление начинается с работы, выполняющейся в порядке несения военной службы или в качестве альтернативы гражданской службы. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998-го г. касаемо воинской обязанности и военной службы граждане, которые проходят военную службу, считаются военнослужащими. При осуществлении призыва на военную службу лицо может направляться на альтернативную гражданскую службу. Работа, которая выполняется в процессе исполнения воинской обязанности либо при прохождении альтернативной гражданской службы, не квалифицируется как принудительный труд. Не признается принудительным трудом также работа, которая выполняется при чрезвычайных обстоятельствах (авариях, пожарах, наводнениях, землетрясениях и иных чрезвычайных происшествиях, угрожающих жизни либо жизнеобеспечению населения).
Право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве
К основным принципам трудового права Трудовым Кодексом относится право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах.
Важнейшим направлением социальной политики государства являются мероприятия в области занятости. Для их реализации формируются специальные органы (Роструд, возглавляемый Минтрудом РФ), выделяются определенные финансовые ресурсы, предоставляются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельным категориям граждан.
Таким образом, Законом о защите инвалидов устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работающих (однако не меньше 2% и не больше 4%).
Статьей 2 Трудового Кодекса впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводится понятие справедливых условий труда, которое включает 3 составляющие:
- безопасную трудовую деятельность;
- отдых после труда в течение определенного временного периода;
- зарплату, обеспечивающую достойное существование человека и его семьи.
Предмет и сфера действия трудового права Российской Федерации
Всякий не индивидуальный труд выступает как система возникающих между людьми общественных отношений, в этом качестве он является объектом правовой регламентации.
Ведущую роль в данной системе отношений играют отношения наемного труда, возникающие между работодателем, с одной стороны, и работником – с другой стороны, которые основаны на соглашении о применении труда последнего. Такое соглашение получило название «трудовой договор». Индивидуальные отношения по поводу применения труда гражданина, заключившего трудовой договор с организацией либо другим гражданином, в соответствии со ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) – основа предмета трудового права России.
Оплата труда. Гарантийные и компенсационные выплаты
Трудовой кодекс РФ (ст. 129) рассматривает оплату труда как отношение между работником и работодателем по поводу установления и выплаты вознаграждения за труд, а также как собственно вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Отношения по поводу оплаты труда в трудовом праве России регулируются при помощи: централизованного государственного нормирования оплаты труда, локального нормативного или договорного регулирования оплаты труда. Централизованное регулирование оплаты труда осуществляется Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, подзаконными нормативными актами, федеральными, отраслевыми, региональными, профессиональными соглашениями по социально-трудовым вопросам.
Работодатели самостоятельно устанавливают системы и формы оплаты труда, разрабатывают локальные тарифные системы оплаты труда, применяют премиальные системы, иные формы материального стимулирования труда работников (надбавки и доплаты стимулирующего характера, единовременные и периодические вознаграждения и т. п.), формируют и используют по своему усмотрению фонды оплаты труда. Максимальные размеры заработной платы работников законом не ограничиваются.
В части бюджетного финансирования оплаты труда работодатели обязаны соблюдать нормы и ограничения, устанавливаемые источником соответствующего финансирования (ст. 135, 144, 145 ТК РФ). Размеры и порядок оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального или местного бюджетов, определяются органами исполнительной власти соответствующего уровня. Такое разграничение установлено нормами ТК РФ, вступившими в силу с 1 января 2005 года (ст. 133, 135, 143, 144 и др.).
Комментарий к статье 2 ТК РФ
В соответствии с общепринятой классификацией сложилось деление (градация) принципов права в зависимости от сферы их действия. Принципы, охватывающие всю систему права, являются общеправовыми принципами права (принципы законности, демократизма, защиты прав человека и др.). Принципы, присущие нескольким отраслям, выступают как межотраслевые принципы (например, принцип свободы труда проявляется в трудовом, гражданском и административном праве в части, связанной с трудовой деятельностью).
Принципы, характеризующие наиболее существенные черты отрасли, являются отраслевыми принципами, или основными принципами отрасли. Принципы трудового права в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными принципами, нормами международного права и международными договорами РФ (конвенциями МОТ) нашли свое выражение в комментируемой статье и раскрываются в ст. ст. 3, 4, других статьях ТК.
Принципы трудового права можно определить как исходные начала и основные положения, определяющие единство трудового права, сущность правового регулирования и общую направленность развития отрасли трудового права .
———————————
Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник. М., 2011. С. 41.
Следует иметь в виду, что в комментируемой статье установлены принципы трудового права как основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Они могут находить свое более конкретное выражение в принципах институтов отрасли, нормы которых закреплены в соответствующих разделах, например, в разд. II ТК закреплены основные принципы социального партнерства (ст. 24).
В то же время отдельный принцип, не нашедший своего прямого закрепления в ТК, может быть выражен в ряде норм способом «косвенной фиксации», как, например, принцип свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда. Хотя принцип свободы трудового договора, дополняя принцип свободы труда (абз. 1 ч. 2 ст. 2 ТК), не нашел своего прямого закрепления, он выражается в ряде норм о свободе заключения, изменения и прекращения трудового договора в разд. III ТК, посвященном трудовому договору (ст. ст. 56, 57, ч. 2 ст. 59, ч. 1 ст. 70, ст. ст. 72, 72.2, п. 1 ст. 77 ТК и др.).
Первый принцип, закрепленный в комментируемой статье, соответствует ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, провозгласившей свободу труда, право каждого заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. В Российской Федерации, реализуя право на свободный труд по своему выбору, каждый может трудиться в качестве работника по трудовому договору либо трудиться, являясь членом кооператива или выполнять конкретно-определенную работу по гражданско-правовому договору подряда или иному договору, а можно заниматься самыми различными видами индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельности и др.
Свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом (ст. 19, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. Указанный принцип дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах ТК, включая разд. III «Трудовой договор». Принцип свободы труда дополняется принципом свободы трудового договора, что позволяет его сторонам заключать данный договор на добровольной основе без всякого принуждения. Все, что достигнуто работником и работодателем путем соглашения по условиям трудового договора при его заключении, в дальнейшем может быть изменено также по их соглашению. Например, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод работника на другую работу, допускается только по соглашению сторон (ст. 72 ТК), при этом запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными федеральными законами (ст. 60 ТК). На основе свободы труда работник вправе расторгать трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме за две недели. До истечения этого предупреждения работник имеет право в любое время отозвать свое заявление (см. коммент. к ст. 80). Трудовой договор может прекращаться по соглашению, достигнутому сторонами договора (п. 1 ст. 77 ТК).
Принципы запрещения принудительного труда и дискриминации, установленные в комментируемой статье, раскрываются в отдельных статьях ТК (см. коммент. к ст. ст. 3 и 4).
Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, соответствующий Конституции РФ (ч. 3 ст. 37), нашел свое выражение в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 30.11.2011) , иных нормативных правовых актах. В указанном Законе определены направления государственной политики в области занятости, включая разработку и реализацию целевых программ, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др. Для отдельных категорий граждан предусматриваются дополнительные гарантии содействия в трудоустройстве в счет установленной квоты, например для приема на работу инвалидов (Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 30.11.2011)) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 18. Ст. 2211; N 29. Ст. 3693; N 47. Ст. 5613; 2000. N 33. Ст. 3348; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5024; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 160; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; 2007. N 43. Ст. 5084; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 52 (ч. 1). Ст. 6242; 2009. N 23. Ст. 2761; N 30. Ст. 3739; N 52 (ч. 1). Ст. 6441, ст. 6443; 2010. N 30. Ст. 3993; N 31. Ст. 4196; 2011. N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4296; РГ. 2011. 7 дек.
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563; 1998. N 31. Ст. 3803; 1999. N 2. Ст. 232; N 29. Ст. 3693; 2000. N 22. Ст. 2267; 2001. N 24. Ст. 2410; N 33. Ст. 3426; N 53. Ст. 5024; 2002. N 1. Ст. 2; N 22. Ст. 2026; 2003. N 2. Ст. 167; N 43. Ст. 4108; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; 2007. N 43. Ст. 5084; N 49. Ст. 6070; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. 1). Ст. 3410; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 52 (ч. 1). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. 1). Ст. 2152; N 30. Ст. 3739; 2010. N 50. Ст. 6609; 2011. N 27. Ст. 3880; N 30 (ч. 1). Ст. 4596; N 45. Ст. 6329; N 47. Ст. 6608; РГ. 2011. 2 дек.
Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основывается на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и Международного пакта от 16 декабря 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах , ст. 7 которого определяет право каждого: 1) на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; 2) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 3) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.
———————————
БВС РФ. 1994. N 12.
Часть первая. Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные начала трудового законодательства
Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и
работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
- организации труда и управлению трудом;
- трудоустройству у данного работодателя;
- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
- социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
- разрешению трудовых споров.
Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который
- свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
- равенство прав и возможностей работников;
- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; - сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
- обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политически�� убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Статья 4. Запрещение принудительного труда
Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
- в целях поддержания трудовой дисциплины;
- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду относятся:
- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
- требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
- работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
- работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
- работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- настоящим Кодексом;
- иными федеральными законами;
- указами Президента Российской Федерации;
- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.
Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами г��сударственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
- основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
- порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
- основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
- порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;
- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
- систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
- особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых
прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта
Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным
законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Статья 7. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права
Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем
Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников,
являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, а также тр��довые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.
Статья 10. Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Статья 11. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.
На территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими
либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие по договорам гражданско-правового характера;
другие лица, если это установлено федеральным законом.
Статья 12. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с:
- истечением срока его действия;
- вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
- отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Статья 13. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных
нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации.
Статья 14. Исчисление сроков
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возн��кновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
Статья 15. Трудовые отношения
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового
распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
- избрания (выборов) на должность;
- избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
- назначения на должность или утверждения в должности;
- направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;
- судебного решения о заключении трудового договора;
- фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.
Статья 17. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность
Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность возникают, если избрание (выборы) на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Статья 18. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу
Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Статья 19. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности
Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.
Статья 20. Стороны трудовых отношений
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.
Статья 21. Основные права и обязанности работника
Работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящи�� Кодексом, иными федеральными законами;
- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- принимать локальные нормативные акты;
- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
- вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
- предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
- своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
- создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами
Отношения, которые непосредственно связаны с трудовыми
Данный вид отношений характеризуется тем, что они вытекают из трудовых и не могут функционировать отдельно. Их можно назвать также производными от трудовых отношений.
Данную группу общественных отношений содержит ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, относя к ним отношения, связанные с:
- организацией туда и управлением трудом;
- трудоустройством у конкретного работодателя;
- профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации;
- социальным партнерством, ведением переговоров в коллективе, заключением соглашений и договоров;
- участием работников и профсоюзов в собраниях по установлению условий труда и применению законов;
- материальной ответственностью работодателя и работника;
- государственным контролем (надзором), контролем профсоюзов за тем, чтобы соблюдалось законодательство в сфере труда и нормативно-правовые акты, которые содержат нормы трудового права;
- разрешением трудовых споров;
- обязательным социальным страхованием в тех случаях, когда это предусмотрено в законе.
Данная группа общественных отношений имеет и общие черты, и существенные различия, которые делают их самостоятельными. Но, так или иначе, эти отношения имеют непосредственную связь с применением труда работников по найму.
Основные принципы трудового права
- Принцип права – это краткое отражение сути правовых норм.
- Принципы трудового права – это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи начала, которые пронизывают всё трудовое право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют трудовое право в целом.
- Принципы трудового права – это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
- Все принципы трудового права можно разделить на конституционные, отраслевые и межотраслевые.
- В статье 2 Трудового кодекса РФ дано легальное закрепление формулировок основных принципов трудового права.
- Основными принципами признаются:
- — свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
— запрещение принудительного труда, т.е. выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия);
- — запрещение дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности;
- — обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых;
- — равенство прав и возможностей работников;
- — обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы;
- — обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
- — обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
- — сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
- — социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
- — обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- — установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
- — обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
- — обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
- — обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;
- — обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- — обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Одновременно, в ст. 3 Трудового кодекса РФ запрещена дискриминация в сфере труда.
- Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах, не может получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
- Гарантируется обеспечение равенства возможностей работников без всякого умаления, продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работ по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
- Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной правовой защите.
- Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Принудительный труд запрещен. Согласно Конвенции МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930), принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
В статье 4 Трудового кодекса на основе ст. 37 Конституции РФ заложен принцип запрета принудительного труда.
- В соответствии со ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд представляет собой выполнение любой работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
- — в целях поддержания трудовой дисциплины;
- — в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
- — в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- — в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- — в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
- К принудительному труду относятся:
- — нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
- — требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
- В сфере применения трудового законодательства принудительный труд не включает в себя:
- — работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
Комментарий к Статье 1 ТК РФ
В статье 1 Трудового кодекса РФ закреплены основные цели и задачи трудового законодательства.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Главной задачей трудового законодательства является достижение согласования интересов работника и работодателя, а также государства. Кроме того, трудовое право направлено на регулирование трудовых отношений, а также иных отношений, связанных с трудовыми, например по организации и управлению трудом или по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.
Последнее изменение в статью 1 Трудового кодекса было внесено Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Этот документ добавил абзац, согласно которому трудовое законодательство направлено также на регулирование отношений по обязательному социальному страхованию.